Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с ОНР в средней группе
календарно-тематическое планирование на тему

Золотухина Марина Михайловна

В помощь начинающим логопедам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon persp.plan_.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

коррекционной логопедической работы

с детьми с ОНР в средней группе

Месяц

Неделя

Звуки

Подготовка к звуковому анализу

и синтезу. Дифференциация звуков на слух.

Лексичес-кие темы

Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.

Сентябрь

1

Диагностический период

2

Диагностический период

3

Знакомство с органами артикуляции. Выделение речевых и неречевых звуков.

Детский сад, наша группа

Дать знания о функциональных особенностях помещений детского сада. Формировать понятие, что логопед, воспитатель, няня – это профессии.

Учить строить простую фразу из 2-4 слов.

4

Звуки вокруг. Звучащие игрушки

Органы артику-ляции

Познакомить  с органами артикуляции.

Учить выделять речевые и неречевые звуки.

Учить составлять предложения из 2-х слов по совершаемому действию.

Развивать физиологическое дыхание, слуховое внимание.

Октябрь

1

Звуки вокруг. Неречевые звуки.

Осень

Обобщить первичное представление детей об осени по существенным признакам сезона (состояние погоды и природные явления). Ввести в речь ребёнка прилагательные, обозначающие состояние погоды: солнечный, пасмурный, дождливый: Согласование прилагательных с существительными по предметным опорным картинкам. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа (падает - падают). Согласование существительного с местоимениями в роде и числе.

Формирование простого распространённого предложения (с однородными членами). Заучивание стихотворных форм.

2

Артикуляционная гимнастика. Игры на развитие слухового внимания

(«Кто тебя позвал?»)

Осень

Закреплять представления об осени и её признаках.

Закреплять употребление в речи предлогов НА, С.

Учить составлять простой описательный рассказ по схеме.

3

Игры на развитие слухового внимания «Угадай, кто идёт?»

Овощи. Огород.

Расширить представления детей об основных овощах, их цвете, форме, размере и вкусе. Ввести обобщающее понятие "Овощи". Учить образовывать существительные множественного числа в именительном падеже. Согласование прилагательных с существительными. Употребление существительных в форме винительного падежа. Формировать навык образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Употребление простых предлогов НА, С. Формирование начал простого описательного рассказа посредством простых распространённых предложений по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

4

Игры на развитие речевого дыхания

«Чья стрекоза дальше улетит?»

Игрушки

Ввести обобщающее понятие "Игрушки"; наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; составные части; из чего они сделаны; классификация игрушек по материалу.

Образование множественного числа существительных. Формировать навык образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; множественного числа; родительного падежа множественного числа. Формирование простого предложения по демонстрации действий (Лена рисует). Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. Употребление простого предложения.

Формирование составления простого описательного рассказа посредством простых распространённых предложений по схеме (размер, цвет, форма предмета, из чего он сделан, как с ним играть) или по образцу.

5

Игры на развитие силы голоса «Вьюга»

Фрукты. Сад.

Расширить представления детей об основных фруктах. Их цвет, форму, размер и вкус. Ввести обобщающее понятие "Фрукты". Учить образовывать существительные множественного числа в именительном падеже. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Формировать навык образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Употребление простых предлогов НА, С. Употребление имён собственных в ед. ч. с предлогом У. Формировать навык составления простого описательного рассказа посредством простых распространённых предложений по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Ноябрь

1

Игры на развитие речевого дыхания

«Кто кого?»

Фрукты

Закреплять обобщающее понятие  «Фрукты». Употребление имён собственных в ед. ч. с предлогом У. Формировать умение использовать имена существит. в форме ед. ч. тв. и вин. падежей. Формировать навык составления простого описательного рассказа посредством простых распространённых предложений по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

2

Игры для развития ритма речи «Помощники»

Овощи-фрукты

Закрепить обобщающие понятия «Овощи», «Фрукты». Учить дифференцировать овощи и фрукты. Учить использовать имена сущ. в ед.ч. родительном падеже с предлогом «ИЗ». Учить составлять рассказы по картинкам и картинно-графическим планам.

3

Игры на развитие речевого дыхания

«Приятный запах»

Наше тело.

Введение обобщающего понятия "Части тела", Уточнить названия основных частей тела, их функции. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (один - много) и уменьшительно - ласкательных форм существительного. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Закрепление навыка построения простого предложения по демонстрации действий. Формирование навыка составления описательного рассказа "Портрет".

4

Игры на развитие длинного, плавного выдоха «Пароходы»

Средства гигиены

Уточнить и расширить словарь по теме. Учить правильно употреблять слова «чистый»-«грязный», «сухой»-«мокрый». Учить составлять предложения по картинкам.

Декабрь

1

У

Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова.

Зима.

Обобщить первичное представление детей о зиме по существенным признакам сезона (состояние погоды и природные явления). Ввести в речь ребёнка прилагательные, обозначающие состояние погоды, свойства снега и признаки зимы. Согласование существительного с прилагательным в роде и числе. Образование уменьшительно - ласкательных форм существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Учить детей составлять предложения по картинке.  рассказ по опорным предметным картинкам. Формирование сложноподчинённого предложения с союзом потому что и простого распространённого предложения.

2

А

Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова.

Одежда

Ввести обобщающее понятие "Одежда"; название и назначение основных видов одежды и некоторых её частей. Различие взрослой и детской одежды. Одежды для мальчиков и девочек. Усвоение местоимений мой, моя, моё. Практическое употребление в речи  предлогов «В», «ИЗ». Образование имён существительных во множественном числе и с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Образование формы родительного падежа имён существительных множественного числа.

3

 

У

А

Уточнить правильное произношение звуков. Учить произносить звукосочетания «АУ», «УА» по символам

Одежда

Закрепить обобщающее понятие «Одежда». Формировать представление о профессии портного. Построение простого распространённого предложения с однородными членами путём перечисления различной одежды (Что ты наденешь?) Пересказ рассказов с опорой на картинку и картинно-графический план. Составление рассказов - описаний (по образцу).

4

И

Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова.

Новый год

Формировать обобщающее понятие «Ёлочные игрушки». Учить правильно использовать в речи форму творит. падежа имён существительных в ед. ч. Закреплять использование в речи предлога «С».Учить составлять простой описательный рассказ по картинке.

Январь

1

   Зимние каникулы

2

А

У

И

Закрепить правильное произношение звуков.

Учить. определять звуки по артикуляции.

Зимние забавы.

Закрепить знания  зимних забавах детей. Согласование существительных и местоимений с глаголами в роде и числе. Правильное употребление в речи глаголов в разных временных формах.

Учить детей отвечать на вопросы распространённым предложением с предлогами «НА», «С».. Учить составлять предложения по картинке и рассказ по предметным опорным картинкам и картинно-графической схеме.

3

А

У

И

Уточнить правильное произношение звуков. Учить читать сочетания звуков АУ, УА, УИ, ИА по символам.  

Обувь

Уточнить и расширить словарь по теме. Познакомить с обобщающим понятием «обувь». Использовать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных. Учить составлять предложения по совершаемому действию, использовать глаголы «обуть-снять» при формировании фразы. Учить  использовать предлоги «В», «ИЗ». Учить пересказывать рассказ по сюжетной картинке.

4

А

У

И

Закрепить правильное произношение звуков.

Учить. определять звуки по артикуляции.

Зимние забавы.

Закрепить знания о зимних забавах детей. Согласование существительных и местоимений с глаголами в роде и числе. Правильное употребление в речи глаголов в разных временных формах.

Учить детей отвечать на вопросы распространённым предложением с предлогами «НА», «С».. Учить составлять предложения по картинке и рассказ по предметным опорным картинкам и картинно-графической схеме.

5

О

Учить правильно произносить звук. Познакомить с символом звука.

Зима

Закрепить представление о зиме, её признаках. Учить детей составлять предложения по картинке.  рассказ по опорным предметным картинкам.

Февраль

1

О

Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова.

Дикие животные

Ввести обобщающее понятие "Дикие животные". Сформировать понятия о среде обитания, их отличительных признаках, как они передвигаются и чем питаются.

Формировать навык образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Образование множественного числа существительных. Практическое употребление в речи простых предлогов. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Учить составлению описательного рассказа с опорой на схему или по образцу Составление предложений по двум опорным картинка (Мёд нужен (кому?) медведю). Составление предложения с однородными членами. Закрепление употребления предлога  «В» при составлении фразы.

2

У

О

Уточнить правильное произношение звуков.

Учить дифференцировать

звуки.

Детёны-ши диких животных

Уточнить и расширить словарь детей по теме. Формировать обобщающее понятие «Детёныши диких животных». Учить различать и употреблять в речи имена существительные  в ед. и мн.числе. Учить понимать значение предлогов «К», «ОКОЛО», «ЗА» и правильно их использовать.

3

А

У

И

О

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков.

Дифференциация звуков.

Домашние животные.

Введение обобщающего понятия "Домашние животные". Сформировать понятия о месте обитания, их отличительных признаках, как передвигаются и чем питаются. Образование уменьшительно - ласкательных форм существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Практическое употребление в речи простых предлогов. Учить составлять предложения по образцу "У кого кто?". Составление предложений с предлогом ЗА (Кто за кем бегает).

Формирование навыка составления простого описательного рассказа (кто это,  где он живёт, чем питается, части тела, какую пользу приносит).

4

Э

Учить правильно произносить звук. Учить детей выделять звук из ряда других гласных.

Детёныши домашних животных.

Введение обобщающего понятия "Детёныши домашних животных». Учить строить фразу из 3-х слов с использованием имени существительного в родит. падеже без предлога и с предлогом «У», а также с предлогами «ЗА», «ПОД».

Март

1

Э

Продолжать учить правильно произносить звук. Продолжать учить детей выделять звук из ряда других гласных

Мамин праздник

Закрепить и активизировать словарь детей по теме. Продолжать учить строить фразу из 2-5 слов. Учить пересказывать текст по картинно-графическому плану. Заучивание стихотворения «Мамин праздник».

2

Э

И

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков.

Весна

Введение обобщающего понятия "Весна". Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе (мой листик, моё солнышко, мои цветы, моя шапочка). Согласование существительных с прилагательными в роде и числе (быстрый ручей, тёплые лучики). Формирование сложноподчинённого предложения с союзом потому что (На картине весна, потому что на ней есть проталины). Формирование распространённого предложения (Дети надевают лёгкие шапочки)

3

А

У

И

О

Э

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков.

Домаш-ние птицы.

Введение обобщающего понятия "Домашние птицы". Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Образование множественного числа существительных. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Формирование навыка составления описательных рассказов по схеме (кто это,  где живёт, что ест, части тела, польза)

4

Ы

Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других гласных звуков.

Детёныши домашних птиц.

Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «Птенцы».

Апрель

1

Ы

Продолжать уточнять правильное произношение звука. Продолжать учить детей выделять звук из ряда других гласных звуков.

Посуда. Продукты питания.

Введение обобщающего понятия "Посуда", "Продукты питания". Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит. Дети должны усвоить названия продуктов питания, для чего они нужны, где они продаются, что из них можно приготовить, где они хранятся и почему, обобщающие понятия "еда, пища". Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе (мой нож, моя тарелка). Согласование существительных с прилагательными в роде и числе (круглое блюдце). Употребление простых предлогов (Цветы в вазе. Листья на дереве.). Усвоение категории творительного падежа без предлога, родительного падежа с предлогом «ИЗ», предложного падежа с предлогами «В», «НА». Практическое употребление сложносочинённых предложений с союзом А (Конфеты в коробке, а суп в кастрюле.). Формирование простого описательного рассказа о предмете по схеме или образцу.

2

И

Ы

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков.

 

Мебель.

Введение обобщающего понятия "Мебель". Расширение и конкретизация представлений о мебели, её назначении, частях, из которых она состоит. Учить понимать и использовать в речи предлоги «ЗА» и «ПОД» с косвенными дополнениями в творительном и винительном падежах; предлоги «К», «ОТ»  в дательном и родительном падежах..

Образование существительных множественного числа и уменьшительно - ласкательных форм. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Построение простого предложения по картинке. Формирование простого описательного рассказа по предъявленному предмету (картинке) с опорой на схему (размер, цвет, форма, из чего сделан, как используется.)

3

М

Закрепить правильное произношение звука. Выделение согласного звука из ряда других звуков.

Дом и его части.

Уточнить и расширить словарь детей по теме. Дети должны усвоить названия некоторых частей дома, как строят дом, из чего, для чего он нужен, понятия много этажей, один этаж, высокий, низкий. Образование существительных множественного числа. Учить строить сложноподчиненные предложения цели.

4

М,

М'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков.

Транспорт

Формирование представлений о транспорте, его назначении и отдельных частях. Введение обобщающего понятия "Транспорт". Дать элементарные знания о правилах дорожного движения. Усвоение категории предложного падежа с предлогом НА (Я иду на улицу). Закрепление правильного употребления предлогов «В», «К», «ОТ», «ОКОЛО». Составление сложносочинённых предложений с союзом А  (Лодка плывёт, а машина едет). Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что (Нельзя переходить улицу в не установленном месте, потому что это опасно).  Составление рассказов - описаний по схеме. Составление рассказа по картине по плану. Формирование простого предложения по схеме, предложенной взрослым в вопросе.

Май

1

Н

Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков.

Профес-сии

Введение обобщающего понятия "Профессии", "Орудия труда и инструменты". Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Образование глаголов при помощи приставок. Образование формы имён существительных в винительном падеже. Продолжать формировать умение использовать в речи простые распространённые и сложноподчинённые предложения. Составление рассказов с опорой на картинки и схему.

2

Н

Н'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков.

Птицы

Уточнить и расширить словарь детей по теме. Формировать обобщающее понятие «Птицы». Учить образовывать именительный падеж множественного числа и уменьшительно-ласкательную форму имён существительных. Учить практически использовать предлог «НАД». Продолжать учить составлять предложения по совершаемому действию и пиктографическим схемам.

3

Д

Закрепить правильное произношение звука. Выделение согласного звука из ряда других звуков.

Цветы

Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «Цветы». Учить согласовывать имена существительные ед. и мн. Числа с глаголами настоящего времени. Учить строить фразу из 4-х слов с предлогом. Заучивание стихов.

4

Д,

Д'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других

звуков. Дифференциация

звуков.

Насеко-мые

Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Введение обобщающего понятия "Насекомые". Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных.

Дифференциация глаголов единственного и

множественного числа. Учить детей согласовывать определения с теми словами, к которым они относятся. Составлять с отработанными словосочетаниями предложения. Составление описательных рассказов по схеме с использованием предметных картинок.

Июнь

1

Лето

Расширение и уточнение представлений и знаний о смене времён года, о лете и его приметах. Отличие лета от других времён года. Усвоение категории родительного падежа множественного числа (Летом много цветов.). Составление предложений по картинкам. Практическое употребление в речи предлога ПОД. Составление по опорным картинкам рассказа.

2

Ягоды

Ввести обобщающее понятие "Ягоды". Уточнение и расширение представлений детей о ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Усвоение категории родительного падежа множественного числа (Я собрала много земляники). Составление предложений по опорным картинкам. Составление по опорным картинкам рассказа

3

Грибы

Ввести обобщающее понятие "Грибы". Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных. Усвоение категории родительного падежа множественного числа (Я собрала много грибов). Составление предложений по опорным картинкам. Составление по опорным картинкам рассказа.

4

Лето

Расширение и уточнение представлений , знаний о смене времён года, о лете и его приметах. Отличие лета от других времён года. Усвоение категории родительного падежа множественного числа (Летом много цветов.). Составление предложений по картинкам. Практическое употребление в речи предлога ПОД. Составление рассказа по опорным картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Разное печенье".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Разное печенье»....

Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста.

Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста. На первое полугодие....

Программа коррекционной работы с детьми "группы риска" (психолого-педагогической поддержки) "Мы вместе"

Программа направлена на развитие адаптивных возможностей, здорового образа жизни, профилактику проблем поведения и социализиции детей "группы риска"....

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...