Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
методическая разработка по теме
Примерный индивидуально-ориентированный образовательный маршрут, разработанный специалистами ДОУ для ребенка с ОНР (III уровень речевого развития, старшая группа, 1 год обучения) . Отражает специфику и содержание комплексной работы специалистов ДОУ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_rebenka_s_ovz.docx | 80.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» на заседании ПМПк ГБОУ Школа № 324 протокол № ___ от «__»________20___ г. Председатель ПМПк ГБОУ Школа №324 ________ Старший воспитатель Корпус «Садко» ГБОУ Школа № 324 __________ | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 324 . _____________ « » _____________ 20__ г |
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
на 2017-2018 учебный год
Ф.И. ребенка: __________________________
Дата рождения: ___________
Возраст на момент составления программы: _________
Группа: ГБОУ Школа ____, корпус «_____», группа _______
Основания: заключение ЦПМПК г. Москва № ________ от ________
Индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923; № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесение в них изменений, утвержденных в постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)
В ИОМ учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности ;
- Сотрудничество Организации с семьей;
Цель ИОМ:
- Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с ТНР ( с тяжелыми нарушениями речи) и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
- Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития , воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка
Основные задачи коррекционного обучения
1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ТНР.
4.Формирование грамматического строя речи.
5.Развитие связной речи старших дошкольников.
6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Срок реализации ИОМ – 1 год.
График посещения детского сада ребенком: Ребенок посещает общеобразовательную старшую группу № 11. Понедельник – пятница – 7.00 – 19.00 с организацией питания.
Содержание непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности :
Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, показатели развития и базисные характеристики личности ребенка, необходимые условия для реализации программы. Содержательный раздел программы подобран с учетом особенностей развития ребенка | ||
Распределение обязанностей педагогов и специалистов в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка | ||
Педагоги | Мероприятия и рекомендации по реализации Программы | |
Воспитатели групп | Реализуют Примерную общеразвивающую, базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». - Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова по следующим образовательным областям: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Художественное конструирование Конструирование из бумаги Художественная литература и фольклор ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Планирует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
| |
Учитель – логопед | Содержания работы учителя-логопеда Диагностическая работа включает: - своевременное выявление детей с ОВЗ; - комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей; - изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ; - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; - анализ успешности коррекционно- развивающей работы. Коррекционно- развивающая работа включает: - выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями; - организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; - коррекцию и развитие высших психических функций; - развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; - социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса; - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР; - консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР. Информационно – просветительская работа предусматривает: - различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, открытые мероприятия). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. Направление работы : Развитие понимания обращенной речи и формирование коммуникативных функций языка Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Стимулирование речевой деятельности. Формирование вербальных и невербальных способов общения. коррекция нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций; развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции; нормализация просодической системы речи; формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи; развитие фонематического восприятия и звукового анализа; развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук; нормализация лексико-грамматических навыков; Удовлетворение потребности в общении с окружающими; Развитие познавательной деятельности. | |
Педагог-психолог |
Направления работы Диагностическая работа: - диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития); - повторные обследования ребенка в течение года (январь, май); - коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований. Коррекционно-развивающая работа: - проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных); - решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком. Консультативная работа: - проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома; - проведение консультаций по запросу родителей, в т.ч. по вопросам личных психологических трудностей родителей; - обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах. Психопрофилактическая работа: - оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду; - составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка; - изучение медицинской документации на ребенка; - создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений; - подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости. | |
Музыкальный руководитель | На занятиях реализуются в основном традиционные задачи. Ребенок учится слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучается музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах. Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.) Формы организации коррекционно – развивающей деятельности:
| |
Инструктор по плаванию | Формирование и развитие полноценного физического, в том числе двигательного, развития, а также целенаправленные оздоровительные воздействия и формирование основ здорового образа жизни. Планирует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Составляет планы оздоровления детей, планы проведения мониторинга по укреплению и охране здоровья детей. Организует оздоровление и закаливание детей, обучает плаванию. Развивает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Формирует и поддерживает правильную осанку. Развивает физические качества Воспитывать чувство уверенности в себе . Консультирует педагогов и семьи воспитанников по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья | |
Воспитатель по физкультуре | Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности воспитателя по физкультуре реализуется через несколько направлений: I. Работа с детьми II. Взаимодействие с педагогами ДОУ III. Взаимодействие с родителями IV. Взаимодействие с социумом V. Создание предметно-развивающей среды В рамках каждого из направлений используются разнообразные формы работы. Основная задача образовательной области по физической культуре - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. В процессе физического воспитания, наряду с образовательными и оздоровительными задачами, решаются специальные коррекционные: |
Психолого – педагогическая характеристика ребенка
Эмоционально-волевая сфера:
У Вари мимика лица малоподвижная, плохо понимает юмор, различает эмоциональные состояния других (грустный, веселый и др.). Самостоятельно проявляет эмпатию к другим. Общий эмоциональный фон ровный, положительный. Адекватно реагирует на запрет. Варя в основном следует общепринятым правилам поведения. Не всегда следует речевой инструкции педагога в выполнении заданий, требуется уточнение и/или многократное повторение. Работоспособность средняя, интерес нестойкий, преобладает игровой мотив. Отсутствует критичность к результатам своей работы.
Социально-коммуникативная сфера:
Варя немного напряжена в общении со взрослыми, поддерживает несколько циклов общения. Самостоятельно соблюдает очередность и простые правила в совместных играх, для выполнения более сложных правил необходима направляющая помощь педагога. В общих играх с другими детьми подвижна, проявляет инициативу. В общении со сверстниками Варя мало конфликтна, не всегда делится игрушками, есть стойкие дружеские привязанности. Уровень развития игровой деятельности у девочки в пределах возрастной нормы. Вариативность игры небольшая, сюжеты мало развернуты, есть склонность к воспроизведению знакомых игровых «маршрутов». Понимает и принимает простую роль в игре, более сложные социальные роли плохо понимает и не удерживает до конца игры. С подсказкой педагога действует в воображаемой ситуации игры, мало использует в игре предметы-заместители, использует игровую атрибутику. Умеет договориться о распределении ролей в игре.
Познавательное развитие:
Уровень общей осведомленности, ориентации в явлениях окружающего мира у Вари - ниже возрастной нормы. Мало поддерживает общение на личные темы, на темы, не представленные в непосредственной ситуации, обсуждает различные события; ответы односложны, путаные, не всегда по теме, речь нечеткая. Путается в ответах на некоторые вопросы о себе и своей семье и т.п. У девочки недостаточно сформированы образные и пространственно-временные представления. Снижен уровень развития восприятия, объем произвольного запоминания. Также не соответствует возрастной норме уровень развития наглядно-образного мышления. У Вари недостаточно сформировано умение устанавливать причинно-следственные взаимосвязи. В пределах возрастной нормы уровень развития произвольного внимания.
Речевое развитие:
Словарный запас значительно ниже возрастной нормы. Словоизменительные навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец). Словообразовательные навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец).
Синтаксические навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец). Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции: в стадии формирования. Фонематический слух значительно снижен.
Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Слоговая структура слов нарушена (пропуск и перестановка слогов);
Звукопроизношение: Л, Р, Рь.
Связная речь: Фраза простая, аграмматичная. Прослушанный текст понимает частично, запоминает фрагментарно, пересказывает кратко, односложно. Самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картин затрудняется. Раскладывает картинки с помощью взрослого, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, преобладает наглядно – образное. Подвижность мышц артикуляционного аппарата - нормальная. Объем движения губ и языка – все движения доступны, темп и переключаемость несколько замедленны. Голос - нормальный, объем речевого дыхания - недостаточен.
Пассивный словарь ребенка развит больше чем активный. Ведущая рука – правая. У Вари наблюдается ОНР IIIур.
Предполагаемые формы и условия работы с ребенком (маршрутный лист)
Направление работы (специалист) | Кол-во часов в неделю | Время проведения | Используемые программы и технологии | Форма проведения занятий | Ф.И.О. Специалиста |
Психологическая помощь (педагог – психолог) | НОД - 50 минут СОПР. – 25 минут | Вторник 25 мин – подгрупп. занятие 25 минут – сопровождение НОД физкультура Четверг 25 минут – подгрупп.занятие |
| Подгрупповые занятия Сопровождение занятий | Пшеченко Оксана Владимировна |
Логопедическая помощь (учитель – логопед) | 2 ч. 5 мин | Понедельник подгрупповое занятие . Вторник подгрупповое занятие Среда подгрупповое занятие Четверг Индивидуальное занятие Пятница Подгрупповое занятие
| Примерная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». - Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П. Арнаутова и др. Центр «Дошкольное детство» им.А.В. Запорожца - М.: Карапуз, 1997 «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной с нарушениями речи». Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. | Индивидуальное занятия Подгрупповые занятия | Халапова Анна Константиновна |
Общеразвивающая подготовка в группе (воспитатель) | 3 часа 20 минут | Смотреть расписание группы | «Истоки» Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Задает стандарт дошкольного уровня образования, обеспечивающий полное и целостное развитие личности ребенка. Т.И.Алиева, Т.В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, М.: Карапуз, 1997. | Фронтальные, подгрупповые занятия | Воспитатели группы |
Оздоровительное плавание (инструктор по физкультуре) | Смотреть расписание группы | Осокина «Обучение детей плаванию в детском саду». Протченко, Семенов «Одновременный метод обучения плаванию» | Подгрупповое занятие | Шеляшкова Татьяна Борисовна | |
Игры на английском языке |
| Рабочая программа пед. доп.образования Волоховой Т.ВС по английскому языку на основе программы Мещеряковой В.Н. «I love Englih». Программа рассчитана для детей от 5-7 лет. | Подгрупповые занятия | Глазова Юлия Сергеевна | |
ИЗО студия | Программа «Цветная карусель» Программа разработана педагогом доп. Образования Николаевой Н.Ю. | Подгрупповые занятия | Николаева Наталья Юрьевна |
Организация непосредственно образовательной деятельности регламентируется пп. 11.10 – 11.13;12.5;12.7 СанПиН 2.4.1.3049-13. п.12.15. Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям ( занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями. Один раз в неделю проводится одно интегрированное занятия. Деятельность организованного характера в течение дня чередуется со свободной деятельностью или отдыхом детей.
Непосредственная образовательная деятельность
в старшей группе №11.
Дни недели | Образовательная область | Вид детской деятельности | Вид НОД | Время |
Понедельник | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | Природа и ребенок. | 9.30-9.55 |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | Физкультура | 10.50-11.10 | |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность | Изостудия | 15.10-15.35 15.45-16.10 | |
Вторник | Физическое развитие | Двигательная деятельность | Бассейн | 10.30-10.50 11.00-11.20 |
Художественно-эстетическое | Музыкально-художественная деятельность | Музыка | 12.00-12.25 | |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность | Конструирование | 16.25-16.50 | |
Среда | Познавательное | Познавательно-исследовательская | Математика в д/с | 9.10-9.35 |
Познавательное Художественно-эстетическое развитие | Познавательно-исследовательская Изобразительная деятельность | Ознакомление с окружающим/ рисование (интегрированное. занятие) | 10.00-10.20 | |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | Физкультура | 16.10-16.35 | |
Четверг | Художественно-эстетическое | Музыкально-художественная деятельность | Музыка | 9.30-9.55 |
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность | Развитие речи/нач. гр. | 10.20-10.45 | |
Физическое развитие
| Двигательная деятельность | Оздоровительное плавание по подгруппам | 15.00-16.00 | |
Пятница | Познавательное развитие | Коммуникативная, игровая, деятельность. | Игры на английском языке (по подгруппам) | 10.20-10.45 10.45-11.05 |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | Физкультура На улице | ||
Художественно-эстетическое | Изобразительная деятельность | Лепка / аппликация | 16.25-16.50 |
Организация непосредственно образовательной деятельности регламентируется пп. 11.10 – 11.13;12.5;12.7 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Еженедельно проводится одно интегрированное занятия.
Деятельность организованного характера в течение дня чередуется со свободной деятельностью или отдыхом детей.
Определенная часть образовательной деятельности осуществляется в процессе режимных моментов, например наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира на прогулке, развитие элементарных трудовых навыков и т.д. Ежедневно отводится время в режиме дня для чтения художественной литературы.
Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, педагога психолога (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе мониторинга, рекомендаций и заключений ЦПМПК, ПМПк и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников. Коррекционные занятия, проводимые учителями-логопедами, являются вариативными по отношению к занятиям по коммуникации в общеобразовательном процессе (для детей-логопатов). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка.
Коррекционно-развивающая работа, проводимая педагогом-психологом
Направления работы | Содержание работы | Ожидаемые результаты | |
Социально-коммуникативная сфера | Игровые навыки | Развитие сюжетно-ролевой игры: - развивать умение связывать в игре несколько действий в их логической последовательности, проводить сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу; - учить предварительному планированию предстоящей игры, выделению определенных правил игры; - учить входить в роль и удерживать ее до конца игры в соответствии с содержанием роли и сюжетом игры; - учить сопровождать свои игровые действия речью (фиксировать проделываемое, планировать предстоящее действие). | Умеет связывать в игре несколько действий в их логической последовательности, проводить сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу. Умеет планировать предстоящую игру. Умеет входить в роль и удерживать ее до конца игры в соответствии с содержанием роли и сюжетом игры. Умеет выделять правила совместной игры. Сопровождает игру речью, носящей регулирующий и планирующий характер. |
Коммуникатив-ная деятельность | Активизировать коммуникативную речь ребенка. Развивать умение учитывать эмоциональное состояние и слушать другого человека при общении. Развивать умение выбирать роль в групповой игре. | Уверенно выражает в речевой форме свои основные потребности и желания, обращаясь ко взрослому. Умеет учитывать эмоциональное состояние и слушать другого человека при общении. Умеет выбирать роль в групповой игре. | |
Эмоционально-личностная и волевая сфера | Эмоциональное развитие | Научить различать настроение человека по мимике (грустный, веселый, спокойный, сердитый, испуганный), передавать настроение с помощью выразительных средств. Развитие мимической выразительности. Помощь ребенку в осознании своих переживаний. Работа над повышением самооценки ребенка средствами игротерапии и песочной терапии. | Различает несколько настроений человека по мимике лица, на картинках/фотографиях, способен дать элементарный анализ жизненной ситуации на картинке. Распознает эмоциональное состояние героев сказок. С помощью выразительных движений передает эмоциональное состояние персонажей. Выражает свое эмоциональное состояние различными способами. |
Развитие произвольной регуляции поведения | Учить соблюдать правила в играх: в подвижных и сидячих играх с несколькими правилами, при выполнении письменных заданий, а также при выполнении заданий с правилами, действующими последовательно. Обучать работе по слуховой и зрительной инструкции. Обучение приемам саморегуляции. Развитие умения управлять своим дыханием. | Соблюдает правила в подвижных и сидячих играх с 2-3-мя правилами. Соблюдает правила при выполнении письменных заданий с 1-2 правилами, а также при выполнении заданий с 3-мя правилами, действующими последовательно (удерживает алгоритм выполнения действий). | |
Познавательная и интеллектуаль-ная сферы | Стимулирование исследователь-ской активности | Стимулирование исследовательской деятельности ребенка. Создание проблемных ситуаций в специально организованных педагогом играх. Развивать умение использовать вспомогательные средства для решения практических задач. Формирование поисковых способов ориентировки при выполнении игровых задач. | |
Развитие пространствен-ных представлений | Способствовать обогащению чувственного опыта по выделению и различению пространственных представлений и отношений между предметами: - закрепление различения и называния пространственных отношений; ориентации в схеме тела; - формирование активной пространственной ориентировки в процессе выполнения целенаправленных действий с предметами; - проводить игры, способствующие развитию зрительного и слухового внимания, быстроты реакции, точности движения. | Различает и называет пространственные отношения: в, на, под, рядом, около, между, здесь, там, в середине, впереди, сзади, левое, правое, слова, справа, вверху, внизу. Правильно ориентируется в схеме тела. Выполняет движения с предметами по заданным направлениям |
Взаимодействие педагога-психолога с родителями ребенка:
- получение анамнестических данных о ребенке;
- предоставление родителям информации о содержании и эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- проведение индивидуальных консультаций с родителями по следующим вопросам: развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;
- проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей, в т.ч. по вопросам личных психологических трудностей родителей;
- обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах;
- составление рекомендаций родителям по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;
- создание адекватного представления родителей о возможностях ребенка и возможных способах коррекции имеющихся нарушений;
- подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.
Коррекционно-развивающая работа, проводимая учителем-логопедом
логопедические занятия подразделяются на :
- групповые;
- индивидуальные.
Проводятся занятия (подрупповые) следующих видов:
- по накоплению формированию лексико-грамматических категорий -1 занятие в неделю;
- по развитию связной речи – 1 занятие в неделю
- по формированию фонетико-фонематических категоий – 2 занятия в неделю ;
- занятие длится 25 мин.
Направление работы | Содержание |
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ | Для развития понимания речи использовать наглядные ситуации режимных и игровых моментов, пользуясь словами «покажи», «положи», «принеси», «возьми». Расширять фразы обращения: «Покажи, где красный карандаш», «Подойди, если повязал шарф». Учить различать: - слова, сходные по звучанию (несет – везет); -действия, близкие по ситуации (вяжет – шьет); -действия и признаки, противоположные по значению (открой – закрой); - действия, выраженные личными и возвратными глаголами (купает – купается). Различать с использованием парных картинок: - действия, выраженные глаголами (ед. и мн. Числа –плывет-плывут) - м. и ж. род прош. вр. ед. числа (Валя пел- Валя пела); - падежные формы (где малыш надевает шубу – где малышу надевают шубу) - пространствееные отношения предметов, выраженные предлогами в, на, под. |
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ |
|
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ | Называть: - имена близких людей, друзей, кукол, состоящие из 2-х слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова); - односложные слова типа: суп, сок; - двусложные слова с ударением на первом слоге (лапа, сани); - трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, ягоды). Наращивать к части слова один и тот же слог (лягуш—ка, катуш—ка). Усвоение первоначальных навыков словообразования ( сначала на слух): - слова с уменьшительно-ласкательным значением ( домик, носик). Учить подбирать названия:
Учить овладевать навыками передачи связей слов с помощью продуктивных окончаний:
|
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА | Развитие просодической стороны речи
Коррекция произносительной стороны речи
Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
|
МОТОРИКА |
|
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | Обучение правильному произношению звуков раннего и среднего онтогенеза: вызывание отсутствующих звуков, их автоматизация и дифференциация. 1.Артикуляционная гимнастика. Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука. для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Футбол», «Фокус»; для шипящих: «Тубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; для Р,Р`: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт; для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». 2.Дыхательная гимнастика. Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания. Упражнения: «Фокус», «Футбол», «Задуй свечу», «Понюхай цветочек», «Шторм в стакане» и др. 3.Пальчиковая гимнастика. Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа Су-джок. 4.Развитие слухового внимания, фонематического восприятия. Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию. Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале. 5.Постановка звука. Цель: Вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука. Постановка звуков в такой последовательности: Щ, Ч; Л; Р, Рь Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. В работе с детьми, имеющих логопедическое заключение дизартрия, стертая форма дизартрии последовательность постановки звуков не соблюдается. Способ постановки смешанный. 6.Автоматизация поставленного звука. Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.
7.Дифференциация звуков. Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию. |
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ |
|
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ |
|
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ |
|
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками. Ребенок понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь. Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении. Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке. Ребенок не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов. Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными. Ребенок образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных. Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки. Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. |
Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.
Календарно – тематическое планирование в старшей группе с детьми ТНР ( ОНР)
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Фонетико-фонематическая сторона речи | Грамматический строй речи |
Сентябрь | Обследование детей старших групп №6, 9, 11 | |||
Октябрь | 1 | Осень. Труд взрослых. | Звук У | Одушевленные и неодушевленные существительные |
2 | Овощи | Звук А | Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик, -очк, -ечк. | |
3 | Фрукты | Звуки А-У | Именительные падеж множественного числа существительных | |
4 | Сад-огород | Звук И | 3 лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени | |
5 | Сад-огород | Звук Н | Существительные с уменьшительно-ласкательным значением | |
Ноябрь | 1 | Лес, грибы, ягоды, деревья | Звук П | Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ |
2 | Перелет ные птицы | Звук Т | Глаголы прошедшего времени единственного числа | |
3 | Одежда | Звук К | Винительный падеж единственного числа существительных. | |
4 | Обувь, головные уборы | Звук К-Т | Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У | |
Декабрь | 1 | Ателье | Звуки П-Т | Приставочные глаголы |
2 | Зима. Зимние забавы | Звуки П-Т -К | Предлог НА | |
3 | Мебель. Части мебели | Звук Х | Предлоги НА, С | |
4 | Новогодний праздник Семья. | Звуки К-Х | Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам | |
Январь | 1 | |||
2 | ||||
3 | Зимующие птицы | Звук О | Предлоги НАД, ПОД | |
4 | Животные зимой. | Звук ХЬ | Род. падеж мн. числа. | |
Февраль | 1 | Почта | Звук ПЬ | Пересказ сказки «Три медведя» с опорой н на серию картинок с элементами драматизации |
2 | Транспорт | ЗВУК ТЬ | Пересказ отрывка из сказки «Сказка о золотой рыбки» с опорой на сери. картинок | |
3 | Комнатные растения | Звук КЬ | Род имен существительных | |
4 | Наши защитники. Масленица. | Звук Ы | Понятие «ПРИЗНАК» | |
Март | 1 | Весна. День рождения весны | Звуки И-Ы | Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картинок |
2 | Праздник 8 Марта | Звук ЛЬ | Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин- | |
3 | Профессии | Звуки ЛЬ-Й | Составление повествовательного рассказа «Скворечник» | |
4 | Наша пища | Звук В | Составление описательного рассказа «Весна идет» по простым сюжетным картинкам. | |
Апрель | 1 | Откуда хлеб пришел? | Звук Ф | Относительные прилагательные |
2 | Посуда | Звук ФЬ | Относительные прилагательные | |
3 | Мой дом | Звук и буква С | Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- | |
4 | Домашние животные и их детеныши | Звуки СЬ. Буква С | Сравнительная степень качественных прилагательных | |
Май | 1 | Наша страна. Мой родной край. | Звук и буква Ш. | Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики». |
2 | Человек | Звуки С-Ш | Образование прил. от сущ. ( флаг, гимн, герб России). Согласование слов в предложении. | |
3 | Насекомые | Звук ХЬ | Образование глаголов ед. числа во мн. число. Родит. падеж мн. числа. | |
4 | Лето | Звук З | Употребление прилагательных в сравнительной степени. Образование глаголов прошед. времени. |
Утверждение индивидуально-ориентированного маршрута | ||
ФИО, должность (или специальность) | Подписи | |
Участник ПМПк | Воспитатели группы | |
Участник ПМПк | Учитель-дефектолог | |
Участник ПМПк | Учитель-логопед | |
Участник ПМПк | Педагог-психолог | |
Участник ПМПк | Инструктор по плаванию | |
Ведущий специалист | Учитель- логопед | |
Родитель (Ф.И.О., подпись) |
Индивидуальная карта речевого развития ребенка Варвары А.
(методика определения уровня речевого развития О.А. Безруковой)
Показатели | Максимальное количество баллов | Начало года | конец года |
Представления об окружающем мире | 12 | 6 | |
Лексическая системность (объем словаря и многообразие связей). Задание 1-9 | 75 | 32 | |
Словоизменительные и словообразовательные навыки и умения. Задания 10-18 | 38 | 12 | |
Фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза, фонетическое оформление речи. Задания 19-25 | 27 | 6 | |
Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста. Задания 26-29 | 19 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка - логопата".
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-логопата....
Реализация индивидуально-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения
Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Оказание образовательных услу...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Мир фантазии
обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала через ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Палитра
создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося через овладение техникой рисования и декоративно – прикладного искусства....
индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи
индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ (нарушения интелектуального развития)...
Статья "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями" журнал "Дошкольная педагогика" № 4 (129)/апрель/2017
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями...
- Мне нравится (2)