индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи
рабочая программа на тему

Ольга Валерьевна Полынь

индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: организация коррекционной работы с ребенком с нарушением речи.

Задачи:

  • Формирование познавательной деятельности.
  • Общее развитие ребенка.

Месяц

Работа с ребенком

Работа с родителями

Примечание

Январь

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(1)
  • Приложение №1(2)
  • Приложение №1(3)
  • Приложение №1(4)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (1)
  • Приложение №2(2)
  • Приложение №2(3)
  • Приложение №2(4)

Консультация «Игры на развитие восприятия»

Февраль

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(5)
  • Приложение №1(6)
  • Приложение №1(7)
  • Приложение №1(8)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (5)
  • Приложение №2(6)
  • Приложение №2(7)
  • Приложение №2(8)

Картотека пальчиковых игр

Март

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(9)
  • Приложение №1(10)
  • Приложение №1(11)
  • Приложение №1(12)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (9)
  • Приложение №2(10)
  • Приложение №2(11)
  • Приложение №2(12)

Памятка «Успешное речевое развитие»

Апрель

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(13)
  • Приложение №1(14)
  • Приложение №1(15)
  • Приложение №1(16)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (13)
  • Приложение №2(14)
  • Приложение №2(15)
  • Приложение №2(16)

Консультация «Игры на развитие мышления»

Май

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(17)
  • Приложение №1(18)
  • Приложение №1(19)
  • Приложение №1(20)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (17)
  • Приложение №2(18)
  • Приложение №2(19)
  • Приложение №2(20)

Консультация «для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

Июнь

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(21)
  • Приложение №1(22)
  • Приложение №1(23)
  • Приложение №1(24)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (21)
  • Приложение №2(22)
  • Приложение №2(23)
  • Приложение №2(24)

Памятка «Общение с ребенком»

Июль

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(25)
  • Приложение №1(26)
  • Приложение №1(27)
  • Приложение №1(28)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (25)
  • Приложение №2(26)
  • Приложение №2(27)
  • Приложение №2(28)

Консультация «Речевая азбука для родителей»

Август

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(29)
  • Приложение №1(30)
  • Приложение №1(31)
  • Приложение №1(32)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (29)
  • Приложение №2(30)
  • Приложение №2(31)
  • Приложение №2(32)

Памятка «Формирование речевого дыхания»

Сентябрь

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(33)
  • Приложение №1(34)
  • Приложение №1(35)
  • Приложение №1(36)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (33)
  • Приложение №2(34)
  • Приложение №2(35)
  • Приложение №2(36)

Консультация «Развиваем пальчики- стимулируем речевое развитие»

Октябрь

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(37)
  • Приложение №1(38)
  • Приложение №1(39)
  • Приложение №1(40)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (37)
  • Приложение №2(38)
  • Приложение №2(39)
  • Приложение №2(40)

 Памятка «Речевые игры по дороге домой»

Ноябрь

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(41)
  • Приложение №1(42)
  • Приложение №1(43)
  • Приложение №1(44)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (41)
  • Приложение №2(42)
  • Приложение №2(43)
  • Приложение №2(44)

Памятка «Говорите с ребенком правильно»

Декабрь

Воспитатель: Полынь О.В.

Формирование познавательной деятельности:

  • Приложение №1(45)
  • Приложение №1(46)
  • Приложение №1(47)
  • Приложение №1(48)

Общее развитие ребенка:

  • Приложение №2 (45)
  • Приложение №2(46)
  • Приложение №2(47)
  • Приложение №2(48)

Картотека «Дыхательная гимнастика»

Приложение №1

Формирование познавательной деятельности:

  1. Игра « Какой игрушки не хватает?»

цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек.  Вопрос к ребенку: « какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек.

  1. Игра «Что слышно?»

цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.

1 вариант: предлагаем ребенку слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем просим рассказать, что ребенок  слышал.

2 вариант: по сигналу взрослого,  внимание ребенка обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем  ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

  1. Игра «Найди такой же».

цель: развитие произвольного внимания

Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать  с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

  1. Игра «Что изменилось?».

цель: развитие внимания, быстроты реакции.

 поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда  ребенок повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7.

  1. Игра «Тут что-то не так»

цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления

 читается текст,  задача найти в нем «нелепицы».

Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.

Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался.  Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.

  1. Игра « Разные животные».

Цель: развитие активного внимания, быстроты реакции

Ведущий объясняет, что когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:

Один хлопок – поза аиста (стоя на одной ноге, поджав другую)

Два хлопка – поза лягушки (присядь пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу)

Три хлопка – поза коровы ( встань на четвереньки и произнести «му-му»).

        

  1. Игра «Найди ошибки».

Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.

Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающий детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. содержание картинка и допущенные ошибки д.б. понятны малышу, чтобы усложнить игру сделайте ошибки более заметны.

  1. Игра «Найди игрушку».

Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.

Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы.  Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

  1. Игра- упражнение «Сравни предметы».

Цель: развитие концентрации внимания.

Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.

  1. «Из чего сделано?»

Цель: Учить ренка группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.

Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.

  1. «Что кому»

Цель: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровое правило: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

  1. «Где это можно купить»

Цель: Закрепить знания  о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.

  1. «Так бывает или нет?»

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Сейчас я буду  о чем-то рассказывать. В моем рассказе  должны заметить то ,чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега и стали кататься с нее на санках»

  1. «Какое время года?»

Цель : Учить  соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило: Показывать карточку можно только после того, как ребенок  правильно назвал времена года.

Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»

  1. «Назови одним словом»

Дидактическая задача : Упражнять  в классификации предметов

Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Я назову слова, ребенок должен  назовать  все одним словом:

  • стол, стул, диван, кровать – мебель
  • ложка, кастрюля, тарелка – посуда
  • автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт
  • малина, клубника, черника- ягоды
  • роза, ромашка, василек – цветы
  1. «Где живет?»

Цель: Закреплять знания о среде обитания животных, фантастических героев

Игровое правило: Ведущий называет предметы окружающего мира. Ребенок называет среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры:

В: Где живет медведь?

В: Где живет собака?

В: Где живет ромашка?

В: Где живет гвоздь?

В: Где живут вежливые слова?

В: А что значит хороший человек?

  1. "Хорошо-плохо"

Цель: Учить детей  в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Игровое правило: Ведущим называется любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

В: Листопад - это хорошо?

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

  1. «Что лишнее?» 

Цель: Развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их в группы по какому-либо основному признаку.

Оборудование. Картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее.

Ход игры. Предложите рёбёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

Например. Яблоко, груша, лук, персик. Ложка, вилка, нож, карандаш.

  1.  «Закончи предложение» 

Цель: Упражнять в образовании имён прилагательных от имён существительных. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры. Педагог произносит словосочетание и даёт образец образования прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетания по предложенному образцу.

- Пиджак из шерсти. Он какой? – Шерстяной.

- Платье из шёлка. Оно …

- Футболка из трикотажа. Она …

- Куртка из кожи. Она …

- Шуба из меха. Она …

- Сапоги из резины. Они …

- Брюки для мужчин. Они …

- Майка для детей. Она …

- Сарафан для лета. Он …

20) «Разложи предметы»

Цель: формировать умение выполнять классификацию

Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.

Ход игры:

Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».

  1. Игра «Что тяжелее?»

Цель: учить  раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее , осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.

По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»

  1. Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?»

Ход игры:

Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?

  1. Игра «Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает  найти сходство и различие между изображенными предметами.

  1. Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты : яблоко, груша, персик; посуда : чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед  ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает  разделить все картинки на четыре группы.

  1. Задание «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

• Если песок мокрый, то.

• Мальчик моет руки, потому что.

• Если переходить улицу на красный свет, то.

• Автобус остановился, потому что.

  1. «Найди и назови фигуру»

Цель: упражнять  в знании геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.

  1. «Флажки и гирлянды»

Цель игры: развивать логическое мышление , упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.

Ход игры. Предложите закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасить.

  1. «Сопоставь»

Цель игры: развитие логического мышления.

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых ребенку.

Ход игры: предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые ребенку, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребенку поиграть в игру «На что похоже?» — отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые  геометрические тела. Попросите показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

  1. «Накладываем детали»

Цель игры: развитие логического мышления .

Материал: карточки схемы, строительные детали.

Ход игры. дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой — строительные детали, которые следует отобрать для решения данной задачи.

Цель задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания воспитатель уточняет, какие детали использует ребенок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изображения.

  1. «Создай схему»

Цель игры: развитие логического мышления.

Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.

Ход игры. Предложите  выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами — получатся схемы.

  1. «Моделирование по схеме»

Цель игры: Обучение  моделированию по схеме.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали.

Ход игры. предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой — схемы сооружений. Дается задание — отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали.

  1. «Ошибки в узоре»

Цель игры: развитие логического мышления .

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. На карточке изображен узор из геометрических фигур.  Предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие симметричность узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?»

  1. «Составь из палочек»

Цель игры: упражнять в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

Материал: счетные палочки.

 «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек».

«Составь два равных треугольника из пяти палочек».

3.«Построй три квадрата из десяти палочек (способом пристраивания одной фигуры к другой)».

34) «Куда пойдешь, то и найдешь»

Цель: умение ориентироваться в пространстве

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание ребенку: иди вперед, остановись, направо, … Ребенок показывает названное направление, идет в этом направлении и берет игрушку.

 

 

  1. «Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты), которые их издают, указать направление источника звука.

  1. Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

  1. Игра «Части тела»

Цель. Упражнять  в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

  1. Упражнение «Найди спрятанную игрушку по схеме»

Цель. Закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.

Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.

  1. Игра «Чудесный мешочек»

Цель игры: Упражнять  определять, что это за предмет,

по характерным внешним признакам, то есть по форме.

Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

 Ход игры: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной

непрозрачной ткани, в который помещаются разные по

форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на

ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Также вы можете спрятать в него геометрические фигуры,

ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура  спрятана.

  1.  Игра «Золушка»

Цель игры:

Развивать  моторику рук.

Ход игры: 

Перед  ребенком положить перемешанные семена гороха, фасоли и

киндер  – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать.

Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро,

можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

  1.  Игра «Мозаика из бросового материала»

Цель игры:

формирование навыков работы с бросовым материалом,

развивать фантазию ребенка.

Ход игры: 

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или

 разноцветные пробки от пластиковых бутылок.

 Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть

неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.

После того, как ребенок научится выполнять задание

 без вашей помощи, предложите ему придумывать

свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем

формирование сенсорного эталона – цвет, а если

 использовать пуговицы, то и сенсорного эталона

 – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

  1.  «Найди пару»

 Цель игры: научить  определять назначение предметов;

 устанавливать причинно-следственные связи между явлением

окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между

предметом и пользой от его использования.

 Материал к игре: набор карточек, разделенных на две

половины: на одной половине – предмет, на другой –

изображение (например: мороз-шуба и т.д.).

 Например: «на улице идёт дождь, поэтому нужен зонтик».

        Игра заканчивается, когда ребенок  выложит все свои карточки.

  1.  «Узнай фигуру»

Цель игры:

совершенствовать восприятие формы; развивать

 произвольное внимание; развивать быстроту движений.

Материал: карточки с изображением геометрических

 фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы,

 похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули. 

Ход игры:

Взрослый  знакомит ребенка с заготовленными

 геометрическими фигурами, которые раскладывает в

разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу

  ребенок произвольно  перемещается по залу, выполняя

различные движения. После того как ведущий называет одну

из фигур, например «Квадрат», ребенок  должен  быстро

 построиться вокруг этой фигуры.

  1. Игра «Рисуем на крупе»

Цель игры:

Развивать моторику рук, развивать фантазию ребенка.

Ход игры:

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по

нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком

по крупе. Получится яркая контрастная линия.

Попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы

(забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование

способствует развитию не только мелкой моторики рук,

но и массажирует пальчики Вашего малыша.

И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему

прищепки, что получится? – Солнышко!

А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета?

 – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы

 закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

  1. «Вкусные овощи»

Цель: закрепить умение  различать овощи по вкусовым качествам и запаху.

Правила игры: правильно определять название овощей

 по вкусовым качествам, запаху.

Описание дидактического материала: корзинка с луком,

горохом, репой, капустой, огурцами; баночки с тертыми

 овощами (по количеству детей), ножи, чистые тарелочки,

 миска, дощечки, передники, косынки.

  1.  «Когда это бывает?»

        Цель: закрепить знание  о частях суток,  развивать  речь, память.

        Ход игры:  Воспитатель раскладывает картинки,

       изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика,

      завтрак, занятия и т. д. Ребенок  выбирает себе любую картинку,

      рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают

      картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор.

      Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный

      ответ дети получают фишку.

  1.    «Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме,

 качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять,      подбирать

как можно больше наименований, подходящих под это

определение; развивать  внимание.

        Ход игры: Расскажите, что бывает:

        зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

        широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

  1. «Мостики для зайчат»

Цель игры: развивать умение  сравнивать два

предмета по величине, активизировать в речи слова

«большой, маленький, длинный, короткий».

Ход игры: Воспитатель рассказывает: «Жили – были в

лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на

 полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут,

кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики

 одинаковые по величине или разные? Чем отличаются

дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из

 них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по

 дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому

зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков

посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы

ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого

мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

Использованная литература:

  1. Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П. Гринфилд. - М.:1981.,
  2.  Венгер Л. А. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», М., Просвещение, 1975.,
  3. Кригер Евгения Эвальдовна. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.,
  4. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью.,  
  5.  Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л., 1976
  6. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -- Ярославль: Академия развития, 1996. -- 192 с.

Приложение №2

Общее развитие ребенка

  1. «Переложи игрушки» 

Цель : развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений пальцев. Задача : заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой. Дидактический материал : прозрачный сосуд, мелкие предметы  (пуговицы, фишки)Содержание : Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы  (пуговицы, фишки) . Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. 

  1. «Выгладим платочки для мамы»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : разгладить лист бумаги

Дидактический материал : листок бумаги

Содержание : Перед ребенком – скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым.

  1. «Пальчики»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом

Дидактический материал :

Содержание:

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несёт,

Четвёртый высыпает,

Самый маленький- шалун

Все, все, все съедает.  (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца)

  1. Пальчиковая игра «Дождик»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: выполнять движение пальцами в соответствии с текстом

Дидактический материал:

Содержание:

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

  1.  «Дорожка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : посыпать  «дорожку»  манкой или пшеном

Дидактический материал : листы бумаги, крупа  (манка или пшено)

Содержание : Сделать на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с обеих сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальцами и стараться не просыпать за края дорожки.

  1.  «Волшебная ложечка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : переложить всю крупу в пустую чашку

Дидактический материал : ложка, поднос, 2 чашки, крупа

Содержание : Поставить на поднос 2  чашки : слева чашку с крупой, справа – пустую. Двигая рукой ребенка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней.  Задача : пересыпать всю крупу в пустую чашку.

  1. «Найди сюрприз»

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Оборудование : Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.

Ход игры : Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.

  1. «Собери все камешки»

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению,

развитие внимания.

Оборудование : Камешки,песок, таз.

Ход игры : Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки  (закрепление навыка) .

  1. « Путешествие пальцев»

Цель : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению,

развитие внимания.

Оборудование : «сухой бассейн», игрушки.

Ход игры : ребенок опускает ручки в бассейн и ищет спрятанные в крышках игрушки.

  1. Игра с цветными шариками.

Цель : учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".

Оборудование :

1) тесто, скатанное в шарики, закрашенное медовыми красками и покрытое лаком;

2) емкость, вырезанная из 2-литровой бутылки и закрашенная в тот или иной цвет.

Ход игры : ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.

  1. СНЕГОВИК
    Цель.
     Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса.
    Ход игры.  Ребенок превращается в снеговика: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Ребенок  постепенно расслабляют мышцы: опускает бессильно голову, роняет руки, затем сгибается пополам, опускается на корточки, падает на пол, полностью расслабляясь.

    12) СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

    Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
    Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» ребенка: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.


13) БАБА – ЯГА

Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры. Ребенок ходит по залу  приговаривая потешку и выполняя движения под текст.
Бабка-Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
А потом и говорит: «У меня нога болит!».
(Ребенок  останавливается.)
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар!
Вышла на лужайку – испугала зайку!
(Ребенок продолжает движение, напрягая сначала 
левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)

14) «Меткие стрелки»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель.
Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

Оборудование: мяч. Крепки руки, меток глаз.
Трудно армии без нас.
В цель мячи кидаем –
Точно попадаем.

15) УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ 
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна. 
Оборудование: Бубен, два флажка. 
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз. 
Важно
 следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение. 

16)  ГДЕ ПОЗВОНИЛИ? 
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. 
Оборудование: Колокольчик. 
Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко. 

17) УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ 
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию. 
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др. 
Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». 

18) УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ 
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию. 
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др. 
Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». 

19)  ОДУВАНЧИК 
Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ. 
Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово. 
Одуванчик, до чего ж 
Ты на облачко похож. 
Страшно даже и взглянуть: 
Как бы облачко не сдуть. 
(Г. Виеру) 

 20) ПУЗЫРЬ 
Цель: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата. 
Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, 
Оставайся такой, да не лопайся!» 
Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с»). 
Игра возобновляется

  1. КОРАБЛИК 
    Ход: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ. 
    Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики. 
    Ход: Таз с водой должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Воспитатель объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. 
    Ветерок, ветерок, 
    Натяни парусок! 
    Кораблик гони 
    До Волги-реки! 
                (Русская народная приговорка) 
  2.   Мимика   
          Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений: 
        «Плакса» - зажмуривание глаз; 
          «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
          «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
          «Тигренок» - оскаливание зубов;
          «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
          Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие 
    сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.
  3.  Артикуляция
    Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
         «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
         «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
         «Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
         «Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
         Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.
  4.   Часики
    Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на 
    «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении  
     счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения 
    предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.
  5.  Качели
    Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на 
    «раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
      В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

26) "Солнышко"

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

27) "Бег к реке"

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

Содержание: Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

28) "Всадник"

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Содержание: Играющие распределяются по парам: один - "конь", другой - "наездник". Игрок-"конь" вытягивает руки назад-вниз, игрок-"наездник" берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

29) "Найди игрушки"

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

30) "Художник"

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.

Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

31) "Волшебный сундучок"

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки

Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.

32) "Разноцветное путешествие"

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

  1. "Найди место"

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мишку - в ближнем правом углу и т.п.

  1. «Тактильные крышечки».

Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы)
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.

  1. «Найди пару»

Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.

Ход игрыпредложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они 
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки  внутри непрозрачного мешка.

  1.  «Лабиринт»

Цель: активизация движений большого и указательного пальцев.

Материал: лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т.п.).

Ход игры: педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.

  1. «Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.

Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.

Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей,
Брызни в поле пуще ~
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

  1. «Определи на ощупь»

Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;

сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Материал непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).

Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.

  1.  «Узнай фигуру»

Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Материал: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).

Ход игры: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.

  1. «Бусы»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

  1. «Холодно - тепло – горячо»

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Материал: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).

Ход игры: на столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода. Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами):

  1. «Сенсорная тропа для ног»

Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.

Материал: сенсорная тропа - дорожка из ковролина , на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

Ход игры: педагог предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.

  1. «Помоги куклам».

Цели: развивать тактильную чувствительность, координацию движений, формировать зрительное внимание, целостное восприятие объекта, умение соотносить фигуры с контуром.

Оборудование: две фигурки кукол, сделанных из бархатистой и глянцевой бумаги (на платьях кукол обозначены контуры геометрических фигур: круга, овала, квадрата, треугольника), набор геометрических фигур: круги, овалы, квадраты, треугольники, сделанные из тех же материалов, что и платья кукол.

Ход: Педагог с ребенком рассматривают и ощупывают платья кукол, обращая внимание на различия. Взрослый рассказывает, что у кукол порвались платья и им необходимо помочь поставить заплатки. Но заплатки перепутались. Ребенку предлагается разложить заплатки так, чтобы они совпадали по контуру и по качеству материала.

  1. «Чей это домик».

Цели: учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами, учить находить правильное решение путем проб.

 Оборудование: три коробки разного размера с отверстиями также разного размера, три куклы разного размера, ширма.

Ход: Педагог показывает ребенку коробки разного размера, рассматривает их.  Затем домики прячутся за ширму. Появляются куклы, они хотят попасть в домики. Педагог помогает ребенку путем проб найти нужный домик. Затем ребенок выполняет задание самостоятельно. После этого ширма убирается, и педагог вместе с ребенком рассматривает результат.

  1. «Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

  1. Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
- Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
- Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
- Сова летает, а кролик?
- Корова ест сено, а лиса?
- Крот роет норки, а сорока?
- Петух кукарекает, а курица?
- Лягушка квакает, а лошадь?
- У коровы телёнок, а у овцы?
- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

  1. «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
- что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
- что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
- что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
- что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

  1. «Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребенка помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи  вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

Использованная литература:

  1. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. - Л., 1974., Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6.,
  2.  Дмитриева В «Развитие интеллекта ребёнка в раннем возрасте»(Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи). Санкт-Петербург, «КОРОНА-принт» 2003 г.,
  3.  Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой.,
  4. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -- Ярославль: Академия развития, 1996. -- 192 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка - логопата".

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-логопата....

Реализация индивидуально-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения

Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Оказание образовательных услу...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Примерный индивидуально-ориентированный образовательный маршрут, разработанный специалистами ДОУ для ребенка с ОНР (III уровень речевого развития, старшая группа, 1 год обучения) . Отражает специфику ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Мир фантазии

обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала через ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Палитра

создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося через овладение техникой рисования и декоративно – прикладного искусства....

Программа индивидуального сопровождения двуязычного ребенка с нарушением речи как часть Адаптированной образовательной программы

Современные условия жизни общества связаны со значительной миграцией населения, проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, браками между представителями разных национальных групп. Дети, ...