Открытый урок по тема "Зимующие птицы нашей местности"
план-конспект урока на тему
Открытый урок по тема "Зимующие птицы нашей местности"
Цель: Закрепить и уточнить знания о зимующих птицах нашей местности, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_b_klass_zimuyushchie_ptitsy_nashey_mestnosti.docx | 54.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №1»
Урок по предмету
«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»
в классе для детей со сложной структурой дефекта шестого года обучения
Тема: Зимующие птицы нашей местности
Составила учитель 6 «Б» класса
Мокрякова Т. Я.
Рубцовск – 2016
29. 02. 2016 План урока по предмету «развитие устной речи»
в классе для детей шестого года обучения
Тема: Зимующие птицы нашей местности
Цель: Закрепить и уточнить знания о зимующих птицах нашей местности, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц
Образовательные задачи:
- уточнить понятия «зимующие»;
- побуждать детей принимать участие в составлении рассказа, договаривать отдельные слова и фразы;
- активизировать словарь детей.
Коррекционные задачи:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать координацию речи с движениями;
- развивать устную связную речь, слуховое внимание;
- обогащать чувственный опыт ребёнка;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к окружающему миру, заботливое отношение к птицам
- эмоциональный отклик на увиденное, услышанное.
Словарь: зимующие птицы, синица, воробей, ворона, снегирь, дятел, декабрь, январь, февраль
Методы и приемы:
- моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;
- использование дидактических пособий и наглядного материала;
- использование литературных произведений в динамических паузах, физминутках, пальчиковых играх;
- наглядно-действенный;
- приём игрового взаимодействия с взрослыми;
- словесный – активизация речи детей, диалог;
Оборудование:
У учителя:
- рисунок зимнего дерева,
- картинки птиц,
- серия картинок (3 рисунка)
- карточки с изображением корма для птиц,
- натуральные предметы: зёрна, еловые шишки, ягоды рябины.
- карточки со словами: сне-гирь, си-ни-ца, во-ро-на, во-ро-бей, дя-тел.
У детей:
- натуральные предметы: зёрна, еловые шишки, ягоды рябины,
- серия картинок (3 рисунка)
Предварительная работа:
- наблюдение за изменениями в природе на экскурсии,
- наблюдение за зимующими птицами в школьном саду,
- разучивание упражнений для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.
Литература:
1. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010 – 191с.
2. Вохринцева С. Познавательно-речевое развитие детей. Птицы. Тетрадь общения и развития детей. Екатеринбург: «Страна Фантазий», 2012 – 17с.
3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы. М.: ВАКОЛ, 2010. – 176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
4. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы/ Автор- составитель В.Н.Иванкова. - М.; ООО «Аквариум-Принт, К.: «Дом печати-ВЯТКА», 2006.-256с.
Ход урока
I. Организационный момент
- Какой по счёту урок мы начинаем?
- Как называется наш урок? (Наш урок называется развитие речи.)
- Чему вы учитесь на уроках развития речи? (Мы учим наблюдать за погодой, правильно составлять предложения, рассказы.)
- Какое время года идёт? (Время года зима.)
- Какой месяц зимы идёт? (Месяц зимы февраль.)
- Какой он по счёту? (3-й месяц зимы)
- Назовите сегодняшнюю дату (29 февраля)
- Какая сегодня погода? (Сегодня солнечная, тёплая погода, безветренная)
(Слава отмечает погоду в календаре природы)
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы поговорим о… .
- Кто изображён на доске? (зимующие птицы)
- Покажите и назовите этих птиц (снегирь, синица, ворона, воробей, дятел)
- Так о ком мы с вами будем говорить? (О зимующих птицах)
III. Работа по теме
- Почему этих птиц называют зимующими? (Потому, что они остаются на зиму у нас)
1) Ира «Отгадай птицу» Загадки
(Дети отгадывают загадку , находят изображение данной птицы и «садят» её на зимнее дерево)
1. Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4. Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь - кружат двадцать пар кричат:
- Карр! Карр! Карр (ворона)
5. Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
- Посмотрите какое красивое дерево у нас получилось.
- Кто украсил наше дерево? (зимующие птицы)
2) Игра «Подпиши картинку и опиши птичку»
На доске карточки с названием птиц.
- Прочитаем слова хором.
- Подпишите картинку (глобальное чтение) и опишите птичку, которую подпишите.
Например, дети описывают: «Это маленькая птичка с красной грудкой», «Это большая птица. У неё чёрные крылья» и т.д.
- Давайте ещё раз прочитаем, какие птицы прилетели на наше дерево. Читаем хором.
Физминутка «Серенькие пёрышки»
Воробьи – воробышки,
(Похлопывание руками по бокам)
Серенькие пёрышки!
(Махи руками вверх – вниз)
Клюйте, клюйте крошки
(Стучим кулачками перед собой один о другой)
У меня с ладошки!
(Дуем на раскрытые ладони)
Нет, с лошадки не клюют
(Развели руки в стороны, пожали плечами)
И погладить не дают.
(Руки на пояс, наклоны туловища влево – вправо)
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
(Хлопки в ладоши)
3). Беседа
О ком мы сегодня говорим? (О зимующих птицах)
Зима очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
- Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы?
- Я вам сейчас расскажу по секрету, какая птица, чем питается. Слушайте внимательно.
Учитель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками.
- Найдите у себя на парте и рассмотрите зёрнышки и т. д.
(У детей на парте в ёмкости натуральные зёрнышки, крошки, ягоды рябины, еловые шишки, кусочек несолёного сала).
Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на доску, около той птички, о ком идёт речь)
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:
Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:
Дятлы питаются семенами еловых шишек, их обозначим:
4) Игра «Накормите птиц»
- Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто, чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
(Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается).
Например, Снегирь питается ягодами рябины. И т. д.
Покормите птиц
Покормите птиц зимой! Изображают как сыплют крошки
Пусть со всех концов Разводят руки в стороны
К нам слетятся, как домой, Большие пальцы соединяют остальными машут, как крыльями
Стайки на крыльцо. Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома
Сколько гибнет их – не счесть Держатся за голову и качают ей
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к сердечку
И для птиц тепло. Обнимают и гладят себя
Приучите птиц в мороз Изображают как сыплют крошки
К своему окну, Соединяют руки кольцом, над головой
Чтоб без песен не пришлось Пальцы щепоткой «открывают
Нам встречать весну. и закрывают клюв»
5) Составление рассказа по серии картинок.
На доске и у детей на парте серия картинок из трёх карточек.
1. Работа по серии картинок.
- Рассмотрите картинки по порядку.
а) - Что изображено на первой картинке? (зимующие птички у кормушки, которая засыпана снегом)
- Каких птиц вы видите?
- Как они себя чувствуют?
б) - Кто изображён на второй картинке? (Изображены дети)
- Что они делают? (Очищают кормушку от снега, насыпают корм птицам)
в )- Что вы видите на третьей картинке? (Птицы питаются кормом из кормушки)
- Как изменилось настроение у птиц?
- Что делают дети? (Дети наблюдают за птицами)
- Почему они отошли? (Чтобы не мешать птицам клевать корм)
- Как можно назвать детей? (Заботливые, добрые, любящие птиц)
2. Составьте рассказ по картинкам. (Предлагаю примерный рассказ детям)
- Например. Была зима. Птицы: воробьи, синицы, снегири прилетели к кормушке. Кормушка засыпана снегом. Нечего птицам есть. Пришли дети. Очистили кормушку от снега, насыпали птицам корм. Прилетели снова птицы к кормушке и стали клевать корм.
(Каждый ребёнок подходит к доске и составляет свой рассказ)
Оцениваю.
V. Итог
- О ком мы говорили на уроке? (Мы на уроке говорили о зимующих птицах)
- Чем питаются птицы зимой?
- Хватает ли им корма?
- Чем мы можем помочь птицам?
- За хорошую работу на уроке. Птицы вам приготовили сюрприз из семечек и зёрнышек.
Угощаю детей кусочками козинаки из семечек.
1) Ира «Отгадай птицу» Загадки
(Дети отгадывают загадку , находят изображение данной птицы и «садят» её на зимнее дерево)
1. Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4. Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь - кружат двадцать пар кричат:
- Карр! Карр! Карр (ворона)
5. Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
«Серенькие пёрышки»
Воробьи – воробышки,
(Похлопывание руками по бокам)
Серенькие пёрышки!
(Махи руками вверх – вниз)
Клюйте, клюйте крошки
(Стучим кулачками перед собой один о другой)
У меня с ладошки!
(Дуем на раскрытые ладони)
Нет, с лошадки не клюют
(Развели руки в стороны, пожали плечами)
И погладить не дают.
(Руки на пояс, наклоны туловища влево – вправо)
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
(Хлопки в ладоши)
Покормите птиц
Покормите птиц зимой! Изображают как сыплют крошки
Пусть со всех концов Разводят руки в стороны
К нам слетятся, как домой, Большие пальцы соединяют остальными машут, как крыльями
Стайки на крыльцо. Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома
Сколько гибнет их – не счесть Держатся за голову и качают ей
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к сердечку
И для птиц тепло. Обнимают и гладят себя
Приучите птиц в мороз Изображают как сыплют крошки
К своему окну, Соединяют руки кольцом, над головой
Чтоб без песен не пришлось Пальцы щепоткой «открывают
Нам встречать весну. и закрывают клюв»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по английскому языку"Наши питомцы"
На уроке активно использовались ИКТ в обучении учащихся английскому языку.Кроме ИКТ, были использованы и другие современные образовательные технологии:здоровьесберегающая,игровая,технология проблемног...
Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности"
Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности" (с использованием метода проектов) для 1 курса всех профессий. Раздел: "Государственная система обеспечения безопасности жизнидеятел...
Разработка урока по биологии "Птицы нашего края"
Методическая разработка урока по биологии в 7 классе на тему: " Птицы нашего края"...
Конспект открытого урока "Роль СМИ в нашей жизни"
Предлагаю коллегам план -конспект открытого урока немецкого языка с использовонием элементов Сингапурской методики для учащихся 9 классов....
открытый урок на тему: "Ориентирование на местности"
Тема занятия: «Ориентирование на местности»Цель занятия: формирование навыков ориентирования на местности. Задачи:- Определять понятия стороны горизонта, ориентирование.- С...
6 класс ИЗО. Урок 29-30. ТЕМА УРОКА: тематический рисунок» Птицы – наши друзья». Примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с распустившейся листочками, в голубом небе птицы, на переднем плане скворечник, на ветке сидит скворец: надп
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс 8 вид....
Открытый урок биологии "Класс Птицы"
Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...