Рабочая тетрадь по литературе № 2 для учащихся 5-х классов II отделения школы II вида
методическая разработка (5 класс) на тему
Рабочая тетрадь по литературе содержит вопросы по содержанию текстов, словарь новых слов и сочетаний слов, таблицы. Отвечая на вопросы, учащийся сможет грамотно построить свой ответ, избежать речевых и грамматических ошибок. Знание новых слов и выражений обогатит его лексический словарный запас. Задания этой тетради помогут учащимся при подготовке домашних заданий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКОУ СКОШИ №30
имени К.А. Микаэльяна
(рабочая тетрадь по литературе №2 для учащихся 5ых классов II отделения школы II вида)
Дорогой пятиклассник!
В 5 классе средней школы ты начинаешь изучать литературу.
В этой рабочей тетради по литературе содержатся вопросы по содержанию текстов, словарь новых для тебя слов и сочетаний слов, таблицы.
Отвечая на вопросы, ты сможешь грамотно построить свой ответ, избежать речевых и грамматических ошибок. Знание новых слов и выражений обогатит твой лексический словарный запас.
Задания этой тетради помогут тебе при подготовке домашних заданий.
Успехов тебе!
С уважением Л.М. Дорофеева, учитель русского языка и литературы.
Оглавление
М.Ю. Лермонтов. Статья о поэте
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Н.В. Гоголь. Статья о писателе
Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
Н.А. Некрасов. Статья о поэте
Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок)
И.С. Тургенев. Статья о писателе
И.С. Тургенев «Муму»
А.А. Фет. Статья о поэте
А.А. Фет « Чудная картина», «Весенний дождь»
Л.Н. Толстой. Статья о писателе
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
А.П. Чехов. Статья о писателе
А.П. Чехов «Хирургия»
О смешном в литературном произведении. Юмор
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе
Из русской литературы XX века. И.А. Бунин
И.А. Бунин «Косцы»
В.Г. Короленко. Статья о писателе
В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Из русской литературы 19 века (продолжение)
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
(стр. 150)
- Где и когда родился М.Ю. Лермонтов?
- Где прошло детство будущего поэта?
- Почему бабушка возила Мишу на Кавказ?
- Где учился М.Ю.Лермонтов?
- Почему Лермонтова сослали на Кавказ (отправили по приказу царя)?
- Когда и где погиб поэт?
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
(стр. 151-154)
Справка о событиях 1812 года.
Отечественная война 1812 года – одна из кровопролитнейших в истории России. Войну начал в 1804 году французский император Наполеон. Это был решительный строгий военачальник, который вел победоносные захватнические войны. Он сумел значительно расширить территорию Франции. Армия Наполеона составляла 610 тыс. человек. Российская армия в начале войны насчитывала 240 тыс. человек.
Армии Наполеона не удалось окружить и уничтожить русскую армию, потому что на защиту поднялся весь народ России.
Российская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Это позволило завлечь французскую армию в глубь страны.
Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов 30 тыс. человек, у русских 44 тыс. человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское».
Москва была оставлена русскими, но пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна. Закончилась она в 1814 году в Париже.
Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил свое стихотворение 25- летней годовщине Бородинской битвы.
- Кто начинает диалог о событиях 1812 года? Что заставило молодого солдата задать вопрос?
- Каким вы увидели человека, рассказывающего о Бородинском сражении. Почему рассказывать должен именно старый солдат?
- Опишите картины, которые поразили вас?
- Чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?
- Что заставляет старого солдата с гордостью говорить о прошлом?
- Чем можно объяснить наличие в тексте слов: «Мы», «наш», «наши все»?
- Какова главная мысль стихотворения – рассказа?
(Безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных врагов.)
Словарь:
Недаром – не случайно.
Нынешнее племя – современники.
Доля – судьба.
Досадно – жаль, обидно.
Ворчали (старики) – выражали недовольство.
Чужие изорвать мундиры – уничтожит врага в штыковой атаке.
Ушки на макушке – повышенное внимание.
Ликовать – выражать восторг.
Лихость – удаль.
Поведать – рассказать.
Постоять головою – отдать жизнь в бою.
Поле грозной сечи – поле боя.
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)
(стр. 157-158)
- Где родился Н.В. Гоголь?
- Кем был его отец?
- Где прошли детские годы будущего писателя?
- Где учился Н.В. Гоголь?
- Чем увлекался Гоголь в гимназии?
- Где стал жить Гоголь после окончания гимназии?
- Над чем начал работу писатель в 1829 году?
- Прочитайте, как Пушкин отозвался о книге Гоголя?
Словарь:
- Искренний – чистосердечный, прямодушный.
- Непринужденный – простой, естественный.
- Без жеманства – без красования.
- Без чопорности – без мелочности.
- До селе не образумился – до сих пор под впечатлением от прочитанного.
Н. В. Гоголь «Заколдованное место»
( стр.158-169)
- Как рассказчик определил главную мысль своего повествования?
- Зачем поехал батька (отец) в Крым? Кто остался дома?
- Чем занимался дед? Почему это дело оказалось прибыльным (удачным)?
- С кем однажды встретился дед? Чем угощал он своих старых знакомых? Как они ели дыни? Прочитайте.
- Что заставил дед делать своих внуков? Чем захотел он похвастаться перед знакомыми? Что произошло во время пляски на грядке? О чем догадался дед? (какое это оказалось место)
- Где оказался дед, когда послать проклятье нечистой силе? Что произошло на кладбище? К какому заключению (выводу) пришел дед? Какой опознавательный знак оставил он, чтобы найти это место?
- Почему дед не ответил на вопрос внука о месте своего пребывания в ночное время?
- Куда отправился дед поздно вечером на другой день? Почему он не нашел место, которое отметил предыдущей ночью? Почему он вернулся в курень (шалаш)?
- Какие волшебства произошли вечером другого дня? Что нашел дед под камнем в земле? Какие чудовища повторяли слова деда? Что чувствовал дед? Что сделал он с котелком сначала и потом, когда прошел у него страх?
- Куда вылила помои (остатки еды) мать? Кто оказался в этой бочке? Чему радовался дед? Что оказалось в котелке? Что завещал (наказывал) дед своим внукам после этого случая? Что велел сделать дед с проклятым местом?
Вывод:
Н.В. Гоголь рассказал, как сильное желание людей стать богатыми приводит к неприятной, часто смешной ситуации.
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1878)
(стр.171)
- Где и когда родился Н.А. Некрасов?
- Где проходило детство будущего поэта?
- Какие воспоминания об увиденном детстве сохранились у Некрасова?
- Что вы узнали о матери Некрасова?
- Где учился Некрасов?
- Как назывался его первый сборник стихов?
- Кому посвятил свои стихи Некрасов?
Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы) (1863 год)
(стр. 172-175)
Одной из главных тем творчества поэта стала тема русской женщины – труженицы.
В поэме «Мороз, Красный нос» поэт запечатлел женский образ, в котором слились величавость, красота, терпение, трудолюбие. Это образ русской крестьянки Дарьи. В отрывке показана тяжелая доля (жизнь) крестьянской женщины в России II половины XIX века.
Вопросы:
- Какой перед вами предстала Дарья?
- Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.
- Какими чертами характера обладает Дарья?
- Найдите строки, в которых рассказывается, как трудится Дарья.
- Найдите в тексте эпитеты и сравнения, которыми пользуется поэт.
Словарь:
- Убогая обстановка – нищая.
- Утеха - Удовольствие, наслаждение, забава.
- Не сробеет – не испугается.
- Зубы, что перлы – похожи на жемчуг.
- Некогда лясы точить – некогда болтать.
- Ухват - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.
- Воздаянье – награда, плата.
- Хата – дом.
- Идет к обедне – идет на службу в Церковь.
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
(стр. 176 –186)
Композиция (построение) стихотворения
Часть | Содержание | Рассказчик | Слушатели |
1 | Встреча охотника с крестьянскими детьми | Охотник | Друзья, гости |
2 | Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей, рассказ о встрече с мальчиком власом. | Журналист, публицист | Читатель из дворян, из общества образованных людей. |
3 | Обращение к крестьянским детям. | Гражданин, который думает о будущем народа. | Крестьянские дети. |
4 | Встреча охотника с крестьянскими детьми | Охотник | Друзья, гости |
Вывод: первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Поэт использует такой композиционный прием, как рассказ в рассказе.
- Почему так названо стихотворение? О чем оно?
- Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми? Что ему в них сразу понравилось?
- Крестьянин ли сам автор? Докажите.
- Почему глаза детей привлекли внимание автора? Что в них он увидел?
- Чему «дивились» дети, рассматривая автора? Почему они решили, что он «не барин»?
- Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах?
- В чем состоит «нарядная» сторона труда?
- Как привлекали родители детей к труду?
- Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
- Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?
Словарь:
- Забрел – зашел;
- Щели – дыры;
- Вереница глаз – много глаз;
- Жерди – палки;
- Подивились – удивились;
- Приговор изрекли – сделали вывод;
- Балованные детки – дети из богатых семей;
- Обшаривал пни – рассматривал;
- Вологжанин – житель Вологды;
- Лудильщик – рабочий, который лудит (чинит) посуду;
- Портной – мастер по шитью одежды;
- Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой;
- Спрыгнули гурьбой – прыгнули все вместе;
- Спят на припеке – спят на солнце;
- Чернехоньки губы – губы темного цвета от черники;
- Набить оскому - получить вяжущее ощущение во рту после употребления в пищу чего-нибудь кислого или терпкого или натрудить себе во рту продолжительным жеванием чего-нибудь.
- Свезти на ригу - постройка для сушки снопов с местом для обмолота.
- Ничто не мешает сгибнуть - То же, что погибнуть.
- Гарцует верхом – ездит на лошади.
- В студеную пору – в очень холодный зимний день.
- Фингал – кличка собаки;
- Скорчил мину – сделал морду серьезной.
- Закопал пожитки – вещи.
- Дичина – дичь (птица).
- Дали стречка – убежали.
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)
(стр. 188-189)
- Где родился И.С. Тургенев?
- В какой семье он вырос?
- Где проходило его детство?
- Расскажите, что вы узнали о матери И.С. Тургенева. (Какой она была женщиной? Какой у нее был характер? Кто ее воспитывал и почему? Как она стала богатой наследницей?)
- Расскажите, что вы узнали об отце И.С. Тургенева. (Из какого рода он происходил Каким он был мужчиной?)
- Как Варвара Петровна воспитывала своих детей? О чем вспоминает И.С. Тургенев?
- Где учился И.С. Тургенев?
- Когда напечатали его первое произведение?
- В 1852 году напечатали сборник его рассказов. Как назывался этот сборник? О чем это произведение?
Словарь:
- Непохожие люди – разные;
- Властная – заставляла исполнять ее приказы;
- Красотой не блистала – была некрасивая;
- Оспа – болезнь, от которой на коже остаются следы (рубцы);
- Отчим – новый муж матери; неродной отец ребенка;
- Приют – место для жилья.
- Оскудевший род – очень бедный;
- Муштровали – учили в приказном порядке;
- Рекрут – солдат, которого только что призвали в армию.
- Розги – прутья для битья.
- М. Е. Салтыков – Щедрин – русский писатель.
- Лепта – вклад.
И.С. Тургенев «Му-му»
(стр. 189 – 192)
История создания рассказа.
Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.
План:
- Жизнь Герасима в деревне и в городе.
- Атмосфера барского дома.
- Как выглядит барский дом?
- Какова жизнь старой дворянки?
- Почему в начале повести всего несколько строк автор отводит хозяйке дома?
2. Портрет главного героя.
- Каким вы увидели Герасима?
3. Жизнь и занятие Герасима в городе.
- Чем же не полюбилось житье Герасиму?
- Что значит работа «казалось ему шуткой»?
- Как Герасим воду возил?
- Как вел себя топор в руках Герасима?
- Как он исполняет обязанности сторожа?
- Каким предстает Герасим перед нами?
4. В каморке у Герасима.
- Какие слова указывают на силу, «великость» героя?
- Почему И.С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да и еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Хочет показать богатырскую мощь героя, физическую силу).
- Каким нравом обладает герой?
- Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами?
- Что происходило в этот момент в душе героя?
Словарь:
Вдова – женщина, у которой умер муж.
Дворня – крепостные крестьяне, которые работали в доме барыни.
Уединенно – замкнуто.
Челядь – прислуга.
Недоумевал – не мог понять.
Мошенники – воришки.
Каморка – очень маленькая комнатка.
Чурбак – часть ствола дерева.
Дюжий – большой, сильный.
Обобщение:
Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрый сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любим крестьянскую работу, умеет трудиться на земле, а вот работа в городе – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет полученное дело. Во всем любит Герасим порядок и аккуратность.
(стр.192-202)
Часть II «Небольшое происшествие».
- Каприз барыни.
- Случайно или с определенной целью задан вопрос барыней о Капитоне?
- Обязанность дворецкого – выполнять приказ.
- Можно ли догадаться, что думает Гаврила?
- Почему Гаврила предпочел молчаливое согласие возражению?
- Почему он заранее согласен во всем с барыней?
- Почему такое угодничество?
- Безразличность Капитона.
- С какой целью автор выводит в текст описание раздумий дворецкого перед беседой с башмачником?
- С какой интонацией разговаривает Гаврила с барыней, а с какой с Капитоном?
- Почему дворецкий передразнивает речь Капитона?
- Забитость Татьяны.
- Что можно сказать о характере Татьяны?
5. Герасим. Его отношение к происходящему.
- Поверил ли он в пьянство Татьяны?
- Как можно объяснить его угрюмость?
- Почему именно в день свадьбы с реки Герасим вернулся с разбитой бочкой?
- Что в поведении Герасима заставляет дворецкого Гаврилу бояться его?
Обобщение:
В XIX веке капризы богатых хозяев часть решали судьбы крепостных работников. Именно так разворачивается действие повести во 2 главе.
Во второй главе мы вновь встречаемся с пятью героями повести: барыней, дворецким Гаврилой, сапожником Капитоном, прачкой Татьяной, дворником Герасимом.
Все знали о симпатии (любви) Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали. И в этом виновата барыня.
В России XIX века было много жестоких крепостников – самодуров. Тем и страшна была сила насилия крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать все, что им захочется со своими крепостными людьми. Только при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация (рабство) одного человека другим.
Словарь:
Захолустье – место, удаленное от Москвы, глушь.
Дворецкий - управляющий хозяйством в помещичьих имениях и городских помещичьих особняках в России XVIII — начала XX вв.
Остепениться – изменить свое поведение.
Флигель - пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы, связанная с главным домом.
Загромождена – заставлена.
Озадачило – не знал, что делать.
Велел кликнуть – позвать.
Худая примета - Отличительный признак, по которому можно узнать предмет.
Держали в черном теле – относились очень строго, многого лишали, не позволяли.
Жалованье – деньги за труд.
Слыла красавицей – считалась красавицей.
Нрав – характер.
Обмерла от ужаса – очень испугалась.
Вытащит из-за пазухи – Пространство между грудью и облекающей ее одеждой.
Колкие словечки – злые.
Глумиться не решались – побоялись издеваться, обидеть.
Покровительство – защита.
Принялась шпынять – стала ругать, приставать.
Плакать с досады – от обиды.
Любезно раскалякался – разговорился.
Каретный сарай – сарай для карет.
Не столкуешься – не договоришься.
Чего вам потребно? – что вам нужно?
Панталоны – штаны.
Щеголевато – игриво.
Всполохнулся – заволновался.
Горемыка – несчастный.
Приворожила – заставила любить.
Компаньонка – бедная женщина, которая жила у богатой барыне.
Затевается недоброе – придумали сделать что-то плохое.
Нагрузившийся человек – человек, который выпил.
Притворилась хмельной – притворилась, что выпила вина.
Обожатель – тот, кто кого-то любит.
Форейтор - кучер, сидящий верхом на одной из передних лошадей.
(стр.202 – 206)
III часть «Единственный счастливый год в жизни Герасима».
План:
- Прощание Герасима с Татьяной.
- Что заставило Герасима так тепло попрощаться с Татьяной?
- Почему Татьяна, всегда равнодушная в момент отъезда теперь «прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански поцеловалась с Герасимом»?
- Спасенный щенок.
- Что заставило Герасима подхватить тонущего щенка?
- Объясните фразу :«Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
- Жизнь Муму рядом с Герасимом.
- В кого превратился щенок, спасенный Герасимом?
- Почему он дал ей такую кличку?
- Как она относилась к дворовым? К Герасиму?
- Как Муму помогала Герасиму?
- Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым?
- В чем заключалось счастье героя?
Обобщение:
Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть своё одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие решили, что ему нельзя иметь семью из-за его глухоты и немоты.
Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.
Словарь:
Обоз – вереница (много) повозок.
Вальки - массивная прямоугольная пластина для выколачивания белья во время стирки, слегка изогнутая, с рукояткой.
Сострадательная душа – добрый человек.
Превратности – неприятности.
Застава - контрольный пункт на дороге, на границе, на въезде в поселение.
Барахтался - возиться, биться руками и ногами, упав наземь или в воду.
Тина – водоросли.
Армяк - верхняя долгополая распашная одежда в виде халата из толстой грубой шерстяной ткани или сукна, преимущественно кучерская одежда в 19 в.
Глаза прорезались - глаза открылись.
Питомица – воспитанница.
Тщедушна – слаба, болезненна.
Неусыпное попечение – постоянное внимание.
Ладная – красивая, складная.
Страстно привязалась – очень полюбила.
Нарочно прорезал – специально.
По-дряхлости – по - старости.
(стр. 206 – 221)
IV часть «Превосходство Герасима над челядью».
- Муму в покоях хозяйки.
- В каком настроении однажды пребывала барыня?
- Почему в доме не любили веселого настроения барыни?
- Где увидела барыня Муму?
- Что велела она сделать? Почему?
- Кто отправился за Муму?
- Удалось ли ему поймать собачку?
- Как вела себя Муму в барских покоях?
2. Ненависть и враждебность барыни.
- Почему барыня рассердилась на Муму?
- Как вы считаете, стоило ли барыне сердиться на Муму?
- Какой была барыня? Легко ли было людям жить с ней?
3. Исчезновение Муму.
- Зачем барыня вызвала Гаврилу на другое утро?
- Почему дворецкий отдал приказ словить Муму?
- Что сделал Степан с Муму?
- Как Герасим искал Муму? Что он испытывал в этот момент?
- Как произошла встреча Муму и Герасима?
4. Попытка Герасима спрятать Муму.
- Какую тайну скоро все узнали?
- Что не учел Герасим, пряча свою любимицу?
- Как вел себя Герасим?
5. Усердие дворни в уничтожении Муму?
- Почему Гаврила велел поднять весь дом?
6. Атака каморки Герасима.
- Как вел себя дворецкий Гаврила?
- Почему Тургенев называет Герасима «великаном», а всю челядь «людишками»?
- Почему писатель подчеркивает положение героев? Челядь внизу, а Герасим – наверху.
7. Решение Герасима умертвить Муму.
- Что объяснил знаками Гаврила Герасиму?
- Что пообещал Герасим челяди?
- Чем отличается Герасим от дворовых людей?
8. Часы прощания с Муму. Гибель собаки.
- Каким вышел из каморки Герасим?
- Куда он направился?
- Что он сделал в трактире?
- Куда он направился затем?
- Что он сделал с Муму?
- Каким человеком считал его Степан?
Словарь:
Была в духе – была в хорошем настроении.
Вспышки – минуты, часы.
Мрачное расположение духа – плохое настроение.
Валет – карточная фигура.
Горничная – девушка, которая убирала дом.
Палисадник - небольшой огороженный садик перед домом.
Порхнула в переднюю – забежала.
Дюжий – сильный, здоровый.
Лакей – слуга.
Бросился сломя голову – очень быстро.
Пустилась во все лопатки – очень быстро побежала.
Увертывалась – не давалась в руки.
Растолковал – объяснил.
Подзывать – звать.
Отроду не бывало – никогда не бывало.
Покои – комнаты в барском доме.
Твердили – повторяли.
Озиралась – оглядывалась.
Проворно – быстро.
Скверная – плохая.
Мрачнее грозовой тучи – в плохом настроении.
Безделицы – нечто, не имеющее никакой ценности или значения, ничтожный пустяк.
Кастелянша – женщина, которая отвечала за белье.
В полголоса сообщил – тихо.
Вязанка дров – связка.
Ввалился в дом – вошел в дом.
С ношей – вещи за плечами.
Картуз – головной убор.
Извозчик – человек, который правит повозкой с лошадьми.
Хватился Муму – стал искать.
Истомленный вид – усталый.
Дергал за полу – трогал за низ кафтана.
Окрысилась – оскалилась, зарычала.
Изредка наведываться – иногда приходить.
Сидит взаперти – под замком.
Усердствовал – очень старался.
Засов - Деревянная или металлическая планка, задвижка для закрывания дверей, окон.
Бакалея – крупы, сахар.
Не гневалась – не сердилась.
Гаврила готовился выдержать сильную грозу – ожидал, что барыня будет очень сильно ругаться.
Прикинуться сиротливой страдалицей – изобразить себя несчастной.
Вскарабкался наверх – взобрался.
Челядь кубарем скатилась с лестницы – дворня быстро сбежала с лестницы.
Трактир - ресторан низшего разряда.
Проклажаться – нежиться, лениться, прохлаждаться.
(стр. 221-223)
V глава «Протест против крепостничества»
- Что сделал Герасим после того, как утопил Муму?
- С каким настроением возвращался Герасим домой? С кем сравнивает его автор?
- Как вела себя барыня, узнав о бегстве Герасима?
- Как вы расцениваете поступок Герасима?
- Что изменилось в поведение и в характере Герасима за три года жизни в Москве?
- Можно ли сказать, что автор радуется за своего героя?
- Можно ли считать его поступок протестом против гнета крепостничества?
Вывод:
И.С. Тургеневу удалось показать в повести тяжесть крепостного гнета, беспомощность подневольных людей, их лакейство. А на примере Герасима другой тип людей, желающих жить самостоятельно. Немой Герасим – символ «немоты» русского крестьянства. Его самостоятельный и решительный поступок (уход в родные места после потери любимого существа) можно считать своеобразным протестом против крепостничества.
Словарь:
Спешил без оглядки – очень быстро.
Проворно – ловко.
Пожитки – вещи.
Попона - толстое покрывало для лошадей.
Да и был таков – ушел.
Отвага – смелость.
Вздымался – поднимался.
Староста - выборное или назначаемое лицо для ведения дел какого-н. небольшого общества, коллектива.
Хватились – стали искать.
Вытребовать назад – возвратить обратно.
Степенный человек - рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения.
Молва – слухи, разговоры.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892)
Лирика поэта
(стр. 226-228)
- Кем был А.А.Фет?
- Кем были его родители?
- Какое образование он получил?
- Когда он начал сочинять стихи?
- Как называлась его первая книга?
- Куда поступил Фет в 1845 году и когда вышел в отставку?
- Чем стал заниматься А.А. Фет?
- Что более всего на свете ценил поэт?
- В чем состоит заслуга Фета?
Анализ стихотворения «Чудная картина».
- Какие чувства у вас вызвала «Чудная картина», которую нарисовал Фет?
- Какие особенности в тексте вы заметили?
- Сколько предложений в стихотворении?
- Какое предложение перед нами: простое или сложное?
- Есть ли в предложении глаголы?
- Какие элементы пейзажа описывает поэт?
- Найдите в стихотворении эпитеты.
- Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.
- Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества?
Анализ стихотворения «Весенний дождь».
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
- Похоже ли оно на «Картину»?
- Назовите то, что описывает поэт.
- Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам более выразительными?
- Какое ощущение пробуждает поэт в читателе?
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
(стр. 229-230)
- Где и когда родился писатель?
- Что вы узнали о родителях Толстого?
- Кто воспитывала детей Толстых?
- Где провел Толстой большую часть жизни?
- Где начинал учиться Лев Николаевич Толстой? Почему он вышел из университета?
- Куда уезжает Толстой весной 1851 года? Каким офицером оказался Толстой?
- Сколько лет прожил писатель?
- Кем является писатель Л.Н. Толстой?
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
(стр. 232-235)
I глава. Жилин попал в плен
- Как звали офицера, который служил на Кавказе?
- Что происходило на Кавказе в то время?
- Почему по дорогам было опасно передвигаться? Как передвигались люди?
- Почему Жилин взял отпуск?
- Как звали другого офицера, который ехал в обозе с Жилиным?
- Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?
- Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза?
- Как вел себя Жилин, встретившись с горцами?
- Как вел себя Костылин, встретившись в горцами?
- Как был захвачен в плен Жилин?
Словарь:
Обозы – телеги, груженные едой и вещами.
Тронулись по дороге – стали двигаться.
Верста – расстояние чуть более 1 км.
Мочи нет – нет сил.
Мужчина грузный – полный.
Ущелье – разлом в горах.
Взнесла на кручь – подняла на вершину горы.
Приклад – часть ружья.
Поволокли – потащили.
Сбруя – снаряжение для лошади.
Кровь запеклась – засохла.
Брод – мелкое место на реке.
Забрехали собаки – залаяли.
Аул – татарская деревня.
Стали пулять – кидать.
Колодка – вещь из дерева, которая затрудняет передвижение.
I. Жилин попал в плен (продолжение)
2 глава (стр.235-241)
- Что было видно Жилину из щелки в сарае?
- Почему Жилин хотел, чтобы к нему кто-нибудь пришел в сарай?
- Кто пришел в сарай? Кого позвал черноватый татарин и для чего?
- Опишите Дину. (стр 237)
- Куда повел ногаец Жилина? Как выглядела горница (комната) в татарском доме?
- Зачем привели Жилина в дом его хозяина Абдул Мурата? Какой выкуп потребовали от Жилина? Чем его пугали, если он не напишет письмо?
- Как ответил татарам Жилин на их угрозы?
- Кого привел работник еще в горницу? Что рассказал Костылин Жилину?
- Почему Жилин, написав письмо, дал неправильный адрес? Что он решил?
Словарь:
Щель – дыра.
Сакля – дом.
Кафтан – одежда.
Бешмет – верхняя одежда на Кавказе для мужчин.
Кинжал – холодное оружие.
Башмаки – обувь.
Водопой – место, где поют водой скот (животных).
Портки – штаны.
Хворостина – тонкая веточка.
Пришли проведать – навестить.
Отпирают – открывают.
Галунчик – тесьма по краю одежды.
Исподлобья косится – смотрит недоброжелательно.
Потрепал по плечу – похлопал.
Лопотать – говорить.
Монисто – женское украшение.
Полтинник – деньги.
Войлок – ткань из шерсти.
Лоханка – миска.
II часть. Жизнь Жилина и Костылина в плену
3 глава (стр. 241-245)
- Сколько времени прошло после захвата офицеров в плен?
- Что делал Костылин? О чем думал Жилин?
- Чем занимался Жилин в плену? Почему к нему стали приезжать местные жители из других аулов.
- Как относились к Жилину в ауле? Почему не любил его старик Хаджа?
- Как относился к Жилину его хозяин Абдул Мурад?
Словарь:
Пресный - приготовленный без соли.
Разориться – стать нищим.
Выпытывает – узнает.
На зорьке – рано утром.
Лоскутки – кусочки материи.
Забранилась – заругала.
Крадучи – тихо, чтобы никто не знал.
Дождь лил как из ветра – был очень сильный.
Опять сладил часы – собрал.
Как на зверя косятся – смотрят враждебно, зло.
Чалма – головной убор у мусульман.
Джигит – воин.
Мекка – священный город у мусульман.
III часть. Жилин готовиться к побегу.
4 глава (стр. 245-248)
- Как прожил Жилин месяц?
- Какую хитрость придумал Жилин, чтобы забраться на гору?
- Что помешало Жилину в тот же вечер совершить побег?
- Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? Почему Костылин колебался перед побегом?
Словарь:
Табун – стадо лошади.
Мулла – священник у мусульман.
Полотно – материал.
Чинара – дерево.
Задрали корову – зарезали.
Вывод:
Жилин - деятельный человек. В трудной ситуации он не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению.
Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.
IV часть. Побег
5 глава ( стр.248-252)
- Почему ночью залаял Уляшин? Как смог Жилин заставить собаку не лаять?
- Почему беглецы долго сидели под стенкой?
- Почему они не сразу попали в лес? Какие неудобства испытывали Жилин и Костылин? Что говорил Жилин Костылину, когда тот просил отдохнуть?
- Кого встретили они в лесу?
- Куда вышли беглецы? Как вел себя Костылин? Почему Костылин продолжил путь?
- Кто ехал по дороге? Как Костылин выдал себя и Жилина?
- Что отвечал Жилин Костылину, когда тот просил его бросить?
- Как их захватили татары? Кому передали?
- Что пообещал сделать хозяин Абдул Мурат? Что сделали с беглецами?
- Почему же побег не удался?
Словарь:
Забрехал – залаял.
Загайкал из сакли – закричал из дома.
Овца перхает – закашляла.
Лощина - низменность, низко расположенная долина.
Ну, брат, айда! – ну, брат, пошли!
Мечеть – церковь у мусульман.
Примечает – запоминает.
Обдерешь ноги – изрезать до крови.
Тронулись – продолжали путь.
Верста - 1 066,781 метров.
Рассолодел - впасть в расслабленное или полусонное состояние.
Обмер - застыть, оцепенеть.
Сидеть на закорках – сесть на плечи и на верхнюю часть спины или на плечах и на верхней части спины.
Поволок, попер – потащил.
Уморился – устал.
Запороть – бить плеткой до смерти.
Затеешь бежать – вздумаешь бежать.
Вывод:
Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой (помехой) в дороге.
V часть. Под страхом смерти
6 глава (стр. 252-258)
- Почему Жилин в первый раз приуныл в плену? (Как беглецы жили в яме?)
- Что заставило Дину проведать Жилина? Почему Жилин подумал о помощи Дины?
- Что услышал Жилин из ямы?
- О чем сообщила Жилину Дина? Почему татары по - разному относились к беглецам?
- Зачем Жилин попросил Дину принести шест?
- Почему Костылин не захотел выбираться из ямы? Какие слова сказал ему Жилин, прощаясь?
- Как Дина помогала Жилину, когда он вылез из ямы? Почему, прощаясь с Жилиным, она заплакала?
- Кого увидел Жилин в чистом поле? Чего он опасался?
- Как казаки отбили Жилина у татар?
- Как сложилась судьба Жилина? Костылина?
Словарь:
Вольный свет – на свободе.
Вонь – резкий запах.
Приуныл – расстроился.
Поминают – вспоминают.
Шест – очень длинная палка.
Вывод:
Жилин – боец. Плен, тяжелые условия содержания не сломили (не испугали) его. Он не потерял своего человеческого достоинства.
Антон Павлович Чехов (1860-1904)
(стр. 261-263)
- В какой семье рос будущий писатель?
- Что вы узнали об отце Чехова Павле Егоровиче?
- Чем увлекся Чехов в гимназические годы?
- Какое прозвище, ставшее одним из литературных псевдонимов, получил будущий писатель от преподавателя таганрогской гимназии Покровского Ф.Н.?
- Сколько братьев и сестер было у А.П. Чехова? Кем они стали?
- Какое испытание выдержал шестнадцатилетний Антон Чехов, оставшись без семьи в Таганроге?
- Как проявилась у Чехова тяга к чтению? Какие произведения он читал?
- Где учился Чехов с 1879 – 1884 гг.?
- Как подписывает свои первые рассказы А.П.Чехов?
Словарь:
Приказчик – наемное лицо у купца или в каком-нибудь торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине.
Бакалейная лавка – место, где продаются некоторые продовольственные товары: крупа, мука, соль, чай, кофе, пряности.
Деликатный человек – вежливый, предупредительный, мягкий в обращении.
Порицать – осуждать.
Спевки – репетиция хора.
Вызывал симпатии – нравился.
Псевдоним – подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя
Гримироваться – накладывать грим на лицо.
Надзиратель гимназии – смотритель.
Незаурядные способности – необычные, выделяющиеся среди других.
Неистощим на выдумки – постоянно что либо придумывает.
Импровизировать – сочинять, создавать (художественное произведение) в момент исполнения, без предварительной подготовки.
Гомерический хохот – неудержимый, громкий хохот.
Земская больница – медицинское либо учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства — органа местного самоуправления (с 1864 г).
Несостоятельный должник – должник, который не в состоянии вернуть долг, выполнить принятые имущественные и денежные обязательства.
Злободневные вопросы – важные.
Негодовать – возмущаться.
А. П. Чехов «Хирургия»
(стр. 263-268)
- Кто принимал больных в земской больнице? Почему он вел прием в этот день? Как выглядел этот человек? Какая у него фамилия? На что она намекает?
- Кто пришел на прием? Что заставило дьяка Ефима обратиться за помощью в больницу?
- Что предложил сделать фельдшер Курякин дьяку Ефиму?
- Как отозвался фельдшер о хирургии? Как он удалял зуб?
- Смог ли он его удалить? Какой вывод можно сделать о его «врачебном искусстве»?
- Кто вызывает больше смеха или сочувствия: дьячок Ефим или фельдшер Курякин?
- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему нам хочется смеяться, но и в то же время появляется грустное чувство?
Словарь:
- Фельдшер – медицинский работник со средним образованием.
- Чечунчовая (жакетка) – жакетка из шелковой ткани особого сорта.
- Дьяк – чин священнослужителей в православной церкви.
- Бельмо – помутнение оболочки глаза.
- Просфора – богослужебный хлеб.
- Псалтирь – библейская книга.
- Отец иерей – священник.
- Дупло (у зуба) – дыра.
- Пост – время, когда
православные верующие не едят пищу животного происхождения.
- Предрассудок – приметы, признаки.
- Намедни тоже – недавно.
- Инструменты: щипцы, козья ножка, ключ.
- Десна – мягкие ткани, покрывающие края челюстей.
- Тракция – метод лечения, разрез.
- Невдомек – непонятно, не пришло в голову.
- В мгновение ока – мгновенно, сразу.
- Дух перевести – прейти в себя.
- Очумеешь – сойдешь с ума.
- Читать на клиросе – в православной церкви место на возвышении перед иконостасом, на котором во время богослужения находятся певчие, чтецы.
- Ошеломлен – потрясен.
- Оказия – случай.
- В бурсе березой потчевали – били в духовном училище, семинарии.
- Восвояси - туда, откуда пришел.
О смешном в литературном произведении. Юмор
(стр. 269-270)
- Каким бывает смех?
- Какой смех мы называем юмористическим?
- Какой смех мы называем сатирическим?
- Какие эпизоды из сказок, повестей и рассказов, прочитанных в 5 классе, вызвали у вас добродушный смех?
Словарь:
Юмор – изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества.
Вовсе не безразлично – не все равно.
Направить стрелы смеха – кого или что высмеять.
Разят метко – попадают точно.
Ничтожное (существо) – жалкое.
Чванливый – горделивый, заносчивый.
Зорче (разглядеть) – лучше.
Протест – несогласие.
Презрение - подчеркнутое безразличие к чему-нибудь, пренебрежение чем-нибудь.
Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.
(стр. 271-282)
- Какие устойчивые образы приобрели времена года в поэзии?
- Почему степная природа часто привлекала поэтов? Чем она дорога?
Поэты и художники, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроение различными средствами, но и те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей.
Рассказ о стихотворении.
- Название и автор.
- Тема.
- Основная мысль.
- Настроение.
- Приемы выразительности, помогающие раскрыть тему, передать настроение, объяснить основную мысль.
- Стихотворный размер.
- Какие строчки запомнились более всего и почему?
Приемы художественной выразительности:
Предметный ряд – предметы, которые описывает поэт в стихотворении.
Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые предметы. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. (Сосна дремлет. Зима злится. )
Сравнение – изобразительный прием. (Облако неслось по небу, как огромный воздушный змей.)
Эпитеты - это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман.
Метафора - изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.
Инверсия - перестановка слов, нарушающая обычный порядок их в предложении; конструкция с обратным порядком слов. (Унылая пора! очей очарованье (вместо. очарованье очей)!
Из русской литературы XX века ( книга вторая)
Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953)
(стр. 3-4)
- К какому роду принадлежал И.А. Бунин?
- Чем известен его род?
- Где провел детство будущий писатель?
- Где учился И.А. Бунин? Почему он был исключен из гимназии?
- Где он получал образование после исключения из гимназии? Что лежало в основе его домашнего образования?
- Какие черты характера появились у И.А. Бунина в детстве? Как они повлияли на его литературный талант?
- В каком году вышла первая книга стихов И.А. Бунина?
Словарь:
Старинный (род) – древний.
Поприще государственное – государственная служба.
Корифей - выдающийся деятель науки или искусства.
Хутор - населённый пункт крайне маленького размера.
Дотоле - (книжн. устар) до тех пор, до того времени.
Плеяды - название группы из семи звезд в созвездии Тельца.
Сурок – грызун.
И.А. Бунин «Косцы».
(стр. 4 – 9)
- О чем вспоминает герой?
- Кто такие косцы? Чем они смогли вызвать восхищение героя?
- В какое время дня произошла встреча? Прочитайте описание этого времени (стр.4).
- Почему рязанские косцы приходили в орловские места?
- Чем они отличались от орловских косцов? Как они косили?
- Какую песню пели косцы? В чем была прелесть этой песни?
- В чем еще было очарование песни косцов?
- Является ли рассказ «Косцы» продолжением ряда произведений о природе и родине?
Словарь:
Вовеки – никогда.
Мурава – трава.
Колея - канавка, углубление от колес на дороге.
Подпасок – помощник пастуха.
Межа - граница между полями.
Артель - добровольное объединение людей с целью осуществления общей хозяйственной деятельности.
Жбан – различные формы добровольных объединений людей с целью осуществления общей хозяйственной деятельности.
Скорби – печать и горе.
Дебри дремучие – непроходимые леса.
Владимир Галактионович Короленко (1853 - 1921)
(стр. 12)
- Где родился будущий писатель?
- Где прошло его детство?
- Что вы узнали о его отце?
- Сколько языков знали дети в семье Короленко?
- Почему они затруднялись ответить на вопрос о национальности?
- Как он закончил гимназию?
- В каком институте хотел учиться Короленко?
- Какие причины заставили его переехать в Москву?
- Куда он был принят в Москве?
- В каком году состоялась первая публикация Короленко?
- Как называли Короленко его современники?
В.Г. Короленко «В дурном обществе».
1 глава «Развалины» (стр. 13-16)
- Кто ведет рассказ?
- Какие отношения сложились между отцом и сына в семье после смерти матери мальчика?
- Где жил герой рассказа?
- Какое впечатление сложилось у вас о городе после его описания?
5.Что вы узнали о старом, полуразрушенном замке? Кто там находил приют? Почему среди бездомных пошли раздоры? Как мальчик отнесся к беде «темных личностей»? Почему замок стал противен ему?
6.Чем стали заниматься бедняки, которых Януш выгнал из замка?
7.Кто руководил ими?
8.Как выглядел пан Тыбурций? Прочитайте. Кто составлял его семью?
Словарь:
Хлам – мусор.
Хатки – домики.
Дряхлый – старый.
Уныло – печально.
Водяные глади – реки, озера, топи, болота.
Предания – то, что передавалось устно от поколения к поколению.
Истлевшие (кресты) – развалившиеся.
Часовня – маленькая церковь.
Даровое убежище – бесплатное.
Раздоры – ссоры, ругань.
Преобразования – изменения.
Сконфуженные – те, которые испытывал смущение, состояние неловкости, стыда.
Шмыгнуть – приходить незамеченными.
Дубинка – оружие расправы полицейского.
Явились в новом свете – предстали по-другому.
Кров – жилье.
Сумерки – ночь.
Ходили слухи – разговоры.
Лукавство – хитрость, обман.
Проницательность – догадливость.
Гримасы - кривляние.
Сычи – птицы.
2 глава «Я и мой отец»
(стр. 16-19)
- Почему мальчик после смерти его матери редко бывал дома?
- Как он относился к своей сестре?
- Чего ждал мальчик от отца, когда тот пытался заняться воспитанием сына?
- Почему они не понимали друг друга?
- Как мальчик наблюдал за отцом в саду?
- Что хотел сделать ребенок? Чем закончился его порыв (желание)?
- Какое состояние испытывал рассказчик с шести лет?
- По какой причине мальчик прекратил общение со своей младшей сестрой?
- Что привело его к бродяжничеству?
- Какая мысль возникла у мальчика?
- Что он захотел осмотреть?
- Кого мальчик собрал на эту «экскурсию»?
Словарь:
Суровое (лицо) – грубое.
Угрюмое (лицо) – суровый, неприветливый, мрачный.
Качалка – кресло, снабженное изогнутыми полозьями, на которых оно качается.
Ворчливая (няня) – та, которая выражает неудовольствие; говорит невнятно сердитым голосом, бормочет.
Прокладывал след в траве – шел по траве.
Сорванец – шалун, озорник, безобразник.
Пробуждение природы – природа ранним утром.
Борозда – канавка, образованная почвообрабатывающим или другим орудием.
Дремота – сон.
Бродяга – обнищавший, бездомный человек, шатающийся без всякой работы.
Укоряли – попрекать, ставить кому-нибудь что-нибудь в вину.
Проникся убеждением – поверил.
Робел – испытывать страх, боязнь от неуверенности в себе, трусить.
Теребил – трогал.
Озирался по сторонам – оглядывался.
Утрата – потеря.
Досада – обида.
Пропасть – непонимание.
Порыв – желание.
Отпетый (разбойник) – неисправимый.
Наседка – курица, которая высиживает цыплят.
Бродяжить – уходить из дома.
Притерпелся – привык.
Незатейливая (жизнь) – простая.
Лачуга – небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба.
Закоулки – небольшой темный, глухой переулок.
Вывод:
Подавленный смертью любимой жены, мужчина не подозревает о сложных переживаниях своего шестилетнего сына. Мальчик замыкается в себе (мало общается с домашними) и начинает бродяжить.
3 глава «Я приобретаю новое знакомство»
(стр. 19-26)
- Когда ребята отправились к часовне? Как выглядело старое кладбище в это время дня?
- Какое желание было у мальчика? Почему сложно это было выполнить?
- Что увидел мальчик внутри часовни, сидя на окне?
- Почему мальчик спустился через окно внутрь часовни? Какие чувства он испытывал (что он чувствовал)?
- Какая птица напугала его?
- Чего испугался его товарищ? Какое странное явление произошло в этот момент в часовне?
- Почему мальчик больше удивился, чем испугался?
- Какой разговор вскоре услышал мальчик? Кого он увидел? Как выглядел незнакомец? Опишите его (стр.21). Кто появился из люка? Опишите девочку?
- Как выясняли отношения друг с другом оба мальчика? Почему драка не состоялась?
- Как звали детей, которые оказались в часовне? Понравились ли они друг другу? Как называет Валек Васю? Почему они должны были скрывать свое знакомство? Чего не мог представить себе Вася? Какой вид все время был у Валека?
- Кто пригласил Васю снова прийти в часовню? О чем попросил Васю Валек?
- Что ответил Вася товарищу, который бросил его в часовне?
Словарь:
Веяло (спокойствием) – чувствовалось.
Стлалась (зелень) – стелилась.
Стояла, грустно понурясь – у часовни был жалкий вид.
Живой интерес – неподдельный, настоящий.
Косяк (окна) – стойки, установленные по бокам дверного или оконного проема.
Престол - самое святое место во всем храме, находится в алтаре.
Завозились – зашевелились.
Вынырнула фигура – появилась, возникла.
Худощавый – тощий.
Базар – место торговли.
Ободрился - стать бодрым, бодрее.
Люк – вход в подполье.
Презрение - отрицательно окрашенное чувство, возникающее по отношению к кому-нибудь.
Обменялись взглядами – смотрели друг на друга.
Намеревался – хотел сделать.
Не моргнул и глазом – не испугался.
Критическое мгновение – опасное.
Был великодушный – щедрый, добрый, милостивый.
Потупился – смутился.
Сконфуженный - почувствовать конфуз, смущение.
4 глава «Знакомство продолжается»
(стр. 27-31)
- О ком все время думал Вася после возвращения из часовни? Что он приносил своим новым друзьям?
- Как Валек и Маруся относились к угощениям Васи?
- Опишите внешний вид и поведения Маруси. Опишите внешний вид и поведение Сони. Сравните эти описания, заполнив таблицу. Почему Маруся так сильно отличается от Сони?
- Почему Валек и Маруся не играли в игры Васи? Как объяснил это Валек?
- Какое впечатление произвели на Васю слова: «Серый камень высосал из нее (Маруси) жизнь»? Как стал вести себя Вася?
- Как беседы ребят изменили отношения друг к другу?
- Что узнал о своем отце Вася от Валика? Почему Тыбурций назвал его «самым лучшим человеком в городе»? Какие противоречивые (разные) чувства испытывал Вася к отцу?
Соня | Маруся | |
Возраст | ||
Внешний вид | ||
Движения | ||
Эмоции | ||
Чувства | ||
Одежда |
Словарь:
Был поглощен знакомством – все время думал о новых знакомых.
Шныряли – гуляли (о бродягах).
Предварительно – заранее.
Лакомство – вкусная еда (конфеты, торт, пироги).
Сберегал – сохранял, оставлял.
Солидный – серьезный, взрослый.
Манеры - внешние формы поведения в обществе.
Приношения – лакомства от Васи.
Румянец - алый, розовый цвет лица.
Жертвовали – оставляли Марусе.
(Смотрели) порой – иногда.
Белокурые (волосы) – светлые.
Искусно (заплетал) – умело.
Сорванец – озорник.
Завлечь в игры – заинтересовать игрой.
Бегать взапуски – наперегонки.
Серый камень высосал из нее жизнь. – Тяжелые условия жизни (без теплого дома, удобств, часто без еды) подорвали (ухудшили) здоровье девочки.
Щемящая боль – постоянная тоска, грусть, печаль, уныние.
Умерил резвость – перестал бегать, шалить.
Противоположность характеров – разные (например: веселый - грустный).
Почтение – уважение.
Не приходило в голову – не задумывался.
Задели струну гордости – стал гордиться.
Горькое сознание – обида.
5 глава «Среди «серых камней»»
(стр. 31-34)
- Почему Вася не приходил к своим новым знакомым?
- Кого неожиданно встретил Вася в городе? Что думал Валек про Васю?
- Почему Вася пошел один на гору? Где он оказался? На что наткнулся (неожиданно обнаружил, нашел)?
- С чем вернулся на кладбище Валек? Куда он пригласил Васю? Где жили дети? Что поразило Васю, когда он оказался в подземелье? Чем занималась Маруся? О чем вспомнил Вася, глядя на Марусю? Почему Васе захотелось покинуть подземелье (чем был поражен мальчик)?
- Какое настроение было у Валека? Почему Валек усмехнулся, услышав вопрос о покупке хлеба? Что нового узнал Вася о своих друзьях? Почему отношения Васи к ребятам стало другим?
- Почему Валек не попросил у Васи еды?
- Почему Вася ушел от ребят? Какое горе переживал он?
Словарь:
Стало большим лишением – потеря.
Надгробные камни – камни на могилах.
Наткнулся на склеп – случайно увидел гробницу.
(Пустота) зияла - быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал, наподобие раскрытой пасти.
За пазухой - пространство между грудью и облекающей ее одеждой (разг.)
Оттопырилось - расширившись, выдаться вперед, стать торчащим.
Хлопец – мальчик.
Жимолость – куст ягод.
Простодушие – простосердечие, простосердечность, бесхитростность, простота.
Запастись – сделать запас чего - либо.
Безмятежно - невозмутимо спокойное состояние.
6 глава «На сцену является пан Тыбурций»
(стр. 35 – 39)
- Почему повеселел Валек, когда Вася сказал, что всегда будет ходить к ним?
- Почему дети спустились в подземелье?
- В какую игру они стали играть? Что произошло во время игры? Чем пугал Тыбурций Васю? За что похвалил Тыбурций мальчика? Как вы понимаете слова Тыбурция: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, чем кусочек холодного камня»? О чем попросил Вася Тыбурция?
- Какой обед приготовил Валек (из каких блюд он состоял)? Как ели Маруся и Валек?
- Почему Вася был задумчив, когда возвращался домой?
- С кем встретился Вася в аллее сада? Почему он обманул отца?
- Какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием дружбы с Валеком и Марусей и общения с Тыбурцием?
Словарь:
Небо насупилось – стало темным.
Освоился в подземелье – привык.
Урод – некрасивый человек.
Впился глазам – смотрел, не отводя глаз.
Пристально смотрели – внимательно.
Проболтаться – проговориться кому-нибудь.
Окорок – кусок свинины, запеченный в духовке.
Стряпня – приготовление еды.
Роскошь – богатство.
Не лишен проницательности – догадливости.
Очутился – оказался.
Смутные вопросы – непонятные, без ответа.
Вывод:
Мысли, поступки Васи говорят о том, что он начинает задумываться не только о жизни своих новых друзей, но и о законах жизни людей в обществе, где существуют неравенство.
7 глава «Осенью»
(стр. 39-41)
- Как изменилось самочувствие Маруси к концу лета?
- Как выглядела девочка?
- Почему в это время Валек и Тыбурций были благодарны Васе за его приход к ним?
- Как заботились о Марусе? (куда ее выносили и зачем?)
- Какой разговор однажды подслушал Вася в саду? О чем он догадался?
- Кому Вася рассказал об этой встрече? Что ответил мальчику Тыбурций о его отце? Чего боялся Тыбурций? Какое впечатления произвели на Васю слова Тыбурция?
Словарь:
Жатва – время уборки урожая.
Прихварывать – болеть.
Истощали все усилия – старались все время придумывать что-нибудь.
Вызвать приливы смеха – заставить Марусю засмеяться.
Не ставил на вид – не ругал, не напоминал.
Мерцало – сияло.
Небо прояснилось – стало ясным, без туч.
Над головой стали собираться тучи – должно случиться что-то плохое, неприятное.
Сплетник – тот, кто передает чужие разговоры.
Скорчил гримасу – недовольное выражение лица.
8 глава «Кукла»
(стр. 41-47)
- Как Вася поддерживал Марусю, когда ей стало опять хуже?
- Что тогда придумал Вася и кого он попросил об этом?
- Какое чудо сделала с Марусей кукла Сони?
- Какое тревожное время настало у Васи из-за этой куклы? Почему Вася несколько дней не навещал Валека и Марусю?
- Почему Вася нарушил приказ отца? Как чувствовала себя Маруся? Почему Валек и Вася не смогли забрать куклу у Маруси? Что понял Вася?
- Что происходило дома, когда вернулся Вася? Что приказал отец Васе? Почему Вася в этот раз не убежал к Валеку и Марусе? Какое состояние испытывал Вася в эти дни?
- Какой разговор произошел у Васи в кабинете отца? Сказал ли Вася о своих новых знакомых отцу? Что чувствовал Вася в этот момент?
- Кто пришел в дом судьи в это время? Что принес Тыбурций? Что Тыбурций сказал судье? О чем попросил Тыбурций Васю?
- Как изменилось поведение судьи к сыну после разговора с Тыбурцием? Какими людьми на самом деле были судья и Вася?
Словарь:
Дни миновали – прошли, закончились.
Ухищрения – придумывали специально что-то для Маруси?
Равнодушно – без интереса.
Обратиться к Соне – попросить Соню.
Роскошные (волосы) – красивые, густые.
Возлагал (надежды) – думал, что это поможет.
Просил убедительно – доказывал.
Живо описал – точно, реально, подробно.
Превзошло ожидания – получилось лучше, чем думал.
Маруся увядала – девочке становилось хуже.
Тревожные (минуты) – беспокойные, неприятные,
Провожал глазами – следил.
Пропажа – то, что исчезло. (Здесь: кукла).
Соваться по углам – искать.
Старалась унять – успокоить.
Наивные – простые, бесхитростные.
Гнев – злость, ярость.
Махнул через забор – перепрыгнул, убежал.
Смутный (взгляд) – непонимающий.
Понуренная (голова) – опущенная.
Беспечный (вид) – беззаботный.
Шамкающий (рот) – рот без зубов.
Не отлучаться – не отходить, не уходить из дома.
Обратиться (за позволением) – за разрешением, попросить.
Томительные (дни) – долгие, в ожиданиях.
Резкое (слово) – обидное.
Томило (предчувствие) – ожидало.
Притолока - верхний брус в дверях.
Дорожить, как святыней – хранить, беречь.
Во мне сказался сын моего отца. – Вел себя так, как и отец.
Оскорбленное (чувство) – обида.
Пригрел (Васю) – подружился, хорошо относился.
Затруднительное (положение) – сложное, непростое.
Оторванные бродяги – нищие без дома. (здесь: Валек и Маруся.)
Велите (повесить) – прикажите.
Вопросительно поднял глаза – хотел понять, что произошло.
Тщетно (произошло) – напрасно.
Покорнейше прошу – очень просить, умолять, чтобы не отказали в просьбе.
Вывод:
Обе семьи (семья судьи и Тыбурция) несчастны по-своему (смерть матери Васи, трагедия отца Васи, одиночество мальчика; тяжелые отношения с отцом; тяжелые условия жизни Тыбурция, Валека и Маруси, смертельная болезнь девочки.) Неслучайно писатель знакомит Васю с Валеком, Марусей и Тыбурцием. Валек становится настоящим братом для Васи. При общении с ребятами в Васе проявляются доброта, чуткость и отзывчивость (стремление помочь).
Заключение
(стр. 48)
- Что случилось с Тыбурцием и Валеком после смерти Маруси?
- Что случилось со старой часовней?
- Кто посещал могилу Маруси? Почему они приходили?
- Что произнесли над могилой Маруси ребята? Подумайте, какое обещание они дали?
Словарь:
Обвал – разрушения.
Частокол – забор
Дерн – верхний слой почвы, густо переплетенный живыми и отмершими корнями и корневищами растений.
Делились мыслями – рассказывали.
Планы юности – мечты.
Используемая литература:
1. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе к учебникам – хрестоматиям: Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа); В.Я. Коровиной (М.: Просвещение) 5 класс. Москва. «ВАКО».
2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение».
3. Литература 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой, В.И. Коровина. Авторы составители И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. Волгоград. Издательство «Учитель».
4. Н.Ф. Ромашина. Литература.5-10 классы. Изучение творчества А.С. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия. Волгоград. Издательство «Учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка рабочих тетрадей по предмету "Окружающий мир" (1-4 классы) для коррекционных школ VIII вида на основе учебников Е. Д. Худенко
В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...
РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" (1 - 4 КЛАССЫ) ДЛЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА НА ОСНОВЕ УЧЕБНИКОВ Е. Д. ХУДЕНКО
В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...
Игра "Умники и умницы" по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Помочь ребятам вспомнить и закрепить полученные знания и умения в области русского языка, литературы, и в игровой форме найти применение простейшим логическом умениям....
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая тетрадь по литературе № 1 для учащихся 5-х классов II отделения школы II вида
Рабочая тетрадь по литературе содержит вопросы по содержанию текстов, словарь новых слов и сочетаний слов, таблицы. Отвечая на вопросы, учащийся сможет грамотно построить свой ответ, избежать речевых ...
Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида
Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида.Этот конспект урока может быть полезен для начинающих учителей....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе II отделения школ II вида
Этот конспект урока может быть полезен для начинающих учителей....