«Интегрированные технологии в обучении детей с ТМНР при формировании представлений об окружающем природном мире»
статья по теме

Аманова Мая

При интегрированном подходе к обучению детей с ТМНР удается  последовательно задействовать различные сенсорные анализаторы, функции которых у детей с ТМНР

в той  иной степени нарушены. Сделать это возможно через предметно-практическую деятельность, когда изучаемый обьект включается в различные виды учебной  деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интегрированные технологии в обучении детей с ТМНР  при формировании представлений об окружающем природном мире»

Аманова Мая Бердымамедовна  -  учитель МКОУ ШИ  г. Королев.

Из курса  диалектического материализма  известно,  что «материя есть объективная реальность,  данная нам в ощущениях». Человек познает окружающую его  действительность  с  помощью  различных  органов  чувств (в первую очередь, зрения и осязания)   через полученные от них ощущения. Научно доказано, что для большинства умственно отсталых детей характерны нарушения данных функций той или иной степени выраженности. Дети   с аутизмом в сочетании с умеренной умственной отсталостью  не могут одновременно воспринимать информацию всеми органами чувств.

И в то же время при обучении детей с ТМНР   требуется максимально задействовать различные  анализаторы: зрительные, слуховые, кожно-тактильные,  кинетический и кинестетический факторы (кожная чувствительность) (слайд 2, презентация ). Это обусловливает необходимость применения  интегрированной технологии обучения с использованием  межпредметных связей,  когда изучаемый объект   включают  в различные виды  учебной деятельности (слайд 3.).

Принцип интегрированного обучения находит применение  в том, например, что  тема «домашние животные и птицы» изучается на уроках окружающего природного  мира,  и на уроках речи  и альтернативной  коммуникации, и на уроках музыки  и  движения, и на уроках изобразительной деятельности, и во внеурочной деятельности и на коррекционно-развивающих занятиях в предметно-практической деятельности. Межпредметные связи на уроках по окружающему природному миру осуществляются  путем включения эпизодического материала из других предметов и   многократного повторения одной  и той же  темы на различных уроках;  использованием одной  и той  же терминологии  на различных предметах в разных ситуациях;  путем включения изучаемой темы в предметно-практическую деятельность на различных уроках  и в  внеурочной деятельности.

На уроке «Окружающий природный мир» при  изучении темы « Птицы и их детеныши»,  обучающийся  рассматривает  внешний вид и строение  птицы  (зрительное восприятие),(слайд 4)   и  знакомится с новыми для себя  понятиями: «перья», «крылья»,  «клюв», расширяет свой   импрессивный  словарь за счет  понимания  речи (слайд 5, слайд 6)

Изучение темы  продолжается на   уроках  развития речи и альтернативной  коммуникации,  музыки и движения,  на которых  обучающийся  прослушивает аудиозапись с голосами птиц и домашних животных, учится  различать голоса птиц  (развитие слухового  восприятия), учится подражать  голосам,  называть их самостоятельно, используя звукоподражания и слова ( развитие артикуляционной основы речи),   и  соотносит голоса птиц и животных  с их изображением на картинке (развитие слухового  восприятия).  На занятиях обучающийся   прослушивает аудиокниги  о домашних животных и птицах ( потешки, стихи, короткие рассказы), играет в имитационные  игры на звукоподражание (чик-чирик, кар-кар, гав-гав и т.п.), участвует в игровых упражнениях на узнавание животных и птиц по их плоскостным моделям,  по пиктограммам, соотносит парные изображения птиц в   дидактической игре «Лото птицы» (Слайд 7,). Изучение темы продолжается  на уроках    изобразительной  деятельности,  где обучающийся раскрашивает контуры птиц и животных (Слайд 8 ),  уже знакомых ему из курса  «окружающий природный мир»,    делает объемную аппликацию;  при этом в урок обязательно включаются стихи, загадки, потешки, соответствующие теме. На занятиях по внеурочной деятельности  учитель организует  наблюдения  за птицами (ворона, воробей), кормление птиц во время экскурсий,  обучающийся изготавливает кормушку для птиц,  моделирует  птицу из бумаги (Слайд 9, слайд 10).   На коррекционно-развивающих занятиях применяют  игры  с природными материалами, в когда  обучающийся ощупывает их (развитие тактильной чувствительности),  собирает пазлы с изображением птиц из 2-6 частей ( развитие мелкой моторики).

При данном  интегрированном  подходе к обучению детей  с ТМНР   удается последовательно задействовать все  сенсорные анализаторы, что   способствуют более прочному и длительному усвоению изучаемого материала.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Курдупова Е.П. «Использование межпредметных связей при обучении детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития».   https://infourok.ru/ispolzovanie-mezhpredmetnih-svyazey-pri-obuchennii-detey-s-tyazhyolimi-mnozhestvennimi-narusheniyami-razvitiya-2242666.html

 2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, 2011г. ЦДК проф. Л. Б. Баряевой.

3. Аманова М.Б.. 2017г. Специальная индивидуальная программа развития  на 2017 – 2018 учебный год по предметам индивидуального учебного плана ученика 2 Б класса, обучающегося на дому, Савинкова Михаила Станиславовича  https://infourok.ru/user/amanova-maya-berdimamedovna.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированные технологии в обучении детей с ТМНР Подготовила учитель МКОУ ШИ Аманова М.Б . г.Королев, 2018г

Слайд 3

Интегрированные технологии обучения: Один изучаемый объект (птицы и животные ) включается в различные виды деятельности: окружающий природный мир, рисование, развитие речи, коррекционно-развивающие занятия, внеурочная деятельность, музыка и движение .

Слайд 4

Внешний вид птиц

Слайд 5

Строение птицы на бумажной 3 D модели.

Слайд 6

Дидактическая игра «Лото. Птицы»

Слайд 7

ЛОТО «Птицы» .

Слайд 8

Раскрашивание готового контура птиц. Интеграция с уроками изо.

Слайд 9

Цыпленок и яйцо. Изготовление поделки в внеурочной деятельности

Слайд 10

Внеурочная деятельность. Интеграция к уроку природный мир. Моделирование птиц из бумаги 3D


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений об окружающем мире.

Что-бы заинтересовать своих пятиклашек естественными науками. пришлось прошерстить интернет и поискать интересные задания для них. совсем немногие смогли догадаться, как это можно сделать. Это может п...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по окружающему природному миру «Веселые котята» (развитие сенсорных, психомоторных процессов) в 3 классе

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их ...

Конспект открытого урока по окружающему природному миру. 1 Класс.

Конспект открытого урока по окружающему природному миру.  1 Класс.. ТЕМА: «Домашние птицы (курица, петух, утка, гусь)»...

«Формирование представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития»

В настоящее время многие дети относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальном образовании. Среди них значительный процент составляют дети с интеллек...

Статья "Формирование представлений об окружающем мире у детей с ТМНР".

Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает более высок...

Методическая разработка "Конспект урока по Окружающему природному миру на тему "Деревья осенью" для детей с нарушением слуха

Конспект урока для учителей и воспитателей, работающих с детьми с нарушением слуха по предмету "Окружающий природный мир". Конспект соответствует методике, содержит много игровых заданий. По...