Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности"
методическая разработка по обж на тему
Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности" (с использованием метода проектов) для 1 курса всех профессий. Раздел: "Государственная система обеспечения безопасности жизнидеятельности"".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_chs_harakternye_dlya_nashey_oblasti.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по дисциплине: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема: ЧС характерные для нашей местности
(С использованием метода проектов)
Преподаватель первой категории: Чуб Лидия Леонидовна
Введение
Содержание программы ОБЖ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования отражает жизненную необходимость знаний и умений в данной области, но обучающиеся и их родители все же относят эту дисциплину к группе «неосновных».
Возникает противоречие: жизненно необходимо знать, но редко кто из обучающихся хочет учить. Как же добиться прочных знаний? Вывод один – преподавателю необходимо решить задачи:
- заинтересовать,
-убедить,
- увлечь.
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности подростка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.
Урок по теме «ЧС характерные для нашей местности» строится на следующих подходах:
Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению химии, физики, биологии, географии
Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода обучающиеся в совместной деятельности друг с другом, с преподавателем формирует знания и умения и создают правила безопасного поведения в конкретной ситуации.
Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему
Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что обучающийся становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим.
Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности
Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого обучающегося.
Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый обучающийся принимает участие в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении.
Тема: | ЧС характерные для нашей местности | |
Цели урока: | 1.Образовательные | активизировать мыслительную деятельность обучающихся для усвоения знаний о чрезвычайных ситуациях; обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных cитуациях, научить предотвращать эти ситуации. |
2.Развивающие | развитие творческих способностей, навыков логического мышления, внимания и самостоятельности, умения самостоятельного осмысливания ситуаций | |
3.Воспитательные | способствовать формированию правильных взаимоотношений; воспитанию уважительного отношения к окружающим | |
Тип урока | Урок закрепления и совершенствования ЗУН | |
Вид урока | деловая игра | |
Формы организации познавательной деятельности | групповая | |
Методы обучения | частично - поисковый | |
Оснащение урока | персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник, фильм, презентация, раздаточный материал (темы). |
Ход урока
№ п\п | Структура урока | Вид работы | Время (мин) | Деятельность преподавателя / Основные методы обучения | Деятельность обучающихся / Формы организации познавательной деятельности |
1. | Организационный момент. | Организация начала урока | 1 мин. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, объясняет правила работы на уроке и систему оценки знаний. / Словесные | Приветствуют преподавателя . / фронтальная: индивидуальная |
2. | Целевая ориентация | Целевая ориентация и мотивация | 6 мин. | Преподаватель сообщает тему урока, нацеливает обучающихся эмоционально с использованием видеофрагмента фильма / словесные наглядные | Записывают тему урока. /фронтальная: индивидуальная |
3. | Актуализация опорных знаний. | Актуализация опорных знаний. | 5 мин. | Активизирует ранее полученные знания, осуществляет контроль знаний при помощи вопросов. /Словесные | Отвечают на вопросы преподавателя. /фронтальная: индивидуальная |
4. | Закрепление ЗУН 1-2 этап проекта | Закрепление ЗУН | 4 мин. | активизирует познавательные интересы, организация деятельности / творческий | погружение в проект, распределение ролей в группе; /фронтальная: групповая |
5. | Совершенствование навыков умственного труда 3-4 этап проекта | Совершенствование навыков умственного труда | 28 мин. | Организует самостоятельную работу по закреплению, полученных знаний при помощи вопросов/ словесные, наглядные | Отвечают по выбранной теме. /фронтальная: групповая |
6. | Итог урока. | Подведение итогов урока. | 1 мин | Подводит итоги урока, выставляет оценки / словесные | Слушают преподавателя /фронтальная: индивидуальная |
Преподаватель Л.Л.Чуб
Тема: ЧС характерные для нашей местности
(С использованием метода проектов)
Ход урока:
1. Орг. момент: проверка присутствующих и готовности к уроку.
2. Целевая ориентация – тема нашего урока «ЧС характерные для нашей местности». (слайд № 1)
Эпиграфом к нашему уроку служат слова Джона Дьюи «Истинным и ценным является только то, что дает практический результат и направленно на благо общества»
- в нашем городе и районе случаются и возможны чрезвычайные ситуации (ЧС). На дом было дано задание – подумать: какие ЧС возможны в нашем районе или городе.
Цель нашего урока:
По завершении изучения раздела «ЧС» обучающиеся самостоятельно выполнят проект (1 урок) «ЧС характерные для нашей местности», (слайд2).
- Для того, чтобы эмоционально настроиться на выполнение проекта, я предлагаю урок начать с фрагмента видеофильма «Пожар на Каширской, 4» (фильм показать)
- Для раскрытия поставленной цели нам необходимо ответить на следующие вопросы:
- на каких объектах нашего района возможны ЧС,
- разработать памятки по безопасному поведению в этих ЧС (слайд 3)
3. Актуализация опорных знаний ЧС природного, техногенного и социального характеров.
- Вспомните, что такое ЧС?
(ожидаемый ответ ЧС – определение)
- Вспомните, как классифицируются ЧС?
(ожидаемый ответ: по природе возникновения, по масштабам распространения, по причине возникновения, по скорости развития, возможности предотвращения, ведомственной принадлежности).
- Какие ЧС относятся к ЧС по природе возникновения?
(ожидаемый ответ - ЧС по природе возникновения делятся на природные, техногенные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.)
ЧС природного характера (слайд 4),
ЧС техногенного характера (слайд 5),
ЧС социального характера (слайд 6)
По каждому слайду задаются вопросы:
- Знакома ли вам продемонстрированная ситуация?
- Как вы думаете, почему она произошла?
- Что стало причиной ее возникновения?
- Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации?
4. Закрепление знаний, умений, навыков - научиться предотвращать различные ЧС, в случае их возникновения – действовать с наименьшими потерями.
1-й этап — погружение в проект
Разработать и представить комплект пособий по разрешению проблемной ситуации - несколько ЧС по природе возникновения, характерных для нашей местности, охарактеризовать их и выработать мероприятия по безопасному поведению в конкретной ЧС. (Слайд 7)
2-й этап — организация деятельности, распределение ролей в группе;
Группа делится на три подгруппы по 6-8 человек. Задание группам:
1-ой группе -ЧС природного характера, характерные для нашего района и города.
2-ой группе -ЧС техногенного характера, характерные для нашего района и города.
3-ей группе - ЧС социального характера, характерные для нашего района и города.
(задание-проект каждой группе -слайд 8)
Каждой группе ответить на вопросы:
- Если бы вы были свидетелями или непосредственным участником этих событий, как бы вы поступили? Почему именно так?
- Что необходимо соблюдать и предпринимать, чтобы не допустить возникновения подобной ситуации? Составить памятку.
5. Совершенствование навыков умственного труда
3-й этап - осуществление деятельности
Обучающиеся работают активно и самостоятельно, консультируются по необходимости; подготавливают презентацию результатов.
Каждая группа составляет правила безопасного поведения при каждой ЧС: суметь предвидеть опасные ситуации, уметь оценить и прогнозировать их развитие, принять целесообразные решения и действия для предупреждения возникновения опасной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.
4-й этап – защита проекта и презентация
Во время защиты проекта группа объясняет, какие ЧС данного класса возможны в нашем районе и составит правила безопасного поведения в каждом конкретном случае.
Каждая группа имеет возможность составить презентацию своего проекта (из 3-4 слайдов), в т.ч. используя Интернет. Возможно представление рисунков, карты опасных объектов, листовок, памяток, стихотворений. Выступать могут все участники проекта.
Ожидаемые ответы:
1 группы- ЧС природного характера- вихри, ураганы, наводнения, пожары степные и лесные
2 группы - ЧС техногенного характера –аварии на хладокомбинате, ТЭЦ-2, заводе ГПЗ-10, пожары в быту и на производстве,
3 группы - ЧС социального характера – теракты на любой территории, в учебном заведении (школы, университет), несанкционированные митинги, выступления студентов ЮФУ
6. Итог урока.
Наш урок подходит к концу и самая приятная часть-выставление заслуженных оценок. ( Преподаватель выставляет и аргументирует оценки).
Критерии оценки защиты проекта:
1.раскрытие содержания проекта;
2.использование средств наглядности, компьютерных средств;
3.убедительность проекта, памятка;
4.ответы на вопросы.;
5. использование дополнительных возможностей (рисунки, карты опасных объектов, листовки, памятки, стихотворения)
6. взаимооценка деятельности каждого в подгруппе
Заключение
Один из основоположников метода проектов Килпатрик говорил: «…проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца».
Это ярко прослеживалось на стадии рефлексии, когда обучающиеся обсуждали результаты своей работы.
Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и обучающегося, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с преподавателем, родителями, обучающимися.
В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый обучающийся имел возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
В основе данного учебного проекта лежит проблема – безопасность человека в конкретной ЧС, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности обучающихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет:
- индивидуализировать обучение;
- актуализировать знания и умения, имеющиеся у обучающихся;
- позволит каждому обучающемуся участвовать в учебном процессе;
- помогает выполнять работу в собственном ритме;
- использовать полученные знания в практическом применении;
- четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
- видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
- корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.
В нашей педагогической работе мы все хотим, чтобы наши обучающиеся получили прочные знания, которые будут востребованы ими в жизни. Так пожелаем друг другу успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка детской игровой программы "Наша дружная семейка"
В разработке представлена игровая программа в образцовом хореографическом коллективе "Искорка" которая направлена на ознакомление детей и родителей с традициями коллектива; организация совместного дос...
Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"
Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" для учащихся 4-5 классов по предмету: "Физическая культура"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" направлена на пропаганду здорового образа жизни...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лес - наше богатство"
Внеклассное мероприятие « Лес - наше богатство», в форме литературной гостиной, цель которого привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания...
Методическая разработка по теме «Птицы - наши друзья».
Мероприятие "Птицы - наши друзья"расчитано для учащихся 5-6 классов.Цель: расширить знания учащихся об экологических группах птиц Задачи: - рассмотреть черты приспособленности их к условиям...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «ЯЗЫК НАШИХ ПРЕДКОВ УГАСНУТЬ НЕ ДОЛЖЕН…»
Данное мероприятие приурочено к празднованию Международного Дня родного языка....
Методическая разработка «Особенности характерного танца»
Танец появился очень давно. Люди начали двигаться, ритмично ходить, выбивать ритм, водить хороводы даже раньше, чем появилась развитая устная речь. Танец был досугом, который сближал людей. И, как все...