Рабочая тетрадь по литературе № 1 для учащихся 5-х классов II отделения школы II вида
методическая разработка (5 класс) по теме
Рабочая тетрадь по литературе содержит вопросы по содержанию текстов, словарь новых слов и сочетаний слов, таблицы. Отвечая на вопросы, учащийся сможет грамотно построить свой ответ, избежать речевых и грамматических ошибок. Знание новых слов и выражений обогатит его лексический словарный запас. Задания этой тетради помогут учащимся при подготовке домашних заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая тетрадь по литературе № 1 для учащихся 5-х классов II отделения | 682.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ СКОШИ №30
имени К.А. Микаэльяна
(рабочая тетрадь по литературе №1 для учащихся 5ых классов II отделения школы II вида)
Москва 2015
Дорогой пятиклассник!
В 5 классе средней школы ты начинаешь изучать литературу.
В этой рабочей тетради по литературе содержатся вопросы по содержанию текстов, словарь новых для тебя слов и сочетаний слов, таблицы.
Отвечая на вопросы, ты сможешь грамотно построить свой ответ, избежать речевых и грамматических ошибок. Знание новых слов и выражений обогатит твой лексический словарный запас.
Задания этой тетради помогут тебе при подготовке домашних заданий.
Успехов тебе!
С уважением Л.М. Дорофеева, учитель русского языка и литературы.
Оглавление
Введение. Роль книги в жизни человека 4
Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» 9
«Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича» 13
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) 14
Стихотворение М.В. Ломоносова 15
«Случились вместе два Астронома в пиру…» 15
Иван Андреевич Крылов (1769-1844) 18
Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» 19
Басня И.А. Крылова «Свинья под дубом» 20
Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица» 21
Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852) 22
Из истории создания сказки «Спящая царевна» 23
Из истории создания баллады «Кубок» 24
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) 24
Александр Сергеевич Пушкин «Няне». 25
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 25
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» 30
Введение. Роль книги в жизни человека
С. Бэлзы «Человек читающий»
(стр. 3-5)
- Что сказал А.С. Пушкин о чтении?
- Что мы приобретаем, читая книги?
- Чем знаменит Иван Федоров?
- Какие книги советовал читать В. Белинский?
- Как назвал писатель В. Набоков «хорошего читателя»?
Словарь:
Оскудел бы разумом – поглупел
Очерствели бы сердцем – стали грубыми и бесчувственными
Исстари – очень давно
Подвижническая деятельность –
Доверительный разговор – откровенный разговор
Реальные – действительные
«Золотые полки» - полки с любимыми произведениями
Изрядная подготовка – большая подготовка
Литературный критик – человек, который рассматривает и оценивает произведения литературы
Истина – правда
Устное народное творчество
(стр. 7-8)
- Что такое «фольклор»?
- Почему фольклор называют устным народным творчеством?
- Назови жанры фольклора. Расскажите о них.
Словарь:
Жанр – вид художественного произведения.
Таблица
Фольклор
(устное народное творчество)
колыбельная потешки приговорки загадки
песня
пестушки заклички считалки скороговорки сказка
Русские народные сказки
(стр. 8-12)
- Что такое «сказка»?
- Что сказал А.С. Пушкин о сказке? Поясните его слова.
- Назовите пословицы, в которые вошли образы и сюжеты русских сказок.
- Почему люди придумывали сказки?
- Назовите виды сказок.
- Расскажите о построении сказки.
Словарь:
Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении
Таблица 1.
Сказки
о животных бытовые волшебные
Таблица 2.
Построение сказки:
- Присказка – вступление (прибаутка) перед началом сказки.
- Зачин – начало сказки. В зачине говорится о том, где происходит действие, когда и какие герои будут в сказке.
- Повествование – рассказывание сказки.
- Концовка – последние слова сказки.
Сказка «Царевна – лягушка»
(стр. 13-17)
- Сколько сыновей было у царя?
- Какое решение принял царь? Что посоветовал он сделать сыновьям?
- Куда упали стрелы?
- Как повел себя Иван-царевич?
- На ком поженились царевичи?
- Какое первое задание получили невестки от царя? Какие хлеба они испекли? Как выполнила первое задание лягушка-квакушка?
- Какое второе задание получили невестки от царя? Какие ковры они наткали? Как выполнила второе задание лягушка-квакушка?
Словарь:
Все на возрасте – взрослые.
Посвататься – взять в жёны.
Отступить от находки – отказаться.
Призвал – позвал.
Каравай – хлеб.
Буйно (голова) – смелая.
Не тужи – не печалься.
(Узоры) мудреные – сложные.
Диву дался – очень удивился.
(Есть) от большой нужды – от голода.
Пособить (ткать) – помочь.
Молвил – говорил.
Горница – комната.
Сказка «Царевна – лягушка»
(стр. 17-21)
- Какой приказ отдал царь сыновьям в третий раз?
- Почему Иван-царевич пошел к царю один?
- Почему старшие братья стали посмеиваться над Иваном-царевичем?
- Как подъехала ко дворцу Василиса Премудрая?
- Как вела себя за столом Василиса Премудрая и жены старших сыновей царя?
- Кто из невесток удивил царя, а кто рассердил его?
- Что сделал Иван-царевич с лягушечьей кожей? Какая беда случилась после этого поступка Ивана-царевича? Что решил Иван-царевич?
- Кого встретил он в дороге? Что узнал Иван-царевич о Василисе Премудрой от старичка? Чем помог ему старичок?
- С кем встретился Иван-царевич в бору? Расскажите об этой встрече.
Словарь:
(Гости) переполошились – заволновались.
Скороход – человек, который передает приказы.
Гнедые лошади – темно-рыжие лошади с черным хвостом и гривой.
Промолвить – сказать.
Кубок – чаша на ножке.
(Пир) на исходе – заканчивался.
Улучил минутку – дождался удобного момента.
Спалил – сжег.
Обернулась (лебедью) – превратилась.
Дремучий бор – непроходимый лес.
Сказка «Царевна – лягушка»
(стр. 22-24)
- Кого увидел Иван-царевич в небе над полем? Расскажите о встрече с селезнем.
- С кем еще встретился Иван-царевич? Расскажите об этой встрече.
- Кого увидел Иван-царевич на берегу моря? Как отнесся к просьбе щуки?
- Куда прикатился клубочек? Кто оказался в избушке? О чем рассказал ей Иван-царевич?
- Какую тайну Кощея выдала Ивану-царевичу Баба-Яга? Где была спрятана смерть Кощея?
- Как животные помогли Ивану-царевичу? Почему они это сделали?
- Что сказала Василиса – Премудрая, когда увидела Ивана-царевича? Как они стали жить?
Словарь:
Селезень – утка.
Издыхает – умирает.
Нет мочи – нет сил.
Дело пытаешь или от дела лытаешь? – Дело ищешь или бегаешь от работы?
Сладить – справиться.
Ларец – сундук.
Пробраться – дойти.
Выворотил (дуб) – вырвал.
Пустился наутек – побежал.
Прахом рассыпался – превратился в пепел.
Вывод: В сказке «Царевна-лягушка» прославляется труд, ум, доброта и красота человеческих отношений.
Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»
(стр.28 -32)
- Что вы узнали из зачина сказки?
- Какая весть разнеслась в царстве?
- Какое решение приняли старшие браться? Почему они не хотела брать с собой Иванушку? Почему Иванушка тоже решил биться насмерть с чудо-юдом?
- Как снарядились в дорогу братья?
- Куда они приехали и что увидели в деревне? О чем они узнали от старухи?
- Что они увидели у моста? Какое решение приняли?
- Как нес свой дозор старший брат? Что ответил он Ивану поутру?
- Что произошло в первую ночь? Как бился Иван с чудо-юдом шестиголовым?
- Как нес свой дозор средний брат? Что ответил он Ивану утром?
- Как бился Иван на другую ночь с чудо-юдом девятиголовым?
- Когда братьям стало стыдно за свои дозоры? Что они сказали Ивану?
Словарь:
Пашня – поле.
Весть разнеслась – очень быстро все узнали новость.
Чудо-поганое – плохое.
Истребить (людей) – убить.
Затужили – загрустили.
Утешают – успокаивают.
Не тосковать – не грустить.
Снарядили – собрали.
Шаром покати – ничего не осталось.
Дозор – охрана.
Во всю мочь – сильно.
Переезд – дорога.
Одолеет – победит.
Сшиб (головы) – отрубил.
Роздых – отдых.
Рассек – порубил.
Не понадеялся – не поверил.
Стал караулить – ждать.
Неведома – неизвестно.
Чья возьмет – кто победит.
Супротивник – враг.
Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»
(стр. 32-34)
- О чем попросил Иван братьев, собираясь в дозор на третью ночь?
- С каким чудо-юдом бился Иван? Какая сила в огненном пальце чудо-юда? Почему третий бой оказался страшным?
- Выполнили братья просьбу Ивана? Когда только проснулись они?
- Как Иван победил чудо-юда двенадцатиголового?
- Куда отправился Иван поутру? Кого увидел он в чудо-юдовых палатах?
Словарь:
Огнем пышут – выпускают огонь из пасти.
Встрепенулся – испугался.
Чуете – чувствуете.
Праху не останется – ничего не останется.
Не осрамиться – не опозориться.
Избавить людей – освободить.
Черкнул – провел.
Малость – немного.
Гаркнул – крикнул.
Отсек – отрубил.
Головой не поплатился – чуть не погиб.
Обронил – потерял.
Прокрался к палатам – пробрался незамеченным.
Замышляют – придумывают плохое.
Сговариваются – договариваются.
Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
(стр. 35 -38)
- Как решили отомстить Ивану за мужа чудо-юдовы жены? Что они придумали? Что пообещала сделать мать чудо-юды?
- Какие испытания ожидали братьев, когда они возвращались домой? Расскажите о волшебном колодце, яблоне, ковре.
- Как обманули братья змеиху в первый раз? Кто помог братьям укрыться от нее? Как Иван расправился со змеихой?
- Что вы узнали из концовки сказки?
Словарь:
Обращусь – превращусь.
Испить – попить.
Дрема – неглубокий сон.
Не сгубите – не убьете.
Жажда измучила – хочется очень пить.
Утомились – устали.
Кушак – пояс.
Лоскутки – кусочки.
Вытащили – достали.
Пуд соли – 16 кг соли
Пасть – рот.
Припустил во всю прыть – помчался еще быстрее.
Змеи повывелись – перестали водиться, появляться.
Сказка «Журавль и цапля»
(стр. 40).
- Найдите присказку. Зачитайте её.
- О чём говорится в зачине сказки?
- Почему цапля отказала журавлю в сватовстве? Что сделала цапля, подумав о предложении журавля?
- Что ответил журавль цапле? Каким можно назвать поведение героев сказки?
Словарь:
Посватаюсь – предложу выйти замуж.
Болото месил – шёл долго.
Выдь замуж – выходи замуж.
Ноги долги – длинные.
Ступай прочь – уходи.
Ушёл, как несолоно похлебал – ничего не получилось.
Воротилась назад – вернулась домой.
Ходят по сю пору – ходят до сих пор.
«Из древнерусской литературы».
Статья Л. Дмитриева
(стр. 47)
- Когда возникла русская литература?
- С чем это связано? (На каком языке появились произведения? Почему это произошло? Какую религию приняла Русь?)
- Как страна приобщила Древнюю Русь к византийской литературе?
- Назовите первый литературный памятник, который относится к литературе XII века.
- Назовите основную тему литературы XIII -XV веков.
- Какое произведение является самым замечательным памятником литературы во второй половине XV – начале XVI веков?
- Каким веком заканчивается древнерусская литература?
Словарь:
Возникновение – появление.
Христианство – религия.
Через посредство Болгарии – при помощи Болгарии.
По преимуществу – в основном.
Приобщилась – познакомилась.
Византийская литература – литература из Византии. Византия – империя; государство, объединяющая много народов разных национальностей.
Славяне – народность.
Внешние враги – враги за границами Руси.
За киевский престол – за княжескую власть, за правление Русью.
Летопись – описание событий, происшествий, год по году.
Основная тема – главная.
Патриот – человек, который борется за свободу своей Родины от захвата врагов.
Национально - патриотическая тема – о борьбе с внешними врагами.
Княжество – земли, области.
«Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича» (стр. 48-50)
- Что произошло в лето 968 –е?
- Где был князь Святослав в это время?
- Где спасалась княгиня Ольга от врагов?
- Почему люди не могли выйти из города? От чего они мучились?
- Почему дружина не могла помочь жителям Киева?
- О чем спросили люди в городе? Кто вызвался помочь людям? Как он обхитрил печенегов?
- О чем рассказа отрок воеводе Претичу? Что сделал воевода Претич наутро?
- Как он обхитрил печенежского князя? Чем они обменялись в знак мира?
- Какое сообщение послали киевляне князю Святославу? Что сделал князь?
Словарь:
Отрок – юноша.
Воевода – начальник отряда.
В лето – в год.
Святослав – князь, сын Ольги.
Ольга – княгиня.
Затворилась – закрылась.
Осадили город – окружили, никого не выпускали.
Весть – известие, сообщение.
Дунай, Лыбедь – название рек.
Изнемогали – страдали.
Ладьи – лодки.
Стали тужить – горевать.
Стан печенегов – лагерь врагов.
Устремились – стали догонять.
Дружина – войско, отряд.
Отчина – родина.
Сокрушался – переживал, горевал.
Из русской литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
(стр.54)
- Где и когда родился М.В. Ломоносов?
- Какой поступок совершил он в 1730 году? В какую академию он поступил?
- Почему его послали в Германию после окончания академии?
- Какое научное звание получил Ломоносов в 1745 году?
- Как назвал М.В.Ломоносова А.С. Пушкин?
- В каких областях науки Ломоносов сделал открытия?
- Какое учебное заведение было открыто по предложению (инициативе) ученого?
- Какая цель в жизни была у Ломоносова?
Словарь:
Губерния – область.
Ушел без ведома – не спросил отца.
Следуют одно за другим – сразу несколько открытий.
Первый наш университет – человек, которые имел знания во всех областях науки.
Навигация – наука мореплавания.
Астрономия – наука, изучающая небесные тела;
Патриот – человек, который борется за свою Родину.
Расцвет науки – развитие науки.
Инициатива – предложение.
Цель жизни – желание, стремление человека в чем-либо (что хочу достичь?)
Залог процветания Родины – условия развития страны.
Стихотворение М.В. Ломоносова
«Случились вместе два Астронома в пиру…»
(стр. 55)
- Кем были Коперник и Птолемей?
- Где они встретились?
- О чём они стали спорить? Что доказывал Коперник? Что доказывал Птолемей?
- О чем спросили повара? Какой ответ дал повар?
Словарь:
Два Астронома – два астронома.
Астроном – ученый, изучающий небесные тела.
Спорили весьма в жару – спорили очень горячо, каждый доказывал правильность своего открытия.
Твердил – повторял.
Круг ходит – вокруг ходит.
Слыл – назывался.
Усмешка – посмеялся.
О сем сомненье – об этом вопросе.
Очаг вертел – крутил печь.
Жаркое – еда из мяса.
Роды и жанры литературы
(стр. 56)
- На какие три группы делятся все произведения художественной литературы? Как иначе называются эти группы?
- О чём повествуется в эпических произведениях? В лирических? В драматических? Для чего предназначены драматические произведения?
- Как называются более мелкие группы произведений, из которых состоит род литературы?
- Назовите жанры эпоса, лирик, драмы.
Таблица
Роды литературы
1. Эпос 2.Лирика 3. Драма
-рассказы - стихотворения - пьесы
- повести - сценки
- романы
Словарь:
Термин – слова, используемые только в определенной области (литературный термин).
Повествуют – рассказывают.
Из русской литературы 19 века
Русские басни
(стр.57)
- Каким жанром литературы является басня? Чьи басни получили широкую известность в Древней Греции? Во Франции?
- Кто из русских поэтов писал басни? Назовите фамилию самого известного русского баснописца.
- Дайте определение басни. Из каких частей состоит басня? Где может находиться мораль в басне?
- В басне встречается олицетворение и аллегория. Дайте определения этим литературным терминам.
- На странице 57 прочитайте отрывки из басен И.А. Крылова. Чему они учат? От чего предостерегают?
Таблица:
Басня
Начало басни Продолжение басни
Мораль Рассказ
Рассказ Мораль
Словарь:
Олицетворение – перенесение черт человека на неодушевленные предметы и явления.
Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет (за лисой – хитрый человек)
Мораль – нравоучительный вывод, заключение.
Нравоучение – правила поведения.
Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
(стр.58-59)
- Где родился И.А. Крылов? Как жила его семья?
- Кто занимался его воспитанием? Как относился И.А. Крылов к своей маме? Кто научил мальчика читать и писать?
- Какой дар проявился у А.И. Крылова с детства? Где он любил бывать?
- Как учился И.А. Крылов? Как он помогал семье (где работал)? Из-за чего у И.А. Крылова были неприятности с начальником? Какие тяжелые испытания ждали семью?
- Что помогло И.А. Крылову стать образованным человеком? Назовите его первое произведение.
- Как поздравляли И.А. Крылова в 1838 году? Чем он был награжден? Что написал о И.А. Крылове поэт П.Вяземский?
Словарь:
Выслужил дворянство – получил.
Дар – талант.
Свидетельствовал – отмечал.
Конфликт – ссора.
Журил – ругал.
Без средств к существованию – нет денег.
Вдова – женщина, у которой умер муж.
Крайняя нужда – нищета.
Лафонтен – французский поэт, который писал басни.
Здравие – здоровье.
Басня И.А. Крылова «Волк на псарне»
(стр. 60-62)
- Какое историческое событие изобразил И.А. Крылов в басне?
- Какой император напал на Россию?
- Как звали русского полководца?
- Что понял Наполеон, когда вошел в оставленную Москву?
- Какова мораль басни?
Словарь к статье:
Отклик – отзыв
Война 1812 года – война России с Францией
Полководец – тот, кто командует военной операцией
Наполеон – император Франции
Запечатлел – написал
Словарь к басне:
Псарня – помещение для собак.
Овчарня – помещение для овец.
Попал на псарню – оказался.
Поднялся двор, почуя серого – подняли тревогу, почувствовав волка.
Псы залились в хлевах – залаяли.
В миг ворота на запор – сразу закрыли ворота.
С дубьём – с дубиной (толстая тяжелая палка).
Ощетиня шерсть – шерсть поднялась дыбом (вверх).
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть – смотрел с ненавистью.
Расчесться за овец – ответить за убийство овец.
Пустился в переговоры – начал переговоры.
Сват и кум – родственник.
Уставим общий лад – договоримся о порядке переговоров.
С другими грызться рад – воевать, драться.
Сер – серый.
Сед – седой.
Перервал в ответ – прервал беседу.
Натуру знаю – характер знаю.
Не делать мировой – не вести переговоры о мире между враждующими сторонами.
Выпустил на волка гончих стаю – выпустил собак.
Мораль:
Злой, бессердечный человек никогда не станет добрым.
Басня И.А. Крылова «Свинья под дубом»
(стр. 63-64)
- Из чего состоит эта басня? (Рассказ, мораль).
- Кто главные герои басни?
- Что делала Свинья под Дубом? Что стала она делать, когда проснулась? Какое замечание сделал ей Ворон? (Ворон сказал, что…) Что она ответила ему? Чем возмутился Дуб? (Дуб возмутился тем, что…)
- В чём мораль басни? Что в басне аллегорического? (Какое понятие скрывается за образом Свиньи, а какое за Дубом?) Что могло бы произойти в жизни? Приведите примеры, когда можно использовать мораль этой басни.
Словарь к басне:
Дуб вековой – столетний.
Наелась до отвала – переела.
Глаза продравши – глаза открыла.
Рыло – нос – пятачок.
Дерево засохнет – погибнет.
Ничуть не тревожит – не беспокоит.
Проку мало – пользы мало.
Невежда – необразованный человек.
Бранит – ругает.
Вкушает плоды – пользуется плодами.
Просвещение – науки, знания.
Невежество – недостаток познаний, учености.
Мораль басни:
В басне противопоставляется просвещение (Дуб) и невежество (Свинья).
Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица»
(стр.65-67)
- Из чего состоит эта басня? (Мораль, рассказ)
- Кто главные герои басни? Что нашла Ворона? Где она собралась позавтракать? Почему Ворона сразу не съела сыр?
- Почему Лиса остановилась у ели, на которой сидела Ворона? Что стала делать Лиса? Как она стала расхваливать Ворону? (Льстить ей) О чем попросила Лисица Ворону?
- Какое влияние оказали на Ворону слова лести Лисицы? (Что произошло с Вороной)? Как Лисица заполучила сыр?
- В чем смысл морали? Кого осуждает И.А. Крылов? Кого высмеивает? Приведите примеры похожих ситуаций.
Словарь к басне:
Твердили – повторяла.
Лесть – восхищение достоинствами, которых нет или мало.
Гнусна – отвратительная, неприятная.
Всё не впрок – не помогает.
Льстец – тот, кто льстит (говорит лесть).
Отыщет – найдет.
Взгромоздясь – уселась на ветку дерева.
Сыр пленил Лисицу – Лисица захотела сыр.
Плутовка – обманщица.
Ангельский (голосок) – прекрасный, красивый.
Вскружилась(голова) – закружилась.
Зоб – горло.
Дыханье сперло – трудно дышать.
Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852)
(стр. 70-71)
- Когда и где родился В.А. Жуковский?
- Кем были его родители? В чем была необычность его положения?
- Где учился В.А. Жуковский? В каком возрасте были написаны его первые стихи?
- В 1802 годы в журнале Вестник Европы печатается произведение В.А. Жуковский «Сельское кладбище». Переводом какого поэта было это произведение?
- Как относился А.С. Пушкин к В.А.Жуковскому? Как оценил талант А.Пушкина-лицеиста В.А. Жуковский в 1815 году?
- Что написал В.Г. Белинский о В.А. Жуковском?
Словарь:
Пансион – учебное заведение.
В.А. Жуковский «Спящая царевна»
(стр. 71-81)
- Что вы узнали про царя Матвея?
- Что предсказал царице рак? Можно ли его назвать пророком? Сбылось ли его предсказание?
- Кого пригласил царь по случаю рождения дочери?
- Кого не пригласил на пир?
- Что пожелали царевне десять чародеек?
- Что пожелала злая двенадцатая волшебница?
- Что пожелала одиннадцатая волшебница?
- Что решает сделать царь, чтобы не сбылось предсказание злой волшебницы?
- Куда однажды отправилась царевна?
- Кто была эта старушка?
- От чего наступает сон героини?
- Во что превратился дворец?
- Что случилось через триста лет? Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?
- Что помогло пробудить царевну?
- Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной борьбой Добра и Зла?
- Чему учит эта сказка?
- Если в этой сказке зачин, присказка, концовка, повторы?
- В чем схожесть с народной сказкой и в чем отличие?
Словарь:
Чародейки – волшебницы.
Оплошал – совершил ошибку.
Пир – праздник.
Хлебосольный – щедрый.
Благонравная – послушная.
Скрылась – ушла.
Горница – большая светлая комната.
Покои – комната.
Свита – знатные люди, которые окружали царя.
Терновник – колючее растение.
Ланиты – щеки.
Из истории создания сказки «Спящая царевна»
(стр. 81-82)
- В какое состязание вступили Жуковский и Пушкин в Царском Селе летом 1831 года?
- Какой русский писатель оставил воспоминание об этом?
- Сюжеты каких сказок использовал Жуковский в сказке «Спящая царевна»?
- Что предает сказке Жуковского народный характер?
- В чем заслуга Жуковского в литературной сказке?
Из истории создания баллады «Кубок»
(стр.89-90)
- Что такое баллада?
- Как строятся баллады?
- Что вы узнали о балладе «Кубок»?
- Какая легенда о пловце дошла из XII века?
- Какой немецкий поэт обработал эту легенду?
- В чем особенности перевода этой баллады В.А. Жуковским?
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
(стр. 91 – 92)
- Какую запись сделал священнослужитель в Богоявленской церкви 8 июня 1799 года?
- Где прошло детство поэта? Кто собирался в доме его отца? Как он приобщился (полюбил) к литературе?
- Что вы узнали об отце Сергее Львовиче? О дяде Василии Львовиче? Кто еще писал стихи в семье Пушкиных? Когда стал писать стихи Александр Сергеевич Пушкин?
- Кто еще оказал влияние на юного Пушкина?
- Назовите сказки А.С. Пушкина.
Словарь:
Вывел пером – записал.
Литературная среда – общество писателей и поэтов.
Страсть к поэзии – большая любовь.
«Пожирал» книгу – быстро прочитывал.
Александр Сергеевич Пушкин «Няне».
(стр. 92)
- Кому посвятил это стихотворение поэт?
- Как он относится к своей няне?
- Какие чувства няни передал Пушкин?
Словарь:
Дряхлая – старая.
Светлица – комната.
Горюешь – печалишься.
Всечасно – постоянно.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
(стр. 95-112)
- Пролог (зачин).
- Куда собрался царь?
- С каким настроением осталась у окна царица?
- Что произошло в Сочельник?
- Что произошло на следующий день после Сочельника?
- Что сделал царь после кончины царицы?
- Какая была вторая царица?
- Какой предмет царица имела в приданое?
- О чем сообщало зеркальце царице? Как реагировала царица на похвалы зеркальца? Почему царица была ласкова только с зеркальцем?
Словарь:
Снарядился – собрался.
Инда очи – даже глаза.
Издалече – издалека.
Правду молвить – говорить.
Молодица – молодая жена.
Ломлива – упрямая, капризная.
Приданое – вещи, которые дарили родители невесте в день свадьбы.
Персты – пальцы.
Подбочась – держать руки на талии.
- Первый замысел царицы.
- Какой выросла царевна? Кто стал ее женихом?
- Почему рассердилась царевна - мачеха? Что же она замыслила?
Словарь:
Девичник – праздник перед свадьбой в доме невесты, на который собираются ее подруги, родственницы.
Перемолвилась – переговорила.
Тягаться – состязаться в красоте.
Черной зависти полна – полна злобы.
Чернавка – девушка – служанка.
- В лесу.
- Куда повела Чернавка царевну?
- О чем догадалась царевна? Знала ли она причину?
- Почему Чернавка не выполнила приказ царицы?
- Что ответила Чернавка царице, когда возвратилась домой?
- Куда отправляется королевич Елисей?
Словарь:
Взмолилась – попросила пожалеть.
Пожалую тебя – отблагодарю, награжу.
Не кручинься – не горюй.
Молва стала трезвонить – люди стали говорить.
Тужит – горюет.
- У богатырей (начало).
- Где оказалась царевна? Кто встретил её? Почему так повел себя пёс?
- Что увидела царевна в горнице? Какие работы выполнила царевна? Как это характеризует царевну?
Словарь:
Набрела – случайно вышла.
Подворье – место вокруг терема.
Очутилась – оказалась.
Горница – большая светлая комната.
Засветила свечку – зажгла свечу.
Полати – место для сна под потолком.
- У богатырей (продолжение)
- Кто возвратился в терем к обеду? Чему они удивились? Что они захотели узнать?
- Кого они увидели? Как они догадались, что перед ними царевна? Как братья приняли царевну?
- Как жилось царевне у семи богатырей? Чем она занималась? Как относились братья к царевне?
- О чем они попросили ее однажды? Как она ответила им на просьбу?
Словарь:
Выдь – выйди.
Станем величать – называть.
Честь отдала – поклонилась.
Вмиг – сразу.
Спознали – догадались.
Отрекалася – отказывалась.
Не прикословит – соглашается во всем.
Не перечут – не спорят.
Коль лгу – если обманываю.
Не заикнусь – не спрошу больше.
- Разговор с Чернавкой.
- Почему царица вновь взяла зеркальце?
- Что ответило ей зеркальце?
- Что предложила царица Чернавке?
Словарь:
Долго дулась – обижалась.
Налетела на Чернавку – накинулась на Чернавку.
Рогатка – старинное оружие наказания.
Положила – решила.
- Передача яблочка.
- Кто пришел к терему?
- Как повел себя пес? Почему он не подпускал царевну к чернице? Чему удивлялась царевна?
- Что бросила царевна старушонке? Что бросила старушонка царевне?
- Каким было яблочко?
- О чем хотел предупредить Соколко царевну своим поведением? Почему царевна не смогла понять поведение пса?
- Почему Чернавка, любя царевну, выполнила приказ царицы?
Словарь:
Черница – монахиня.
Клюка – палка.
- Яблочко.
- Почему царевна не удержалась и откусила яблочко?
- Что с ней сразу же произошло? Каким было яблочко?
Словарь:
Плод – яблоко.
Закатилися глаза – закрылись.
Образа – иконы.
- Королевич Елисей.
- Что увидели богатыри, когда возвратились домой? Что случилось с Соколко? Как выглядела мертвая царевна? Куда отнесли ее тело богатыри?
- Почему в день похорон царевны царица обратилась к зеркальцу? Что ответило ей зеркальце?
- Куда отправляется королевич Елисей? С кем он встречается и о чем спрашивает? Что ответило ему Солнышко? Месяц? Ветер? Как воспринял известие ветра королевич? Какое он принял решение? Что произошло под горой? Что сказала царевна, ожив? Куда отправился королевич Елисей и царевна? Понравился ли вам Елисей? Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый, умеет добиваться цели)
Словарь:
Путь кажет – показывает.
Стремглав кинулся – очень быстро.
Издох – умер.
Поникли головой – опустили головы.
Не восстала ото сна – не проснулась.
Ступай – иди.
Взывая – обращаясь.
Ветер буйный – сильный.
В круг – вокруг.
Молва трубит – люди радостно передают известие.
- Концовка.
- Что услышала царевна от зеркальца? Что она сделала? Что с ней случилось? Почему умерла мачеха царевны? Чем закончилась история с царевной? Победило ли Добро Зло?
Словарь:
Учинили – отпраздновали, сыграли свадьбу.
Пир – праздник.
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
(стр. 120 – 148)
План:
- Жизнь Алеши в пансионе.
- Каким был пансион? Зачитайте.
- Сколько детей обучалось в пансионе?
- Как зовут главного героя сказки?
- Сколько ему лет?
- Почему мальчик часто грустил?
- Что спасало мальчика от одиночества? Какие книги читал Алеша? О чем он воображал?
- Чем занимался Алеша, когда играл во дворе?
- Какую курицу мальчик любил больше всех?
Словарь:
Пансион - закрытое среднее учебное заведение с общежитием.
Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Содержатель – хозяин, владелец.
Дортуары – спальни детей.
Забияка – драчун.
Вакация – каникулы.
Хлопоты – дела.
Вощили – покрывали воском.
- Спасение Чернушки.
- К чему готовились учитель и его жена в один из дней зимних вакаций?
- Что должна была сделать кухарка?
- Как Алеша спал Чернушку от смерти?
- Как вела себя Чернушка, когда кухарка ушла в дом?
- Первый приход Чернушки к Алеше.
- Чего испугался Алеша в спальне?
- Кого он увидел?
- Какие волшебства стали происходить в спальне с появлением курочки в спальне Алеши?
- О чем попросила Чернушка Алешу, когда они проходили комнаты старушек?
- Что случилось во второй комнате?
- Что произошло в подземелье?
Словарь:
Шандалы - подсвечники.
Комод – мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей.
Лежанка – невысокий каменный выступ у печки (большею частью отапливающийся самостоятельно), на котором можно лежать, спать.
- Второй приход Чернушки к Алеше.
- О чем думал Алеша?
- О чем сказала учительница за обедом?
- Почему мальчик не смог выйти на двор в этот день?
- Что произошло ночью? Почему курочка чуть не заболела?
- Куда просил Алеша отвести его снова?
Словарь:
Занемочь – заболеть.
- В гостях у подземных жителей.
- В каком зале оказался Алеша?
- Как выглядели люди, которые вошли в зал?
- В кого превратилась Чернушка?
- Как он выглядел?
- Как король хотел отблагодарить Алешу за спасение своего министра?
- Какое желание попросил исполнить Алеша?
- Что подарил Алеше король и о чем попросил его?
- Что увидел Алеша в подземном царстве? Каким был сад? Зверинец?
- Как проходила охота в подземном царстве?
- Какой разговор произошел после охоты между Алешей и министром?
- Что пообещал Алеша министру?
Словарь:
Балдахин - нарядный навес над троном. (Трон – кресло, на котором сидит король).
- Успехи Алеши.
- Как стал учиться Алеша?
- Как он относился к похвалам сначала?
- Как изменился характер мальчика?
- Почему учителя стали задавать Алеше больше заданий, чем другим ученикам?
- Что однажды случилось на уроке? Почему это произошло?
- Что сделал учитель?
- Как товарищи отнеслись к Алеше?
- Почему они так повели себя?
- Благородство Чернушки.
- Кто явился к Алеше ночью?
- Какие наставления (советы) давала ему Чернушка?
- О чем попросила еще раз Алешу?
Словарь:
Порок – недостаток.
- Предательство Алеши.
- Как Алеша отвечал урок утром?
- Почему не поверили ему учителя и товарищи, когда Алеша сказал, что по утру выучил урок?
- Чем решил наказать учитель Алешу?
- Как решил Алеша избежать наказания? (О чем он рассказал?)
- Поверили ли рассказу Алеши?
- Последняя встреча с Чернушкой.
- Как пострадал министр Черная Курица из-за Алешиного предательства? Обвиняет ли он Алешу?
- Почему он пришел проститься с мальчиком?
- Каким нашли Алешу товарищи на другой день?
- Каким стал мальчиком Алеша после болезни?
- Вывод:
- Как закончилась сказка? В чем мудрость этой сказки? Какие законы волшебной сказки здесь сохранены?
Поучение сказки:
Все в жизни достается только собственным трудом. Тогда это ценится, приносит радость и радость человеку. Мудрость министра Черной Курицы в том, что он умеет быть благодарным и может прощать. Это для Алеши становится самым сильным и мудрым уроком.
Используемая литература:
1. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе к учебникам – хрестоматиям: Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа); В.Я. Коровиной (М.: Просвещение) 5 класс. Москва. «ВАКО».
2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение».
3. Литература 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой, В.И. Коровина. Авторы составители И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. Волгоград. Издательство «Учитель».
4. Н.Ф. Ромашина. Литература.5-10 классы. Изучение творчества А.С. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия. Волгоград. Издательство «Учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка рабочих тетрадей по предмету "Окружающий мир" (1-4 классы) для коррекционных школ VIII вида на основе учебников Е. Д. Худенко
В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...
РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" (1 - 4 КЛАССЫ) ДЛЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА НА ОСНОВЕ УЧЕБНИКОВ Е. Д. ХУДЕНКО
В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...
Игра "Умники и умницы" по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Помочь ребятам вспомнить и закрепить полученные знания и умения в области русского языка, литературы, и в игровой форме найти применение простейшим логическом умениям....
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида
Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида.Этот конспект урока может быть полезен для начинающих учителей....
Рабочая тетрадь по литературе № 2 для учащихся 5-х классов II отделения школы II вида
Рабочая тетрадь по литературе содержит вопросы по содержанию текстов, словарь новых слов и сочетаний слов, таблицы. Отвечая на вопросы, учащийся сможет грамотно построить свой ответ, избежать речевых ...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе II отделения школ II вида
Этот конспект урока может быть полезен для начинающих учителей....