Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП
методическая разработка на тему
Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uglublennoe_logopedicheskoe_obsledovanie.doc | 426.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта
Дата______________________________________________________________
Ф.И.О.____________________________________________________________
Год и месяц рождения_______________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Анамнестические данные:
Неврологический диагноз___________________________________
Особенности раннего развития и перенесённые заболевания:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние нервной системы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психическое состояние:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИССДЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
Исследование зрительного гнозиса
Цветовой и предметный гнозис
№ | Задание | Оценка В баллах | Характер Выполнения Задания (качественная оценка) |
1.1 | Подбор по образцу и называние цветов. Инструкция: « Покажи все красные (зелёные, Синие, жёлтые) фигуры». При затруднении в выполнении задания даётся другая инструкция: «Покажи все фигуры вот такого цвета(указывается фигура одного из цветов)». | ||
1.2 | Подбор по образцу геометрических фигур. Инструкция: «Покажи все квадраты(треугольники, круги)». При затруднении в выполнении задания даётся другая инструкция: «Покажи только такие фигуры (указывается квадрат, круг и т.п.)». | ||
1.3 | Узнавание контурных изображений. Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано». | ||
1.4 | Узнавание перечёркнутых изображений. Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано». | ||
Общая оценка: |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Исследование слухового гнозиса
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания (качественная оценка). |
2.1 | Различение ритмических Последовательностей. Ритмы задаются по следующей схеме: //;///;///;//;……..//. Инструкция: «Послушай и скажи, Сколько раз стучу». «Сколько сильных ударов, сколько слабых?» |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – все ответы правильные.
4 балла – правильно узнаёт и называет предметы, но при рассмотрении перечёркнутых изображений сам прибегает к вспомогательным приёмам: обводит контуры пальцем, комментирует предложения словами.
3 балла – самостоятельно справляется только с более лёгкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приёмам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности делает ошибки.
2 балла – и после организующей помощи экспериментатора задания выполняются с ошибками.
1 балл – не справляется ни с какими заданиями.
Исследование пространственного восприятия
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания (качественная оценка). |
3.1 | Ориентировка в сторонах собственного тела и напротив сидящего. Инструкция: «Покажи твою левую(правую) руку. Покажи мою левую (правую) руку», и т.п. |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – задание выполняется правильно.
4 балла – задание выполняется правильно, но замедленно.
3 балла – ребёнок ориентируется в сторонах собственного тела, но затрудняется при ориентировке в сторонах тела напротив сидящего.
2 балла – ребёнок затрудняется в ориентировке собственного тела и тела напротив сидящего (ошибка исправляется самостоятельно).
1 балл – ребёнок не ориентируется в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего.
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер Выполнения задания (качественная оценка). |
3.2 | Дифференцировка пространственных понятий. Инструкция: «Покажи, что в центре рисунка. Что слева (справа) от квадрата? Что под маленьким треугольником? Что над большим треугольником? Что между маленьким кругом и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка? | ||
Общая оценка: |
ОБЩАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – задания выполняются правильно.
4 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно.
3 балла – задания выполняются с минимальной помощью взрослого.
2 балла – для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.
1 балл – задания не выполняются.
Исследование временного восприятия.
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения Задания (качественная оценка). |
4.1 | Название части суток. Какое сейчас время суток? Почему? | ||
4.2 | Перечислить времена года. Охарактеризовать текущее время года. | ||
4.3 | Перечислить дни недели. Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? | ||
Общая оценка: |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – все задания выполняются правильно, самостоятельно.
4 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно.
3 балла – задания выполняются с минимальной помощью взрослого.
2 балла – для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.
1 балл – задания не выполняются.
Конструктивный праксис.
№ | Задание | Оценка В баллах | Характер выполнения задания (качественная оценка). |
5.1 | Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза): Из 2-х фрагментов Из 3-х фрагментов Из 4-х фрагментов |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – все задания выполняются правильно, самостоятельно.
4 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно.
3 балла – задания выполняются с минимальной помощью взрослого.
2 балла – задания выполняются после демонстрации образца.
1 балл – задания не выполняются.
5.2. Нарисовать без образца: домик, ромашку, ёлочку.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – Правильное изображение предметов.
4 балла – отсутствие какой- либо незначительной детали рисунка.
3 балла – отсутствие какой- либо существенной детали рисунка.
2 балла – неправильное расположение деталей в пространстве рисунка.
1 балл – отсутствие чёткого изображения предмета.
Оценочный балл за выполнения задания 5.2:
5.3. Нарисовать человека.
Инструкция: «Здесь (показывают ребёнку) нарисуй человека так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечение внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – нарисованная фигура должна иметь голову и все части лица, туловище, конечности, детали одежды. На голове есть волосы (возможно они закрыты кепкой или шляпой). Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги отогнуты.
4 балла – отсутствие незначительных деталей рисунка.
3 балла – фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объёмными). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев, ступней.
2 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждый.
1 балл – отсутствует чёткое изображение туловища или обеих пар конечностей («головоног»). Каракули.
Оценочный балл за выполнение задания:
Исследование движений и действий.
6.1. Анализ элементарных компонентов движений: их силы, точности, быстроты и скоординированности. Выполнение простых инструкций: «Сожми мою руку», «Пройдись по комнате», «Попрыгай на одной ноге». Определение ведущей руки: правая, левая (нужное подчеркнуть).
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания(качественная оценка). |
6.2. | Выявление синкенезий (пробы Заззо). Кисти ребёнка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем поочерёдно прикасаемся к каждому пальцу ребёнка, кроме 4-го (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкенезиями), говоря: «Подними только этот палец!» На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрёстные (на второй руке) и двусторонние (на обеих руках). |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – задания выполняются без синкенезий.
4 балла – односторонние синкенезии в части заданий.
3 балла – односторонние синкенезии при выполнении каждого задания.
2 балла – перекрёстные синкенезии.
1 балл – двусторонние синкенезии.
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания (качественная оценка). |
6.3 | Оптико-кинестетическая организация движения: пробы на «праксис позы». Сложение по подражанию 1 и 2 пальцев в кольцо. Вытягивание 2 и 3 пальцев («Сделай зайчика»). Вытягивание 2 и 5 пальцев («Сделай козу рогатую»), |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – все задания выполняются правильно без помощи взрослого.
4 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе.
3 балла – задания выполняются правильно, наблюдаются синкенезии.
2 балла – выполнить задание удаётся только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкенезий).
1 балл – задания не выполняются.
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания (качественная оценка). |
6.4 | Зрительно- пространственная организация движений ( проба Хэда). Предварительно выявляется, усвоено ли ребёнком понятие левой и правой руки. Затем садимся напротив ребёнка и предлагаем воспроизвести положение своей руки. Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую, когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую». При отсутствии понятий левой и правой руки, инструкция другая: «Когда я подниму ту руку, которой пишу, ты тоже поднимешь свою руку, которой пишешь (рисуешь), а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь другую руку. При эхопраксиях для исключения влияния зрительных образов, то же задание предлагается выполнить по словесной инструкции: «Подними правую руку», «Возьми правой рукой левое ухо» и т.д. | ||
Общая оценка |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – все задания выполняются правильно (в предложенном темпе).
4 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе.
3 балла – правильно выполняются 5-7 заданий, после чего возникают эхопраксии, явления истощения, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно.
2 балла – эхопраксии возникают при выполнении первого задания и удерживаются при выполнении последующих: ошибки замечаются самостоятельно.
1 балл – стойкие эхопраксии, ошибки самостоятельно не замечаются.
Исследование памяти.
№ | Задание | Оценка В баллах | Характер Выполнения Задания (качественная оценка). | |||||
7.1 | Заучивание 10 слов при 4-х кратном предъявлении | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | Через 30 мин. | ||||
дом | ||||||||
кот | ||||||||
лес | ||||||||
зерно | ||||||||
игла | ||||||||
мост | ||||||||
хлеб | ||||||||
окно | ||||||||
брат | ||||||||
мёд |
ОЦЕНКА В БАЛЛАХ:
5 баллов – непосредственное воспроизведение 10 слов, отсроченное воспроизведение не менее 8 слов.
4 балла – в результате заучивания ребёнок воспроизводит не менее 8 слов, при этом по мере повторения, число воспроизводимых слов постепенно увеличивается; отсроченное воспроизведение не менее 6 слов.
3 балла – в процессе заучивания воспроизводится не более 6-7 слов, отмечается неравномерность в процессе воспроизведения, единичны включения близких по смыслу слов; отсроченное воспроизведение не более 5 слов.
2 балла – непосредственное воспроизведение менее 5 слов; отсроченное воспроизведение 2-3 слов.
1 балл – непосредственное воспроизведение менее 5 слов; отсроченное воспроизведение – единичные слова.
Исследование речи.
Исследование экспрессивной речи.
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания (качественная характеристика). |
8.1 | Называние предметов и действия. (Ребёнку предлагается назвать изображённые на картинках предметы и действия в условиях предъявления картинок по одной). Существительные: 1 2 3 мама лук черепаха дом корова бутылка мяч автобус милиционер пальто волк халат кубики кастрюля игла Глаголы: идёт читает ест лежит стоит пьёт бежит пишет подметает смеётся вырезает завязывает плывёт раскрашивает копает |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – адекватно передаётся значение слова, при этом постоянные звуковые замены или искажения произношения не учитываются.
4 балла – при близких вербальных заменах (например, вместо «кубик- строитель», «лежит- отдыхает», «раскрашивает- рисует»).
3 балла – при ответах словосочетаниями, содержащими искомое слово (после повторного предъявления инструкции), в т.ч. при употреблении сочетания глагола «делает» с искомым глаголом: «мальчик делает читает»).
2 балла – при ответе после контекстной подсказки (например: «девочка нарисовала дом, а теперь раскрашивает его»).
1 балл – при отказе, а также грубых вербальных заменах, в т.ч. при заменах названий предметов их функцией ( вместо «кровоть – спать» и наоборот, вместо «копает- лопата»).
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания (качественная оценка) |
8.2 | Состояние фраз. (Исследование возможности комбинирования слов во фразы и качества грамматического структурирования). Ребёнку предлагается описать предложенную картинку («Что здесь нарисовано?»). Список фраз: 1.Девочка моет посуду. 2.Мальчик чистит зубы. 3.Кошка ловит мышку. 4.Кошка поймала мышку. 5.Заяц сидит за деревом. 6.Кошка сидит на стуле. 7.Мальчик лезет через забор. 8.Мальчик входит в дом. 9.Мальчик выходит из дома. 10.Девочка пришивает зайцу ухо. 11.Мальчик чистит ковёр пылесосом. 12.Оля даёт Кате красные шары. 13.Мама и дочка вешают бельё на верёвку. 14.Мама моет посуду, а дочка вытирает тарелки. |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – при составлении ребёнком грамматически правильных предложений, отражающих содержание смысла предлагаемой картинки.
4 балла – при ответе словосочетанием с пропуском субъекта и объекта действия (Например: «чистит зубы» вместо «мальчик чистит зубы», «майчик езет» вместо «мальчик лезет через забор»), если не может исправить ошибку после повторного предъявления инструкции.
3 балла – при пропуске предлогов и нарушении предложных отношений (например: «зайка дейво» вместо «зайка под деревом»).
2 балла – при допустимом, но нетрадиционном порядке слов в предложении (например: «идить кися туе» вместо «кошка сидит на стуле», а также при употреблении 2-х простых предложений вместо одного сложного (например: «мама моет, деитька таека» вместо «мама моет посуду, а девочка вытирает тарелки».)
1 балл – когда дети не могут составить предложение (молчат), а также при перечислении объектов и субъектов действия.
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания (качественная оценка). |
8.3 | Составление рассказа по сюжетной картинке. (Исследование уровня развития и качества связной речи). Ребёнку предлагается рассказать, что изображено на сюжетной картинке. |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – высказывание носит развёрнутый характер, словарный запас соответствует возрасту ребёнка.
4 балла – развёрнутое высказывание характеризуется ограниченностью словарного запаса, наблюдаются единичные случаи аграмматизма.
3 балла – кроме бедности словарного запаса и аграмматизма встречаются нестойкие звуковые замены, амнезия слов.
2 балла – признаки, характерные для балла «3», сочетаются со стойкими звуковыми заменами, амнезией слов с вербальными (смысловыми) заменами.
1 балл – пересказ самостоятельно не удаётся, необходима помощь в виде наводящих вопросов, кроме всех признаков, характеризующих балл «2», наблюдаются эхолалии и персеверации.
№ | Задание | Дефектные звуки |
8.4 | Исследование произношения всех групп звуков изолированно, в словах (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, т, д, н, в, ф, параллельно исследуется произношение парных мягких звуков). |
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания(качественная оценка). |
8.5 А | Исследование фонематического слуха. Пробы на повторение парных фонем, а также серий из трёх звуков и простых слогов: а-о-у, б-р-к, п-б-п, д-т-д, би-ба-бо, ба-би-бо и т.д. |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – все задания выполняются правильно.
4 балла – отмечаются лишь единичные ошибки.
3 балла – большинство заданий выполняются с ошибками.
2 балла – доступно лишь различение изолированных фонем.
1 балл – испытывает затруднения при различении изолированных фонем.
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания (качественная оценка). |
8.6 Б | Опознавание звука в слове. Распределить предъявленные картинки (6 шт) на группы в соответствии с заданными звуками (разложи в одну сторону картинки на «С», в другую на «Ш» и т.д. | ||
8.7 В | Опознание позиции звука в слове. Услышать и сказать, где находится звук (6 слов): в начале; в середине; в конце. |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – все задания выполняются правильно.
4 балла – ошибок нет, но в ответах отмечается замедленность, неуверенность.
3 балла – ошибки в 1-2 словах.
2 балла – ошибки в 3-4 словах.
1 балл – ошибки в 5-6 словах.
Исследование импрессивной речи.
№ | Задание | Оценка В баллах | Характер выполнения задания (качественная оценка). | |
8.8 | Понимание значений слов, обозначающих предметы и действия. Перед ребёнком последовательно выкладывается 10 картинок, которые сначала предлагается рассмотреть, а затем показать названную. | |||
Существительные | Глаголы | |||
Яблоко | Ест | |||
Собака | Играет | |||
Ведро | Чистит | |||
Шарф | Поливает | |||
Мышка | Читает | |||
Мишка | Считает | |||
Трава | Катает | |||
Дрова | Качает | |||
Варежки | Моет | |||
Перчатки | Стирает |
Общая оценка:
Исследование мышления.
Исследование наглядно- действенных форм мышления.
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания (качественная оценка) |
9.1 | Классификация объектов по одному признаку Материал: набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (по 6 шт.кругов, квадратов, треугольников, ромбов), 3-х цветов(красный, жёлтый, синий), 2-х величин(большие, маленькие). Перед ребёнком выкладывают 2 ряда карточек по 2 фигуры одного цвета и просят продолжить классификацию (должно получиться 3 ряда фигур, различающихся по цвету). Инструкция: «Продолжай раскладывать карточки подходящие с подходящими»). | ||
9.2 | Классификация объектов по двум признакам (соотнесение формы и величины). Материал:
| ||
Общая оценка |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – задание выполняется правильно, самостоятельно.
4 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу выполнения задания.
3 балла – задание выполняется с минимальной помощью взрослого.
2 балла – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.
1 балл – задания не выполняются.
Исследование вербально-логических форм мышления.
№ | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания (качественная оценка). |
9.3 | Сравнение и различение понятий Материал: пары слов. Инструкция: «Я назову 2 предмета, а ты скажи чем они похожи и чемотличаются». | ||
9.4 | Классификация предметов. Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию(игрушки, одежда, животные посуда,мебель,транспорт Инструкция: «Разложи эти карточки на столе-что к чему подходит»(названия групп и их количество не указывается). | ||
9.5 | Исключение предметов. Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории,4-ое не относится к этой категории. Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а 4-ый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет; скажи, почему он не подходит к остальным и как можно назвать остальные 3 предмета». | ||
9.6. | Установление последовательности событий. Материал: серии сюжетных картин (от3-х до 6-ти картинок в серии). Инструкция: «На картинках одно и то же событие. Нужно разобраться с чего всё началось, что было дальше и чем закончилось». | ||
Оценка по разделу: | |||
Общая оценка: |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов – задание выполняется правильно.
4 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе.
3 балла – задание выполняется с ошибками, ошибки исправляются самостоятельно по ходу выполнения задания.
2 балла – для выполнения задания требуется помощь взрослого.
1 балл – задание не выполняется даже после обучающего эксперимента.
Исследование графических навыков.
10.1 Проведение прямой линии.
10.2 Проведение прямой линии слева направо.
10.3. Проведение прямой линии сверху вниз.
10.4. Проведение линии короче данной, длиннее данной.
________________
10.5. Соединение точек.
10.6. Рисование волнистых и ломаных линий.
10.7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).
Общая оценка:
Логопедическое обследование
Беседа с ребёнком.
1. Как тебя зовут?___________________________________________________
2.Знаешь ли ты свою фамилию?_______________________________________
3.Сколько тебе лет?_________________________________________________
4. Как зовут маму (папу, бабушку, дедушку)?___________________________
__________________________________________________________________
5. Где ты живёшь (на какой улице ты живёшь)?__________________________
__________________________________________________________________
6. Есть ли у тебя сестра (брат)?________________________________________
7. Как её (его) зовут?________________________________________________
8. Сколько ей (ему) лет?______________________________________________
9. Кто из вас старше?________________________________________________
10.Ходит ли сестра (брат ) в ДОУ(школу)?______________________________
11.Где работает папа (мама)?_________________________________________
__________________________________________________________________
12.Чем занимаются на своей работе?___________________________________
__________________________________________________________________
Вывод: ( сделать заключение о возможности понимания вопросов и характере участия ребёнка в диалоге. В зависимости от активности ребёнка, егоучастие в диалоге может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы – как развёрнутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса),
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование навыков самостоятельной речи.
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Начало года | Конец года |
2.Составление рассказа по серии картинок.
Начало года | Конец года |
3.Пересказ.
Начало года | Конец года |
4.Составление рассказа-описания (игрушки, предмета).
Начало года | Конец года |
5.Составление рассказа по представлению.
Начало года | Конец года |
Вывод: ( оценка связной речи с точки зрения её развёрнутости, точности, последовательности и правильности оформления в фонетическом и лексико-грамматическом отношении).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь.
1.Предметный словарь.
Объяснение значения слов: | ||
Холодильник | ||
Пылесос | ||
Показ и называние предметов: | ||
Чайник | ||
Носик | ||
Донышко | ||
Крышка | ||
Стул | ||
Спинка | ||
Сиденье | ||
Ножки | ||
Уровень обобщений: | ||
Свитер, платье, шорты, колготки, юбка. | ||
Сапоги, туфли, тапочки, валенки. | ||
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка. | ||
Помидор, репа, морковь, капуста. | ||
Яблоко, персик, груша, лимон. | ||
Кошка, собака, волк, ёж | ||
Голубь, утка, воробей | ||
Шкаф, стол, кресло, тумбочка | ||
Автобус, электричка, трамвай, самолёт | ||
Название времён года: | ||
Зима | ||
Весна | ||
Лето | ||
Осень | ||
Названия профессий: | ||
Врач | ||
Учитель | ||
Повар | ||
Художник | ||
Продавец | ||
Водитель | ||
Редкоупотребляемая лексика: | ||
Подоконник | ||
Форточка | ||
Рельсы | ||
Клумба | ||
Бинокль | ||
Фонтан |
2.Словарь признаков.
Название основных и оттеночных цветов: | ||
Красный | ||
Жёлтый | ||
Зелёный | ||
Синий | ||
Коричневый | ||
Чёрный | ||
Голубой | ||
Розовый | ||
Фиолетовый | ||
Оранжевый | ||
Серый | ||
Прилагательные, обозначающие форму предметов: | ||
Круглый (арбуз) | ||
Квадратное (печенье ) | ||
Овальное (яйцо) | ||
Прямоугольный(кирпич) | ||
Треугольная(пирамида) | ||
Прилагательные, обозначающие признак предмета: | ||
Сахар – какой? | ||
Сосулька – какая? | ||
Вода – какая? | ||
Ёж – какой? | ||
Платье – какое? | ||
Мех – какой? | ||
Подбор антонимов: | ||
Большой | ||
Высокий | ||
Толстый | ||
Прямой | ||
Холодный | ||
Больной | ||
Сухой | ||
Подбор синонимов: | ||
Здание | ||
Приятель | ||
Смелый |
- Глагольный словарь:
Что делают? | ||
Врач | ||
Учительница | ||
Почтальон | ||
Кто как подаёт голос? | ||
Кошка | ||
Гусь | ||
Петух | ||
Корова | ||
Свинья | ||
Собака | ||
Утка | ||
Мышь | ||
Лягушка | ||
Приставочные глаголы: | ||
Машина уехала | ||
съехала | ||
выехала | ||
переехала | ||
заехала | ||
объехала |
4.Название частей суток:
Утро | ||
День | ||
Вечер | ||
Ночь |
5.Наречия:
Черепаха ползает как? | ||
Самолёт летит как? | ||
Летом солнце светит как |
Вывод:( отметить соответствие объёма словаря возрастной норме; характеристика активного словаря – наличие глаголов, наречий, прилагательных местоимений, существительных; точность употребления слов – если имеется неточность употребления, указать, на какой основе это происходит).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматический строй речи.
Обследование навыка составления предложения по картинке.
Употребление существительных в именительном падеже множественного числа:
Кубик | ||
Шар | ||
Глаз | ||
Стул |
Употребление существительных в родительном падеже («Жадный кот» - родительный падеж частичного объекта):
Ещё сыра | ||
Ещё колбасы | ||
Ещё молока |
( «Чего не стало» - родительный падеж с отрицанием):
Нет карандаша | ||
Нет карандашей | ||
Нет куклы | ||
Нет кукол | ||
Нет колеса | ||
Нет колёс |
Употребление существительных в дательном падеже («Расскажи, кому ты даёшь корм» - дательный падеж, обозначающий лицо, на которое направлено действие):
Лошади | ||
Лошадям | ||
Козе | ||
Козам | ||
Петуху | ||
Петухам | ||
Зайцу | ||
Зайцам |
Образование прилагательных от имён существительных:
Матрёшка из дерева какая? | ||
Стакан из стекла какой? | ||
Портфель из кожи какой | ||
Свитер из шерсти какой | ||
Кольцо из золота какое? | ||
Конверт из бумаги какой? |
Образование притяжательных прилагательных:
Хвост лисы чей? | ||
Хвост собаки чей? | ||
Хвост льва чей? | ||
Хвост павлина чей? |
Вывод: отметить характер аграмматизма и возможность слово и формообразования).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слоговая структура слова.
Повтори за мной ( при грубом нарушении структуры слова ):
пта | ||
фта | ||
мна | ||
мну | ||
бутакаво | ||
патакама |
Повтори:
ёлка | ||
паук | ||
стол | ||
стул | ||
шкаф | ||
пушка | ||
бабушка | ||
скамейка | ||
карандаш | ||
приёмник | ||
мотоцикл |
Назови по картинкам:
табуретка | ||
смородина | ||
поросёнок | ||
стрекоза | ||
пирамида |
Повтори предложения:
Утром на деревьях защебетали ласточки. | ||
Мотоциклисты едут на мотоциклах. | ||
На перекрёстке стоит милиционер. | ||
Мама покупает в универсаме фрукты. |
Вывод: (отмечается характер искажения: сокращение количества слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата.
Состояние артикуляционного аппарата.
Губы (толстые, мясистые, короткие). | ||
Подвижность губ (вытянуть губы вперёд трубочкой, растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения меняя ритм движений). | ||
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные , без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние). | ||
Прикус ( прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий). | ||
Подвижность челюсти (выдвинуть нижнюю челюсть, оттянуть её назад, раскрыть широко рот, сомкнуть его). | ||
Небо ( высокое, готическое, плоское, укороченное, низкое). | ||
Язык (массивный, маленький, укороченная уздечка; постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого уха, правого; пощёлкать языком, сделать язык широким, узким; поднять кончик языка вверх, удерживать как можно дольше его в таком положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот. |
Вывод: (отметить следующие параметры движений):
- тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).
- активность (нормальная, заторможенность, расторможенность).
- объём движений (полный, неполный).
- точность выполнения ________________________________________
- длительность (способность удерживать органы в заданном положении в течении 5 секунд)__________________________________
- замена одного движения другим________________________________
- добавочные движения и их лишение (синкенезии)________________
Произношение и различение звуков.
Звукопроизношение.
Гласные.
А | ||
У | ||
О | ||
Ы |
Согласные:
С | ||
СЬ | ||
З | ||
ЗЬ | ||
Ц | ||
Ч | ||
Щ | ||
Ш | ||
Ж | ||
Л | ||
ЛЬ | ||
Р | ||
РЬ | ||
Йот | ||
Г | ||
К | ||
Б | ||
П | ||
Д | ||
Т | ||
Н | ||
М |
Фонематический слух.
Дифференциация звуков:
С-З | ||
Ш-Ж | ||
Ш-Щ | ||
Ш-СЬ | ||
Ц-С | ||
Ц-ТЬ | ||
Ч-С | ||
Ч-ТЬ | ||
Ч-Ц | ||
Ч-Ш | ||
Щ-Ж | ||
Л-Р | ||
П-Б | ||
Т-Д | ||
К-Х | ||
К-Г | ||
Ы-И |
Скажи также:
Почка - бочка | ||
Том - дом | ||
Точка - дочка | ||
Тень - день | ||
И другие |
Хлопнуть в ладоши на определённый звук:
________________________________________________________________
Выдели звук в словах (из начала слова):
__________________________________________________________________
Отбери картинки на заданный звук:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ звукового состава слова:
Алик | ||
Оля | ||
Ира | ||
Утка | ||
Эхо | ||
Окно | ||
Город | ||
Волк | ||
Банка |
Выделение последнего звука в слове:
Пух | ||
Сок | ||
Шары | ||
Луна | ||
Мука | ||
Кот |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика логопедического обследования речи глухих детей младшего школьного возраста
Данная методика позволяет рассмотреть структура речевого дефекта глухого ребенка не только как вторичный дефект, возникший в результате грубых нарушений слуха, но и как самостоятельн...
Логопедическое обследование готовности к школьному обучению.
Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка устная реч...
Структура диагностической методики логопедического обследования
Логопедическое обследование...
Сводная речевая карта логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста
Вашему вниманию предлагается сводная речевая карта, составленная в соответствии с методологическими принципами обследования детей старшего дошкольного возраста. Содержит полный объ...
Презентация.Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ
Презентация. Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ...
Разработка углубленного речевого обследования обучающихся с ДЦП.
Речевая карта...
Мониторинг комплексного логопедического обследования обучающихся с ОВЗ на уровне НОО, ООО.
Мониторинг комплексного логопедического обследования для обучающихся с ОВЗ состоит из адаптированных 9 методик, предназначен для обследования обучающихся с нарушенным слухом, имеющих вторичные системн...