Рабочая тетрадь по литературе № 2 для учащихся 5-х классов II отделения школы II вида
методическая разработка (5 класс) на тему

Дорофеева Людмила Михайловна

Рабочая тетрадь по литературе содержит вопросы по содержанию текстов, словарь новых слов и сочетаний слов, таблицы. Отвечая на вопросы, учащийся сможет грамотно построить свой ответ, избежать речевых и грамматических ошибок. Знание новых слов и выражений обогатит его лексический словарный запас. Задания этой тетради помогут учащимся при подготовке домашних заданий.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ГКОУ СКОШИ №30

имени К.А. Микаэльяна

(рабочая тетрадь по литературе №2 для учащихся 5ых классов II отделения    школы II вида)

Дорогой пятиклассник!

В 5 классе средней школы ты начинаешь изучать литературу.

В этой рабочей тетради по литературе содержатся вопросы по содержанию текстов, словарь новых для тебя слов и сочетаний слов, таблицы.

Отвечая на вопросы, ты сможешь грамотно построить свой ответ, избежать  речевых и грамматических  ошибок. Знание новых слов и выражений  обогатит твой лексический словарный запас.

Задания этой тетради помогут тебе при подготовке домашних заданий.  

Успехов тебе!

С уважением  Л.М. Дорофеева, учитель русского языка и литературы.

Оглавление

М.Ю. Лермонтов. Статья о поэте

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Н.В. Гоголь. Статья о писателе

Н.В. Гоголь  «Заколдованное место»

Н.А. Некрасов. Статья о поэте

Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок)

И.С. Тургенев. Статья о писателе

И.С. Тургенев «Муму»

А.А. Фет. Статья о поэте

А.А. Фет « Чудная картина», «Весенний дождь»

Л.Н. Толстой. Статья о писателе

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

А.П. Чехов. Статья о писателе

А.П. Чехов «Хирургия»

О смешном в литературном произведении. Юмор

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе

Из русской литературы XX века. И.А. Бунин

И.А. Бунин «Косцы»

В.Г. Короленко. Статья о писателе

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Из русской литературы 19 века (продолжение)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

 (стр. 150)

  1. Где и когда родился М.Ю. Лермонтов?
  2. Где прошло детство будущего поэта?
  3. Почему бабушка возила Мишу на Кавказ?
  4. Где учился М.Ю.Лермонтов?
  5. Почему Лермонтова сослали на Кавказ (отправили по приказу царя)?
  6. Когда и где погиб поэт?

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

(стр. 151-154)

Справка о событиях 1812 года.

Отечественная война 1812 года – одна из кровопролитнейших в истории России. Войну начал в 1804 году французский император Наполеон. Это был решительный строгий военачальник, который вел победоносные захватнические войны. Он сумел значительно расширить территорию Франции. Армия Наполеона составляла 610 тыс. человек. Российская армия в начале войны насчитывала 240 тыс. человек.

Армии Наполеона не удалось окружить и уничтожить русскую армию, потому что на защиту поднялся весь народ России.

Российская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Это позволило завлечь французскую армию в глубь страны.

Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов 30 тыс. человек, у русских 44 тыс. человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское».

Москва была оставлена русскими, но пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна. Закончилась она в 1814 году в Париже.

Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил свое стихотворение 25- летней годовщине Бородинской битвы.

  1. Кто начинает диалог о событиях 1812 года? Что заставило молодого солдата задать вопрос?
  2. Каким вы увидели человека, рассказывающего о Бородинском сражении. Почему рассказывать должен именно старый солдат?
  3. Опишите картины, которые поразили вас?
  4. Чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?
  5. Что заставляет старого солдата с гордостью говорить о прошлом?
  6. Чем можно объяснить наличие в тексте слов: «Мы», «наш», «наши все»?
  7. Какова главная мысль стихотворения – рассказа?

(Безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных врагов.)

Словарь:

Недаром – не случайно.

Нынешнее племя – современники.

Доля – судьба.

Досадно – жаль, обидно.

Ворчали (старики) – выражали недовольство.

Чужие изорвать мундиры – уничтожит врага в штыковой атаке.

Ушки на макушке – повышенное внимание.

Ликовать – выражать восторг.

Лихость – удаль.

Поведать – рассказать.

Постоять головою – отдать жизнь в бою.

Поле грозной сечи – поле боя.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)

(стр. 157-158)

  1. Где родился Н.В. Гоголь?
  2. Кем был его отец?
  3. Где прошли детские годы будущего писателя?
  4. Где учился Н.В. Гоголь?
  5. Чем увлекался Гоголь в гимназии?
  6. Где стал жить Гоголь после окончания гимназии?
  7. Над чем начал работу писатель в 1829 году?
  8. Прочитайте, как Пушкин отозвался о книге Гоголя?

Словарь:

  • Искренний – чистосердечный, прямодушный.
  • Непринужденный – простой, естественный.
  • Без жеманства – без красования.
  • Без чопорности – без мелочности.
  • До селе не образумился – до сих пор под впечатлением от прочитанного.

Н. В. Гоголь «Заколдованное место»

( стр.158-169)

  1. Как рассказчик определил главную мысль своего повествования?
  2. Зачем поехал батька (отец) в Крым? Кто остался дома?
  3. Чем занимался дед? Почему это дело оказалось прибыльным (удачным)?
  4. С кем однажды встретился дед? Чем угощал он своих старых знакомых? Как они ели дыни? Прочитайте.
  5. Что заставил дед делать своих внуков? Чем захотел он похвастаться перед знакомыми? Что произошло во время пляски на грядке? О чем догадался дед? (какое это оказалось место)
  6. Где оказался дед, когда послать проклятье нечистой силе? Что произошло на кладбище? К какому заключению (выводу) пришел дед? Какой опознавательный знак оставил он, чтобы найти это место?
  7. Почему дед не ответил на вопрос внука о месте своего пребывания в ночное время?
  8. Куда отправился дед поздно вечером на другой день? Почему он не нашел место, которое отметил предыдущей ночью? Почему он вернулся в курень (шалаш)?
  9. Какие волшебства произошли вечером другого дня? Что нашел дед под камнем в земле? Какие чудовища повторяли слова деда? Что чувствовал дед? Что сделал он с котелком сначала и потом, когда прошел у него страх?
  10. Куда вылила помои (остатки еды) мать? Кто оказался в этой бочке? Чему радовался дед? Что оказалось в котелке? Что завещал (наказывал) дед своим внукам после этого случая? Что велел сделать дед с проклятым местом?

Вывод:

Н.В. Гоголь рассказал, как сильное желание людей стать богатыми приводит к неприятной, часто смешной ситуации.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1878)

(стр.171)

  1. Где и когда родился Н.А. Некрасов?
  2. Где проходило детство будущего поэта?
  3. Какие воспоминания об увиденном детстве сохранились у Некрасова?
  4. Что вы узнали о матери Некрасова?
  5. Где учился Некрасов?
  6. Как назывался его первый сборник стихов?
  7. Кому посвятил свои стихи Некрасов?

Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы) (1863 год)

 (стр. 172-175)

Одной из главных тем творчества поэта стала тема русской женщины – труженицы.

В поэме «Мороз, Красный нос» поэт запечатлел женский образ, в котором слились величавость, красота, терпение, трудолюбие. Это образ русской крестьянки Дарьи. В отрывке показана тяжелая доля (жизнь) крестьянской женщины в России  II половины XIX  века.

Вопросы:

  • Какой перед вами предстала Дарья?
  • Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.
  • Какими чертами характера обладает Дарья?
  • Найдите строки, в которых рассказывается, как трудится Дарья.
  • Найдите в тексте эпитеты и сравнения, которыми пользуется поэт.

Словарь:

  • Убогая обстановка – нищая.
  • Утеха - Удовольствие, наслаждение, забава.
  • Не сробеет – не испугается.
  • Зубы, что перлы – похожи на жемчуг.
  • Некогда лясы точить – некогда болтать.
  • Ухват - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.
  • Воздаянье – награда, плата.
  • Хата – дом.
  • Идет к обедне – идет на службу в Церковь.

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

(стр. 176 –186)

Композиция (построение) стихотворения

Часть

Содержание

Рассказчик

Слушатели

1

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Охотник

Друзья, гости

2

Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей, рассказ о встрече с мальчиком власом.

Журналист, публицист

Читатель из дворян, из общества образованных людей.

3

Обращение к крестьянским детям.

Гражданин, который думает о будущем народа.

Крестьянские дети.

4

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Охотник

Друзья, гости

Вывод: первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Поэт использует такой композиционный прием, как рассказ в рассказе.

  • Почему так названо стихотворение? О чем оно?
  • Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми? Что ему в них сразу понравилось?
  • Крестьянин ли сам автор? Докажите.
  • Почему глаза детей привлекли внимание автора? Что в них он увидел?
  • Чему «дивились» дети, рассматривая автора? Почему они решили, что он «не барин»?
  • Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах?
  • В чем состоит «нарядная» сторона труда?
  • Как привлекали родители детей к труду?
  • Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
  • Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Словарь:

  • Забрел – зашел;
  • Щели – дыры;
  • Вереница глаз – много глаз;
  • Жерди – палки;
  • Подивились – удивились;
  • Приговор изрекли – сделали вывод;
  • Балованные детки – дети из богатых семей;
  • Обшаривал пни – рассматривал;
  • Вологжанин – житель Вологды;
  • Лудильщик – рабочий, который лудит (чинит) посуду;
  • Портной – мастер по шитью одежды;
  • Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой;
  • Спрыгнули гурьбой – прыгнули все вместе;
  • Спят на припеке – спят на солнце;
  • Чернехоньки губы – губы темного цвета от черники;
  • Набить оскому - получить вяжущее ощущение во рту после употребления в пищу чего-нибудь кислого или терпкого или натрудить себе во рту продолжительным жеванием чего-нибудь.
  • Свезти на ригу - постройка для сушки снопов с местом для обмолота.
  • Ничто не мешает сгибнуть - То же, что погибнуть.
  • Гарцует верхом – ездит на лошади.
  • В студеную пору – в очень холодный зимний день.
  • Фингал – кличка собаки;
  • Скорчил мину – сделал морду серьезной.
  • Закопал пожитки – вещи.
  • Дичина – дичь (птица).
  • Дали стречка – убежали.

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)

(стр. 188-189)

  1. Где родился И.С. Тургенев?
  2. В какой семье он вырос?
  3. Где проходило его детство?
  4. Расскажите, что вы узнали о матери И.С. Тургенева. (Какой она была женщиной? Какой у нее был характер? Кто ее воспитывал и почему? Как она стала богатой наследницей?)
  5. Расскажите, что вы узнали об отце И.С. Тургенева. (Из какого рода он происходил Каким он был мужчиной?)
  6. Как Варвара Петровна воспитывала своих детей? О чем вспоминает И.С. Тургенев?
  7. Где учился И.С. Тургенев?
  8. Когда напечатали его первое произведение?
  9. В 1852 году напечатали сборник его рассказов. Как назывался этот сборник? О чем это произведение?

Словарь:

  • Непохожие люди – разные;
  • Властная – заставляла исполнять ее приказы;
  • Красотой не блистала – была некрасивая;
  • Оспа – болезнь, от которой на коже остаются следы (рубцы);
  • Отчим – новый муж матери; неродной отец ребенка;
  • Приют – место для жилья.
  • Оскудевший род – очень бедный;
  • Муштровали – учили в приказном порядке;
  • Рекрут – солдат, которого только что призвали в армию.
  • Розги – прутья для битья.
  • М. Е. Салтыков – Щедрин – русский писатель.
  • Лепта – вклад.

И.С. Тургенев «Му-му»

(стр. 189 – 192)

История создания рассказа.

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

План:

  1. Жизнь Герасима в деревне и в городе.
  1. Атмосфера барского дома.
  • Как выглядит барский дом?
  • Какова жизнь старой дворянки?
  • Почему в начале повести всего несколько строк автор отводит хозяйке дома?

2.   Портрет главного героя.

  • Каким вы увидели Герасима?

3.   Жизнь и занятие Герасима в городе.

  • Чем же не полюбилось житье Герасиму?
  • Что значит работа «казалось ему шуткой»?
  • Как Герасим воду возил?
  • Как вел себя топор в руках Герасима?

  • Как он исполняет обязанности сторожа?
  • Каким предстает Герасим перед нами?

4.    В каморке у Герасима.

  • Какие слова указывают на силу, «великость» героя?
  • Почему И.С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да и еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Хочет показать богатырскую мощь героя, физическую силу).
  • Каким нравом обладает герой?
  • Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами?
  • Что происходило в этот момент в душе героя?

Словарь:

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Дворня – крепостные крестьяне, которые работали в доме барыни.

Уединенно – замкнуто.

Челядь – прислуга.

Недоумевал – не мог понять.

Мошенники – воришки.

Каморка – очень маленькая комнатка.

Чурбак – часть ствола дерева.

Дюжий – большой, сильный.

Обобщение:

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрый сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любим крестьянскую работу, умеет трудиться на земле, а вот работа в городе – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет полученное дело. Во всем любит Герасим порядок и аккуратность.

(стр.192-202)

Часть II «Небольшое происшествие».

  1. Каприз барыни.
  • Случайно или с определенной целью задан вопрос барыней о Капитоне?
  1. Обязанность дворецкого – выполнять приказ.
  • Можно ли догадаться, что думает Гаврила?
  • Почему Гаврила предпочел молчаливое согласие возражению?
  • Почему он заранее согласен во всем с барыней?
  • Почему такое угодничество?
  1. Безразличность Капитона.
  • С какой целью автор выводит в текст описание раздумий дворецкого перед беседой с башмачником?
  • С какой интонацией разговаривает Гаврила с барыней, а с какой с Капитоном?
  • Почему дворецкий передразнивает речь Капитона?
  1. Забитость Татьяны.
  • Что можно сказать о характере Татьяны?

5.   Герасим. Его отношение к происходящему.

  • Поверил ли он в пьянство Татьяны?
  • Как можно объяснить его угрюмость?
  • Почему именно в день свадьбы с реки Герасим вернулся с разбитой бочкой?
  • Что в поведении Герасима заставляет дворецкого Гаврилу бояться его?

Обобщение:

В XIX веке капризы богатых хозяев часть решали судьбы крепостных работников. Именно так разворачивается действие повести во 2 главе.

Во второй главе мы вновь встречаемся с пятью героями повести: барыней, дворецким Гаврилой, сапожником Капитоном, прачкой Татьяной, дворником Герасимом.

Все знали о симпатии (любви) Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали. И в этом виновата барыня.

В России XIX века было много жестоких крепостников – самодуров. Тем и страшна была сила насилия крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать все, что им захочется со своими крепостными людьми. Только при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация (рабство) одного человека другим.

Словарь:

Захолустье – место, удаленное от Москвы, глушь.

Дворецкий - управляющий хозяйством в помещичьих имениях и городских помещичьих особняках в России XVIII — начала XX вв.

Остепениться – изменить свое поведение.

Флигель - пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы, связанная с главным домом.

Загромождена – заставлена.

Озадачило – не знал, что делать.

Велел кликнуть – позвать.

Худая примета - Отличительный признак, по которому можно узнать предмет.

Держали в черном теле – относились очень строго, многого лишали, не позволяли.

Жалованье – деньги за труд.

Слыла красавицей – считалась красавицей.

Нрав – характер.

Обмерла от ужаса – очень испугалась.

Вытащит из-за пазухи – Пространство между грудью и облекающей ее одеждой.

Колкие словечки – злые.

Глумиться не решались – побоялись издеваться, обидеть.

Покровительство – защита.

Принялась шпынять – стала ругать, приставать.

Плакать с досады – от обиды.

Любезно раскалякался – разговорился.

Каретный сарай – сарай для карет.

Не столкуешься – не договоришься.

Чего вам потребно? – что вам нужно?

Панталоны – штаны.

Щеголевато – игриво.

Всполохнулся – заволновался.

Горемыка – несчастный.

Приворожила – заставила любить.

Компаньонка – бедная женщина, которая жила у богатой барыне.

Затевается недоброе – придумали сделать что-то плохое.

Нагрузившийся человек – человек, который выпил.

Притворилась хмельной – притворилась, что выпила вина.

Обожатель – тот, кто кого-то любит.

Форейтор -  кучер, сидящий верхом на одной из передних лошадей.

(стр.202 – 206)

III часть «Единственный счастливый год в жизни Герасима».

План:

  1. Прощание Герасима с Татьяной.
  • Что заставило Герасима так тепло попрощаться с Татьяной?
  • Почему Татьяна, всегда равнодушная в момент отъезда теперь «прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански поцеловалась с Герасимом»?
  1. Спасенный щенок.
  • Что заставило Герасима подхватить тонущего щенка?
  • Объясните фразу :«Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
  1. Жизнь Муму рядом с Герасимом.
  • В кого превратился щенок, спасенный Герасимом?
  • Почему он дал ей такую кличку?
  • Как она относилась к дворовым? К Герасиму?
  • Как Муму помогала Герасиму?
  • Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым?
  • В чем заключалось счастье героя?

Обобщение:

Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть своё одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие решили, что ему нельзя иметь семью из-за его глухоты и немоты.

Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.

Словарь:

Обоз – вереница (много) повозок.

Вальки - массивная прямоугольная пластина для выколачивания белья во время стирки, слегка изогнутая, с рукояткой.

Сострадательная душа – добрый человек.

Превратности – неприятности.

Застава - контрольный пункт на дороге, на границе, на въезде в поселение.

Барахтался -  возиться, биться руками и ногами, упав наземь или в воду.

Тина – водоросли.

Армяк -  верхняя долгополая распашная одежда в виде халата из толстой грубой шерстяной ткани или сукна, преимущественно кучерская одежда в 19 в.

Глаза прорезались - глаза открылись.

Питомица – воспитанница.

Тщедушна – слаба, болезненна.

Неусыпное попечение – постоянное внимание.

Ладная – красивая, складная.

Страстно привязалась – очень полюбила.

Нарочно прорезал – специально.

По-дряхлости – по - старости.

(стр. 206 – 221)

IV часть «Превосходство Герасима над челядью».

  1. Муму в покоях хозяйки.
  • В каком настроении однажды пребывала барыня?
  • Почему в доме не любили веселого настроения барыни?
  • Где увидела барыня Муму?
  • Что велела она сделать? Почему?
  • Кто отправился за Муму?
  • Удалось ли ему поймать собачку?
  • Как вела себя Муму в барских покоях?

2.   Ненависть и враждебность барыни.

  • Почему барыня рассердилась на Муму?
  • Как вы считаете, стоило ли барыне сердиться на Муму?
  • Какой была барыня? Легко ли было людям жить с ней?

3.   Исчезновение Муму.

  • Зачем барыня вызвала Гаврилу на другое утро?
  • Почему дворецкий отдал приказ словить Муму?
  • Что сделал Степан с Муму?
  • Как Герасим искал Муму? Что он испытывал в этот момент?
  • Как произошла встреча Муму и Герасима?

4.   Попытка Герасима спрятать Муму.

  • Какую тайну скоро все узнали?
  • Что не учел Герасим, пряча свою любимицу?
  • Как вел себя Герасим?

5.   Усердие дворни в уничтожении Муму? 

  • Почему Гаврила велел поднять весь дом?

6.   Атака каморки Герасима.

  • Как вел себя дворецкий Гаврила?
  • Почему Тургенев называет Герасима «великаном», а всю челядь «людишками»?
  • Почему писатель подчеркивает положение героев? Челядь внизу, а Герасим – наверху.

7.   Решение Герасима умертвить Муму.

  • Что объяснил знаками Гаврила Герасиму?
  • Что пообещал Герасим челяди?
  • Чем отличается Герасим от дворовых людей?

8.   Часы прощания с Муму. Гибель собаки.

  • Каким вышел из каморки Герасим?
  • Куда он направился?
  • Что он сделал в трактире?
  • Куда он направился затем?
  • Что он сделал с Муму?
  • Каким человеком считал его Степан?

Словарь:

Была в духе – была в хорошем настроении.

Вспышки – минуты, часы.

Мрачное расположение духа – плохое настроение.

Валет – карточная фигура.

Горничная – девушка, которая убирала дом.

Палисадник - небольшой огороженный садик перед домом.

Порхнула в переднюю – забежала.

Дюжий – сильный, здоровый.

Лакей – слуга.

Бросился сломя голову – очень быстро.

Пустилась во все лопатки – очень быстро побежала.

Увертывалась – не давалась в руки.

Растолковал – объяснил.

Подзывать – звать.

Отроду не бывало – никогда не бывало.

Покои – комнаты в барском доме.

Твердили – повторяли.

Озиралась – оглядывалась.

Проворно – быстро.

Скверная – плохая.

Мрачнее грозовой тучи – в плохом настроении.

Безделицы – нечто, не имеющее никакой ценности или значения, ничтожный пустяк.

Кастелянша – женщина, которая отвечала за белье.

В полголоса сообщил – тихо.

Вязанка дров – связка.

Ввалился в дом – вошел в дом.

С ношей – вещи за плечами.

Картуз – головной убор.

Извозчик – человек, который правит повозкой с лошадьми.

Хватился Муму – стал искать.

Истомленный вид – усталый.

Дергал за полу – трогал за низ кафтана.

Окрысилась – оскалилась, зарычала.

Изредка наведываться – иногда приходить.

Сидит взаперти – под замком.

Усердствовал – очень старался.

Засов - Деревянная или металлическая планка, задвижка для закрывания дверей, окон.

Бакалея – крупы, сахар.

Не гневалась – не сердилась.

Гаврила готовился выдержать сильную грозу – ожидал, что барыня будет очень сильно ругаться.

Прикинуться сиротливой страдалицей – изобразить себя несчастной.

Вскарабкался наверх – взобрался.

Челядь кубарем скатилась с лестницы – дворня быстро сбежала с лестницы.

Трактир - ресторан низшего разряда.

Проклажаться – нежиться, лениться, прохлаждаться.

(стр. 221-223)

V глава «Протест против крепостничества»

  1. Что сделал Герасим после того, как утопил Муму?
  2. С каким настроением возвращался Герасим домой? С кем сравнивает его автор?
  3. Как вела себя барыня, узнав о бегстве Герасима?
  4. Как вы расцениваете поступок Герасима?
  5. Что изменилось в поведение и в характере Герасима за три года жизни в Москве?
  6. Можно ли сказать, что автор радуется за своего героя?
  7. Можно ли считать его поступок протестом против гнета крепостничества?

Вывод:

И.С. Тургеневу удалось показать в повести тяжесть крепостного гнета, беспомощность подневольных людей, их лакейство. А на примере Герасима другой тип людей, желающих жить самостоятельно. Немой Герасим – символ «немоты» русского крестьянства. Его самостоятельный и решительный поступок (уход в родные места после потери любимого существа) можно считать своеобразным протестом против крепостничества.

Словарь:

Спешил без оглядки – очень быстро.

Проворно – ловко.

Пожитки – вещи.

Попона - толстое покрывало для лошадей.

Да и был таков – ушел.

Отвага – смелость.

Вздымался – поднимался.

Староста - выборное или назначаемое лицо для ведения дел какого-н. небольшого общества, коллектива.

Хватились – стали искать.

Вытребовать назад – возвратить обратно.

Степенный человек - рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения.

Молва – слухи, разговоры.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892)

Лирика поэта

(стр. 226-228)

  1. Кем был А.А.Фет?
  2. Кем были его родители?
  3. Какое образование он получил?
  4. Когда он начал сочинять стихи?
  5. Как называлась его первая книга?
  6. Куда поступил Фет в 1845 году и когда вышел в отставку?
  7. Чем стал заниматься А.А. Фет?
  8. Что более всего на свете ценил поэт?
  9. В чем состоит заслуга Фета?

Анализ стихотворения «Чудная картина».

  1. Какие чувства у вас вызвала «Чудная картина», которую нарисовал Фет?
  2. Какие особенности в тексте вы заметили?
  3. Сколько предложений в стихотворении?
  4. Какое предложение перед нами: простое или сложное?
  5. Есть ли в предложении глаголы?
  6. Какие элементы пейзажа описывает поэт?
  7. Найдите в стихотворении эпитеты.
  8. Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.
  9. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества?

Анализ стихотворения «Весенний дождь».

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
  2. Похоже ли оно на «Картину»?
  3. Назовите то, что описывает поэт.
  4. Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам более выразительными?
  5. Какое ощущение пробуждает поэт в читателе?

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

(стр. 229-230)

  1. Где и когда родился писатель?
  2. Что вы узнали о родителях Толстого?
  3. Кто воспитывала детей Толстых?
  4. Где провел Толстой большую часть жизни?
  5. Где начинал учиться Лев Николаевич Толстой? Почему он вышел из университета?
  6. Куда уезжает Толстой весной 1851 года? Каким офицером оказался Толстой?
  7. Сколько лет прожил писатель?
  8. Кем является писатель Л.Н. Толстой?

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

(стр. 232-235)

I глава. Жилин попал в плен

  1. Как звали офицера, который служил на Кавказе?
  2. Что происходило на Кавказе в то время?
  3. Почему по дорогам было опасно передвигаться? Как передвигались люди?
  4. Почему Жилин взял отпуск?
  5. Как звали другого офицера, который ехал в обозе с Жилиным?
  6. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?
  7. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза?
  8. Как вел себя Жилин, встретившись с горцами?
  9. Как вел себя Костылин, встретившись в горцами?
  10. Как был захвачен в плен Жилин?

Словарь:
Обозы – телеги, груженные едой и вещами.

Тронулись по дороге – стали двигаться.

Верста – расстояние чуть более 1 км.

Мочи нет – нет сил.

Мужчина грузный – полный.

Ущелье – разлом в горах.

Взнесла на кручь – подняла на вершину горы.

Приклад – часть ружья.

Поволокли – потащили.

Сбруя – снаряжение для лошади.

Кровь запеклась – засохла.

Брод – мелкое место на реке.

Забрехали собаки – залаяли.

Аул – татарская деревня.

Стали пулять – кидать.

Колодка – вещь из дерева, которая затрудняет передвижение.

I. Жилин попал в плен (продолжение)

2 глава (стр.235-241)

  1. Что было видно Жилину из щелки в сарае?
  2. Почему Жилин хотел, чтобы к нему кто-нибудь пришел в сарай?
  3. Кто пришел в сарай? Кого позвал черноватый татарин и для чего?
  4. Опишите Дину. (стр 237)

  1. Куда повел ногаец Жилина? Как выглядела горница (комната) в татарском доме?
  2. Зачем привели Жилина в дом его хозяина Абдул Мурата? Какой выкуп потребовали от Жилина? Чем его пугали, если он не напишет письмо?
  3. Как ответил татарам Жилин на их угрозы?
  4. Кого привел работник еще в горницу? Что рассказал Костылин Жилину?
  5. Почему Жилин, написав письмо, дал неправильный адрес? Что он решил?

Словарь:

Щель – дыра.

Сакля – дом.

Кафтан – одежда.

Бешмет – верхняя одежда на Кавказе для мужчин.

Кинжал – холодное оружие.

Башмаки – обувь.

Водопой – место, где поют водой скот (животных).

Портки – штаны.

Хворостина – тонкая веточка.

Пришли проведать – навестить.

Отпирают – открывают.

Галунчик – тесьма по краю одежды.

Исподлобья косится – смотрит недоброжелательно.

Потрепал по плечу – похлопал.

Лопотать – говорить.

Монисто – женское украшение.

Полтинник – деньги.

Войлок – ткань из шерсти.

Лоханка – миска.

II часть. Жизнь Жилина и Костылина в плену

3 глава (стр. 241-245)

  1. Сколько времени прошло после захвата офицеров в плен?
  2. Что делал Костылин? О чем думал Жилин?
  3. Чем занимался Жилин в плену? Почему к нему стали приезжать местные жители из других аулов.
  4. Как относились к Жилину в ауле? Почему не любил его старик Хаджа?
  5. Как относился к Жилину его хозяин Абдул Мурад?

Словарь:

Пресный - приготовленный без соли.

Разориться – стать нищим.

Выпытывает – узнает.

На зорьке – рано утром.

Лоскутки – кусочки материи.

Забранилась – заругала.

Крадучи – тихо, чтобы никто не знал.

Дождь лил как из ветра – был очень сильный.

Опять сладил часы – собрал.

Как на зверя косятся – смотрят враждебно, зло.

Чалма – головной убор у мусульман.

Джигит – воин.

Мекка – священный город у мусульман.

III часть. Жилин готовиться к побегу.

4 глава (стр. 245-248)

  1. Как прожил Жилин месяц?
  2. Какую хитрость придумал Жилин, чтобы забраться на гору?
  3. Что помешало Жилину в тот же вечер совершить побег?
  4. Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? Почему Костылин колебался перед побегом?

Словарь:

Табун – стадо лошади.

Мулла – священник у мусульман.

Полотно – материал.

Чинара – дерево.

Задрали корову – зарезали.

Вывод:

Жилин - деятельный человек. В трудной ситуации он не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению.

Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.

IV часть. Побег

5 глава ( стр.248-252)

  1. Почему ночью залаял Уляшин? Как смог Жилин заставить собаку не лаять?
  2. Почему беглецы долго сидели под стенкой?
  3. Почему они не сразу попали в лес? Какие неудобства испытывали Жилин и Костылин? Что говорил Жилин Костылину, когда тот просил отдохнуть?
  4. Кого встретили они в лесу?
  5. Куда вышли беглецы? Как вел себя Костылин? Почему Костылин продолжил путь?
  6. Кто ехал по дороге? Как Костылин выдал себя и Жилина?
  7. Что отвечал Жилин Костылину, когда тот просил его бросить?
  8. Как их захватили татары? Кому передали?
  9. Что пообещал сделать хозяин Абдул Мурат? Что сделали с беглецами?
  10. Почему же побег не удался?

Словарь:

Забрехал – залаял.

Загайкал из сакли – закричал из дома.

Овца перхает – закашляла.

Лощина - низменность, низко расположенная долина.

Ну, брат, айда! – ну, брат, пошли!
Мечеть – церковь у мусульман.

Примечает – запоминает.

Обдерешь ноги – изрезать до крови.

Тронулись – продолжали путь.

Верста - 1 066,781 метров.

Рассолодел - впасть в расслабленное или полусонное состояние.

Обмер - застыть, оцепенеть.

Сидеть на закорках – сесть на плечи и на верхнюю часть спины или на плечах и на верхней части спины.

Поволок, попер – потащил.

Уморился – устал.

Запороть – бить плеткой до смерти.

Затеешь бежать – вздумаешь бежать.

Вывод:

Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой (помехой) в дороге.

V часть. Под страхом смерти

6 глава (стр. 252-258)

  1. Почему Жилин в первый раз приуныл в плену? (Как беглецы жили в яме?)
  2. Что заставило Дину проведать Жилина? Почему Жилин подумал о помощи Дины?
  3. Что услышал Жилин из ямы?
  4. О чем сообщила Жилину Дина? Почему татары по - разному относились к беглецам?
  5. Зачем Жилин попросил Дину принести шест?
  6. Почему Костылин не захотел выбираться из ямы? Какие слова сказал ему Жилин, прощаясь?
  7. Как Дина помогала Жилину, когда он вылез из ямы? Почему, прощаясь с Жилиным, она заплакала?
  8. Кого увидел Жилин в чистом поле? Чего он опасался?
  9. Как казаки отбили Жилина у татар?
  10. Как сложилась судьба Жилина? Костылина?

Словарь:

Вольный свет – на свободе.

Вонь – резкий запах.

Приуныл – расстроился.

Поминают – вспоминают.

Шест – очень длинная палка.

Вывод:

Жилин – боец. Плен, тяжелые условия содержания не сломили (не испугали) его. Он не потерял своего человеческого достоинства.

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

(стр. 261-263)

  1. В какой семье рос будущий писатель?
  2. Что вы узнали об отце Чехова Павле Егоровиче?

  1. Чем увлекся Чехов в гимназические годы?
  2. Какое прозвище, ставшее одним из литературных псевдонимов, получил будущий писатель от преподавателя таганрогской гимназии Покровского Ф.Н.?
  3. Сколько братьев и сестер было у А.П. Чехова? Кем они стали?
  4. Какое испытание выдержал шестнадцатилетний Антон Чехов, оставшись без семьи в Таганроге?
  5. Как проявилась у Чехова тяга к чтению? Какие произведения он читал?
  6. Где учился Чехов с 1879 – 1884 гг.?
  7. Как подписывает свои первые рассказы А.П.Чехов?

Словарь:

Приказчик – наемное лицо у купца или в каком-нибудь торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине.

Бакалейная лавка – место, где продаются некоторые продовольственные товары: крупа, мука, соль, чай, кофе, пряности.

Деликатный человек – вежливый, предупредительный, мягкий в обращении.

Порицать – осуждать.

Спевки – репетиция хора.

Вызывал симпатии – нравился.

Псевдоним – подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя

Гримироваться – накладывать грим на лицо.

Надзиратель гимназии – смотритель.

Незаурядные способности – необычные, выделяющиеся среди других.

Неистощим на выдумки – постоянно что либо придумывает.

Импровизировать – сочинять, создавать (художественное произведение) в момент исполнения, без предварительной подготовки.

Гомерический хохот – неудержимый, громкий хохот.

Земская больница – медицинское либо учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства — органа местного самоуправления (с 1864 г).

Несостоятельный должник – должник, который не в состоянии вернуть долг, выполнить принятые имущественные и денежные обязательства.

Злободневные вопросы – важные.

Негодовать – возмущаться.

А. П. Чехов «Хирургия»

(стр. 263-268)

  1. Кто принимал больных в земской больнице? Почему он вел прием в этот день? Как выглядел этот человек? Какая у него фамилия? На что она намекает?
  2. Кто пришел на прием? Что заставило дьяка Ефима обратиться за помощью в больницу?
  3. Что предложил сделать фельдшер Курякин дьяку Ефиму?
  4. Как отозвался фельдшер о хирургии? Как он удалял зуб?
  5. Смог ли он его удалить? Какой вывод можно сделать о его «врачебном искусстве»?
  6. Кто вызывает больше смеха или сочувствия: дьячок Ефим или фельдшер Курякин?
  7. Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему нам хочется смеяться, но и в то же время появляется грустное чувство?

Словарь:

  • Фельдшер – медицинский работник со средним образованием.
  • Чечунчовая (жакетка) – жакетка из шелковой ткани особого сорта.

  • Дьяк – чин священнослужителей в православной церкви.
  • Бельмо – помутнение оболочки глаза.
  • Просфора – богослужебный хлеб.
  • Псалтирь – библейская книга.
  • Отец иерей – священник.
  • Дупло (у зуба) – дыра.
  • Пост – время, когда

православные верующие не едят пищу животного происхождения.

  • Предрассудок – приметы, признаки.
  • Намедни тоже – недавно.
  • Инструменты: щипцы, козья ножка, ключ.
  • Десна – мягкие ткани, покрывающие края челюстей.
  • Тракция – метод лечения, разрез.
  • Невдомек – непонятно, не пришло в голову.
  • В мгновение ока – мгновенно, сразу.
  • Дух перевести – прейти в себя.
  • Очумеешь – сойдешь с ума.
  • Читать на клиросе – в православной церкви место на возвышении перед иконостасом, на котором во время богослужения находятся певчие, чтецы.
  • Ошеломлен – потрясен.
  • Оказия – случай.
  • В бурсе березой потчевали – били в духовном училище, семинарии.
  • Восвояси - туда, откуда пришел.

О смешном в литературном произведении. Юмор

(стр. 269-270)

  1. Каким бывает смех?
  2. Какой смех мы называем юмористическим?
  3. Какой смех мы называем сатирическим?
  4. Какие эпизоды из сказок, повестей и рассказов, прочитанных в 5 классе, вызвали у вас добродушный смех?

Словарь:

Юмор – изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества.

Вовсе не безразлично – не все равно.

Направить стрелы смеха – кого или что высмеять.

Разят метко – попадают точно.

Ничтожное (существо) – жалкое.

Чванливый – горделивый, заносчивый.

Зорче (разглядеть) – лучше.

Протест – несогласие.

Презрение - подчеркнутое безразличие к чему-нибудь, пренебрежение чем-нибудь.

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.

(стр. 271-282)

  1. Какие устойчивые образы приобрели времена года в поэзии?
  2. Почему степная природа часто привлекала поэтов? Чем она дорога?

Поэты и художники, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроение различными средствами, но и те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей.

Рассказ о стихотворении.

  • Название и автор.
  • Тема.
  • Основная мысль.
  • Настроение.

  • Приемы выразительности, помогающие раскрыть тему, передать настроение, объяснить основную мысль.
  • Стихотворный размер.
  • Какие строчки запомнились более всего и почему?

Приемы художественной выразительности:

Предметный ряд – предметы, которые описывает поэт в стихотворении.

Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые предметы. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. (Сосна дремлет. Зима злится. )

Сравнение – изобразительный прием. (Облако неслось по небу, как огромный воздушный змей.)

Эпитеты - это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман.

Метафора - изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.

Инверсия - перестановка слов, нарушающая обычный порядок их в предложении; конструкция с обратным порядком слов. (Унылая пора! очей очарованье (вместо. очарованье очей)!

Из русской литературы XX века ( книга вторая)

Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953)

(стр. 3-4)

  1. К какому роду принадлежал И.А. Бунин?
  2. Чем известен его род?
  3. Где провел детство будущий писатель?
  4. Где учился И.А. Бунин? Почему он был исключен из гимназии?
  5. Где он получал образование после исключения из гимназии? Что лежало в основе его домашнего образования?
  6. Какие черты характера появились у И.А. Бунина в детстве? Как они повлияли на его литературный талант?
  7. В каком году вышла первая книга стихов И.А. Бунина?

Словарь:

Старинный (род) – древний.

Поприще государственное – государственная служба.

Корифей - выдающийся деятель науки или искусства.

Хутор - населённый пункт крайне маленького размера.

Дотоле - (книжн. устар) до тех пор, до того времени.

Плеяды - название группы из семи звезд в созвездии Тельца.

Сурок – грызун.

И.А. Бунин «Косцы».

(стр. 4 – 9)

  1. О чем вспоминает герой?
  2. Кто такие косцы? Чем они смогли вызвать восхищение героя?
  3. В какое время дня произошла встреча? Прочитайте описание этого времени (стр.4).
  4. Почему рязанские косцы приходили в орловские места?
  5. Чем они отличались от орловских косцов? Как они косили?
  6. Какую песню пели косцы? В чем была прелесть этой песни?
  7. В чем еще было очарование песни косцов?

  1. Является ли рассказ «Косцы» продолжением ряда произведений о природе и родине?

Словарь:
Вовеки – никогда.

Мурава – трава.

Колея - канавка, углубление от колес на дороге.

Подпасок – помощник пастуха.

Межа - граница между полями.

Артель - добровольное объединение людей с целью осуществления общей хозяйственной деятельности.

Жбан – различные формы добровольных объединений людей с целью осуществления общей хозяйственной деятельности.

Скорби – печать и горе.

Дебри дремучие – непроходимые леса.

Владимир Галактионович Короленко (1853 - 1921)

(стр. 12)

  1. Где родился будущий писатель?
  2. Где прошло его детство?
  3. Что вы узнали о его отце?
  4. Сколько языков знали дети в семье Короленко?
  5. Почему они затруднялись ответить на вопрос о национальности?
  6. Как он закончил гимназию?
  7. В каком институте хотел учиться Короленко?
  8. Какие причины заставили его переехать в Москву?
  9. Куда он был принят в Москве?
  10. В каком году состоялась первая публикация Короленко?
  11. Как называли Короленко его современники?

В.Г. Короленко «В дурном обществе».

1 глава «Развалины» (стр. 13-16)

  1. Кто ведет рассказ?
  2. Какие отношения сложились между отцом и сына в семье после смерти матери мальчика?
  3. Где жил герой рассказа?
  4. Какое впечатление сложилось у вас о городе после его описания?

5.Что вы узнали о старом, полуразрушенном замке? Кто там находил приют?     Почему среди бездомных пошли раздоры? Как мальчик отнесся к беде «темных личностей»? Почему замок стал противен ему?

6.Чем стали заниматься бедняки, которых Януш выгнал из замка?

7.Кто руководил ими?

8.Как выглядел пан Тыбурций? Прочитайте. Кто составлял его семью?

Словарь:

Хлам – мусор.

Хатки – домики.

Дряхлый – старый.

Уныло – печально.

Водяные глади – реки, озера, топи, болота.

Предания – то, что передавалось устно от поколения к поколению.

Истлевшие (кресты) – развалившиеся.

Часовня – маленькая церковь.

Даровое убежище – бесплатное.

Раздоры – ссоры, ругань.

Преобразования – изменения.

Сконфуженные – те, которые испытывал смущение, состояние неловкости, стыда.

Шмыгнуть – приходить незамеченными.

Дубинка – оружие расправы полицейского.

Явились в новом свете – предстали по-другому.

Кров – жилье.

Сумерки – ночь.

Ходили слухи – разговоры.

Лукавство – хитрость, обман.

Проницательность – догадливость.

Гримасы - кривляние.

Сычи – птицы.

2 глава «Я и мой отец»

(стр. 16-19)

  1. Почему мальчик после смерти его матери редко бывал дома?
  2. Как он относился к своей сестре?
  3. Чего ждал мальчик от отца, когда тот пытался заняться воспитанием сына?
  4. Почему они не понимали друг друга?
  5. Как мальчик наблюдал за отцом в саду?
  6. Что хотел сделать ребенок? Чем закончился его порыв (желание)?
  7. Какое состояние испытывал рассказчик с шести лет?
  8. По какой причине мальчик прекратил общение со своей младшей сестрой?
  9. Что привело его к бродяжничеству?
  10. Какая мысль возникла у мальчика?
  11. Что он захотел осмотреть?
  12. Кого мальчик собрал на эту «экскурсию»?

Словарь:

Суровое (лицо) – грубое.

Угрюмое (лицо) – суровый, неприветливый, мрачный.

Качалка – кресло, снабженное изогнутыми полозьями, на которых оно качается.

Ворчливая (няня) – та, которая выражает неудовольствие; говорит невнятно сердитым голосом, бормочет.

Прокладывал след в траве – шел по траве.

Сорванец – шалун, озорник, безобразник.

Пробуждение природы – природа ранним утром.

Борозда – канавка, образованная почвообрабатывающим или другим орудием.

Дремота – сон.

Бродяга – обнищавший, бездомный человек, шатающийся без всякой работы.

Укоряли – попрекать, ставить кому-нибудь что-нибудь в вину.

Проникся убеждением – поверил.

Робел – испытывать страх, боязнь от неуверенности в себе, трусить.

Теребил – трогал.

Озирался по сторонам – оглядывался.

Утрата – потеря.

Досада – обида.

Пропасть – непонимание.

Порыв – желание.

Отпетый (разбойник) – неисправимый.

Наседка – курица, которая высиживает цыплят.

Бродяжить – уходить из дома.

Притерпелся – привык.

Незатейливая (жизнь) – простая.

Лачуга – небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба.

Закоулки – небольшой темный, глухой переулок.

Вывод:

Подавленный смертью любимой жены, мужчина не подозревает о сложных переживаниях своего шестилетнего сына. Мальчик замыкается в себе (мало общается с домашними) и начинает бродяжить.

3 глава «Я приобретаю новое знакомство»

(стр. 19-26)

  1. Когда ребята отправились к часовне? Как выглядело старое кладбище в это время дня?
  2. Какое желание было у мальчика? Почему сложно это было выполнить?
  3. Что увидел мальчик внутри часовни, сидя на окне?
  4. Почему мальчик спустился через окно внутрь часовни? Какие чувства он испытывал (что он чувствовал)?
  5. Какая птица напугала его?
  6. Чего испугался его товарищ? Какое странное явление произошло в этот момент в часовне?
  7. Почему мальчик больше удивился, чем испугался?
  8. Какой разговор вскоре услышал мальчик? Кого он увидел? Как выглядел незнакомец? Опишите его (стр.21). Кто появился из люка? Опишите девочку?
  9. Как выясняли отношения друг с другом оба мальчика? Почему драка не состоялась?
  10. Как звали детей, которые оказались в часовне? Понравились ли они друг другу? Как называет Валек Васю? Почему они должны были скрывать свое знакомство? Чего не мог представить себе Вася? Какой вид все время был у Валека?
  11. Кто пригласил Васю снова прийти в часовню? О чем попросил Васю Валек?
  12. Что ответил Вася товарищу, который бросил его в часовне?

Словарь:

Веяло (спокойствием) – чувствовалось.

Стлалась (зелень) – стелилась.

Стояла, грустно понурясь – у часовни был жалкий вид.

Живой интерес – неподдельный, настоящий.

Косяк (окна) – стойки, установленные по бокам дверного или оконного проема.

Престол - самое святое место во всем храме, находится в алтаре.

Завозились – зашевелились.

Вынырнула фигура – появилась, возникла.

Худощавый – тощий.

Базар – место торговли.

Ободрился - стать бодрым, бодрее.

Люк – вход в подполье.

Презрение - отрицательно окрашенное чувство, возникающее по отношению к кому-нибудь.

Обменялись взглядами – смотрели друг на друга.

Намеревался – хотел сделать.

Не моргнул и глазом – не испугался.

Критическое мгновение – опасное.

Был великодушный – щедрый, добрый, милостивый.

Потупился – смутился.

Сконфуженный - почувствовать конфуз, смущение.

4 глава «Знакомство продолжается»

(стр. 27-31)

  1. О ком все время думал Вася после возвращения из часовни? Что он приносил своим новым друзьям?
  2. Как Валек и Маруся относились к угощениям Васи?
  3. Опишите внешний вид и поведения Маруси. Опишите внешний вид и поведение Сони. Сравните эти описания, заполнив таблицу. Почему Маруся так сильно отличается от Сони?
  4. Почему Валек и Маруся не играли в игры Васи? Как объяснил это Валек?
  5. Какое впечатление произвели на Васю слова: «Серый камень высосал из нее (Маруси) жизнь»? Как стал вести себя Вася?
  6. Как беседы ребят изменили отношения друг к другу?
  7. Что узнал о своем отце Вася от Валика? Почему Тыбурций назвал его «самым лучшим человеком в городе»? Какие противоречивые (разные) чувства испытывал Вася к отцу?

Соня

Маруся

Возраст

Внешний вид

Движения

Эмоции

Чувства

Одежда

Словарь:

Был поглощен знакомством – все время думал о новых знакомых.

Шныряли – гуляли (о бродягах).

Предварительно – заранее.

Лакомство – вкусная еда (конфеты, торт, пироги).

Сберегал – сохранял, оставлял.

Солидный – серьезный, взрослый.

Манеры - внешние формы поведения в обществе.

Приношения – лакомства от Васи.

Румянец - алый, розовый цвет лица.

Жертвовали – оставляли Марусе.

(Смотрели) порой – иногда.

Белокурые (волосы) – светлые.

Искусно (заплетал) – умело.

Сорванец – озорник.

Завлечь в игры – заинтересовать игрой.

Бегать взапуски – наперегонки.

Серый камень высосал из нее жизнь. – Тяжелые условия жизни (без теплого дома, удобств, часто без еды) подорвали (ухудшили) здоровье девочки.

Щемящая боль – постоянная тоска, грусть, печаль, уныние.

Умерил резвость – перестал бегать, шалить.

Противоположность характеров – разные (например: веселый - грустный).

Почтение – уважение.

Не приходило в голову – не задумывался.

Задели струну гордости – стал гордиться.

Горькое сознание – обида.

5 глава «Среди «серых камней»»

(стр. 31-34)

  1. Почему Вася не приходил к своим новым знакомым?
  2. Кого неожиданно встретил Вася в городе? Что думал Валек про Васю?
  3. Почему Вася пошел один на гору? Где он оказался? На что наткнулся (неожиданно обнаружил, нашел)?
  4. С чем вернулся на кладбище Валек? Куда он пригласил Васю? Где жили дети? Что поразило Васю, когда он оказался в подземелье? Чем занималась Маруся? О чем вспомнил Вася, глядя на Марусю? Почему Васе захотелось покинуть подземелье (чем был поражен мальчик)?
  5. Какое настроение было у Валека? Почему Валек усмехнулся, услышав вопрос о покупке хлеба? Что нового узнал Вася о своих друзьях? Почему отношения Васи к ребятам стало другим?
  6. Почему Валек не попросил у Васи еды?
  7. Почему Вася ушел от ребят? Какое горе переживал он?

Словарь:

Стало большим лишением – потеря.

Надгробные камни – камни на могилах.

Наткнулся на склеп – случайно увидел гробницу.

(Пустота) зияла - быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал, наподобие раскрытой пасти.

За пазухой - пространство между грудью и облекающей ее одеждой (разг.)

Оттопырилось - расширившись, выдаться вперед, стать торчащим.

Хлопец – мальчик.

Жимолость – куст ягод.

Простодушие – простосердечие, простосердечность, бесхитростность, простота.

Запастись – сделать запас чего - либо.

Безмятежно - невозмутимо спокойное состояние.

6 глава «На сцену является пан Тыбурций»

(стр. 35 – 39)

  1. Почему повеселел Валек, когда Вася сказал, что всегда будет ходить к ним?
  2. Почему дети спустились в подземелье?
  3. В какую игру они стали играть? Что произошло во время игры? Чем пугал Тыбурций Васю? За что похвалил Тыбурций мальчика? Как вы понимаете слова Тыбурция: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, чем кусочек холодного камня»? О чем попросил Вася Тыбурция?

  1. Какой обед приготовил Валек (из каких блюд он состоял)? Как ели Маруся и Валек?
  2. Почему Вася был задумчив, когда возвращался домой?
  3. С кем встретился Вася в аллее сада? Почему он обманул отца?
  4. Какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием дружбы с Валеком и Марусей и общения с Тыбурцием?

Словарь:

Небо насупилось – стало темным.

Освоился в подземелье – привык.

Урод – некрасивый человек.

Впился глазам – смотрел, не отводя глаз.

Пристально смотрели – внимательно.

Проболтаться – проговориться кому-нибудь.

Окорок – кусок свинины, запеченный в духовке.

Стряпня – приготовление еды.

Роскошь – богатство.

Не лишен проницательности – догадливости.

Очутился – оказался.

Смутные вопросы – непонятные, без ответа.

Вывод:

Мысли, поступки Васи говорят о том, что он начинает задумываться не только о жизни своих новых друзей, но и о законах жизни людей в обществе, где существуют неравенство.

7 глава «Осенью»

(стр. 39-41)

  1. Как изменилось самочувствие Маруси к концу лета?
  2. Как выглядела девочка?
  3. Почему в это время Валек и Тыбурций были благодарны Васе за его приход к ним?
  4. Как заботились о Марусе? (куда ее выносили и зачем?)
  5. Какой разговор однажды подслушал Вася в саду? О чем он догадался?
  6. Кому Вася рассказал об этой встрече? Что ответил мальчику Тыбурций о его отце? Чего боялся Тыбурций? Какое впечатления произвели на Васю слова Тыбурция?

Словарь:

Жатва – время уборки урожая.

Прихварывать – болеть.

Истощали все усилия – старались все время придумывать что-нибудь.

Вызвать приливы смеха – заставить Марусю засмеяться.

Не ставил на вид – не ругал, не напоминал.

Мерцало – сияло.

Небо прояснилось – стало ясным, без туч.

Над головой стали собираться тучи – должно случиться что-то плохое, неприятное.

Сплетник – тот, кто передает чужие разговоры.

Скорчил гримасу – недовольное выражение лица.

8 глава «Кукла»

(стр. 41-47)

  1. Как Вася поддерживал Марусю, когда ей стало опять хуже?
  2. Что тогда придумал Вася и кого он попросил об этом?
  3. Какое чудо сделала с Марусей кукла Сони?
  4. Какое тревожное время настало у Васи из-за этой куклы? Почему Вася несколько дней не навещал Валека и Марусю?
  5. Почему Вася нарушил приказ отца? Как чувствовала себя Маруся? Почему Валек и Вася не смогли забрать куклу у Маруси? Что понял Вася?
  6. Что происходило дома, когда вернулся Вася? Что приказал отец Васе? Почему Вася в этот раз не убежал к Валеку и Марусе? Какое состояние испытывал Вася в эти дни?
  7. Какой разговор произошел у Васи в кабинете отца? Сказал ли Вася о своих новых знакомых отцу? Что чувствовал Вася в этот момент?
  8. Кто пришел в дом судьи в это время? Что принес Тыбурций? Что Тыбурций сказал судье? О чем попросил Тыбурций Васю?
  9. Как изменилось поведение судьи к сыну после разговора с Тыбурцием? Какими людьми на самом деле были судья и Вася?

Словарь:

Дни миновали – прошли, закончились.

Ухищрения – придумывали специально что-то для Маруси?

Равнодушно – без интереса.

Обратиться к Соне – попросить Соню.

Роскошные (волосы) – красивые, густые.

Возлагал (надежды) – думал, что это поможет.

Просил убедительно – доказывал.

Живо описал – точно, реально, подробно.

Превзошло ожидания – получилось лучше, чем думал.

Маруся увядала – девочке становилось хуже.

Тревожные (минуты) – беспокойные, неприятные,

Провожал глазами – следил.

Пропажа – то, что исчезло. (Здесь: кукла).

Соваться по углам – искать.

Старалась унять – успокоить.

Наивные – простые, бесхитростные.

Гнев – злость, ярость.

Махнул через забор – перепрыгнул, убежал.

Смутный (взгляд) – непонимающий.

Понуренная (голова) – опущенная.

Беспечный (вид) – беззаботный.

Шамкающий (рот) – рот без зубов.

Не отлучаться – не отходить, не уходить из дома.

Обратиться (за позволением) – за разрешением, попросить.

Томительные (дни) – долгие, в ожиданиях.

Резкое (слово) – обидное.

Томило (предчувствие) – ожидало.

Притолока - верхний брус в дверях.

Дорожить, как святыней – хранить, беречь.

Во мне сказался сын моего отца. – Вел себя так, как и отец.

Оскорбленное (чувство) – обида.

Пригрел (Васю) – подружился, хорошо относился.

Затруднительное (положение) – сложное, непростое.

Оторванные бродяги – нищие без дома. (здесь: Валек и Маруся.)

Велите (повесить) – прикажите.

Вопросительно поднял глаза – хотел понять, что произошло.

Тщетно (произошло) – напрасно.

Покорнейше прошу – очень просить, умолять, чтобы не отказали в просьбе.

Вывод:

Обе семьи (семья судьи и Тыбурция) несчастны по-своему (смерть матери Васи, трагедия отца Васи, одиночество мальчика; тяжелые отношения с отцом; тяжелые условия жизни Тыбурция, Валека и Маруси, смертельная болезнь девочки.) Неслучайно писатель знакомит Васю с Валеком, Марусей и Тыбурцием. Валек становится настоящим братом для Васи. При общении с ребятами в Васе проявляются доброта, чуткость и отзывчивость (стремление помочь).

Заключение

(стр. 48)

  1. Что случилось с Тыбурцием и Валеком после смерти Маруси?
  2. Что случилось со старой часовней?
  3. Кто посещал могилу Маруси? Почему они приходили?
  4. Что произнесли над могилой Маруси ребята? Подумайте, какое обещание они дали?

Словарь:

Обвал – разрушения.

Частокол – забор

Дерн – верхний слой почвы, густо переплетенный живыми и отмершими корнями и корневищами растений.

Делились мыслями – рассказывали.

Планы юности – мечты.

Используемая литература:

1.  Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе  к учебникам – хрестоматиям: Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа); В.Я. Коровиной (М.: Просвещение) 5 класс. Москва. «ВАКО».

2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение».

3. Литература 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой, В.И. Коровина. Авторы составители И.В. Карасева,  В.Н. Пташкина. Волгоград. Издательство «Учитель».

4. Н.Ф. Ромашина. Литература.5-10 классы. Изучение творчества А.С. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия. Волгоград. Издательство «Учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочих тетрадей по предмету "Окружающий мир" (1-4 классы) для коррекционных школ VIII вида на основе учебников Е. Д. Худенко

В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей  c  ограниченными возможностями здоровья, обучающимися  по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...

РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" (1 - 4 КЛАССЫ) ДЛЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА НА ОСНОВЕ УЧЕБНИКОВ Е. Д. ХУДЕНКО

В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей  c  ограниченными возможностями здоровья, обучающимися  по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...

Игра "Умники и умницы" по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Помочь ребятам вспомнить и закрепить полученные знания и умения в области русского языка,  литературы, и в игровой форме найти применение простейшим логическом умениям....

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая тетрадь по литературе № 1 для учащихся 5-х классов II отделения школы II вида

Рабочая тетрадь по литературе содержит вопросы по содержанию текстов, словарь новых слов и сочетаний слов, таблицы. Отвечая на вопросы, учащийся сможет грамотно построить свой ответ, избежать речевых ...

Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида

Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида.Этот конспект урока может быть полезен для начинающих учителей....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе II отделения школ II вида

Этот конспект урока может быть полезен для начинающих учителей....