Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
календарно-тематическое планирование (6 класс)
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_distsipliny_sotsialno-bytovaya_orientirovka_6_klass.docx | 341.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке
Пояснительная записка.
Статус документа
Учебная программа по социально-бытовой ориентировке соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида, учебному плану Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области рассчитанному на пятидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) школ VII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 23.07.2012 года № 1602
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид (издательство М. ВЛАДОС, 2014 год под редакцией В.В. Воронковой).
Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.
Нормативные документы
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.10.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
7. Учебный план МБОУ Купинской школы-интерната № 1 на 2021/2022 учебный год.
Адресат.
Программа по СБО адаптирована и модифицирована для учащихся (6 классов)
МБОУ Купинской школы - интерната № 1
Структура документа.
Рабочая программа к дисциплине СБО включает следующие разделы:
пояснительную записку, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, тематический план, учебно-методическое обеспечение, список используемой литературы
Общая характеристика предмета
Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для школы VII вида, а особенно остро она стоит перед учителем социально-бытовой ориентировки, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.
Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Причины затруднений связаны с особенностями их интеллектуального развития. Многие приходят в школу с негативным отношением к учебной деятельности, имеют формальные мотивы учения, отличаются интеллектуальной пассивностью, безынициативностью. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром школьников, живущих в интернате. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях домашнее хозяйство часто ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких условиях сложно. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания»*1.
Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.
Цель курса:
Формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации; : развивать разнообразие качества личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи курса:
-формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
-освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
-повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
-Воспитание позитивных качеств личности
Курс СБО изучается с 5 по 7 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов и др. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях по СБО знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПАНЕНТЫ
Основные содержательные линии программы в V-IX классах МБОУ специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 Купинского района Новосибирской области реализуются в рамках двух курсов – СБО/кулинарии
Общая характеристика учебного процесса
.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение предмета СБО согласно базисному плану предусмотрено на три года обучения.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в 5,6,7 классах.
Количество часов отводимых на изучение данной программы, предусматривается в соответствии с базисным планом, рассчитана, на 34 ч. в год, 1 ч. в неделю.
Количество часов может быть увеличено или уменьшено с учетом увеличения или уменьшения числа учебных недель.
В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Из раздела программы «Одежда и обувь» взяты темы, которые не рассматриваются на уроках трудовой подготовки, обувного дела.
Тематика раздела программы «Питания» составлена исходя из наличия оборудования, возможностей и количества часов.
6 класс.
СБО ( 34 ч.)
Темы | Количество часов |
Личная гигиена | 3 ч. |
Медицинская помощь. | 3 ч. |
Одежда. | 4 ч. |
Культура поведения. | 2 ч. |
Жилище. | 4 ч. |
Транспорт. | 3 ч. |
Торговля. | 3 ч. |
Средства связи | 4 ч. |
Семья | 2 ч. |
Питание. | 6 ч. |
Итого: 34 ч. |
Практические работы
Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук. Варка макарон, картофеля, оформление готовых блюд. Написание адреса и индекса на конвертах, составление телеграмм, заполнение телеграфных бланков. Сухая и влажная уборка помещений, пользование пылесосом и уход за ним. Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на одежду, стирка и утюжка изделий из х/б и шелковых тканей;
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Правила закаливание организма, правила обтирания, правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов, правила ухода за ногами.
Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.
Способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами, определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов в холодильнике и без него, различные меню ужина.
Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем, виды телеграфных услуг.
Виды медицинской помощи, функции основных врачей-специалистов.
Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность родителей, правила поведения в семье.
Гигиенические требования к жилому помещению, правила организации рабочего места школьника, правила и последовательности проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение комнатных растения, уход и допустимое количество их в квартире.
Правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.
Основные транспортные средства, виды междугороднего транспорта, стоимость проезда во всех видах транспорта, порядок приобретения билетов и талонов.
Основные виды продовольственных магазинов, их отделы, виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров.
Слова, обозначающие понятия, указанные в программе. Название предметов и материалов, используемых в работе и действия с ними..
Учащиеся должны уметь:
Мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за ногами.
Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.
Отваривать макаронные изделия, варить кашу на воде и молоке, отваривать картофель и готовить пюре, готовить запеканки из овощей и творога, оформлять готовые блюда, сервировать стол.
Находить по справочнику индекс предприятий связи, записывать адреса с индексом на конвертах, составлять различные тексты телеграмм, заполнять телеграфные бланки.
Записываться на прием к врачу, вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.
Проводить сухую и влажную уборку помещения, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
Пришивать пуговицы, крючки, кнопки, зашивать одежду. Подшивать платья, брюки, рукава. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и гладить изделия.
Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании движения транспорта, определять направление и зоны, пользоваться кассой-автоматом при покупке билетов на пригородные поезда.
Подбирать продукты к ужину с учетом меню, обращаться к продавцу, кассиру.
Выполнять образцы вязания. Уметь планировать последовательность и время выполнения работы.
Результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
-Результативность занятий по СБО обеспечивается только при условии – тесной связи учителя с родителями и воспитателями.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную.
Межпредметные связи:
СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Основной формой образовательного процесса являются:
- уроки изучения нового материала,
-комбинированные,
-обобщающие уроки,
-практические работы,
-экскурсии.
Реализация практической части рабочей программы по СБО.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках СБО значительное внимание отводится
- экскурсиям (на промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения)
- практическим работам по разделам «Питание», «Одежда и обувь», Жилище», «Средства связи»
- проведению сюжетно-ролевых игр по разделам «Торговля», «Семья», «Жилище»,
- демонстрации видеофильмов, презентации
Коррекционная работа
класс | Разделы программы | Коррекционная работа |
6 | «Питание» | Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами. |
6 | «Личная гигиена» | Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур. |
6 | «Одежда » | Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание. |
6 | «Семья» | Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц. |
6 | «Культура поведения» | Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города. |
6 | «Жилище» | Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. |
6 | «Транспорт» | Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. |
6 | «Торговля» | Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие. |
6 | «Средства связи» | Расширять словарный запас по теме в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. Развивать зрительное и слуховое внимание и пространственную ориентировку в процессе упаковки посылок и бандеролей. |
6 | « Медицинская помощь» | Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность |
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
В течение девяти лет обучения в школе учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
в сфере организации питания:
– различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;
– определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
– различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
– размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
– обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
– готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
– правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
– сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
– убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
– соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;
в сфере ухода за телом:
– выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
– мыть тело;
– мыть и расчёсывать волосы;
– чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
– пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
– пользоваться дезодорантом;
– оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.
в сфере ухода за одеждой и обувью:
– пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
– складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
– чистить одежду щёткой;
– стирать одежду вручную и в стиральной машине;
– гладить одежду;
– выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);
– зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;
– чистить обувь;
– сушить мокрую обувь;
в сфере ухода за жилищем:
– наводить порядок в помещении;
– застилать постель;
– удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
– подметать и мыть, пол;
– пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;
– пользоваться пылесосом;
– выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
– ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;
Начиная с пятого класса, учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
– ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск). Службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая). Связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека). Культуры (библиотека, кинотеатр, музей);
– различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
– ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
– осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.
– ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
– обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
– правильно вести себя в учреждениях культуры;
– пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
– ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;
– пользоваться деньгами, осуществлять платежи.
Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задаче посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются:
– представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);
– умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.
Начиная с 6 класса, учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни.
Семья – это макросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:
– называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес;
– называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
– определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);
– ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
– планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
– называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
– приглашать и принимать гостей;
– поздравлять с праздником;
– называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.
Критерии оценки достижения учащихся
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
самостоятельность ответа;
умение переносить полученные знания на практику;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка «5» при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка «4» при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.
Отметка «3» если верно выполнено от 40 до 60% заданий – ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.
Отметка «2» – ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.
Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационные материалы (плакаты, таблицы)
Раздаточный материал: (карточки-задания, теоретический материал, перфокарты,
технологические карты)
Опорные конспекты, книжный фонд, периодические издания, рабочая программа,
Список использованной литературы
1. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДОС – 2011 год.
2. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
4. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
5. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.
6. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.
7. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
8. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
9. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
Литература, рекомендуемая для подготовки учителя к занятиям.
1. Агранович-Пономарева Е.С, Аладова Н.И. Наша квартира: конструктивные приемы обустройства удобного и красивого жилища. М.; Минск, 2002.
2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. Минск, 2001.
3. Борисова М. Моя первая кулинарная книга. СПб., 2002. Ваша квартира от А до Я: Энциклопедия домашнего хозяйства. М.; Минск, 2000.
4. Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений / Под ред. П. Крючковой. М., 2001.
5. Дерюгина М. П. Ребенок: Воспитание и уход. М.; Минск, 2001.
6. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов. М., 2000.
7. Зайцев Г. Уроки Айболита: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1997.
8. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1996.
9. Замыцкова О.И. Делопроизводство: Учебник для колледжей. Ростов на Дону, 2001.
10. Ишук В.В., Нагибина М.И. Домашние праздники. Ярославль, 2000.
11. Кияткина О. И. Этикет и сервировка стола. М.; Минск, 2002.
12. Коробковский Г.В., Смирнов Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. Л., 1991.
13. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие. М., 2001.
14. Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 6 класса. М., 2001.
15. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов. М., 2002.
16. Снегирева А. Между нами, девочками: Энциклопедия для девочек. М., 2000.
17. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Кулинарные работы и обработка тканей: Дидактический материал по трудовому обучению: 5 класс: Книга для учителя. М., 1996.
18. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 5-6 классов. М., 2002.
19. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.
20. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД для 5 класса. М., 1998.
21. Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций. М., 2002.
Раздел | № урока | Класс | Содержание | Основные требования к знаниям и умениям учащихся | Кол-во часов | Дата проведения | Элементы дополнительного содержания | |||||||
6-а | 6-б
| |||||||||||||
Личная гигиена | 1 урок | 6 класс | Закаливание организма /зарядка, обтирание, обливание, сезонная одежда и т.д./ | Уч-ся должны знать: -правила закаливания организма, правила обтирания; -правила личной гигиены во время физкультурных занятий, походов; -правила ухода за ногами, руками. Уч-ся должны уметь: -мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук; -подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, за ногами. | 1 ч. | Утренний и вечерний туалет, причесывание волос, крем: питательный, защитный, способы закаливания: обливание, купание, солнечные ванны, загар. | ||||||||
2 урок | 6 класс | Уход за кожей рук, ног и ногтями /крема: защитный, детский/ Профилактика грибковых заболеваний. | 1 ч. | |||||||||||
3 урок | 6 класс | Обобщение. Практические работы: мытьё рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук, ног. | 1 ч. Всего: 3 ч. | |||||||||||
Медицинская помощь | 4 урок | 6 класс | Домашняя аптечка /состав и назначения и хранение домашней аптечки/ | Уч-ся должны иметь представления о вреде самолечения. Уч-ся должны знать: -состав домашней аптечки /перевязочные средства, термометр, горчичники/; -правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки; - местные лекарственные растения; - виды глистных заболеваний и меры по их предупреждению. Уч-ся должны уметь: -пользоваться термометром; -готовить отвары и настои из лекарственных трав. | 1 ч. | Домашняя аптечка, термометр, жаропонижающие, обезболивающие, дезинфицирующие средства, йод, жгут, шприц, горчичники, настои, отвары, чаи, глистные заболевания. | ||||||||
5 урок | 6 класс | Лекарственные растения. Практическая работы: /приготовление настоев, отваров/ | 1 ч. | |||||||||||
6 урок | 6 класс | Глистные заболевания и меры по их предупреждению. | 1 ч. Всего: 3 ч. | |||||||||||
Культура поведения | 7 урок | 6 класс | Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя. Мимика и жесты во время разговора. | Уч-ся должны знать: -требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя; -правила поведения при встречи, расставании; - формы обращения с просьбой, вопросом. Уч-ся должны уметь: -следить за своей осанкой; -принимать правильную позу в положении сидя, стоя; -следить за своей походкой и жестикуляцией; -правильно вести себя при встречи, расставании со сверстниками, мальчиками, девочками, взрослыми, знакомыми, незнакомыми, в различных ситуациях
| 1 ч. | Этикет, тактичность, жест, мимика, сверстники, знакомые, незнакомые | ||||||||
8 урок | 6 класс | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании, обращение с просьбой, вопросом. | 1 ч. Всего: 2 ч. | |||||||||||
Одежда | 9 урок | 6 класс | Ремонт одежды. Практическая работа: /ремонт разорванных мест одежды, пришивание пуговиц, крючков, кнопок/ | Уч-ся должны знать: -правила стирки изделий из разных видов ткани; -правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами; -особенности стирки цветного и белого белья; -правила пользования моющими средствами. Уч-ся должны уметь: -ремонтировать разорванные места, пришивать пуговицы, крючки, кнопки; -стирать вручную с помощью стиральной машины. | 1 ч. | Мелкий ремонт одежды, фурнитура, бельё, ткани: хлопчатобумажная, шелк, шерстяная, ручная стирка, машинная стирка, стиральная машина, стиральный порошок, отбеливатель, кондиционер | ||||||||
10 урок | 6 класс | Ручная стирка и с помощью стиральной машины, Правила сушки. | 1 ч. | |||||||||||
11 урок | 6 класс | Утюжка изделий, правила техники безопасности при работе с утюгом. Практическая работа: /утюжка одежды/. | 1 ч. | |||||||||||
12 урок | 6 класс | Обобщение. | 1 ч. Всего: 4 ч. | |||||||||||
Торговля | 13 урок | 6 класс | Продовольственные и специализированные магазины, виды товаров, порядок приобретения. | Уч-ся должны знать: -основные виды продовольственных магазинов, их отделы; -виды специализированных продовольственных магазинов; -назначение промтоварных магазинов; -стоимость отдельных товаров; Уч-ся должны уметь: -приобретать некоторые товары в продовольственных, промтоварных магазинах; -обращаться к продавцу, кассиру. | 1 ч. | Магазины: продовольственный, промтоварный, универмаг, отдел, товар, стоимость, ценник, кассовый аппарат, кассир, продавец, покупка. | ||||||||
14 урок | 6 класс | Универмаги и специализированные промтоварные магазины, их отделы, назначение магазинов. | 1ч. | |||||||||||
15 урок | 6 класс | Экскурсия. | 1 ч. Всего: 3 ч. | |||||||||||
Жилище | 16 урок | 6 класс | Основные правила организации рабочего места школьника. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. | Уч-ся должны знать: -гигиенические требования к жилому помещению; -правила организации рабочего места школьника; -правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; -правила пользования пылесосом. Уч-ся должны уметь: -чистить ковры, книжные полки, батареи; -ухаживать за полом в зависимости от покрытия. -ухаживать за комнатными растениями | 1 ч. | Влажная, сухая уборка, регулярная, сезонная, пылесос, электрополотёр, мытьё, натирка, линолеум, мастика, паркет, лак, оргалит, деревоплита. | ||||||||
17 урок | 6 класс | Уход за полом в зависимости от покрытия /деревянный, паркет, линолеум и т.д./ | 1 ч. | |||||||||||
18урок | 6 класс | Комнатные растения | 1 ч. | |||||||||||
19 урок | 6 класс | Обобщение. | 1 ч. Всего: 4 ч. | |||||||||||
Транспорт | 20 урок | 6 класс | Основные транспортные средства, правила пользования городским транспортом, оплата проезда на всех видах транспорта. | Уч-ся должны знать: -основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе; -виды железнодорожного транспорта; - стоимость проезда во всех видах транспорта /разового, единого, проездного билетов/; -порядок приобретения билетов. Уч-ся должны уметь: -выбирать более рациональный маршрут при передвижении по городу; -ориентироваться в расписании движения пригородных поездов; -пользоваться кассой. | 1 ч. | Междугородный транспорт, железнодорожный, городской, автотранспорт, пассажирский, билеты: разовый, единый, проездной | ||||||||
21 урок | 6 класс | Пригородные поезда / расписание, оплата проезда/. | 1 ч. | |||||||||||
22 урок | 6 класс | Экскурсия. | 1 ч. Всего: 3 ч. | |||||||||||
Средства связи | 23 урок | 6 класс | Телеграф /составление телеграмм, отправление/. | Уч-ся должны знать: -перечень предметов ,посылаемых бандеролью, посылкой; -максимальный вес и стоимость посылаемых предметов; -виды и способы упаковки посылок, бандеролей. Уч-ся должны уметь: Заполнять бланки на отправку бандеролей, посылок; -упаковывать посылку, бандероль; - составлять текст телеграмм; -заполнять телеграммные бланки. | 1 ч. | Телеграф, телеграфистка, телеграмма, письма: простые, ценные, заказные, посылка, бандероль, отправитель, получатель. | ||||||||
24 урок | 6 класс | Виды бандеролей и посылок, порядок отправления. | 1 ч. | |||||||||||
25 урок | 6 класс | Упаковка, заполнение банков /практические работы/. | 1 ч. | |||||||||||
26 урок | 6 класс | Экскурсия. | 1 ч. Всего: 4 ч. | |||||||||||
Семья | 27 урок | 6 класс | Состав семьи учащихся /имена, отчества/, родственные отношения /мать, отец, сестра и т.д./ | Уч-ся должны иметь представление о понятии «семья», о составе семьи, А также о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Уч-ся должны знать: -состав своей семьи, имена, отчества родителей, близких родственников; правила поведения в семье. | 1 ч. | Семья, мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, прадед, прабабушка, двоюродные, крестные родители. | ||||||||
28 урок | 6 класс | Правила поведения в семье, обязанности по дому. | 1 ч. Всего: 2 ч. | |||||||||||
Питание | 29 урок | 6 класс | Мебель и оборудование. Правила пользования и техники безопасности работе с плитой. | Уч-ся должны иметь представление о режиме питания. Уч-ся должны знать: -способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, овощей; | 1 ч. | Столовая посуда, столовые приборы, сервировка, меню, первичная, тепловая обработка, сортировка, чистка, мойка, нарезка, варка, жаренье, каши: вязкие, жидкие, рассыпчатые, макаронные изделия: трубчатые, нитеподобные, фигурные. | ||||||||
30 урок | 6 класс | Хранение продуктов и готовой пищи в холодильнике и без него. | 1 ч. | |||||||||||
Санитарно-гигиенические требования ; -технику безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, -правила пользования плитой; -правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него. Уч-ся должны уметь: -отваривать макароны; -варить кашу на молоке; -отваривать картофель и готовить картофельное пюре; -сервировать стол к ужину, с учетом различных меню. | ||||||||||||||
31 урок | 6 класс | Сервировка стола к ужину. | 1ч. | |||||||||||
32 урок | 6 класс | Приготовление блюд из круп. | 1 ч. | |||||||||||
33 урок | 6 класс | Приготовление блюд из макаронных изделий. | 1 ч. | |||||||||||
34 урок | 6 класс | Приготовление блюд из овощей. | 1 ч. | |||||||||||
Итого: 34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология. Неживая природа." 6 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе предоставлено календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по чтению 6 класс в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях 8 вида
Рабочая программа по чтению в 6 классе. Учебник И.М.Бгажнокова ...