Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида
план-конспект урока (5 класс) на тему
Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида.
Этот конспект урока может быть полезен для начинающих учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида | 189.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида
Тема урока: Изложение «Встреча со змеей».
Цели урока:
Образовательная – учить писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания животного;
закрепить знание о правописании окончаний прилагательных, о знаках препинания в предложениях с прямой речью;
Воспитательная – формировать навыки коллективной работы на уроке;
расширить знания учащихся о живой природе;
Развивающая – развивать навыки коммуникации, вербального и невербального общения;
Коррекционная – автоматизировать произносительные навыки учащихся на речевом материале урока, развивать навыки самоконтроля за произношением, развивать слуховое восприятие.
Оборудование: текст изложения, словарная запись на доске, картинки с изображением змеи.
План урока:
- Организационный момент.
- Фонетическая зарядка.
- Работа по теме урока.
- Чтение текста.
- Беседа с учащимися.
- Рассказ учителя о змеях.
- Словарная работа.
- Работа над содержанием рассказа.
- Составление плана.
- Орфографическая работа по предупреждению ошибок.
- Пересказ прочитанного рассказа учениками.
- Письменная работа учащихся.
- Итог урока.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель проверяет работу индивидуальных слуховых аппаратов у учащихся с помощью вопросов.
- Как ты меня слышишь? (Вопросы задаются за экраном)
- Фонетическая зарядка.
Учитель обращает внимание на произнесение звуков и постановку ударения.
С, З.
Острые зубы
Раскрытая пасть
Сплюснутая головка
Змея заскользила
Зло зашипела
- Работа по теме урока:
Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу А. Дорохова «Встреча со змеей».
- Чтение текста.
Учитель дает задание ученикам прочитать рассказ.
Встреча со змеей.
Ранним июльским утром я пошёл в лес по ягоды. В тенистом бору стоял густой полумрак. Я вышел на поляну и лег на душистую траву.
Моё внимание привлек зеленый кузнечик. Он сидел на травинке и звонко стрекотал. Но вот кузнечик высоко подпрыгнул и исчез. Что-то спугнуло его.
У большого пня лежала змея. Вдруг она зло зашипела и стала быстро разворачивать длинное тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые зубы. Маленькие черные глаза ярко сверкали.
Я попятился. Змея заскользила по траве. В ужасе я бросился в строну и попал в огромный муравейник. Кое-как я выбрался из него и взглянул на змею. Преследуя меня, гадюка тоже попала в муравейник. Извиваясь от укусов, она шипела.
Я не мог удержаться от смеха: «Ай да муравейчики! Здорово заступились за меня!»
(По А. Дорохову)
- Беседа с учащимися.
- Ребята, как вы думаете, почему писатель испугался змеи?
Учитель добивается полных ответов от учащихся.
_________, потому что …..
Посмотрите, как выглядит гадюка.
Учитель показывает картинки с изображением змеи.
Что вы знаете о ядовитых змеях?
Учитель выслушивает ответы учеников и обобщает высказывания.
- Рассказ учителя о змеях.
Ученые считают, что в настоящее время на нашей планете живут до 2,5 тысяч разновидностей змей. Из них примерно 8 процентов – ядовитые змеи. Они убивают ядом свою жертву.
У одних змей яд такой ядовитый, что он может убить слона, у других – совсем слабый. Примерно 200 видов ядовитых змей считаются опасными для человека.
- Словарная работа.
Учитель просит учащихся объяснить значения выделенных в рассказе слов, а потом сам уточняет их значения.
Бор – густой лес, сосновый лес.
Полумрак - слабое освещение, почти полное отсутствия света.
Сплюснутая (головка) – сильно сжатая, сдавленная. (Можно показать, сжав мячик).
Пасть – рот животного.
Попятился – медленно пошёл назад, повернулся спиной по направлению к движению. (Можно показать, как автор попятился).
Преследовать – гнаться все время.
Извиваться – изогнуться волнистой линией.
Заступились – защитили (автора).
- Работа над содержанием рассказа.
Беседа по вопросам.
- Куда пошел автор?
- Как было в лесу?
- Что он сделал?
- Что привлекло внимание автора?
- Что сделал кузнечик?
- Что случилось потом?
- Кто лежал у пня?
- Что сделала змея?
- Как выглядела змея? Опишите её. (Какое у нее тело, головка, зубы, глаза?)
- Что сделал писатель?
- Как вела себя змея?
- Куда попал автор?
- Что случилось со змеей?
- Чем закончилась прогулка в лес?
- Составление плана.
- Ребята, прочитайте еще раз 1 абзац рассказа. О чем вы узнали?
Как можно озаглавить эту часть?
(Такая работа проводится и с остальными 4-мя абзацами).
Сначала учитель записывает на доске каждый пункт плана, потом пишет слева «план» и сообщает ученикам, что они составили план рассказа.
План:
- За ягодами.
- Присутствие змеи.
- Змея: (описание)
- Тело;
- Голова;
- Пасть;
- Глаза;
- Нападение гадюки.
- Защитники писателя.
- Орфографическая работа по предупреждению ошибок.
Учащиеся должны объяснить падежные окончания прилагательных и схему предложения с прямой речью.
Утром (каким?) ранним (Т.п.) июльским;
В бору (каком?) тенистом (П.п.);
На траву (какую?) душистую (В.п.);
У пня (какого?) большого (Р.п.);
Тело (какое?) длинное (В.п.);
Голова (какая?) сплюснутая (И.п.);
В пасти (какой?) раскрытой (П.п.).
Схема предложения с прямой речью.
Учащиеся должны объяснить постановку знаком препинания.
А.: «П!»
- Пересказ прочитанного рассказа учениками.
После этой работы учитель просит 1-2 учеников пересказать содержание рассказа.
- Письменная работа учащихся.
Учащиеся самостоятельно выполняют письменную работу.
- Итог урока.
- Ребята, чему вы научились на этом уроке?
Учитель даёт оценку ответам учащихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»
Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Конспект урока по ритмике в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Развернутый конспект урока по ритмике...
Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные
В игровой форме во время урока ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...
Конспект урока русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Предлоги.
Открытый урок в игровой форме по сказке КолобокТема: «Предлоги» (3-й урок).Тип урока: Закрепление полученных знаний. Тема урока: Выделение предлогов в тексте и речи.Цель: Формирование...
СССР в начале второй мировой войны, конспект урока по истории в 9 классе специальной коррекционной школы 8 вида
Данный урок является уроком с применением мультимедийного материала - видео. Построен в соответствии с содержанием темы в учебнике истории....
урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"
Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....
Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)
Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...