Разработка углубленного речевого обследования обучающихся с ДЦП.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
углубленного обследования
1. Фамилия, имя (списала, называет) ______________________________ дата рождения ____________
2. Школа _________________ класс _______________________ дата поступления _______________
3. Домашний адрес, телефон: (списала, называет) ______________________________________________
4. Ф.И.О. родителей (списала, называет) ______________________________________________________
5. Особенности общения: легко и быстро; не вступает; формальный (чисто внешний), избирательный ___________
6. Данные о развитии: диагноз при поступлении ________________________________________________
а) формирование двигательной сферы: ходит самостоятельно _____________с помощью _______________________
насильственные движения ___________________ когда пошел _____________________ когда сел _____________________ б) зрение _________________ в) слух ________________________ г) речь ________________________________
д) манипулятивная функция рук: ведущая рука ________________________ захват _____________________________
координация движений _________________ насильственные движения: тремор __________ гиперкинезы ____________
7. Состояние артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры: в полном объёме, ограничено
а) нарушение мышечного тонуса: спастичность, гипотония, дистония, ассиметрия лица, гиперкинезы, апраксия
носогубные складки (сглаженные, симметричность) ____________________________________________________________
щеки (надувание, втягивание) _______________________________________________________________________________
смыкание губ (полное, неполное) ____________________________________________________________________________
умение держать рот закрытым (постоянно, временно, отсутствие) ________________________________________________
движение нижней челюсти (открывание, закрывание рта) _______________________________________________________
умение нахмурить \ поднять брови (произвольно, по заданию) ___________________________________________________
умение закрывать \ открывать один глаз (произвольно, по заданию) ______________________________________________
б) саливация ____________________ в) жевание ________________________ г) глотание __________________________
д) вегетативные расстройства: покраснение – бледность во время речи _________ запинки ______________________
потение рук _______ изменение высоты и тембра голоса ________________________ насильственные движения ________
е) губы (тонкие, массивные, толстые; особенности) ________________________________________________
движение губ: смычка, оскал, вытягивание вперед, в стороны _______________________________________________
ж) зубы (общий вид, прикус) _________________________________________________________________
з) язык (укороченная уздечка; вид: географический, гладкий; широкий, узкий, большой, короткий; тремор; отклонение
«девиация» языка ) _______________________________________________________________________________________
движение языка: вперед-назад ______ вверх-вниз ______ вправо-влево ______ произвольное высовывание языка _____
облизывание (круговые движения) _______ пощелкивание ______ лопаточка ______ иголочка _____ чашечка ______
расположение языка в полости рта: неподвижен ______ комом ___________ насильственные движения ______________
и) твердое небо (без особенностей, высокое, узкое, готическое, наличие расщелины) _________________________
к) мягкое небо (короткое, расщелина, отсутствие язычка) ____________________________________________
8. Просодическая организация звукового потока:
а) голос: сильный, слабый; звонкий, глухой; истощающийся, затухающий, сдавленный, особенности _________________
б) тембр: хриплый; назализованный, напряженный, дрожащий ___________________________________________________
в) темп: тахилалия, брадилалия, запинки, зависит от проявления гиперкинезов _____________________________________ г) ритм речи: растянутый, медленный, скандированный _______________________________________________________
д) дыхание: свободное, затрудненное, неровное, неритмичное ___________________________________________________
е) синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: сохранна, нарушена ______________________________
ж) дифференциация носового и ротового выдоха _____________________________________________________________
9. Понимание обращенной речи: понимает, не понимает, на бытовом уровне, ситуативное ____________________
а) инструкции: простые, сложные __________________________________________________________________________
б) слов (предмет, действие, признак)_________________________ в) словосочетаний _______________________________
г) предложений: простые, сложные _________________________________________________________________________
д) конструкций: логико-грамматических: показать: Мамина дочка ______ Дочка мамы ______ Дочкина мама _______
предложных: нарисовать Круг под квадратом ___________________ Квадрат под кругом ___________________________
сравнительных: Я позавтракал после того, как нарубил дров. Что я сделал раньше? __________________________________
обратных: Машу слушала мама. Кто говорил? ____ Кто слушал? ____ Сестру брат зовет домой. Кто дома? ___________
е) причинно-следственных связей: (исправь) Шёл дождь, потому что я взяла с собой зонтик. ________________________
ж) значение переносного смысла __________________________________________________________________________
10. Характеристика речи:
а) словарный запас: в пределах обихода, ограничен, достаточный ______________________________________________
особенности: склонность к эхолалии, наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания) _______________________
обобщающие понятия: (назови одним словом) овощи, фрукты, транспорт, мебель, одежда, дик./дом. животные, птицы
название детенышей: у лошади _______ у свиньи _______ у коровы __________ у собаки __________ у овцы ________
у курицы __________ у гусыни __________ у волка ___________ у медведя ___________ у лисицы ____________
синонимы: дети ___________ врач ___________ печаль ____________ друг _______________ веселый _____________
антонимы: высокий __________ холодный __________ тяжелый __________ старый __________ глубокая _______
улетел __________ упал __________ говорит ____________ сел __________ враг __________ добро ___________
б) грамматический строй: объём и типы употребляемых предложений _________________________________________
образование мн. числа существительного: перо _______ ведро _______ стул _____ ухо ______ лоб ______ глаз ______
прилагательных: сильный лев ______________ яркая звезда ________________ холодное море ____________________
Рд.п. множественного числа: МНОГО (чего?) грибы _________ ягоды _________ деревья _________ овощи _________
фрукты __________ лампы __________ окна _________ стулья ____________ облака __________ тетради ___________
согласование сущ. с числительным: посчитай до пяти
1яблоко ….3……5…… 1стул …..3……5……. 1лиса …. 3…… 5…… 1рука ..... 3…… 5……1ухо …. 3…… 5……..
использование предлогов: В____, НА_____, К____, ОТ_____, У____, С ____, ИЗ _____, ПО ____., ЗА _____,
ПОД_____, ИЗ-ПОД _____, ПЕРЕД_____, ОКОЛО_____, МЕЖДУ_____, ИЗ-ЗА _____, ЧЕРЕЗ ______.
образование существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом: гриб __________ ковер ___________
кукла ______________ замок ________________ муха ________________ окно ____________ кот ________________
относительные прилагательные: мяч из резины ___________ ком из снега __________ туфли из кожи _____________
СОК из персика _____________ из сливы ______________ из вишни _____________ из моркови ___________________
СУП из курицы _____________ из рыбы _____________ из фасоли _____________ из мяса _________________________
притяжательные прилагательные: ЧЬЯ ЛАПА? волк…….……….. лиса ……..….…….. медведь ………………….
ЧЕЙ ХВОСТ? заяц ……….. белка ………. лиса ………. ЧЬЯ ОДЕЖДА? папа………. повар …………………….....
ЧЬЁ? дупло белки ………… пальто мамы ……….. ЧЬИ СЛЕДЫ? птица…………... олень …………….
употребление падежных конструкций: В лесу растёт (ЧТО? Им.п.)_________. Около (ЧЕГО? Рд.п.) _______ есть поляна.
К (ЧЕМУ? Дт.п.) _________ ведёт тропинка. НА (ЧТО?Вн.п.) ______ садятся птицы. Под (ЧЕМ? Тв.п.) ________ много грибов.
На (ЧЁМ? Пр.п) _________ живет белка.
в) связная речь: описание предмета: ______________________________ картинки ______________________________
составление предложений: по картинкам _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
по опорным словам и словам, расположенным в беспорядке ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
составление рассказа: по предметно-практическим действиям (расскажи, что я делаю) ___________________________
_________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
по сюжетной картинке ______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
по серии сюжетных картинок (правильность определения последовательности картинок) ____________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
пересказ текста: услышанного ______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
прочитанного______________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
11. Звукопроизношение:
степень разборчивости речи: разборчивость снижена, речь нечеткая, смазанная; малопонятная для окружающих, невнятная, есть гнусавый оттенок; общение с помощью жестов или звукоподражания
С С’ | З | Л | Р | Ч | Ш | Ж | Ц | Щ | Д | П | Б | В | М | Н | Т | Ф | Г | К | Х | |
изолированно | ||||||||||||||||||||
слово | ||||||||||||||||||||
фраза | ||||||||||||||||||||
спонтанная речь |
произношение звуков по подражанию: А_____ О_____ У_____ Ы_____ Э_____ И_____ Е____ Ё____ Ю____ Я____
повтори за мной: Мама Милу мылом мыла. ___________________________________________________________________
Кудрявая берёзка развесила серёжки. _________________________________________________________________________
Наша серая кошка сидела на крыше. __________________________________________________________________________
12. Фонематический слух: послушай и повтори
дифференциация фонем: АО____ АИ____ ИУ____ ЫИ___ АИУ_______ УИА_______ ОИЫ_______ ИОУ_______
АОУИ_________ ИЫОУ__________ АОЫУ_________ ОАУЫ__________ АОИУЫ________ УИАОЫ______________
дифференциация слогов: ПА-БА-ПА ____________ ТА-ДА-ТА ________________ МА-МЯ-МЯ __________________ ГА-КА-ГА ________________ НЫ-НИ-НЫ ______________ ЗУ-СУ-СУ ________________ ЛО-ЛО-ЛЁ ______________ ВЫ-ВЫ-ВИ _______________ ЖА-ЖА-ЗА ______________ ЩУ-ЧУ-ЧУ _______________ СЯ-ЩА-ЧА ________________
звуковых рядов: ПУХ-МЕХ-МОХ ____________ КОТ-КИТ-ТОК ________________ МАК-БАК-ЛАК _________________
различение слов, близких по звуковому составу: ЛУК-ЖУК __________________ ДОМ-КОМ _____________________ МЫШКА-МИШКА __________________ ХАЛАТ-САЛАТ____________________ ПОЛЕНО-КОЛЕНО ________________
воспроизведение слов, произнесенных по отдельным звукам:
И,Г,Л,А ____________ С,У,М,К,А _____________ К,Р,Е,С,Л,О________________ Б,Е,Р,Ё,З,А______________________
13. Фонематическое восприятие: послушай и определи
согласные среди гласных: А П Р О Т К У В И Д Э Я Б Ы
оппозиционные звуки и слоги: Д – Т _____ С – Ш ______ Р – Л ______ Ж – З _______
ЗА – СА ________ ША – ЖА __________ ЦА – СА _________ ЧА – ТЯ ____________
первый гласный и последний согласный: АИСТ__________ ИНДЮК_______________ УГОЛОЧЕК _______________
первый согласный и последний гласный: ТАНЯ____________ МАСЛО______________ ПЛАНЕТА _______________
2, 3, 4 звук в словах: ВРАЧ_______ КРОТ______ МЫШКА______ РАДУГА__________ РУБАШКА_______________
последовательность звуков в слове: КОШКА_________ КВАДРАТ _____________ ИЗЮМИНКА__________________
подбор слов на заданный звук ______________________ подбор картинок на заданный звук ______________________
найти недостающую букву в слове: К... ИГА _____ Л…ШАДЬ _____ П…ГОВИЦА _____ ЧАС…КИ _____
узнать слова, имеющие заданный звук:
С-Ш: сила, шило, шахта, весна, шея Ж-З: дождик, магазин, змея, жаба Р-Л: рак, ложка, варить, пар, вилка
И-Ы: лыжи, мыть, пила, рыба, клин С-Ц: сани, цапли, оса, кольцо, коса Ч-Ть: луч, чай, тётя, чайка, лечить
14. Слоговая структура слова:
анализ звукового состава слова: КОТ__________ УСЫ__________ ПЛАЩ__________ МАШИНА_____________
произношение слов с различным слоговым составом: ПИ-ЛА ____________ ПИ-РА-МИ-ДА ______________________ ТРАН-СПОРТ ____________ ПЕ-РЕК-РЕС-ТОК ___________________ СТРО-И-ТЕЛЬ-СТВО _______________________
предложения: повтори
Дети слепили снеговика из снега. _________________________________ _______________________________________
Фотограф фотографирует детей.___________________ __________________________ _______________________
В саду за высоким забором растут яблони и груши. ___________________________ _____________________________
15. Письмо: образцы работ
списывание: отдельных букв __________________ слогов _________________ слов _________________________________
c печатного текста ___________________________ с письменного текста __________________________________________ диктант __________________________________________________________________________________________________
ошибки: _________________________________________________________________________________________________
16. Чтение: успеваемость ___________________ понимание: не понимает; с помощью наводящих вопросов, частичное понимание текста, понимает отдельные слова, полное понимание текста ___________________________________________
способ чтения: побуквенное ________________ по слогам _______________________ словами ______________________ слитное __________________________________________ ошибки: отсутствуют; угадывающее чтение; замены, пропуски: букв, слогов, окончаний _________________________________________________________________________________
17. Проявление заикания: причины, выраженность, форма; ситуация, усугубляющая его проявление __________
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
18. Краткая характеристика психического статуса: организованность, самостоятельность ________________ устойчивость внимания ______________ работоспособность ______________________ наблюдательность ______________ отношение к своему дефекту ________________________ запас общих представлений ________________________________ эмоционально-волевая сфера _____________________ конфликтность _____________________________________________ особенности поведения _____________________________________________________________________________________
19. Заключение учителя–логопеда: при первичном обследовании__________________________________
________________________________________________________________________________________
20. Уточненное заключение: на первое полугодие_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
21. Динамика коррекции речи: на конец года _________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП
Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП....
Обследование уровня речевого развития обучающихся 1 классов. (Полуэктова Е. Н. - логопед)
Обследование уровня речевого развития обучающихся 1 классов. (Полуэктова Е. Н. - логопед)...
Обследование уровня речевого развития обучающихся 4 класса. (Полуэктова Е. Н. - логопед)
Обследование уровня речевого развития обучающихся 4 класса. (Полуэктова Е. Н. - логопед)...
Карта речевого обследования в помощь логопеду
Грамотное диагностическое обследование и выделение проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей работы учителя-логопеда. "Карта речевого р...
Презентация.Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ
Презентация. Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ...
Разработка структуры обследования обучающихся с ДЦП по выявлению нарушений устной и письменной речи на начало и конец учебного года.
темы для обследования нарушений устной и письменной речи...