Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию целостной картины мира у детей с ЗПР. (подготовительная группа)
план-конспект

Пименова Татьяна Николаевна

 

 

Ход занятия

 

 

  1. Организационный момент

Проводится  игра  на  сосредоточение  внимания  и  формирование ориентировки во временах года «Сядет тот, кто …». Педагог разрешает сесть на стулья тем дошкольникам, которые назовут один из признаков весны. Если кто- либо  из  дошкольников  затрудняется  в  выполнении  задания,  педагог  задает наводящие вопросы, например: «Что происходит со снегом весной?», «Как изменяется жизнь животных весной?» и др.

 

  1. Беседа по сюжетным картинкам.

 «Что делают дети весной».

Ребята, посмотрите на экран. (слайд 1. Времена года) дети самостоятельно называют зимние развлечения. Весной  у детей так же много различных веселых развлечений.  (слайд 2). Назвитие весенние развлечения.

  1.  Упражнения на выявление прчинно-следственных связей

«Подготовка к встрече скворцов».

Ребята, мальчик Ваня  прислал нам сообщение с   картинками  о том, как он с друзьями готовился к весне. Первая история о том, как Миша с друзьями готовился к встрече перелетных птиц – скворцов. Перед детьми на экране  по 3 сериационные картинки, серию с изображением помощи детей скворцам, и задает вопросы по их содержанию – по каждой картинке отдельно (при необходимости педагог сам отвечает на поставленные вопросы).

Примерные вопросы:

Что делают ребята (указывает на картинку № 1 с изображением детей, строящих скворечник). Для кого они строят скворечник? Из чего они делают  скворечник?  Какие  инструменты  они  используют,  чтобы построить скворечник? и т.п.

Что  видите  на  этой  картинке  (указывает  на  картинку  №  2  с изображением  детей,  прикрепляющих  скворечник)?  Куда  они прикрепляют скворечник? Кто будет жить в скворечнике?

Что происходит на этой картинке (указывает на картинку № 3 с изображением  скворцов,  живущих  в  скворечнике  и  выводящих птенцов)? Кого вывели скворцы? Чем они их кормят? Как им живется в скворечнике?

Эти картинки между собой связаны. Скажите, что случилось сначала, а что случилось потом? Почему так получилось?».

В заключение детям задаются вопросы о найденной причинно-следственной связи.

 

Что было до того как скворцы вывели птенцов?

Что случилось после того, как дети построили скворечник для скворцов?

Что случилось до того, как дети прибили скворечник к шесту? А что случилось после этого?

Что было позже: дети построили скворечник, или в скворечнике поселились скворцы и вывели птенцов?

Что было раньше: дети прибили скворечник к шесту, или дети построили скворечник?

Что было бы, если бы дети не построили скворечник?

Почему дети все-таки стали строить скворечник?

Физкультминутка

Физминутка «Весенняя»

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

 «Игра с корабликами».

Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите ?Правильно, бумажные кораблики.   В них спрятаны картинки. Давайте рассмотрим их.

Что изображено на этой картинке (указывает на картинку № 1)? Что делают дети? Из чего они строят кораблики? Для чего они строят кораблики?

Что делают дети (указывает на картинку № 2)? Откуда появились ручейки? Что они пускают по ручейкам? Что плывет по ручейкам?

Что изображено на этой картинке (указывает на картинку № 3)? От кого уплыли кораблики? Что будут делать дети?

После того, как дети ответили на все вопросы, 1-2 ребенка составляют рассказ самостоятельно или с помощью педагога. Далее педагог перемещает картинку № 3 на первое место, что меняет последовательность картинок в серии и спрашивает, что изменилось, затем предлагает составить новый рассказ с учетом произведенных изменений.

 

 

  1. Упражнения на уточнение обобщающих понятий

 «Назови одним словом».

Ваня предлагает вам поиграть в игру.

вы должны внимательно посмотретьна картинке на экране  и сказать, чем они похожи и как их можно назвать одним словом». Педагог располагает на полотне картинки ранее изученных групп по 3-5 шт., например:

  • окунь, щука, акула, медуза (дошкольники: «Они живут в воде – в реке или море. Это обитатели воды…»);
  • щука, окунь, сом («Они живут в воде. Это речные рыбы. Из них можно варить уху…»);
  • лиса, волк, еж, белка («Живут в лесу. Это дикие животные…»);
  • жук,  бабочка,  муха,  пчела  («Это  насекомые.  Они  маленькие, летают…»)

(при правильном ответы, на экране появляется мальчик , которых хлопает в ладоши)

В итоге выполнения задания педагог спрашивает, какие группы у них получились.

 

  1. Заключительная часть

Дефектолог  от имени Вани оценивает деятельность детей на занятии и обобщает материал: Назовите весенние забавы детей (используются сюжетные картинки задания № 1)? О чем были истории, которые нам рассказал Миша (используются серии сюжетных картинок задания №№ 2, 3)? Назовите, каких вы знаете обитателей воды? Каких вы знаете рыб? Каких  вы  знаете  животных?  Назовите  диких  животных?  и  т.д. (используются картинки задания № 4).

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                                     141613, Московская область,                    

                                                                                                                г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                                     тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                                fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Конспект открытого коррекционно-развивающего формированию целостной картины мира  у детей  с ЗПР

(подготовительная группа №7)

Тема «Забавы детей весной»

Подготовила: учитель –дефектолог Пименова Т.Н.

16.03. 2022г.

Цель: уточнить и систематизировать знаний о весенних забавах

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формирование самостоятельного действия по выделению признаков весны при наводящих вопросах педагога по основанию: забавы детей весной;  закрепление умения устанавливать причинно-следственные отношения при анализе серии сюжетных картинок; закрепление умения преобразовывать серию картинок и составлять рассказ по преобразованной последовательности; закрепление умения обобщать предметы с самостоятельным выделением детьми признака обобщения;  обогащение и закрепление словаря по теме «Весна».

Коррекционнно-развивающие:  Развивать зрительное, слуховое внимание и память, словестно-логическое мышление, развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношения к природе; воспитывать любовь к Родине; продолжать формировать положительный  эмоциональный настрой; формировать навыки  социального взаимодействия ребенка со взрослыми.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация « Письмо от Вани»:

схема для анализа и составления описательного рассказа «Времена года»;  сюжетные картинки с изображением забав детей в весенний период (дети прикрепляют скворечники к деревьям, дети пускают кораблики по ручьям, дети сажают деревья, дети катаются на велосипедах и роликах); серия сюжетных картинок, изображающих помощь детей скворцам (например: картинка № 1 – дети, строящие скворечник; картинка № 2 – дети прикрепляют скворечник к шесту (дереву); картинка № 1 – скворцы живущие в скворечники, выводящие птенцов или др.);  серия сюжетных картинок с изображением игры с корабликами весной (например: картинка № 1 – дети строят кораблик; картинка № 1 – дети пускают кораблики по весенним ручейкам; картинка № 1 – кораблики уплывают от детей или др.);  картинки с изображением объектов, относящихся к одной группе (например: рыбы и другие обитатели водоемов (окунь, сом, щука, акула, медуза), дикие и домашние животные (лиса, волк, еж, белка, корова, свинья, лошадь, баран), насекомые (жук, бабочка, муха, пчела) или др.).

Ход занятия

  1. Организационный момент

Проводится  игра  на  сосредоточение  внимания  и  формирование ориентировки во временах года «Сядет тот, кто …». Педагог разрешает сесть на стулья тем дошкольникам, которые назовут один из признаков весны. Если кто- либо  из  дошкольников  затрудняется  в  выполнении  задания,  педагог  задает наводящие вопросы, например: «Что происходит со снегом весной?», «Как изменяется жизнь животных весной?» и др.

  1. Беседа по сюжетным картинкам.

 «Что делают дети весной».

Ребята, посмотрите на экран. (слайд 1. Времена года) дети самостоятельно называют зимние развлечения. Весной  у детей так же много различных веселых развлечений.  (слайд 2). Назвитие весенние развлечения.

  1.  Упражнения на выявление прчинно-следственных связей

«Подготовка к встрече скворцов».

Ребята, мальчик Ваня  прислал нам сообщение с   картинками  о том, как он с друзьями готовился к весне. Первая история о том, как Миша с друзьями готовился к встрече перелетных птиц – скворцов. Перед детьми на экране  по 3 сериационные картинки, серию с изображением помощи детей скворцам, и задает вопросы по их содержанию – по каждой картинке отдельно (при необходимости педагог сам отвечает на поставленные вопросы).

Примерные вопросы:

Что делают ребята (указывает на картинку № 1 с изображением детей, строящих скворечник). Для кого они строят скворечник? Из чего они делают  скворечник?  Какие  инструменты  они  используют,  чтобы построить скворечник? и т.п.

Что  видите  на  этой  картинке  (указывает  на  картинку  №  2  с изображением  детей,  прикрепляющих  скворечник)?  Куда  они прикрепляют скворечник? Кто будет жить в скворечнике?

Что происходит на этой картинке (указывает на картинку № 3 с изображением  скворцов,  живущих  в  скворечнике  и  выводящих птенцов)? Кого вывели скворцы? Чем они их кормят? Как им живется в скворечнике?

Эти картинки между собой связаны. Скажите, что случилось сначала, а что случилось потом? Почему так получилось?».

В заключение детям задаются вопросы о найденной причинно-следственной связи.

Что было до того как скворцы вывели птенцов?

Что случилось после того, как дети построили скворечник для скворцов?

Что случилось до того, как дети прибили скворечник к шесту? А что случилось после этого?

Что было позже: дети построили скворечник, или в скворечнике поселились скворцы и вывели птенцов?

Что было раньше: дети прибили скворечник к шесту, или дети построили скворечник?

Что было бы, если бы дети не построили скворечник?

Почему дети все-таки стали строить скворечник?

Физкультминутка

Физминутка «Весенняя»

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

 «Игра с корабликами».

Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите ?Правильно, бумажные кораблики.   В них спрятаны картинки. Давайте рассмотрим их.

Что изображено на этой картинке (указывает на картинку № 1)? Что делают дети? Из чего они строят кораблики? Для чего они строят кораблики?

Что делают дети (указывает на картинку № 2)? Откуда появились ручейки? Что они пускают по ручейкам? Что плывет по ручейкам?

Что изображено на этой картинке (указывает на картинку № 3)? От кого уплыли кораблики? Что будут делать дети?

После того, как дети ответили на все вопросы, 1-2 ребенка составляют рассказ самостоятельно или с помощью педагога. Далее педагог перемещает картинку № 3 на первое место, что меняет последовательность картинок в серии и спрашивает, что изменилось, затем предлагает составить новый рассказ с учетом произведенных изменений.

  1. Упражнения на уточнение обобщающих понятий

 «Назови одним словом».

Ваня предлагает вам поиграть в игру.

вы должны внимательно посмотретьна картинке на экране  и сказать, чем они похожи и как их можно назвать одним словом». Педагог располагает на полотне картинки ранее изученных групп по 3-5 шт., например:

  • окунь, щука, акула, медуза (дошкольники: «Они живут в воде – в реке или море. Это обитатели воды…»);
  • щука, окунь, сом («Они живут в воде. Это речные рыбы. Из них можно варить уху…»);
  • лиса, волк, еж, белка («Живут в лесу. Это дикие животные…»);
  • жук,  бабочка,  муха,  пчела  («Это  насекомые.  Они  маленькие, летают…»)

(при правильном ответы, на экране появляется мальчик , которых хлопает в ладоши)

В итоге выполнения задания педагог спрашивает, какие группы у них получились.

  1. Заключительная часть

Дефектолог  от имени Вани оценивает деятельность детей на занятии и обобщает материал: Назовите весенние забавы детей (используются сюжетные картинки задания № 1)? О чем были истории, которые нам рассказал Миша (используются серии сюжетных картинок задания №№ 2, 3)? Назовите, каких вы знаете обитателей воды? Каких вы знаете рыб? Каких  вы  знаете  животных?  Назовите  диких  животных?  и  т.д. (используются картинки задания № 4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР "Зимние забавы"

Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений у детей подготовительной группы с диагнозом общее недоразв...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г».

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г»....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР (группа№7) Тема «Приключения Царевны в стране Знаний»

Цель: cоздание  условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания, демонстрация навыков применения математических представлений.Задачи: Коррекционно-образовательные:...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию целостной картины мира для детей с ЗПР. "Наш город Клин"

Ход занятияОрганизационный моментПроводится игра на сосредоточение внимания «Сядет тот, кто назовет свой адрес».Введение в темуПедагог проводит беседу с детьми посредством следующих вопрос...