Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Мир фантазии
методическая разработка по теме
обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала через приобщение воспитанницы к различным видам декоративно-прикладного творчества аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv._marshrut_rebenka_s_ovz_mir_fantazii_1_god_obucheniya.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЯМАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«МИР ФАНТАЗИИ»
Возраст детей: 10-13 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Рыжикова Екатерина Анатольевна
с. Мыс Каменный
2015 год
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка – это документ, он содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов маршрута, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Образовательный маршрут вводит ребенка с ограниченными возможностями здоровья в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как аппликация из бумаги дает возможность поверить в себя, в свои способности. Индивидуальный маршрут предусматривает развитие у воспитанницы изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, будущего взрослого гражданина, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Для индивидуальных занятий выбран один вид деятельности – аппликация. Согласно медицинского заключения данный ребёнок обучается по индивидуальной программе VIII вида. Девочка с сохранным интеллектом, в норме слух и зрение, 13 лет, обучается в 6 классе. Дружелюбная, легко идет на контакт, адекватная, способная.
Первый год обучения посвящен бумагопластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима. Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Ребенка с ограниченными возможностями здоровья постигает поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомится с самыми простыми композициями из бумаги и с изготовлением более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных композиций. При работе с бумагой воспитанница познакомится с основными видами аппликации:
- Предметная аппликация – осуществляется путем наклеивания на базовый лист с фоном отдельных заготовленных ранее предметных изображений. Эти изображения могут либо вырезаться цельными, либо тоже состоять из отдельных элементов. Такая аппликация также носит название мультипликации.
- Сюжетная аппликация – представляет собой несколько объединенных различных фигур, которые часто используются для создания картин.
- Симметричная аппликация – создается путем наклеивания на основание изображений симметричных предметов.
- Обрывная аппликация — предполагает не вырезание ножницами составляющих ее компонентов, а их обрывание. Подобная техника вызывает ощущение расплывчатости объектов, которые в некоторых композициях смотрится очень оригинально.
- Технология аппликации «мозаика» - достаточно просто, но кропотлива, требует большой выдержки и усидчивости.
Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Этот вид деятельности близок любому ребенку. Занимаясь данным видом деятельности, ребёнок получит возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами, ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные композиции (плоскостные и объёмные). Увлекательные занятия позволят ребёнку открыть в себе творческие способности, развить воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание сделать что-то оригинальное, необычное.
Направленность маршрута – декоративно-прикладное творчество. По уровню освоения – специализированный, содержит основы для раскрытия и развития способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приобретение им специальных знаний и умений в избранном виде деятельности. По целевому обеспечению – познавательный, ориентирован на знакомство, расширение и углубления знаний по изучаемой дисциплине.
Актуальность заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду. Занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, ребенок учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества, появляется потребность в самосовершенствовании.
Цель: обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала через приобщение воспитанницы к различным видам декоративно-прикладного творчества аппликации.
Задачи
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения аппликации из бумаги и с основными видами аппликации;
- познакомить с основными геометрическими понятиями при работе с бумагой;
- обучать концентрировать внимание (учить сосредотачиваться на процессе изготовления композиции и следовать устным инструкциям);
- обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
- развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать моторику рук, развивать глазомер, пространственное воображение;
- стимулировать развитие памяти;
- создавать творческую атмосферу на занятиях, развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию ребенка;
- расширять коммуникативные способности ребенка.
Воспитывающие:
- применять знания, полученные на уроках труда, природоведения, рисования и других, для создания композиций и воспитывать любовь к природе, людям и животным;
- воспитывать аккуратность, старательность.
Принципы построения образовательного процесса:
- включение ребенка в активную творческую деятельность;
- связь теории с практикой;
- обеспечение последовательности и системности в обучении и воспитании;
- наглядность;
- доступность.
Методическое обеспечение
Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному.
Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный.
Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, технология саморазвития.
Ожидаемый результат
По окончании первого года обучения воспитанница должна знать:
- технику безопасности при работе с колюще-режущими предметами;
- что такое аппликация и ее виды;
- технологию работы и изготовления композиции;
- последовательность изготовления композиции из бумаги;
Должна уметь:
- применять инструменты для обработки внешнего вида композиции;
- подготавливать все необходимое для работы с бумагой;
- подбирать подходящие формы для композиции;
- изготавливать и оформлять композицию;
- изготавливать основные заготовки;
Форма проверки результатов – наблюдение, анализ, участие в конкурсах. В конце учебного года оформляется выставка работ. Также лучшие работы принимают участие в поселковых, районных, окружных выставках и конкурсах.
Маршрут включает в себя систему по воспитательной работе с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья: проведение тематических бесед, привлечение родителей к выполнению семейных работ, проведение игр, викторин, занимательных переменок-физкультминуток.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- кабинет, столы, стулья, светильники,
- методические и учебные пособия,
- материалы и инструменты, необходимые при работе: бумага (цветная, белая, картон, гофрированная бумага), ножницы, клей ПВА, карандаш, журналы старые, линейка, фломастеры и др.
№ | Наименование раздела и темы | Всего часов | Теория | Практика |
I. | Вводное занятие «Мир фантазии» | 1 | 1 | - |
II. | Аппликация из бумаги. | 4 | 3 | 1 |
2. | История возникновение аппликации из бумаги. | 1 | 1 | - |
3. | Понятие и техника бумажных аппликаций | 1 | 1 | - |
4. | Инструменты и материалы для создания аппликации. | 1 | - | 1 |
5. | Виды бумаги, применимые к аппликациям | 1 | 1 | - |
III. | Основные виды аппликации | 1 | 1 | - |
6. | Основные виды и технологии аппликации | 1 | 1 | - |
IV. | Предметная аппликация | 20 | 1 | 19 |
7. | Техника предметной аппликации, ее история | 1 | 1 | - |
8. | Изготовление композиций (панно, открытки, картины) | 19 | - | 19 |
V. | Сюжетная аппликация | 20 | 1 | 19 |
9. | Техника сюжетной аппликации, ее история | 1 | 1 | - |
10. | Изготовление композиций (панно, открытки, картины) | 19 | - | 19 |
VI. | Симметричная аппликация | 20 | 1 | 19 |
11. | Техника симметричной аппликации, ее история | 1 | 1 | - |
12. | Изготовление композиций (панно, открытки, картины) | 19 | - | 19 |
VII. | Обрывная аппликация | 19 | 1 | 18 |
13. | Техника обрывной аппликации, ее история | 1 | 1 | - |
14. | Изготовление композиций (панно, открытки, картины) | 18 | - | 18 |
VIII. | Технология аппликации «мозаика» | 19 | 1 | 18 |
15. | Техника аппликации «мозаика», ее история | 1 | 1 | - |
16. | Изготовление композиций (панно, открытки, картины) | 18 | - | 18 |
IX. | Аттестационные занятия | 2 | - | 2 |
X. | Выставка | 2 | - | 2 |
Итого: | 108 | 10 | 98 |
Учебно-тематический план 1 года обучени
Содержание изучаемого индивидуального образовательного маршрута
- раздел. Вводное занятие «Мир фантазии»
Количество часов: 1
Цель: познакомить с содержанием индивидуального образовательного маршрута.
Теория: инструктаж и правила по ТБ.
2 раздел. Аппликация из бумаги.
Количество часов: 4
Цель: познакомить с историей возникновение аппликации из бумаги, понятиями и техник бумажных аппликаций.
Теория: рассказать о видах бумаги, применимые к аппликациям, об инструментах и материалах для создания аппликации.
Практика: как правильно использовать инструменты и материалы для создания аппликаций.
3 раздел Основные виды аппликации
Количество часов: 1
Цель: познакомить с основными видами аппликации.
Теория: рассказать об основных видах и технологиях аппликации.
4 раздел Предметная аппликация
Количество часов: 20
Цель: познакомить с техникой предметной аппликации, ее историей.
Теория: рассказать о технике предметной аппликации, приемы.
Практика: заготовки, изготовление аппликаций (композиций, панно, открытки, картины).
5 раздел Сюжетная аппликация
Количество часов: 20
Цель: познакомить с техникой сюжетной аппликации, ее историей.
Теория: рассказать о технике сюжетной аппликации, приемы.
Практика: заготовки, изготовление аппликаций (композиций, панно, открытки, картины).
6 раздел Симметричная аппликация
Количество часов: 20
Цель: познакомить с техникой симметричной аппликации, ее историей.
Теория: рассказать о технике симметричной аппликации, приемы.
Практика: заготовки, изготовление аппликаций (композиций, панно, открытки, картины).
7 раздел Обрывная аппликация
Количество часов: 34
Цель: познакомить с техникой обрывной аппликации, ее историей.
Теория: рассказать о технике обрывной аппликации, приемы.
Практика: заготовки, изготовление аппликаций (композиций, панно, открытки, картины).
8 раздел Технология аппликации «мозаика»
Количество часов: 34
Цель: познакомить с техникой аппликации «мозаика», ее историей.
Теория: рассказать о технике аппликации «мозаика», приемы.
Практика: заготовки, изготовление аппликаций (композиций, панно, открытки, картины).
8 раздел Выставка
Количество часов: 2
Цель: подвести итоги года, оформить выставку работ.
Теория: обобщение знаний, умений, навыков по всем темам.
Практика: оформление выставки
Список литературы, используемой педагогом
- Волков И. П. Учим творчеству. М., 1983г.
- Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. - М., 1978г.
- Подласый И. П. Педагогика. - М., 2000 г.
- Румянцева Е. А. Необычная аппликация.- М., 2006 г.
- Способности вашего ребенка. - М., 1974г.
- Тхоржевский Д. А., Гетта В. Г. Проблемное обучение на уроках труда. - Мн., 1986г.
- Шпурт Т. Н. Красивые цветы из бумаги. Мастер – класс для начинающих. – Ростов н/Д., 2012 г.
Приложение 1.
Физкультминутки
Опенок
А. Прокофьев.
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
На ветру качался,
Низко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился –
И совсем свалился!
Исходное положение – присесть на корточки. На строки 1-2 – встать, на 3-4 – наклон корпуса вправо-влево, руки на поясе (движение наклона и выпрямление на одну сторону). На 7 строку – «уронить» корпус, руки при этом свободно свисают. Следить, чтобы при движениях не было излишнего напряжения в мышцах рук и шеи.
Песенка мартышки
В. Берестов.
Лучшие качели –
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается –
Да-да-да! –
Тот не огорчается
Никогда!
Упражнения для глаз
- вращение закрытых глаз вправо и влево на четыре счета;
- поочередная фиксация зрения на предметах, расположенных на разных расстояниях от глаза (выполняется 4 раза каждым глазом).
Упражнения для пальцев
- руки сцеплены в «замочек» (разминание кистей и пальцев);
- сжимание и разжимание пальцев (повторять несколько раз, после чего помахать в воздухе расслабленными кистями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ребенка.
Программа индивидуального развития ребенка....
Маршрут индивидуального сопровождения ребенка, имеющего ОВЗ, в условиях группы кратковременного пребывания.
Данная работа прдставляет собой перспективное и календарно-тематическое планирование индивидуальной работы по развитию речи с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях группы кратковременного пребывания...
Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования
Роль и место дополнительного образования в новой модели образования...
СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В настоящее время образовательные учреждения столкнулись со «стихийной интеграцией», она является вынужденной и формальной формой «включения». В школу попадают дети с самыми различными пато...
Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке к ГИА. ( в рамках применения технологии личностно-ориентированного обучения)
Личностно-ориентированное обучение.Материал для работы с родителями, учителями - предметниками....
Гармонизация эмоционально-интеллектуального развития личности посредством индивидуальной креативности ребенка.
Обобщение опыта самообразования по теме "Гармонизация эмоционально-интеллектуального развития личности посредством индивидуальной креативности ребенка"....
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...