Статья для конференции: "Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения и во внеурочной деятельности" 2023г.
статья
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения и во внеурочной деятельности
Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта.
Общению принадлежит важное место и в развитии человека. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общение. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низкий уровень развития речи этой категории детей. Напомним, что речь у ребенка с интеллектуальной недостаточностью появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического ее уровней. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющих речевого высказывания. В этой связи речь умственно отсталого ребенка не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способность к полноценному формированию навыков общения. Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитность речемыслительных средств, способствует возникновению у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций. Нарушение общения в совокупности порождает проблемы связанные с успешностью социальной адаптации. Затруднения в установлении контактов с людьми как в сфере делового, так и личного общения, становится причиной неуверенности, беспокойства, неудовлетворенности индивида собой и окружающим миром. Такое состояние усугубляет существующие конфликты и может стать причиной новых, что осложняет деятельность человека, его отношение с окружающими людьми.
Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыкам общения, направленных на формирование у них навыков связной речи, коммуникативных умений, что окажет положительное влияние на развитие, обучение и дальнейшую социализацию ребенка.
Исходя из выше сказанного, я считаю одним из важных направлений в деятельности учителя русского языка и чтения работу по формированию связной речи учащихся.
Цель моей работы:
Выявить и апробировать приемы формирования связной речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках чтения.
Особая роль в развитии связной устной речи принадлежит урокам чтения. В своей практической деятельности я применяю современные педагогические технологии, комплекс методов и приемов работы над литературным произведением, таких как:
Коррекционно - развивающие технологии
-Работа со скороговорками
-Речевую зарядку
-Разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов.
Применяю исследовательский метод. Работу исследовательского характера удобно проводить при работе над семантическим, лексическим значением словом:
- это и знакомство с новыми словами;
- составление и анализ словарных статей к изучаемому слову;
- работа с толковым, фразеологическим словарем.
В зависимости от того, какие цели поставлены к данному уроку, словарная работа варьируется по своему содержанию и направлена:
- на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словарного запаса,
- на исследование грамматического значения,
- на отработку правильного произношения отдельных слов.
В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в содержание урока я включаю упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, ведётся работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.
Метод конструирования даёт возможность использовать в уроке следующие типы речевых упражнений:
- толкование значений слов;
- работа с синонимами и антонимами;
- исправление ошибок;
- составление предложений на заданную тему;
- распространение предложения;
- редактирование предложений;
- исправление логических ошибок;
- редактирование своего текста;
- составление текстов различных функционально-смысловых типов.
М.Ю. Лермонтов «Тучи». Прочитай первые две строки стихотворения. Представьте картину природы, изображённую в них. Подберите к двум цветам из этих строк синонимы (слова близкие по значению) из слов для справок.
Лазурный _____________________
Жемчужный _____________________
Слова для справок: голубой, бежевый, светло – коричневый, бирюзовый, изумрудный, серый.
Игровые технологии.
На уроках чтения я применяю игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты. Использую разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию. Так же для развития речи не менее важны викторины, ролевые игры, инсценировка, интеллектуальные игры.
Викторина по сказкам А.С. Пушкина (отрывок)
1конкурс
Вопросы
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон?
(Комар–муха–шмель.)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?(3раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-йраз–тину,2-йраз–морскую траву).
5.Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
2конкурс
Узнай сказку по следующим словам:
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
(«Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества:
- предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.
Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ:
- составь предложений из слов, по картинке, по схеме, по опорным словам;
-составить текст, рассказ по вопросам;
- придумай рассказ по заданному началу, картинкам и ключевым словам;
придумай начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.
Технология проблемного обучения предполагает развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей. Использую в работе с детьми элементы проблемного обучения через постановку проблемных вопросов. Это следующее задания для умения видеть проблемы
«Посмотри на мир чужими глазами»
«Составь рассказ от имени другого персонажа»
«Составь рассказ, используя данную концовку»
«Придумай к рассказу свой конец, сравнить с авторским»
Определи «Сколько значений у предмета»
«Назови как можно больше признаков предмета» и др.
М.Ю. Лермонтов «Морская царевна» Вставьте пропущенные прилагательные в стихотворение. Для чего они служат в этой части баллады?
Видит: лежит на песке _________________
Чудо _________ с __________ хвостом;
Хвост чешуею_____________ покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит;
Пена струями сбегая с чела,
Очи одела________________ мгла.
__________ руки хватают песок;
Шепчут уста_________________ упрёк…
При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.
Заканчиваю чтение на самом интересном месте, предлагая ребёнку дочитать.
Разнообразие видов пересказа, которые я применяю, вносят оживление в уроки:
-пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный;
-сжатый – с некоторыми степенями сжатия;
-пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице – пересказ в третьем лице);
-от лица одного из персонажей (рассказ от «лица» неживого предмета);
-пересказ драматизированный - в лицах;
-пересказ с творческими дополнениями и изменениями;
-пересказ по опорным словам, по связи с картинками-иллюстрациями;
-пересказ-характеристика;
-пересказ – описание экспозиции (места действия);
-пересказ – устное рисование картин, иллюстраций и т.д.
Большие возможности для развития и формирования связной речи у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет как урочная, так и внеурочная деятельность.
Одним из направлений в формировании устной связной речи учеников - это участие воспитанников в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Мероприятия, проходящие в рамках тематических недель, развивают у учащихся интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, творческие и познавательные способности. Чтобы развивать способности детей, внеклассные мероприятия можно проводить в форме игр, различных конкурсов, КВН, праздничных мероприятий, ярмарок, посиделок, журналов и т.п. Работа над формированием и коррекцией речи предполагает использование естественных и специально созданных ситуаций, требующих общения детей. Формирование навыков произношения во внеклассное время осуществляется не столько путем специальных упражнений, сколько путем общения с окружающими.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, она есть во всех видах внеклассных занятий, выражается в чтении литературы, в подготовке вечера, конференции, материала к викторине. Учащиеся готовят сообщение или доклад о писателе, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений.
Формирование и развитие связной речи у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Использование разнообразных приёмов, методов и видов упражнений способствует положительной динамике развития связной устной речи на уроках чтения. Развитие речи как средства общения является, на мой взгляд, первостепенной задачей уроков чтения в специальной коррекционной школе YIII. Решение этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию. Совершенствование устной речи и ее коммуникативной функции имеет целью повышение уровня общего развития учащихся. Большое значение имеет выработка у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения спрашивать, отвечать, выслушивать разъяснения, указания, советы. Главное направление усилий при этом должно быть сосредоточено на создании у учащихся необходимости в общении, на побуждении к обмену мыслями и впечатлениями на основе все более усложняющейся различного рода выполняемой ими деятельности. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.
Список литературы:
1.Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос. 1999.
2. Блюмина М.Г. О некоторых принципах диагностики олигофрении у детей // Пятая конференция по дефектологии. М.: изд-во АПН РСФСР 1967. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-и Т. Т5 Основы дефектологии. М.: Педагогика 1983.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М. Академия. 1999.
5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред.В. В. Воронкова. М.: Школа-пресс. 1994.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детский речи. М.: Педагогика. 1961.
7.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М. Просвещение. 1981.
8.Занков Л.В. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталых школьников на первых этапах обучения. М. Изд-во АПН РСФСР.
9. Лалаева Р.И. Формирование операций порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников // Принципы и методы логопедической работы. Ленинград. 1984.
10.Филичева Т.Б. Туманова Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. М. Владос. 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы
Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений особенно ощутимо сказывается при изучении русского языка, поскольку он, как никакой другой учебный предмет, требует четкого взаимоде...
Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы
Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений ощутимо сказывается при изучении русского языка - предмета, требующего четкого взаимодействия зрительного, слухового и двигательного...
Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР
В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...
Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы
Данная статья будет полезна для учителей русского языка и литературы, осуществляющих процесс обучения детей с ЗПР....
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности сл...
Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальн...
статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Одна из основных задач дошкольного учреждения – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...