Конспект открытого урока по развитию речи «Улыбка ясная природы…»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Экспериментальное занятие с разновозрастной аудиторией – 5-8 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока по развитию речи «Улыбка ясная природы…» | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по развитию речи
«Улыбка ясная природы…»
(Экспериментальное занятие с разновозрастной аудиторией – 5-8 кл.)
Оформление доски. Эпиграфы:
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»
(Ф. И. Тютчев)
«Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней»
(Л. Н. Толстой)
«Нет правды без любви к природе,
Любви к природе нет без чувства красоты…»
(Я. Полонский)
«…Человек идёт рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении»
(Н. В. Гоголь)
Оформление класса: иллюстрации с изображением пейзажей; фотоэтюды; работы учащихся (рисунки).
Цели и задачи урока:
1)Показать красоту и оживляющую силу природы в произведениях русских писателей и поэтов.
2)Поработать над выразит. чтением худож. текстов.
3)Дать возможность учащимся проявить свои способности.
I Орг. моменты: * разделились на 4 группы по «временам года» (по жребию) * о ходе урока (взаимопомощь).
II Вступит. слово учителя.
Мы любим природу, произведения о ней, но иногда не всё понимаем, спешим, пропуская Прекрасное, а от этого наша жизнь становится беднее, скучнее, хотя мы этого часто не замечаем, не осознаём. А ведь каждый человек в душе - Поэт. Давайте сегодня постараемся приблизиться к пониманию Души Природы и приоткрыть свою душу, попробуем увидеть, как зачастую воедино слиты Души Человека и Природы. Природа обогащает Душу человека, врачует её, успокаивает, помогает переживать грусть, тоску, скуку, боль, полнее ощущать радость и счастье.
Как вы думаете, когда человеку плохо «на душе», что ему рекомендуют врачи, кроме лекарств? (общение с природой и близкими по духу людьми).
Вот и у замечательного поэта Б. Окуджавы есть такие строки:
Если я заболею, к врачам обращаться не стану,
Обращусь я к друзьям,
Не сочтите, что это в бреду.
Постелите мне степь,
Занавесьте мне окна туманом,
В изголовье поставьте упавшую с неба звезду!
В наше сложное время мы мало общаемся с Природой, не подозревая, как много при этом теряем; попробуем сегодня хоть немного восполнить дефицит общения с Природой. В этом нам помогут замечательные поэты и писатели, а также репродукции картин и фотоэтюдов.
Наверное, у каждого из вас было такое: вслух или про себя вы восклицали: «Почему я не художник?!» - так хотелось изобразить закат, восход или какой-нибудь пейзаж. Почему? (красота + настроение). Но ведь сделать это можно и словами. И учиться этому нужно у художников слова – поэтов и писателей.
III Осн. часть.
- Обратим внимание на эпиграфы к уроку. Где самые важные слова?
- С самого раннего детства мы встречаемся с природой и произведениями о ней. Давайте вспомним поэтов и писателей-мастеров худ. слова о Природе.
Хорошо, что вы многих знаете, но, надеюсь, сегодня познакомитесь с новыми авторами.
- О работе с листочком.
- Подбираем ассоциативные понятия по временам года.
- Чтение «визиток» времен года. Обсуждение.
- Работа в группах с отрывками на карточках (выр. чтение, словесное рисование; средства худ. образности; подбор иллюстраций) [Во время работы в группах звучит музыка А. Вивальди «Времена года»].
IV Заключительное слово учителя.
Есть много разных представлений о счастье (~ эпиграф - слова Л. Толстого).
В литературе существует известный образ: «корзина счастья, памяти» - это наши воспоминания. Хотелось бы, чтобы в этой «корзине» были не только встречи с хорошими людьми, но и встречи с удивительной Природой. И вам бы удалось хоть чуть-чуть приблизиться к пониманию тайн души Природы, как герою повести «Ехал Грека» замечательной современной писательницы В. Токаревой, который с друзьями поднимался на вершину горы: «Всё кончается когда-нибудь. И наше восхождение закончилось. Мы ступили на вершину.
Я стоял на самой середине между небом и землёй. Отсюда было видно, что земля имеет форму шара.
Море было полосатое: полоса изумрудно-зелёная, полоса черно-синяя, полоса коричневая…
Подо мной и позади меня - горы. Заходящее солнце освещало вершины, и они горели, а подножия были тусклые…
…Я…
В горах совсем другое восприятие своего «я». Я человек. Часть природы. Часть всей этой красоты. Её совершенное выражение. И если Я имею ко всему этому прямое отношение, значит, мне не в чем сомневаться.
Я преодолел себя, чтобы поднять своё тело высоко над землёй. Я поднял себя для того, чтобы лучше увидеть вокруг и в себе.
…Моя душа наполнилась торжественностью и слёзы заволновались во мне.
…Сейчас я стоял и внутренне плакал, охваченный противоположными чувствами, которые я раньше в себе не соединял.
Значит, я шёл в гору так долго и так трудно ради этой минуты. И нет такой платы, которая была бы для неё высока.»
Желаю каждому найти свою «вершину», приблизиться к тайне жизни. И пусть вам в этом помогут близкие люди и «улыбка ясная Природы…».
V Д/з: Итоговая творческая работа:
Опиши своё настроение; любую иллюстрацию; любое время года; создай словесное рисование по любому прозаическому или поэтическому отрывку (по выбору учащегося).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."
Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения) И...
Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc
Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
Конспект открытого урока по развитию речи с детьми категории «Особый ребенок» Тема: «Овощи. Знакомство с репой»
Цель:· формирование начальных представлении о репе, как об овоще. Задачи:·...
Конспект открытого урока по развитию речи проведенного в 4 классе на тему: «Летние и осенние изменения в природе»
Урок для детей с ОВЗ...
Конспект открытого урока по литературе "Едем в Ясную поляну"
Конспект открытого урока по литературе "Едем в Ясную поляну"...
План-конспект открытого урока по английскому языку «Человек- дитя природы»
План-конспект открытого урока в 10 классе на тему: "Человек - дитя природы"...