Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа по   социально-бытовой ориентировке

Пояснительная  записка.

Статус  документа

Учебная программа по социально-бытовой ориентировке соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида, учебному плану  Муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения

 специальной  (коррекционной) школы-интерната  № 1   Купинского района Новосибирской области  рассчитанному на  пятидневную  рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) школ VII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 23.07.2012 года № 1602

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид (издательство М. ВЛАДОС, 2014 год под редакцией В.В. Воронковой).  

Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Нормативные документы

 

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2.  Приказ Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.10.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
  5. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  6.  Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах   по                                       учебным предметам федерального базисного учебного плана».

           7.  Учебный план МБОУ Купинской школы-интерната № 1 на 2021/2022 учебный год.

 

Адресат. 

Программа  по СБО  адаптирована  и  модифицирована   для   учащихся  (5 классов) МБОУ Купинской школы-интерната № 1    

Структура  документа.

Рабочая  программа к  дисциплине   СБО       включает   следующие  разделы:  

пояснительную  записку, основное  содержание  тем  учебного  курса, требования  к  уровню  подготовки  обучающихся, критерии  и нормы  оценки  знаний  обучающихся, тематический  план, учебно-методическое обеспечение, список используемой литературы

Общая  характеристика  предмета

 

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для школы VII вида, а особенно остро она стоит перед учителем социально-бытовой ориентировки, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.

Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Причины затруднений связаны с особенностями их интеллектуального развития. Многие приходят в школу с негативным отношением к учебной деятельности, имеют формальные мотивы учения, отличаются интеллектуальной пассивностью, безынициативностью. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром школьников, живущих в интернате. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях домашнее хозяйство часто ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких условиях сложно. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания»

Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.

 

Цель курса:

Формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации; : развивать разнообразие качества личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи курса:

-формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;

-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с  ограниченными возможностями здоровья;

-освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

-повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

-Воспитание позитивных качеств личности

Курс СБО  изучается с 5 по 7 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов и др. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях по СБО знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

 ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПАНЕНТЫ

Основные содержательные линии программы в V-IX классах специальной  (коррекционной)  школы – интерната   реализуются в рамках двух курсов – СБО/Кулинария

Общая характеристика учебного процесса

.

Место учебного предмета в учебном плане

  Изучение  предмета СБО  согласно      базисному  плану предусмотрено  на три  года обучения.

Занятия по социально-бытовой  ориентировке проводятся в 5,6,7  классах.

Количество часов отводимых на изучение данной программы в 5 классе, предусматривается  в соответствии с базисным планом, рассчитана, на 34 ч. в год, 1 ч. в неделю.

 Количество часов может быть увеличено или уменьшено с учетом увеличения или уменьшения числа учебных недель.

     В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.

 

Тематика раздела программы «Питания» составлена исходя из наличия оборудования, возможностей и количества часов.

Изучение раздела программы «Средства связи», взято с 5 класса т.к. изучение данного предмета согласно базисному  плану предусмотрено только на три  года обучения.

 

5 класс.

 СБО  ( 34 ч.)

Темы

Количество часов

Вводный урок

1 ч.

 Личная гигиена

3 ч.

 Медицинская помощь.

4 ч.

 Одежда и обувь

4 ч.

 Культура поведения.

2 ч.

 Жилище.

3 ч.

  Транспорт.

3 ч.

 Торговля.

3 ч.

 Питание.

8 ч.

 Средства связи

3 ч.

Итого: 34 ч.

Практические работы.

Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Заполнение почтового адреса на открытках, приготовление бутербродов, салата, варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к чаю, чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе; чистка и сушка повседневной одежды, обуви.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.

Виды одежды и обуви, правила ухода за одеждой и обувью.

Виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.

Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом.

Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната.

Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната, варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, правила передвижения на велосипеде.

Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них, стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.

Учащиеся должны уметь:

Совершать утренний туалет, в определенной последовательности совершать вечерний туалет, причесывать волосы и выбирать прическу.

Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.

Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу и омлет, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.

Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

Писать адреса на почтовых открытках.

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения.

Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.

 

Результатами изучения курса являются:

-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

-Результативность занятий по  СБО обеспечивается только при условии – тесной связи учителя с родителями и воспитателями.

 

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

 Изучение предмета СБО  в школе обеспечивает работу:

коррекционно – обучающую;

коррекционно – развивающую;

коррекционно – воспитательную.

 

Межпредметные связи:

СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

СБО– математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.

Основной формой образовательного процесса являются:

- уроки изучения нового материала,

-комбинированные,

-обобщающие уроки,

-практические работы,

-экскурсии.

Реализация практической части рабочей программы по СБО.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках СБО значительное внимание отводится

- экскурсиям (на промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения)

- практическим работам по разделам «Питание», «Одежда и обувь», Жилище», «Средства связи»

- проведению сюжетно-ролевых игр по разделам «Торговля», «Семья», «Жилище»,  

- демонстрации видеофильмов, презентаций.

Коррекционная работа

класс

Разделы программы

Коррекционная работа

5

«Питание»

Развивать мелкую моторику рук и эстетическое восприятие при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке кухонного стола.

5

«Личная гигиена»

Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними.

5

«Одежда и обувь»

Развивать логическое восприятие при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению.

5

« Медицинская помощь»

 Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями

5

«Культура поведения»

Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками.

5

«Жилище»

Развивать пространственную ориентировку при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением.

5

«Транспорт»

Развивать осознанное восприятие в процессе знакомства с городским транспортом и правилами поведения в нем.

5

«Торговля»

Развивать пространственную ориентировку и зрительное внимание при знакомстве с видами торговых предприятий и правилами приобретения товаров

5

«Средства связи»

Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно  распределять внимание при ознакомлении с работой почты.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

В течение девяти лет обучения в школе учащиеся с  ограниченными возможностями здоровья  должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:

в сфере организации питания:

– различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;

– определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;

– различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;

– размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;

– обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;

– готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);

– правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);

– сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);

– убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;

– соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;

в сфере ухода за телом:

– выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);

– мыть тело;

– мыть и расчёсывать волосы;

– чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;

– пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;

– пользоваться дезодорантом;

– оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.

в сфере ухода за одеждой и обувью:

– пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);

– складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);

– чистить одежду щёткой;

– стирать одежду вручную и в стиральной машине;

– гладить одежду;

– выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);

– зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;

– чистить обувь;

– сушить мокрую обувь;

в сфере ухода за жилищем:

– наводить порядок в помещении;

– застилать постель;

– удалять пыль с мебели, зеркал и др.;

– подметать и мыть, пол;

– пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;

– пользоваться пылесосом;

– выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);

– ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;

Начиная с пятого класса, учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:

– ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск). Службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая). Связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека). Культуры (библиотека, кинотеатр, музей);

– различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.

– ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;

– осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.

– ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;

– обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;

– правильно вести себя в учреждениях культуры;

– пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;

– ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;

– пользоваться деньгами, осуществлять платежи.

Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задаче посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются:

– представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);

– умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.

 

Критерии оценки достижения учащихся

В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

самостоятельность ответа;

умение переносить полученные знания на практику;

степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Оценка «5» при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «4» при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «3» если верно выполнено от 40 до 60% заданий – ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2» – ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.

Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.

Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.

 

Перечень учебно-методического обеспечения:

Компьютер,  мультимедийный проектор, демонстрационные материалы (плакаты, таблицы)

Раздаточный материал: (карточки-задания, теоретический материал, перфокарты,

технологические карты)

Опорные конспекты, книжный фонд, периодические издания, рабочая программа,

Список использованной литературы

1. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДОС – 2011 год.

2. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

4. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.

5. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.

6. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.

7. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.

8. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.

9. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Литература, рекомендуемая для подготовки учителя к занятиям.

1. Агранович-Пономарева Е.С, Аладова Н.И. Наша квартира: конструктивные приемы обустройства удобного и красивого жилища. М.; Минск, 2002.

2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. Минск, 2001.

3. Борисова М. Моя первая кулинарная книга. СПб., 2002. Ваша квартира от А до Я: Энциклопедия домашнего хозяйства. М.; Минск, 2000.

4. Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений / Под ред. П. Крючковой. М., 2001.

5. Дерюгина М. П. Ребенок: Воспитание и уход. М.; Минск, 2001.

6. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов. М., 2000.

7. Зайцев Г. Уроки Айболита: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1997.

8. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1996.

9. Замыцкова О.И. Делопроизводство: Учебник для колледжей. Ростов на Дону, 2001.

10. Ишук В.В., Нагибина М.И. Домашние праздники. Ярославль, 2000.

11. Кияткина О. И. Этикет и сервировка стола. М.; Минск, 2002.

12. Коробковский Г.В., Смирнов Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. Л., 1991.

13. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие. М., 2001.

14. Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 6 класса. М., 2001.

15. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов. М., 2002.

16. Снегирева А. Между нами, девочками: Энциклопедия для девочек. М., 2000.

17. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Кулинарные работы и обработка тканей: Дидактический материал по трудовому обучению: 5 класс: Книга для учителя. М., 1996.

18. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 5-6 классов. М., 2002.

19. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.

20. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД для 5 класса. М., 1998.

21. Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций. М., 2002.

Раздел

№ урока

Класс

Содержание

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Кол-во часов

Дата проведения

  Элементы дополнительного содержания

5-а

5-б

1 урок

5 класс

Вводный урок

1 ч.

Личная гигиена

2 урок

5 класс

Правила личной гигиены.

/расширение знаний/

-предметы личной гигиены;

-средства личной гигиены;

-уход за полостью рта;

-уход за ушами;

-уход за волосами.

Уч-ся должны иметь представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека.

Уч-ся должны знать:

-последовательность утреннего туалета:

-периодичность мытья головы;

-средства борьбы с перхотью и выпадением волос ;

-правила освещения помещения;

-правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизора.

Уч-ся должны уметь:

-выполнять утренний туалет и вечерний;

-причесывать волосы и выбирать прическу;

-подбирать мыло, шампунь в зависимости от состояния волос;

-устанавливать настольную лампу и направлять свет на рабочее место.

1 ч.

Вечерний и утренний туалет, причесывание волос, перхоть, освещение, гимнастика для глаз, мочалка, зубная паста, шампунь, туалетное мыло.

3 урок

5 класс

Правила охраны зрения.

/освещение рабочего

места , чтение , просмотр телевизора/

1 ч.

4 урок

5 класс

Обобщение пройденного материала.

1 ч.

Всего: 3 ч.

Медицинская помощь

5 урок

5 класс

Медицинские учреждения, функции основных врачей специалистов, работники мед. учреждений

Уч-ся должны иметь представление:

-о назначении поликлиники , аптеки, больницы и т.д.

-о порядке приобретения лекарств;

-о порядке вызова «скорой помощи», вызова врача на дом.

Уч-ся должны знать:

-виды медицинской помощи;

-функции основных врачей – специалистов.

Уч-ся должны уметь:

-записываться на приём к врачу;

-вызывать врача на дом;

-приобретать лекарства в аптеки

1 ч.

Фельдшер, регистратор, медицинская сестра/брат/, врач /окулист, стоматолог, хирург/,

Санитары, фармацевт, госпиталь, поликлиника, амбулаторный приём, госпитализация, стационар, вызов врача на дом, аптека, оптика

6 урок

5 класс

Виды медицинской помощи / «скорая помощь, помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация/

1 ч.

7 урок

5 класс

Виды медицинской помощи. Вызов врача на дом, «скорой помощи»

1 ч.

8 урок

5 класс

Экскурсия в аптеку.

1 ч.

Всего:

4 ч.

Одежда и обувь

9 урок

5 класс

Виды одежды и головных уборов, их назначение, повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению.

Уч-ся должны знать:

-виды одежды и головных уборов , обуви;

-правила ухода за одеждой и обувью.

Уч-ся должны уметь:

-подбирать одежду и головные уборы, обувь по сезону;

-различать одежду и обувь  в зависимости от их назначения;

-сушить мокрую одежду;

-чистить обувь;

-подготавливать к хранению.

1 ч.

Головной убор, верхняя одежда, нижнее бельё, обувь: валянная, резиновая, кожаная, текстильная, лопатка, рожок, бархотка, крем, обувная щетка.

10 урок

5 класс

Виды обуви и назначение, уход за обувью: кожаной, из текстиля, шерсти, замши, резины

1 ч.

11 урок

5 класс

Подготовка обуви к сезонному хранению.

1 ч.

12 урок

5 класс

Обобщение пройденного материала.

Практические работы:

чистка и сушка обуви.

1 ч.

Всего:

4 ч.

Культура поведения

13 урок

5 класс

Поведение в музее,кино,театре,библиотеки.

Уч-ся должны знать:

-правила поведения в зрелищных и культурно просветительных учреждениях;

-правила поведения за столом.

Уч-ся должны уметь:

-вести себя культурно в театре, музее, кино, библиотеки;

-правильно сидеть за столом;

-правильно пользоваться столовыми приборами т.д.

1 ч.

Этикет, столовые приборы, салфетка, номерок, гардероб, занавес, кулисы, антракт, читальный зал, вестибюль.

14 урок

5 класс

Поведение за столом, правила приема пищи.

- упражнения по этикету.

1 ч.

Всего:

2 ч.

Жилище

15 урок

5 класс

Виды жилых помещений в городе и деревне/почтовый адрес дома, школы-интерната/

Уч-ся должны знать:

-виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;

-почтовый адрес школы-интерната, дома.

Уч-ся должны уметь:

-писать адреса на почтовой открытке, конверте.

1 ч.

Индивидуальные дома, многоэтажные дома, квартира, дача, терраса, коттедж,  сени, кладовая, печное отопление, центральное отопление.

16 урок

5 класс

Виды помещений в жилых домах /варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления/

1 ч.

17 урок

5 класс

Экскурсия.

1 ч.

Практические работы: заполнение почтового адреса но открытках.

Всего:

3 ч.

Транспорт

18 урок

5 класс

Виды городского транспорта, оплата проезда в автобусе.

Уч-ся должны знать:

-наиболее рационный маршрут проезда до школы, количество времени затрачиваемого времени на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут.

Уч-ся должны уметь:

-соблюдать правила поведения в общественном транспорте /правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу/

-соблюдать правила дорожного движения.

1 ч.

Автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, водитель, шофёр, контролер, билет, остановка, маршрут, дорожные знаки: запрещающие, предупреждающие, пешеходная дорожка, светофор.

19 урок

5 класс

Правила поведения в транспорте и на улице. Правила дорожного движения.

1 ч.

20 урок

5 класс

Экскурсия.

 .

1 ч.

Всего:

3 ч.

Торговля

21 урок

5 класс

Основные виды магазинов, их назначение. Правила поведения в магазине.

-продовольственные;

-промтоварные;

-универмаги;

-специализированные маг-ны.

Уч-ся должны знать:

-основные виды магазинов, их назначение;

-виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них;

-стоимость продуктов для приготовления  завтрака.

Уч-ся должны  уметь:

-выбирать продукты для завтрака с учетом конкретного меню;

-оплачивать покупку;

-соблюдать правила поведения в магазине.

1 ч.

Универмаг, универсам, специализированные магазины, ценник,

цена, весы, гири, чек, прилавок, витрина, продавец, покупатель, касса, кассир, покупка.

22 урок

5 класс

Виды отделов в продуктовых магазинах, порядок приобретения товара.

1 ч.

23 урок

5 класс

Экскурсия в продовольственный магазин.

1 ч.

Всего:

3 ч.

Питание

24 урок

5 класс

Значение продуктов питания для человека.

Уч-ся должны иметь представление о значении

продуктов питания для здоровья человека.

Уч-ся должны уметь:

-пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым средствам.

- приготовить открытые, закрытые, простые, сложные бутерброды;

- приготовить яичницу, омлет.

Уч-ся должны знать:

-правила техники безопасности работы с острыми и режущими предметами, горячей жидкостью;

-знать способы варки яиц.

1 ч.

Бутерброд: открытый,

закрытый, простой, сложный, канапе, шпажок, яйцо:

всмятку, в крутую , «в мешочек», омлет, яичница, желток, белок, скорлупа, какао, чай, самовар, сахарница, молочник, блюдце, чайная чашка.

25 урок

5 класс

Кухонная, столовая посуда, приборы и приспособления, их назначение.

1 ч.

26 урок

5 класс

Правила мытья и чистки посуды.

1 ч.

27 урок

5 класс

Сервировка стола к завтраку.

1 ч.

28 урок

5 класс

Чайная посуда. Правила заваривания чая. Техника безопасности в обращении с кипятком.

1 ч.

29 урок

5 класс

Приготовление бутербродов.

Техника безопасности в обращении с ножом.

1 ч.

30 урок

5 класс

Приготовление блюд из яиц

/отварные, яичница, омлет/

1 ч.

 

31 урок

5 класс

Приготовление  винегрета.

1 ч.

Всего:

8 ч.

Средства связи

32 урок

5 класс

Основные средства связи / почта, телеграф, телефон/

Уч-ся должны знать:

-основные средства связи;

-виды почтовых отправлений;

-стоимость отправки писем разных видов.

Уч-ся должны уметь:

- адреса на конвертах, почтовых открытках.

1 ч.

Почта, телеграф, телеграмма, получатель, отправитель, письмо простое, заказное, открытое, закрытое.

33 урок

5 класс

Виды почтовых отправлений /письма, бандероли, посылки, телеграммы/

1 ч.

34 урок

5 класс

 Виды писем.

Практическая работа: написание адреса на конверте.

1 ч.

Итого:

34часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных  задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....