Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениям зрения
рабочая программа (8 класс) по теме
В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного образования.
Цель личностно – ориентированного образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, свободной самодеятельной личностью.
Особое значение приобретают идеи гуманистической педагогики и психологии, где цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, свободной самодеятельной личностью.
Совершенно очевидно, что эффективность работы современного педагога зависит не только от его профессиональных теоретических знаний, но и от компетентности владения им способами и приёмами практической работы по самореализации обучающихся.
Идея данной работы заключается в формировании и апробации общественно – полезной деятельности воспитанников в форме шефства и в дальнейшем её внедрении в систему воспитательной работы школы - интерната
Предпосылкой для создания данной работы стала гипотеза о том, что эффективное решение разнообразных проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, невозможно без широкого участия в этом сложном процессе самих учащихся школы.
Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости.
Поэтому так важно в работе по формированию высоконравственного социокультурного пространства в школе опираться на ученический актив, состоящий из учащихся средней и старшей ступени обучения.
Можно предположить, что такое общественное ученическое сообщество способно
-воздействовать на отклоняющееся поведнеие учащихся начальной школы,
-организовывать их культурный досуг и деятельность на переменах,
-оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_sotsialnyh_sposobnostey_podrostkov_s_ovz.docx | 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Государственное Казенное Образовательное Учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида № 2
Развивающая программа
Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениям зрения
«Школа шефства»
Выполнила:
воспитатель группы № 12
Баскакова Ю.В.
Консультант - методист:
Матц Е.Б.
Москва
2017 – 2018 учебный г
Паспорт программы
Наименование программы | Авторская программа воспитательной деятельности в средней школе «Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениям зрения» |
Основание для разработки программы | Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы-интерната для детей с нарушениями зрения |
Заказчик | Администрация ГКОУ СКОШИ № 2 |
Разработчик программы | Баскакова Юлиана Викторовна, воспитатель ГКОУ СКОШИ № 2 |
Методист-консультант | Матц Елена Борисовна |
Цель программы | Внедрение программы социального партнёрства в воспитательную систему школы-интерната |
Задачи программы | Организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы. Обучение распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия. Отработка основных умений и навыков межличностного общения. Духовно-нравственное развитие школьников. Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции. Формирование чувства ответственности воспитанников за свое поведение и поведение и поведение окружающих. Организация досуговой деятельности. Создание в классном и школьном сообществе благоприятного психологического климата. Создание атмосферы толерантности к окружающим в детском коллективе. Развитие организаторских способностей воспитанников. Формированию и коррекция у школьников таких личностных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду. Профилактика правонарушений. |
Сроки реализации | 2017г. – 2018 г. |
Основные направления воспитательной системы | «Вместе», «Здоровье», «Мир спасется красотой», «Я – гражданин России» |
Участники реализации | Ученики 4 «А», 4 «Б», 8 «А» и 8 «Б» классов |
Дополнительные сведения | Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся начальной и средней школы |
Пояснительная записка
Актуальность выбора темы.
В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного образования.
Цель личностно – ориентированного образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, свободной самодеятельной личностью.
Особое значение приобретают идеи гуманистической педагогики и психологии, где цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, свободной самодеятельной личностью.
Совершенно очевидно, что эффективность работы современного педагога зависит не только от его профессиональных теоретических знаний, но и от компетентности владения им способами и приёмами практической работы по самореализации обучающихся.
Идея данной работы заключается в формировании и апробации общественно – полезной деятельности воспитанников в форме шефства и в дальнейшем её внедрении в систему воспитательной работы школы - интерната
Предпосылкой для создания данной работы стала гипотеза о том, что эффективное решение разнообразных проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, невозможно без широкого участия в этом сложном процессе самих учащихся школы.
Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости.
Поэтому так важно в работе по формированию высоконравственного социокультурного пространства в школе опираться на ученический актив, состоящий из учащихся средней и старшей ступени обучения.
Можно предположить, что такое общественное ученическое сообщество способно
-воздействовать на отклоняющееся поведнеие учащихся начальной школы,
-организовывать их культурный досуг и деятельность на переменах,
-оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников.
Цель работы:
Внедрение программы социального партнёрства в воспитательную систему школы-интерната.
Задачи:
Педагогические.
- Организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы.
- Обучение распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия.
- Отработка основных умений и навыков межличностного общения.
Воспитательные.
- Духовно-нравственное развитие школьников.
- Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции.
- Формирование чувства ответственности воспитанников за свое поведение и поведение и поведение окружающих.
- Организация досуговой деятельности.
Психологические.
- Создание в классном и школьном сообществе благоприятного психологического климата.
- Создание атмосферы толерантности к окружающим в детском коллективе.
- Развитие организаторских способностей воспитанников.
Коррекционные.
- Формированию и коррекция у школьников таких личностных качеств, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и уважение к труду.
- Профилактика правонарушений.
Участники программы:
Воспитанники группы № 12 ГКОУ СКОШИ № 2 (учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов).
Направление реализации программы:
Основным направлением реализации программы является социальное воспитание.
Календарно-тематическое планирование
Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей ч нарушениям зрения
«Школа шефства»
Модули программы
Модуль | Время проведения | Вид деятельности | Исполнитель |
Шефство. Общие понятия и история возникновения. Способы организации шефства в ГКОУ СКОШИ № 2 | Октябрь – декабрь 2017 г. | Теоретические занятия | Воспитатель |
Первичные представления о формах и методах психологической диагностики | Январь – февраль 2018 г. | Теоретические занятия Практические занятия | Воспитатель |
Разработка программы подготовки к переходу в среднюю школу для учеников 4 класса ГКОУ СКОШИ № 2 | Март – апрель 2018 г. | Практические занятия | Воспитанники |
Тематическое планирование
№ | Темы теоретических занятий | Кол-во часов | Темы практических занятий | Кол-во часов | УУД |
1 | Определение понятий «Шефство» и «Наставничество» | 1 | Мои представление о шефстве и наставничестве (доклады воспитанников) | 1 | Познавательне Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Коммуникативные Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Регулятивные Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). |
2 | История возникновения шефства в России | 5 | Подготовка подарка для первоклассников совместно с подшефными классами | 4 | |
3 | История возникновения системы шефства в ГКОУСКОШИ № 2 | 5 | Подготовка к конкурсу инсценировок совместно с подшефными классами | 5 | |
4 | Пути реализации шефства на современном этапе развития ГКОУ СКОШИ № 2 | 2 | Разработка программы шефства над учениками 4 класса ГКОУ СКОШИ № 2 | 2 | |
5 | Опрос, как метод исследования | 2 | Подготовка просного листа для педагогов ГКОУ СКОШИ № 2 | 2 | |
6 | Проблема готовности перехода обучающихся из начальной школы в среднюю | 5 | Разработка программы занятий с учащимися 4 классов, способствующей облегчению их перехода в 5 класс | 2 | |
7 | Методы психологической диагностики готовности обучающихся начальной школы к переходу в 5 класс | 5 | Подготовка методики определения готовности учеников 4 класса к переходу в среднюю школу, | 2 | |
Всего теоретических часов | 25 | Всего практических часов | 18 | ||
Всего часов | 43 |
Календарное планирование
Дата | Темя занятия | Вид занятия | Направление деятельности |
19.09.2017 | Что такое шефство в школе | Теоретическое | Беседа с воспитанниками |
10.10.2017 | Отличие понятий «шефство» и «наставничество» | Теоретическое | Дискуссия |
17.10.2017 | История появления шефства в школах | Теоретическое | Беседа с воспитанниками |
24.10.2017 | Шефство и наставничество в России 18 – 19 века | Практическое занятие | Доклады воспитанников |
31.10.2017 | Проблема шефства в советской школе | Практическое занятие | Доклады воспитанников |
14.11.2017 | Феномен шефства в школе 20 века | Практическое занятие | Доклады воспитанников |
21.11.2017 | Проблема школьного шефства в наши дни | Практическое занятие | Доклады воспитанников |
28.10.2017 | Пути реализации шефства на базе ГКОУ СКОШИ № 2 | Теоретическое занятие | Беседа |
05.12.2017 | Индивидуальное наставничество | Теоретическое занятие | Беседа |
12.12.2017 | Групповое наставничество | Теоретическое занятие | Беседа |
19.12.2017 | Шефство на уровне классов (групп) | Теоретическое занятие | Беседа |
26.12.2017 | Шефство на уровне школы (первые представления о самоуправлении) | Теоретическое занятие | Беседа |
16.01.2018 | Ученический совет | Теоретическое занятие | Беседа |
23.01.2018 | Устав школы как нормативный документ, регламентирующий работу ученического совета | Практическое занятие | Работа с текстом Устава |
30.01.2018 | Ученические рабочие группы как механизм работы Совета | Теоретическое занятие | Беседа |
06.02.2018 | Формирование ученических рабочих групп | Практическое занятие | Дискуссия |
08.02.2018 | Функциональное наполнение ученических рабочих групп | Практическое занятие | Дискуссия |
13.02.2018 | Опрос как метод сбора информации | Теоретическое занятие | Беседа |
15.02.2018 | Понятие анкетирования | Теоретическое занятие | Беседа |
27.02.2018 | Отличие опроса от анкетирования | Теоретическое занятие | Беседа |
01.03.2018 | Подготовка опросного листа для педагогов и обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2 | Практическое занятие | Работа над текстом опросного листа |
06.03.2018 | Подготовка программы занятий по подготовке к 5 классу для обучающихся 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2 | Практическое занятие | Работа над программой |
13.03.2018 | Проведение первичной диагностика готовности учеников 4 классов ГКОУ СКОШИ № 2 к переходу в 5 класс | Практическое занятие | Проведение психологических тестов |
15.03.2018 | История и традиции ГКОУ СКОШИ № 2 | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
20.03.2018 | Основные отличия средней школы от начальной | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
22.03.2018 | Требования к пятикласснику в ГКОУ СКОШИ № 2 | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
27.03.2018 | Распорядок дня и режимные моменты в средней школе | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
29.03.2018 | Раздевалка (правила хранения вещей) | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
10.04.2018 | Класс (группа) в средней школе | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
12.04.2018 | Спальный корпус | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
17.04.2018 | Правила поведения в в школе | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
19.04.2018 | Особенности организации подготовки уроков в средней школе | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
24.04.2018 | Правила поведения во время прогулки | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
26.04.2018 | Правила поведения на общешкольных мероприятиях | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
27.04.2018 | Правила поведения во время выездных мероприятий | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
03.05.2018 | Анализ опросных листов педагогов ГКОУ СКОШИ № 2 | Практическое занятие | Статистическая обработка данных |
07.05.2018 | Подготовка итоговой диагностики готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу | Практическое занятие | Подготовка методов диагностики |
10.05.2018 | Итоговая диагностика готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу | Практическое занятие | Проведение психологического тестирования учеников 4 класса |
15.05.2018 | Итоговая диагностика готовности перехода учеников 4 класса в среднюю школу | Практическое занятие | Проведение психологического тестирования учеников 4 класса |
17.05.2018 | Обработка материалов психодиагностического обследования учеников 4 класса | Практическое занятие | Обработка полученных материалов |
22.05.2018 | Обработка материалов психодиагностического обследования учеников 4 класса | Практическое занятие | Обработка полученных данных |
24.05.2018 | Подготовка рекомендаций ученикам 4 класса по итогам диагностики готовности перехода в среднюю школу | Практическое занятие | Подготовка рекомендаций |
30.05.2018 | Подведение итогов работы по подготовке 4 класса ГКОУ СКОШИ №2 к переходу в среднюю школу | Практическое занятие | Проведение занятия в 4 классе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65
Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...
Развитие эмоциональных, познавательных и творческих возможностей ребенка на музыкальных занятиях в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8-го вида
Рекомендовано для детей с проблемами в интеллектульном развитии...
Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Одним из направлений духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся коррекционных школ- и...
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования. Программа...
Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта
Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...
Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)
Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида г. Ба
Цель проекта:Развитие движения ЮИД в школе, посредством использования современных информационных технологий, электронных ресурсов....