Обследование уровня речевого развития обучающихся 4 класса. (Полуэктова Е. Н. - логопед)
методическая разработка на тему
Обследование уровня речевого развития обучающихся 4 класса. (Полуэктова Е. Н. - логопед)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_instrumentariy_4_klass.doc | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование уровня речевого развития
обучающихся 4 класса
Пояснительная записка.
Инструментарий мониторинга уровня речевого развития обучающихся воспитанников 1 - 4 классов создан с применением методик логопедического обследования Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой. В основу оценивания полученных результатов была положена стандартизированная бально-уровневая методика Фотековой Т.А.
Инструментарий включает в себя 11 методик, каждая из которых состоит из двух частей.
Первая часть включает серию заданий направленных на выявление особенностей речевого развития обучающегося. Для этого подобран речевой материал для обследования детей на различных этапах коррекционного обучения.
Вторая часть дает возможность:
- обработать полученные результаты с помощью электронного протокола обследования, позволяющего автоматизировать трудоемкую операцию подсчета полученных баллов.
- выстроить график (речевой профиль обучающегося), отражающий состояние речи обучающегося на каждом этапе коррекционного обучения.
- оценить уровень речевого развития ребенка.
- оценить эффективность коррекционно-образовательного процесса с помощью сравнения полученных графиков (речевых профилей).
Данный инструментарий дает возможность создать речевой профиль не только на каждого конкретного обучающегося, но и сводный график (речевой профиль класса), который позволяет организовать единые направления работы всех специалистов школы и повысить эффективность коррекционного воздействия.
Таким образом, использование инструментария мониторинга уровня речевого развития обучающихся воспитанников 4-х классов позволяет повысить качество коррекционного воздействия на обучающихся.
Методика 1: Обследование артикуляционной моторики
Процедура: Взрослый просит ребенка выполнить артикуляционные упражнения по словесной инструкции, ребенок выполняет движения глядя в зеркало. Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец.
№ пробы | Инструкция: сделай, пожалуйста, так, как я скажу. |
1 | Надуй правую щеку, потом левую. |
2 | Надуй обе щеки – «Толстячок» |
3 | Втяни щеки – «Худышка» |
4 | Улыбнись, удерживай улыбку пока я считаю до 5. |
5 | Вытяни губы «Трубочкой», удерживай позу пока я считаю до 5. |
6 | Чередуй: «Улыбочка» - «Трубочка». |
7 | Подними верхнюю губу – «Кролик» (на счет до5) |
8 | Опусти нижнюю губу – «Обиделись» (на счет до5) |
Инструкция: повторяй за мной движения. | |
9 | «Лопаточка» - (на счет до 5) |
10 | «Иголочка» - (на счет до 5) |
11 | Сделай язык «Лопаточкой», потом «Иголочкой». |
12 | «Часики» |
13 | «Чашечка» - (под счет до 5) |
14 | «Горка» - (под счет до 5) |
15 | «Качели» |
Оценка результата:
1 балл – точное и правильное выполнение;
0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение.
0,25 балла – длительный поиск позы, неполный объем движения, синкинезии, гиперкинез, тремор, девиация языка.
0 баллов – невозможность воспроизведения.
Обработка результатов: Х = ∑ баллов ∙ 100%
15
Методика 2: Обследование произношения звуков
Процедура: ребенок самостоятельно называет предметы, изображенные на картинах логопед оценивает качество произношения звука в словах, если звук произносится неверно, даются дополнительные задания на произнесение звука в слогах и изолированное произнесение звука.
3-4 класс | |
1 | Снеговик – сумка – парус |
2 | Семь – письма – рысь |
3 | Звезда – ваза – зонт |
4 | Земляника - узел – газета |
5 | Цепь – пуговица – индеец |
6 | Шахматы – мешок – душ |
7 | Журавль – художник – желуди |
8 | Чемодан – очки – печь |
9 | Щит – ящик – щепки |
10 | Ракета – дворник – топор |
11 | Ремень – веревка – якорь |
12 | Лук – молоток – пенал |
13 | Лягушка – пальто – медаль |
14 | Юбка – скамейка – клей |
15 | Банан – клубок – бант |
16 | Тапочки – почка |
17 | Дым – удочка – дуб |
18 | Туман – стул – бегемот |
19 | Вата – гвозди – совок |
20 | Фартук – сарафан – шкаф |
21 | Конфета – паук – индюк |
22 | Губы – вагон – попугай |
23 | Халат – холодильник – хобот |
Оценка результата: Произношение звука в различных позициях оценивается по следующему принципу:
1 балл – безукоризненное произношение звука;
0,5 балла — изолировано звук произносится верно, но иногда подвергается заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизирован.
0,25 балла – изолированно звук произносится верно, но в слогах и словах подвергается заменам или искажениям
0 баллов - звук искажается, заменяется или отсутствует в любом положении.
Обработка результатов: Х = ∑ баллов ∙ 100%
23
Методика 3: Обследование слуховой дифференциации звуков
(фонематического слуха)
Процедура: Картинки называет логопед, а ребенок молча показывает на них, не называя. Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже, дополнительные или поясняющие слова не допускаются. Нижняя часть лица логопеда закрывается экраном, который не дает возможность ребенку определить артикуляцию звуков по положению губ.
4 класс | |
№ пробы | Инструкция: покажи, где на картинке… |
1 | Крыша – крыса |
2 | Коза – коса |
3 | Рожки – ложки |
4 | Жар – шар |
5 | Лук – люк |
6 | Сова – софа |
Инструкция: Прослушай слоги, и повтори их в том же порядке. | |
7 | Да – та – да, та – да – та |
8 | Га – ка – га, ка – га – ка |
9 | За – са – за, са – за – са |
10 | Жа – ша – жа, ша – жа - ша |
11 | Са – ша – са, ша – са – ша |
12 | Ца – са – ца, са – ца – са |
13 | Ча – тя – ча, тя – ча – тя |
14 | Ча – ца – ча, ца – ча – ца |
15 | Ра – ла – ра, ла – ра – ла |
Оценка результата:
(пробы 1)
1 балл – задание выполнено правильно.
0,5 балла – правильный показ при повторном произнесении.
0,25 балла – показ картинки наугад.
0 баллов – невыполнение задания, отказ.
(пробы 2)
1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);
0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Обработка результатов: Х = ∑ баллов ∙ 100%
15
Методика 4: Обследование звукового анализа и синтеза слов
№ пробы | Инструкция: Назови первый звук в слове. |
1 | Крыша, иголка, мышка |
Инструкция: Назови последний звук в слове: | |
2 | Кот, автобус, стакан |
Инструкция: Назови 3-ий звук в слове: | |
3 | Школа, белка, ответ |
Инструкция: Назови гласные звуки в слове | |
4 | Разукрасила |
Инструкция: Назови твердые согласные в слове: | |
5 | Дождик |
Инструкция: Назови мягкие согласные в слове: | |
6 | Ботинки |
Инструкция: Назови одинаковые звуки в двух названных словах. | |
7 | Веник – корова |
8 | Лопата – самолет |
9 | Стакан – мишка |
Инструкция: Подсчитай, сколько звуков в слове: | |
10 | Аист |
11 | Топор |
12 | Портфель |
Инструкция: Раздели слово на слоги: | |
13 | Кепка |
14 | Кукуруза |
15 | Велосипедист |
Инструкция: Послушай звуки, скажи, какое слово получится, если произнести их слитно. | |
16 | [л’],[э],[ф] |
17 | [т’],[м],[а] |
18 | [а],[л],[ф],[а],[в],[и],[т] |
Инструкция: Произнеси слитно слово, предложение, произнесенное по слогам: | |
19 | Ско-во-ро-да |
20 | За-мо-ро-жен-ный |
21 | Маль – чик – ч и – та - ет – ин – те – рес – ну – ю – кни –г у. |
Оценка результата:
1 балл – правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Обработка результатов: Х = ∑ баллов ∙ 100%
21
Методика 5: Обследование сформированности слоговой структуры слова
Процедура: ребенок повторяет за педагогом названия картинок, словосочетания и предложения. Педагог оценивает воспроизведение слоговой структуры.
№ пробы | 4 класс |
Инструкция: посмотри на картинки и повтори за мной слова | |
1 | Клубок |
2 | Барабан |
3 | Рубашка |
4 | Вертолет |
5 | Ласточка |
6 | Паутина |
7 | Милиционер |
8 | Аквалангист |
9 | Термометр |
10 | Перепорхнуть |
Инструкция: повтори за мной | |
11 | Космонавт-исследователь. |
12 | Слесарь – инструментальщик |
13 | На перекрестке стоит регулировщик. |
14 | Валерия Александровна учила Лару. |
15 | Корабль потерпел кораблекрушение. |
Оценка результата:
1 балл – задание выполнено правильно.
0,5 балла – правильное замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 баллов - искажение слоговой структуры слова.
0 баллов –невозможность воспроизведения, отказ от выполнения.
Обработка результатов: Х = ∑ баллов ∙ 100%
15
Методика 6: Обследование словарного запаса
№ пробы | Инструкция: Назови, пожалуйста, если у кошки — котята, то кто … |
1 | У слона – |
2 | У индюка – |
3 | У лошади – |
4 | У свиньи – |
5 | У овцы – |
Инструкция: Подбери синонимы к словам: | |
6 | Ложь - … |
7 | Дети - … |
8 | Медленный - … |
9 | Робкий - … |
10 | Работящий - … |
11 | Убегает - … |
12 | Торопится - … |
Инструкция: Подбери антонимы к словам. | |
13 | Доброта - … |
14 | Отвага - … |
15 | Работящий - … |
16 | Старый - … |
17 | Спрашивает - … |
18 | Встречает - … |
19 | Раньше - … |
20 | Налево - … |
Инструкция: Скажи, кто чем занимается? Повар варит, а … | |
21 | Врач … |
22 | Учитель… |
23 | Строитель… |
24 | Пианист … |
25 | Портниха… |
26 | Покупатель… |
Инструкция: Подбери 3 прилагательных к существительному. | |
27 | Родник (какой?) |
28 | Речка (какая?) |
29 | Море (какое?) |
30 | Дождь (какой?) |
Инструкция: Ответить на вопросы: (2-3 ответа) | |
31 | Солнце светит (как?)… |
32 | Река течет (как?)… |
33 | Воробей чирикает (как?)… |
34 | Летом в тени (как?)… |
35 | Мама готовит (как?)… |
Оценка результата:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла - самокоррекция или правильный после стимулирующей помощи;
0,25 балла – неверно образованная форма;
0 баллов - невыполнение.
Обработка результатов: Х = ∑ баллов ∙ 100%
35
Методика 7: Обследование словообразовательных навыков
№ пробы | Инструкция: Закончи предложения по образцу: Дом из камня – каменный |
1 | Гора из снега - … |
2 | Салат из моркови - … |
3 | Кисель из клюквы - … |
4 | Сок из сливы - … |
5 | Лист осины -… |
Инструкция: Образуй от данного существительного прилагательное: Если днем жара, то день жаркий, а если днем … | |
6 | мороз – |
7 | солнце – |
8 | снег- |
9 | вьюга – |
Инструкция: Закончи предложения: У собаки лапа собачья, а у … | |
10 | Курицы – |
11 | Медведя - |
12 | Льва- |
13 | Обезьяны – |
Инструкция: образуй от глагола существительное по образцу: Строить – стройка. | |
14 | Стирать - … |
15 | Побелить - … |
16 | Дружить - … |
17 | Бороться - … |
Инструкция: Закончи предложения по образцу: Переход под землёй – подземный | |
18 | Знак на груди - … |
19 | Повязка на рукаве - … |
20 | Дом за городом - … |
21 | Камни под водой - … |
Оценка результата:
1 балл – правильная форма;
0,5 балла - самокоррекция или правильная форма после стимулирующей помощи;
0,25 балла – неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке («лисичкина», вместо «лисья», и т.п.).
0 баллов – неправильная форма слова или отказ.
Обработка результатов: Х = ∑ баллов ∙ 100%
21
Методика 8: Обследование грамматического строя речи
№ пробы | Инструкция: Измени слова по образцу: Заяц – зайцы. |
1 | Лампа - … |
2 | Вагон - … |
3 | Сапог - … |
4 | Волк - … |
5 | Гнездо - … |
6 | Яйцо - … |
7 | Платье - … |
8 | Лоб - … |
9 | Пень - … |
Инструкция: Составь предложения из слов, данных в начальной форме. | |
10 | Мальчик, открывать, дверь. |
11 | Сидеть, синичка, на, ветка. |
12 | Груша, бабушка, внучка, давать. |
13 | На, тарелка, лежать, пять спелый, груши. |
14 | Витя, косить, трава, кролики, для. |
15 | Петя, купить, шар, красный, мама. |
Инструкция: Вставь пропущенное слово: | |
16 | Дети идут … класс. |
17 | Мальчик спрятался … деревом. |
18 | Мальчик играет … дома. |
19 | Коля достает игрушку … дивана. |
20 | Собака выглядывает …угла. |
Инструкция: подбери к каждому существительному прилагательное, обозначающее форму, цвет и вкус. | |
21 | Лимон (какой?) … … … |
22 | Редька (какая?) … … … |
23 | Эскимо (какое?) … … … |
24 | Сливы (какие?) … … … |
Инструкция: Закончи словосочетание… | |
25 | Один лист, два …, пять … |
26 | Один котенок, два …, пять … |
27 | Один лоб, два …, пять … |
28 | Одно окно, два …, пять … |
29 | Одна сосна, две …, пять … |
30 | Одно дело, два … пять … |
Оценка результата:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – форма образована неверно;
0 баллов - невыполнение.
Обработка результатов: Х = ∑ баллов ∙ 100%
30
Методика 9: Обследование связной речи
Процедура: Методика состоит из двух заданий, каждое из которых оценивается по трем критериям. В первом задании детям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картин (3 – 5 картинок).
Во втором задании детей просят пересказать короткий текст.
№ пробы | Инструкция: Посмотри на картинки (см. приложение), разложи их по порядку и составь рассказ |
1 | Критерий смысловой целостности: 1 балл – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 0,5 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 0,25 балла – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации. |
2 | Критерий лексико-грамматического высказывания: 1 балл – грамматически правильный рассказ с адекватным использованием лексических средств. 0,5 балла – без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 0,25 балла – аграмматизмы, далекие смысловые замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен. |
3 | Критерий самостоятельности выполнения задания: 1 балл – полностью самостоятельная работа; 0,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ – самостоятельно; 0.25 баллов – работа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение даже при наличии помощи. |
Инструкция: Послушай рассказ, запомни и перескажи. | |
История одной яблоньки. Росла в лесу дикая яблоня. Осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось. Зиму пролежало зернышко под снегом, а весной стало прорастать. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко. Пришел в лес садовник, увидал яблоньку, выкопал осторожно, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю. Через год срезал садовник всю зеленую верхушку деревца, а к срезу привязал молодой побег от хорошей яблони. Закрыл рану замазкой , обвязал тряпочкой. Прихворнула яблонька, но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой. И года через три зацвело деревце, а к осени поспели яблочки, да уже не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые. | |
4 | Критерий смысловой целостности: 1 балл – воспроизведены все смысловые звенья; 0,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 0,25 балла – пересказ неполный, значительные сокращения, искажения смысла, включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение; |
5 | Критерий лексико-грамматического высказывания: 1 балл – нарушений лексических и грамматических средств нет; 0,5 балла – аграмматизмов нет, но есть стереотипность высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 0,25 балла – аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен. |
6 | Критерий самостоятельности выполнения задания: 1 балл – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 0,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 0,25 балла – пересказ по вопросам; 0 баллов – невыполнение даже по вопросам |
Обработка результатов: Х = ∑ баллов ∙ 100%
6
Методика 10: Обследование чтения
Процедура: Обследование усвоения букв (пробы 1-4) в обязательном порядке обследуется у обучающихся 2 класса и у вновь поступивших детей. У обучающихся 3-4 классов данные пробы не проводятся, если на конец предыдущего учебного года уровень усвоения букв у обучающегося был в норме.
№ пробы | |
1 | Инструкция: Назови букву, которую я покажу (см. приложение - алфавит) |
2 | Инструкция: Назови написанные буквы. Р , К , З, В, С, Э, Г, Я, Ь,Ч |
3 | Инструкция: Покажи правильно написанную букву Р Ч К З |
4 | Инструкция: Покажи букву… Х, К, Ж, Т, П, Н, Г, Ш, Щ, Ц, Л, М, О,С,Э (см. приложение – буквы, сходные по написанию) |
Инструкция: Прочитай слоги. | |
5 | Са, шу, ха, ну, ос, ры, да, пе, ню, ря, пу, пы |
6 | Ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом, ет, ян, ед |
7 | Ста, кро, тру, гло, цви, вру |
8 | та –тя, сы – си, ка – кя, зу –зю, ло – лё, ву – вю, ма – мя, ды – ди, по – пё |
Инструкция: Прочитай слова, покажи соответствующую картинку. (см. приложение) | |
9 | Класс, мышь, кот, рог |
10 | Заяц, метро, орех, хоккей, тетрадь |
11 | Картофель, квартира, памятник, растение, космонавт |
12 | Железнодорожник, килограмм, комбайнер, парикмахерская, аквариум |
Инструкция: Прочитай предложения и выполни соответствующее действие. | |
13 | Подойди к столу, возьми синий карандаш и нарисуй в тетради квадрат. |
14 | Поставь стул справа от стола. |
Инструкция: Прочитай предложения и ответь на вопросы. | |
15 | Колю ударил Вася. (Вопрос: кто драчун?) |
16 | Саша прибежал к финишу после Серёжи. (Вопрос: кто быстрее бегает?) |
Инструкция: Прочитай текст и ответь на вопросы (выставляется 4 оценки) | |
17-19 | Г. Скребицкий Аистята Один год мы прожили в небольшой деревне, среди вишнёвых садов. Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. Он долго что-то осматривал. А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотами уже два аиста. Они устраивали гнездо. Скоро гнездо было готово. Аистиха снесла туда яйца и стала их насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на суке, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть. Когда в гнезде вывелись аистята, для старых аистов начались большие хлопоты. Птенцы были очень прожорливы. Они целый день требовали еды, и аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей. (129 слов) |
20 | 1.Расскажи, как аисты выбирали дерево и устраивали своё гнездо. 2. Как аист заботился об аистихе? 3. Как они ухаживали за птенцами? 4. Прочитай ещё раз текст, определи тему и главную мысль произведения. |
(пробы 1-8) 1 балл – правильное выполнение задания; 0,5 балла – допущены 1-2 ошибки; 0,25 балла – допущено 3-5 ошибок; 0 баллов – допущено 6 и более ошибок или невыполнение задания. |
(пробы 9-12) 1 балл – правильное выполнение задания; 0,5 балла – при чтении допущены 1-2 ошибки, понимание значения всех прочитанных слов; 0,25 балла – при чтении допущено 3 и более ошибок, непонимание значения 1-2 прочитанных слов; 0 баллов – не понимает значение прочитанных слов, невыполнение задания. |
(пробы 13 -16) 1балл - правильное выполнение задания 0,5 балла – при чтении допущены 1-2 ошибки, понимание смысла прочитанного, самокоррекция 0,25 балла - при чтении допущено 3 и более ошибок, понимание смысла прочитанного 0 баллов – невыполнение задания |
проба 17 – Скорость чтения 1 балл – 50(начало года),70 (конец года) и более слов в мин. Высокая скорость 0,5 балла – 35-49 слов в мин. Средняя скорость 0,25 балла – 34 и менее слов в мин. Низкая скорость 0 баллов - отсутствие навыка чтения |
проба 18 – Способ чтения 1балл - чтение целыми словами 0,5 балла - послоговое чтение 0,25 балла - побуквенное чтение 0 баллов - отсутствие навыка чтения |
проба 19 – Правильность чтения 1балл - не более 3 ошибок с самокоррекцией 0,5 балла - до 5 ошибок, частично с самокоррекцией 0,25 балла – до 6 ошибок без коррекции 0 баллов — множественные ошибки. |
проба 20 – Понимание смысла прочитанного 1 балл – полное понимание смысла прочитанного. 0,5баллов – неполное понимание 0,25 балла – фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации. 0 баллов – отсутствие понимания прочитанного, грубое искажение смысла. |
Обработка результатов: Х = ∑ баллов ∙ 100%
20
Методика 11: Обследование письма
Процедура: состоит из трех блоков – списывание (пробы …), диктант (пробы …), самостоятельное письмо.
№ пробы | Инструкция: Спиши текст. |
1 | Часы. В старину люди узнавали время по солнцу. Взошло солнышко. Пора и людям вставать да работу начинать. Вот высоко поднялось светило. Надо людям отдохнуть. Идёт трудовой народ на обед. Спряталось солнце за лесок. Пришло время домой уходить. Были и живые часы. Они и сейчас важно шагают по двору. Хлопает крыльями будильник и кричит на всю улицу. (Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе / под ред. И. А. Петровой, Л. А. Вохмяниной. – М.: Новая школа, 1994. – с. 140) |
Инструкция: Запиши под диктовку … | |
2 | а) строчные буквы: п,и,ш,т,м,щ,з,ц,е,г,л,д.у,б,э,ф,й,ч,ё,ы,в,ж,ъ,х. б) прописные буквы: Г,З,Д,Р,Н,К,У,Е,Т,Ц,П,Л,В,М,Ф,Ё,Ж,Щ. в) близкие по месту образования и акустическим признакам: с, ш, ч, х, з, ц, л, р. |
3 | Инструкция: Запиши под диктовку слоги. а) прямые: на, ко, бу, чи, тё, ня, лю, вы. б) обратные: ан, от, яр, ел, ун, юц, иф, ыс. в) со стечением согласных: ста, дро, тру, мло, пла, чит, арк, зню, жне. г) слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог: ма-мя, лу-лю, то-тё, зы-зи, ка-кю, до-де. д) оппозиционные слоги: са-за, па-ба, та-да, ку-гу, ши-жи, во-фо. |
4 | Инструкция: Запиши под диктовку слова Ненастье, тишина, галки, часто, уныло, караваны, журавль, картофель, тракторист, сталь, молодёжь, километр. |
5 | Инструкция: Напиши диктант Надёжный товарищ. Андрюша и Ася сидели за одной партой. Андрюша всегда защищал слабых. Ася всего боялась. Однажды Андрюша принёс банку с пауками. Ася испугалась. Мальчику стало стыдно. Ведь Ася слабее Андрюши. На другой день он встречал девочку у её дома. Они пошли в школу вместе. Дорогой попадались собаки, коза. Ася не струсила. Рядом шёл товарищ по классу. (Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе / под ред. И. А. Петровой, Л. А. Вохмяниной. – М.: Новая школа, 1994. – с. 118). |
6 | Инструкция: Составь и запиши рассказ по серии сюжетных картинок (см. приложение) |
Оценка результата:
проба 1 (списывание) 1 балл – без ошибок; 0,5 балла – допущена 1 ошибка; 0,25 балла – допущено 2-3 ошибки; 0 баллов – допущено 4 и более ошибок. |
пробы 2-5 (диктант) 1 балл – 1 исправление, не более 2 специфических ошибок; 0,5 балла – допущено 3 орфографических, не более 2-3 специфических ошибки; 0,25 балла – допущено 5 орфографических, не более 4-5 специфических ошибки; 0 баллов – более5 орфографических, более 5 специфических ошибок. |
проба 6 (самостоятельное письмо) 1 балл – Содержание: логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, правильное речевое оформление. Грамотность:1-2 исправления, 1 орфографическая, не более 2 специфических ошибок; 0,5 балла – Содержание: раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные речевые неточности. Грамотность:2-3 орфографические, 2-3 специфические ошибки, 2-3 исправления. 0,25 балла – Содержание: Допущены отклонения в последовательности изложения мыслей, в построении предложений, беден словарь. Грамотность: 4-5 орфографических, 4-5 специфические ошибки. 0 баллов – Содержание: имеются значительные отступления от сюжета, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствие логической связи между предложениями, речевые недочеты и ошибки в содержании и построении текста. Грамотность: более5 орфографических, более 5 специфических ошибок. |
Обработка результатов: Х = ∑ баллов ∙ 100%
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"
Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....
Обследование уровня речевого развития обучающихся 1 классов. (Полуэктова Е. Н. - логопед)
Обследование уровня речевого развития обучающихся 1 классов. (Полуэктова Е. Н. - логопед)...
Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда в группе для детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
Перспективно-тематический план составлен на основе сборника программ дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под ред. Г.В. Чиркиной по следующим направлениям коррекции...
«Определение уровня речевого развития и программы коррекции речевых нарушений учащихся начальной школы»
Презентация подготовленная логопедом МАОУ СОШ №1...
Параметры обследования уровня речевого развития детей
Параметры обследования уровня речевого развития детей...
Из опыта работы учителя-логопеда по обследованию уровня речевого развития дошкольника.
Мы предлагаем диагностическую карту, которая имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в разработанной нами карте используется логопедический опыт построения полных карт. Во-вторых,...
Консультация для учителей-логопедов "Этапы работы с детьми 1-2 уровней речевого развития (вызывание речи, формирование слоговой структуры слова)"
Этапы работы с детьми 1 уровня речевого развития...