Рабочая тетрадь по литературе № 1 для учащихся 5-х классов II отделения школы II вида
методическая разработка (5 класс) по теме

Дорофеева Людмила Михайловна

Рабочая тетрадь по литературе содержит вопросы по содержанию текстов, словарь новых слов и сочетаний слов, таблицы. Отвечая на вопросы, учащийся сможет грамотно построить свой ответ, избежать речевых и грамматических ошибок. Знание новых слов и выражений обогатит его лексический словарный запас. Задания этой тетради помогут учащимся при подготовке домашних заданий.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ №30

имени К.А. Микаэльяна

(рабочая тетрадь по литературе №1 для учащихся 5ых классов II отделения    школы II вида)

Москва 2015

Дорогой пятиклассник!

В 5 классе средней школы ты начинаешь изучать литературу.

В этой рабочей тетради по литературе содержатся вопросы по содержанию текстов, словарь новых для тебя слов и сочетаний слов, таблицы.

Отвечая на вопросы, ты сможешь грамотно построить свой ответ, избежать  речевых и грамматических  ошибок. Знание новых слов и выражений  обогатит твой лексический словарный запас.

Задания этой тетради помогут тебе при подготовке домашних заданий.  

Успехов тебе!

С уважением  Л.М. Дорофеева, учитель русского языка и литературы.

 

Оглавление

Введение. Роль книги в жизни человека        4

Устное народное творчество        4

Русские народные сказки        5

Сказка «Царевна – лягушка»        6

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»        9

Сказка «Журавль и цапля»        12

Статья Л. Дмитриева        12

«Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»        13

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)        14

Стихотворение М.В. Ломоносова        15

«Случились вместе два Астронома в пиру…»        15

Роды и жанры литературы        16

Русские басни        17

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)        18

Басня И.А. Крылова «Волк на псарне»        19

Басня И.А. Крылова «Свинья под дубом»        20

Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица»        21

Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852)        22

Из истории создания сказки «Спящая царевна»        23

Из истории создания баллады «Кубок»        24

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)        24

Александр Сергеевич Пушкин «Няне».        25

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»        25

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»        30

Введение. Роль книги в жизни человека

С. Бэлзы «Человек читающий»

(стр. 3-5)

  1. Что сказал А.С. Пушкин о чтении?
  2. Что мы приобретаем, читая книги?
  3. Чем знаменит Иван Федоров?
  4. Какие книги советовал читать В. Белинский?
  5. Как назвал писатель В. Набоков «хорошего читателя»?

Словарь:

Оскудел бы разумом – поглупел

Очерствели бы сердцем – стали грубыми и бесчувственными

Исстари – очень давно

Подвижническая деятельность –

Доверительный разговор – откровенный разговор

Реальные – действительные

«Золотые полки» - полки с любимыми произведениями

Изрядная подготовка – большая подготовка

Литературный критик – человек, который рассматривает и оценивает произведения литературы

Истина – правда

Устное народное творчество

(стр. 7-8)

  1. Что такое «фольклор»?
  2. Почему фольклор называют устным народным творчеством?
  3. Назови жанры фольклора. Расскажите о них.

Словарь:

Жанр – вид художественного произведения.

Таблица

        Фольклор

(устное народное творчество)

        колыбельная        потешки       приговорки       загадки      

            песня

                         

 пестушки        заклички    считалки       скороговорки    сказка

     

Русские народные сказки

(стр. 8-12)

  1. Что такое «сказка»?
  2. Что сказал А.С. Пушкин о сказке? Поясните его слова.
  3. Назовите пословицы, в которые вошли образы и сюжеты русских сказок.
  4. Почему люди придумывали сказки?
  5. Назовите виды сказок.
  6. Расскажите о построении сказки.

Словарь:

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении

Таблица 1.

        Сказки

        о животных                     бытовые                     волшебные

Таблица 2.

Построение сказки:

  1. Присказка – вступление (прибаутка) перед началом сказки.
  2. Зачин – начало сказки. В зачине говорится о том, где происходит действие, когда и какие герои будут в сказке.
  3. Повествование – рассказывание сказки.
  4. Концовка – последние слова сказки.

Сказка «Царевна – лягушка»

(стр. 13-17)

  1. Сколько сыновей было у царя?
  2. Какое решение принял царь? Что посоветовал он сделать сыновьям?
  3. Куда упали стрелы?
  4. Как повел себя Иван-царевич?
  5. На ком поженились царевичи?
  6. Какое первое задание получили невестки от царя? Какие хлеба они испекли? Как выполнила первое задание лягушка-квакушка?
  7. Какое второе задание получили невестки от царя? Какие ковры они наткали? Как выполнила второе задание лягушка-квакушка?

Словарь:

Все на возрасте – взрослые.

Посвататься – взять в жёны.

Отступить от находки – отказаться.

Призвал – позвал.

Каравай – хлеб.

Буйно (голова) – смелая.

Не тужи – не печалься.

(Узоры) мудреные – сложные.

Диву дался – очень удивился.

(Есть) от большой нужды – от голода.
Пособить (ткать) – помочь.

Молвил – говорил.

Горница – комната.

Сказка «Царевна – лягушка»

(стр. 17-21)

  1. Какой приказ отдал царь сыновьям в третий раз?
  2. Почему Иван-царевич пошел к царю один?
  3. Почему старшие братья стали посмеиваться над Иваном-царевичем?
  4. Как подъехала ко дворцу Василиса Премудрая?
  5. Как вела себя за столом Василиса Премудрая и жены старших сыновей царя?
  6. Кто из невесток удивил царя, а кто рассердил его?
  7. Что сделал Иван-царевич с лягушечьей кожей? Какая беда случилась после этого поступка Ивана-царевича? Что решил Иван-царевич?
  8. Кого встретил он в дороге? Что узнал Иван-царевич о Василисе Премудрой от старичка? Чем помог ему  старичок?
  9. С кем встретился Иван-царевич в бору? Расскажите об этой встрече.

Словарь:

(Гости) переполошились – заволновались.

Скороход – человек, который передает приказы.

Гнедые лошади – темно-рыжие лошади с черным хвостом и гривой.

Промолвить – сказать.

Кубок – чаша на ножке.

(Пир) на исходе – заканчивался.

Улучил минутку – дождался удобного момента.

Спалил – сжег.

Обернулась (лебедью) – превратилась.

Дремучий бор – непроходимый лес.

Сказка «Царевна – лягушка»

(стр. 22-24)

  1. Кого увидел Иван-царевич в небе над полем? Расскажите о встрече с селезнем.
  2. С кем еще встретился Иван-царевич? Расскажите об этой встрече.
  3. Кого увидел Иван-царевич на берегу моря? Как отнесся к просьбе щуки?
  4. Куда прикатился клубочек? Кто оказался в избушке? О чем рассказал ей Иван-царевич?
  5. Какую тайну Кощея выдала Ивану-царевичу Баба-Яга? Где была спрятана смерть Кощея?
  6. Как животные помогли Ивану-царевичу? Почему они это сделали?
  7. Что сказала Василиса – Премудрая, когда увидела Ивана-царевича? Как они стали жить?

Словарь:

Селезень – утка.

Издыхает – умирает.

Нет мочи – нет сил.

Дело пытаешь или от дела лытаешь? – Дело ищешь или бегаешь от работы?

Сладить – справиться.

Ларец – сундук.

Пробраться – дойти.

Выворотил (дуб) – вырвал.

Пустился наутек – побежал.

Прахом рассыпался – превратился в пепел.

Вывод: В сказке «Царевна-лягушка» прославляется труд, ум, доброта и красота человеческих отношений.

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

(стр.28 -32)

  1. Что вы узнали из зачина сказки?
  2. Какая весть разнеслась в царстве?
  3. Какое решение приняли старшие браться? Почему они не хотела брать с собой Иванушку? Почему Иванушка тоже решил биться насмерть с чудо-юдом?
  4. Как снарядились в дорогу братья?
  5. Куда они приехали и что увидели в деревне? О чем они узнали от старухи?
  6. Что они увидели у моста? Какое решение приняли?
  7. Как нес свой дозор старший брат? Что ответил он Ивану поутру?
  8. Что произошло в первую ночь? Как бился Иван с чудо-юдом шестиголовым?
  9. Как нес свой дозор средний брат? Что ответил он Ивану утром?
  10. Как бился Иван на другую ночь с чудо-юдом девятиголовым?
  11. Когда братьям стало стыдно за свои дозоры? Что они сказали Ивану?

Словарь:

Пашня – поле.

Весть разнеслась – очень быстро все узнали новость.

Чудо-поганое – плохое.

Истребить (людей) – убить.

Затужили – загрустили.

Утешают – успокаивают.

Не тосковать – не грустить.

Снарядили – собрали.

Шаром покати – ничего не осталось.

Дозор – охрана.

Во всю мочь – сильно.

Переезд – дорога.

Одолеет – победит.

Сшиб (головы) – отрубил.

Роздых – отдых.

Рассек – порубил.

Не понадеялся – не поверил.

Стал караулить – ждать.

Неведома – неизвестно.

Чья возьмет – кто победит.

Супротивник – враг.

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

(стр. 32-34)

  1. О чем попросил Иван братьев, собираясь в дозор на третью ночь?
  2. С каким чудо-юдом бился Иван? Какая сила в огненном пальце чудо-юда? Почему третий бой оказался страшным?
  3. Выполнили братья просьбу Ивана? Когда только проснулись они?
  4. Как Иван победил чудо-юда двенадцатиголового?
  5. Куда отправился Иван поутру? Кого увидел он в чудо-юдовых палатах?

Словарь:

Огнем пышут – выпускают огонь из пасти.

Встрепенулся – испугался.

Чуете – чувствуете.

Праху не останется – ничего не останется.

Не осрамиться – не опозориться.

Избавить людей – освободить.

Черкнул – провел.

Малость – немного.

Гаркнул – крикнул.

Отсек – отрубил.

Головой не поплатился – чуть не погиб.

Обронил – потерял.

Прокрался к палатам – пробрался незамеченным.

Замышляют – придумывают плохое.

Сговариваются – договариваются.

Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

(стр. 35 -38)

  1. Как решили отомстить Ивану за мужа чудо-юдовы жены? Что они придумали? Что пообещала сделать мать чудо-юды?
  2. Какие испытания ожидали братьев, когда они возвращались домой? Расскажите о волшебном колодце, яблоне, ковре.
  3. Как обманули братья змеиху в первый раз? Кто помог братьям укрыться от нее? Как Иван расправился со змеихой?
  4. Что вы узнали из концовки сказки?

Словарь:

Обращусь – превращусь.

Испить – попить.

Дрема – неглубокий сон.

Не сгубите – не убьете.

Жажда измучила – хочется очень пить.

Утомились – устали.

Кушак – пояс.

 Лоскутки – кусочки.

Вытащили – достали.

Пуд соли – 16 кг соли

Пасть – рот.

Припустил во всю прыть – помчался еще быстрее.

Змеи повывелись – перестали водиться, появляться.

Сказка «Журавль и цапля» 

(стр. 40).

  1. Найдите присказку. Зачитайте её.
  2. О чём говорится в зачине сказки?
  3. Почему цапля отказала журавлю в сватовстве? Что сделала цапля, подумав о предложении журавля?
  4. Что ответил журавль цапле? Каким можно назвать поведение героев сказки?

Словарь:

Посватаюсь – предложу выйти замуж.

Болото месил – шёл долго.

Выдь замуж – выходи замуж.

Ноги долги – длинные.

Ступай прочь – уходи.

Ушёл, как несолоно похлебал – ничего не получилось.

Воротилась назад – вернулась домой.

Ходят по сю пору – ходят до сих пор.

«Из древнерусской литературы».

Статья Л. Дмитриева

(стр. 47)

  1. Когда возникла русская литература?
  2. С чем это связано? (На каком языке появились произведения? Почему это произошло? Какую религию приняла Русь?)
  3. Как страна приобщила Древнюю Русь к византийской литературе?  
  4. Назовите первый литературный памятник, который относится к литературе XII века.
  5. Назовите основную тему литературы XIII -XV веков.

  1. Какое произведение является самым замечательным памятником литературы во второй половине XV – начале XVI веков?
  2. Каким веком заканчивается древнерусская литература?

Словарь:

Возникновение – появление.

Христианство – религия.

Через посредство Болгарии – при помощи Болгарии.

По преимуществу – в основном.

Приобщилась – познакомилась.

Византийская литература – литература из Византии. Византия – империя; государство, объединяющая много народов разных национальностей.

Славяне – народность.

Внешние враги – враги за границами Руси.

За киевский престол – за княжескую власть, за правление Русью.

Летопись – описание событий, происшествий, год по году.

Основная тема – главная.

Патриот – человек, который борется за свободу своей Родины от захвата врагов.

Национально - патриотическая тема – о борьбе с внешними врагами.

Княжество – земли, области.

«Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича» (стр. 48-50)

  1. Что произошло в лето 968 –е?
  2. Где был князь Святослав в это время?
  3. Где спасалась княгиня Ольга от врагов?
  4. Почему люди не могли выйти из города? От чего они мучились?
  5. Почему дружина не могла помочь жителям Киева?
  6. О чем спросили люди в городе? Кто вызвался помочь людям? Как он обхитрил печенегов?
  7. О чем рассказа отрок воеводе Претичу? Что сделал воевода Претич наутро?
  8. Как он обхитрил печенежского князя? Чем они обменялись в знак мира?
  9. Какое сообщение послали киевляне князю Святославу? Что сделал князь?

Словарь:

Отрок – юноша.

Воевода – начальник отряда.

В лето – в год.

Святослав – князь, сын Ольги.

Ольга – княгиня.

Затворилась – закрылась.

Осадили город – окружили, никого не выпускали.

Весть – известие, сообщение.

Дунай, Лыбедь – название рек.

Изнемогали – страдали.

Ладьи – лодки.

Стали тужить – горевать.

Стан печенегов – лагерь врагов.

Устремились – стали догонять.

Дружина – войско, отряд.

Отчина – родина.

Сокрушался – переживал, горевал.

Из русской литературы 18 века

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

(стр.54)

  1. Где и когда родился М.В. Ломоносов?
  2. Какой поступок совершил он в 1730 году? В какую академию он поступил?
  3. Почему его послали в Германию после окончания академии?
  4. Какое научное звание получил Ломоносов в 1745 году?
  5. Как назвал М.В.Ломоносова А.С. Пушкин?
  6. В каких областях науки Ломоносов сделал открытия?
  7. Какое учебное заведение было открыто по предложению (инициативе) ученого?
  8. Какая цель в жизни была у Ломоносова?

Словарь:

Губерния – область.

Ушел без ведома – не спросил отца.

Следуют одно за другим – сразу несколько открытий.

Первый наш университет – человек, которые имел знания во всех областях науки.

Навигация – наука мореплавания.

Астрономия – наука, изучающая небесные тела;

Патриот – человек, который борется за свою Родину.

Расцвет науки – развитие науки.

Инициатива – предложение.

Цель жизни – желание, стремление человека в чем-либо (что хочу достичь?)

Залог процветания Родины – условия развития страны.

Стихотворение М.В. Ломоносова

«Случились вместе два Астронома в пиру…»

(стр. 55)

  1. Кем были Коперник и Птолемей?
  2. Где они встретились?
  3. О чём они стали спорить? Что доказывал Коперник? Что доказывал Птолемей?
  4. О чем спросили повара? Какой ответ дал повар?

Словарь:

Два Астронома – два астронома.

Астроном – ученый, изучающий небесные тела.

Спорили весьма в жару – спорили очень горячо, каждый доказывал правильность своего открытия.

Твердил – повторял.

Круг ходит – вокруг ходит.

Слыл – назывался.

Усмешка – посмеялся.

О сем сомненье – об этом вопросе.

Очаг вертел – крутил печь.

Жаркое – еда из мяса.

Роды и жанры литературы

(стр. 56)

  1. На какие три группы делятся все произведения художественной литературы? Как иначе называются эти группы?
  2. О чём повествуется в эпических произведениях? В лирических? В драматических? Для чего предназначены драматические произведения?
  3. Как называются более мелкие группы произведений, из которых состоит род литературы?
  4. Назовите жанры эпоса, лирик, драмы.

Таблица

        Роды литературы        

1. Эпос                   2.Лирика                       3. Драма

-рассказы              - стихотворения              - пьесы

- повести                                                        - сценки

- романы              

Словарь:

Термин – слова, используемые только в определенной области (литературный термин).

Повествуют – рассказывают.

Из русской литературы 19 века

Русские басни

(стр.57)

  1. Каким жанром литературы является басня? Чьи басни получили широкую известность в Древней Греции? Во Франции?
  2. Кто из русских поэтов писал басни? Назовите фамилию самого известного русского баснописца.
  3. Дайте определение басни. Из каких частей состоит басня? Где может находиться мораль в басне?
  4. В басне встречается олицетворение и аллегория. Дайте определения этим литературным терминам.
  5. На странице 57 прочитайте отрывки из басен И.А. Крылова. Чему они учат? От чего предостерегают?

Таблица:

Басня

Начало басни                 Продолжение басни

Мораль                                  Рассказ

Рассказ                                   Мораль

Словарь:

Олицетворение – перенесение черт человека на неодушевленные предметы и явления.

Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет (за лисой – хитрый человек)

Мораль – нравоучительный вывод, заключение.

Нравоучение – правила поведения.

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

(стр.58-59)

  1. Где родился И.А. Крылов? Как жила его семья?
  2. Кто занимался его воспитанием? Как относился И.А. Крылов к своей маме? Кто научил мальчика читать и писать?
  3. Какой дар проявился у А.И. Крылова с детства? Где он любил бывать?
  4. Как учился И.А. Крылов? Как он помогал семье (где работал)? Из-за чего у И.А. Крылова были неприятности с начальником? Какие тяжелые испытания ждали семью?
  5. Что помогло И.А. Крылову стать образованным человеком? Назовите его первое произведение.
  6. Как поздравляли И.А. Крылова в 1838 году? Чем он был награжден? Что написал о И.А. Крылове поэт П.Вяземский?

Словарь:

Выслужил дворянство – получил.

Дар – талант.

Свидетельствовал – отмечал.

Конфликт – ссора.

Журил – ругал.

Без средств к существованию – нет денег.

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Крайняя нужда – нищета.

Лафонтен – французский поэт, который писал басни.

Здравие – здоровье.

Басня И.А. Крылова «Волк на псарне»

(стр. 60-62)

  1. Какое историческое событие изобразил И.А. Крылов в басне?
  2. Какой император напал на Россию?
  3. Как звали русского полководца?
  4. Что понял Наполеон, когда вошел в оставленную Москву?
  5. Какова мораль басни?

Словарь к статье:

Отклик – отзыв

Война 1812 года – война России с Францией

Полководец – тот, кто командует военной операцией

Наполеон – император Франции

Запечатлел – написал

Словарь к басне:

Псарня – помещение для собак.

Овчарня – помещение для овец.

Попал на псарню – оказался.

Поднялся двор, почуя серого – подняли тревогу, почувствовав волка.

Псы залились в хлевах – залаяли.

В миг ворота на запор – сразу закрыли ворота.

С дубьём – с дубиной (толстая тяжелая палка).

Ощетиня шерсть – шерсть поднялась дыбом (вверх).

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть – смотрел с ненавистью.

Расчесться за овец – ответить за убийство овец.

Пустился в переговоры – начал переговоры.

Сват и кум – родственник.

Уставим общий лад – договоримся о порядке переговоров.

С другими грызться рад – воевать, драться.

Сер – серый.

Сед – седой.

Перервал в ответ – прервал беседу.

Натуру знаю – характер знаю.

Не делать мировой – не вести переговоры о мире между враждующими сторонами.

Выпустил на волка гончих стаю – выпустил собак.

Мораль:
Злой, бессердечный человек никогда не станет добрым.

Басня И.А. Крылова «Свинья под дубом»

(стр. 63-64)

  1. Из чего состоит эта басня? (Рассказ, мораль).
  2. Кто главные герои басни?
  3. Что делала Свинья под Дубом? Что стала она делать, когда проснулась? Какое замечание сделал ей Ворон? (Ворон сказал, что…) Что она ответила ему? Чем возмутился Дуб? (Дуб возмутился тем, что…)
  4. В чём мораль басни? Что в басне аллегорического? (Какое понятие скрывается за образом Свиньи, а какое за Дубом?) Что могло бы произойти в жизни? Приведите  примеры, когда можно использовать мораль этой басни.

Словарь к басне:

Дуб вековой – столетний.

Наелась до отвала – переела.

Глаза продравши – глаза открыла.

Рыло – нос – пятачок.

Дерево засохнет – погибнет.

Ничуть не тревожит – не беспокоит.

Проку мало – пользы мало.

Невежда – необразованный человек.

Бранит – ругает.

Вкушает плоды – пользуется плодами.

Просвещение – науки, знания.

Невежество – недостаток познаний, учености.

Мораль басни:

В басне противопоставляется просвещение (Дуб) и невежество (Свинья).

Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица»

(стр.65-67)

  1. Из чего состоит эта басня? (Мораль, рассказ)
  2. Кто главные герои басни? Что нашла Ворона? Где она собралась позавтракать? Почему Ворона сразу не съела сыр?
  3. Почему Лиса остановилась у ели, на которой сидела Ворона? Что стала делать Лиса? Как она стала расхваливать Ворону? (Льстить ей) О чем попросила Лисица Ворону?
  4. Какое влияние оказали на Ворону слова лести Лисицы? (Что произошло с Вороной)? Как Лисица заполучила сыр?
  5. В чем смысл морали? Кого осуждает И.А. Крылов? Кого высмеивает? Приведите примеры похожих ситуаций.

Словарь к басне:

Твердили – повторяла.

Лесть – восхищение достоинствами, которых нет или мало.

Гнусна – отвратительная, неприятная.

Всё не впрок – не помогает.

Льстец – тот, кто льстит (говорит лесть).

Отыщет – найдет.

Взгромоздясь – уселась на ветку дерева.

Сыр пленил Лисицу – Лисица захотела сыр.

Плутовка – обманщица.

Ангельский (голосок) – прекрасный, красивый.

Вскружилась(голова) – закружилась.

Зоб – горло.

Дыханье сперло – трудно дышать.

Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852)

(стр. 70-71)

  1. Когда и где родился В.А. Жуковский?
  2. Кем были его родители? В чем была необычность его положения?
  3. Где учился В.А. Жуковский? В каком возрасте были написаны его первые стихи?
  4. В 1802 годы в журнале Вестник Европы печатается произведение В.А. Жуковский «Сельское кладбище». Переводом какого поэта было это произведение?
  5. Как относился А.С. Пушкин к В.А.Жуковскому? Как оценил талант А.Пушкина-лицеиста В.А. Жуковский в 1815 году?
  6. Что написал В.Г. Белинский о В.А. Жуковском?

Словарь:

Пансион – учебное заведение.

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

(стр. 71-81)

  1. Что вы узнали про царя Матвея?
  2. Что предсказал царице рак? Можно ли его назвать пророком? Сбылось ли его предсказание?
  3. Кого пригласил царь по случаю рождения дочери?
  4. Кого не пригласил на пир?
  5. Что пожелали царевне десять чародеек?
  6. Что пожелала злая двенадцатая волшебница?
  7. Что пожелала одиннадцатая волшебница?
  8. Что решает сделать царь, чтобы не сбылось предсказание злой волшебницы?
  9. Куда однажды отправилась царевна?
  10. Кто была эта старушка?
  11. От чего наступает сон героини?
  12. Во что превратился дворец?
  13. Что случилось через триста лет? Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?
  14. Что помогло пробудить царевну?
  15. Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной борьбой Добра и Зла?
  16. Чему учит эта сказка?
  17. Если в этой сказке зачин, присказка, концовка, повторы?
  18. В чем схожесть с народной сказкой и в чем отличие?

Словарь:

Чародейки – волшебницы.

Оплошал – совершил ошибку.

Пир – праздник.

Хлебосольный – щедрый.

Благонравная – послушная.

Скрылась – ушла.

Горница – большая светлая комната.

Покои – комната.

Свита – знатные люди, которые окружали царя.

Терновник – колючее растение.

Ланиты – щеки.

Из истории создания сказки «Спящая царевна»

(стр. 81-82)

  1. В какое состязание вступили Жуковский и Пушкин в Царском Селе летом 1831 года?
  2. Какой русский писатель оставил воспоминание об этом?
  3. Сюжеты каких сказок использовал Жуковский в сказке «Спящая царевна»?
  4. Что предает сказке Жуковского народный характер?
  5. В чем заслуга Жуковского в литературной сказке?

Из истории создания баллады «Кубок»

(стр.89-90)

  1. Что такое баллада?
  2. Как строятся баллады?
  3. Что вы узнали о балладе «Кубок»?
  4. Какая легенда о пловце дошла из XII века?
  5. Какой немецкий поэт обработал эту легенду?
  6. В чем особенности перевода этой баллады В.А. Жуковским?

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

(стр. 91 – 92)

  1. Какую запись сделал священнослужитель в Богоявленской церкви 8 июня 1799 года?
  2. Где прошло детство поэта? Кто собирался в доме его отца? Как он приобщился (полюбил) к литературе?
  3. Что вы узнали об отце Сергее Львовиче? О дяде Василии Львовиче? Кто еще писал стихи в семье Пушкиных? Когда стал писать стихи Александр Сергеевич Пушкин?
  4. Кто еще оказал влияние на юного Пушкина?
  5. Назовите сказки А.С. Пушкина.

Словарь:

Вывел пером – записал.

Литературная среда – общество писателей и поэтов.

Страсть к поэзии – большая любовь.

«Пожирал» книгу – быстро прочитывал.

Александр Сергеевич Пушкин «Няне».

(стр. 92)

  1. Кому посвятил это стихотворение поэт?
  2. Как он относится к своей няне?
  3. Какие чувства няни передал Пушкин?

Словарь:

Дряхлая – старая.

Светлица – комната.

Горюешь – печалишься.

Всечасно – постоянно.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

(стр. 95-112)

  1. Пролог (зачин).
  1. Куда собрался царь?
  2. С каким настроением осталась у окна царица?
  3. Что произошло в Сочельник?
  4. Что произошло на следующий день после Сочельника?
  5. Что сделал царь после кончины царицы?
  6. Какая была вторая царица?
  7. Какой предмет царица имела в приданое?
  8. О чем сообщало зеркальце царице? Как реагировала царица на похвалы зеркальца? Почему царица была ласкова только с зеркальцем?

Словарь:

Снарядился – собрался.

Инда очи – даже глаза.

Издалече – издалека.

Правду молвить – говорить.

Молодица – молодая жена.

Ломлива – упрямая, капризная.

Приданое – вещи, которые дарили родители невесте в день свадьбы.

Персты – пальцы.

Подбочась – держать руки на талии.

  1. Первый замысел царицы.
  1. Какой выросла царевна? Кто стал ее женихом?
  2. Почему рассердилась царевна - мачеха? Что же она замыслила?

Словарь:

Девичник – праздник перед свадьбой в доме невесты, на который собираются ее подруги, родственницы.

Перемолвилась – переговорила.

Тягаться – состязаться в красоте.

Черной зависти полна – полна злобы.

Чернавка – девушка – служанка.

  1. В лесу.
  1. Куда повела Чернавка царевну?
  2. О чем догадалась царевна? Знала ли она причину?
  3. Почему Чернавка не выполнила приказ царицы?
  4. Что ответила Чернавка царице, когда возвратилась домой?
  5. Куда отправляется королевич Елисей?

Словарь:

Взмолилась – попросила пожалеть.

Пожалую тебя – отблагодарю, награжу.

Не кручинься – не горюй.

Молва стала трезвонить – люди стали говорить.

Тужит – горюет.

  1. У богатырей (начало).
  1. Где оказалась царевна? Кто встретил её? Почему так повел себя пёс?
  2. Что увидела царевна в горнице? Какие работы выполнила царевна? Как это характеризует царевну?

Словарь:

Набрела – случайно вышла.

Подворье – место вокруг терема.

Очутилась – оказалась.

Горница – большая светлая комната.

Засветила свечку – зажгла свечу.

Полати – место для сна под потолком.

  1. У богатырей (продолжение)
  1. Кто возвратился в терем к обеду? Чему они удивились? Что они захотели узнать?
  2. Кого они увидели? Как они догадались, что перед ними царевна? Как братья приняли царевну?
  3. Как жилось царевне у семи богатырей? Чем она занималась? Как относились братья к царевне?
  4. О чем они попросили ее однажды? Как она ответила им на просьбу?

Словарь:

Выдь – выйди.

Станем величать – называть.

Честь отдала – поклонилась.

Вмиг – сразу.

Спознали – догадались.

Отрекалася – отказывалась.

Не прикословит – соглашается во всем.

Не перечут – не спорят.

Коль лгу – если обманываю.

Не заикнусь – не спрошу больше.

  1. Разговор с Чернавкой.
  1. Почему царица вновь взяла зеркальце?
  2. Что ответило ей зеркальце?
  3. Что предложила царица Чернавке?

Словарь:

Долго дулась – обижалась.

Налетела на Чернавку – накинулась на Чернавку.

Рогатка – старинное оружие наказания.

Положила – решила.

  1. Передача яблочка.
  1. Кто пришел к терему?
  2. Как повел себя пес? Почему он не подпускал царевну к чернице? Чему удивлялась царевна?
  3. Что бросила царевна старушонке? Что бросила старушонка царевне?
  4. Каким было яблочко?
  5. О чем хотел предупредить Соколко царевну своим поведением? Почему царевна не смогла понять поведение пса?
  6. Почему Чернавка, любя царевну, выполнила приказ царицы?

Словарь:

Черница – монахиня.

Клюка – палка.

  1. Яблочко.
  1. Почему царевна не удержалась и откусила яблочко?
  2. Что с ней сразу же произошло? Каким было яблочко?

Словарь:

Плод – яблоко.

Закатилися глаза – закрылись.

Образа – иконы.

  1. Королевич Елисей.
  1. Что увидели богатыри, когда возвратились домой? Что случилось с Соколко? Как выглядела мертвая царевна? Куда отнесли ее тело богатыри?
  2. Почему в день похорон царевны царица обратилась к зеркальцу? Что ответило ей зеркальце?
  3. Куда отправляется королевич Елисей? С кем он встречается и о чем спрашивает? Что ответило ему Солнышко? Месяц? Ветер? Как воспринял известие ветра королевич? Какое он принял решение? Что произошло под горой? Что сказала царевна, ожив? Куда отправился королевич Елисей и царевна? Понравился ли вам Елисей? Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый, умеет добиваться цели)

Словарь:

Путь кажет – показывает.

Стремглав кинулся – очень быстро.

Издох – умер.

Поникли головой – опустили головы.

Не восстала ото сна – не проснулась.

Ступай – иди.

Взывая – обращаясь.

Ветер буйный – сильный.
В круг – вокруг.

Молва трубит – люди радостно передают известие.

  1. Концовка.
  1. Что услышала царевна от зеркальца? Что она сделала? Что с ней случилось? Почему умерла мачеха царевны? Чем закончилась история с царевной? Победило ли Добро Зло?

Словарь:

Учинили – отпраздновали, сыграли свадьбу.

Пир – праздник.

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

 (стр. 120 – 148)

План:

  1. Жизнь Алеши в пансионе.
  1. Каким был пансион? Зачитайте.
  2. Сколько детей обучалось в пансионе?
  3. Как зовут главного героя сказки?
  4. Сколько ему лет?
  5. Почему мальчик часто грустил?
  6. Что спасало мальчика от одиночества? Какие книги читал Алеша? О чем он воображал?
  7. Чем занимался Алеша, когда играл во дворе?
  8. Какую курицу мальчик любил больше всех?

Словарь:

Пансион - закрытое среднее учебное заведение с общежитием.

Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Содержатель – хозяин, владелец.

Дортуары – спальни детей.

Забияка – драчун.

Вакация – каникулы.

Хлопоты – дела.

Вощили – покрывали воском.

  1. Спасение Чернушки. 
  1. К чему готовились учитель и его жена в один из дней зимних вакаций?
  2. Что должна была сделать кухарка?
  3. Как Алеша спал Чернушку от смерти?
  4. Как вела себя Чернушка, когда кухарка ушла в дом?

  1. Первый приход Чернушки к Алеше.
  1. Чего испугался Алеша в спальне?
  2. Кого он увидел?
  3. Какие волшебства стали происходить в спальне с появлением курочки в спальне Алеши?
  4. О чем попросила Чернушка Алешу, когда они проходили комнаты старушек?
  5. Что случилось во второй комнате?
  6. Что произошло в подземелье?

Словарь:

Шандалы -  подсвечники.

Комод – мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей.

Лежанка – невысокий каменный выступ у печки (большею частью отапливающийся самостоятельно), на котором можно лежать, спать.

  1. Второй приход Чернушки к Алеше.
  1. О чем думал Алеша?
  2. О чем сказала учительница за обедом?
  3. Почему мальчик не смог выйти на двор в этот день?
  4. Что произошло ночью? Почему курочка чуть не заболела?
  5. Куда просил Алеша отвести его снова?

Словарь:

Занемочь – заболеть.

  1. В гостях у подземных жителей.
  1. В каком зале оказался Алеша?
  2. Как выглядели люди, которые вошли в зал?
  3. В кого превратилась Чернушка?
  4. Как он выглядел?
  5. Как король хотел отблагодарить Алешу за спасение своего министра?
  6. Какое желание попросил исполнить Алеша?
  7. Что подарил Алеше король и о чем попросил его?
  8. Что увидел Алеша в подземном царстве? Каким был сад? Зверинец?
  9. Как проходила охота в подземном царстве?
  10. Какой разговор произошел после охоты между Алешей и министром?
  11. Что пообещал Алеша министру?

Словарь:

Балдахин - нарядный навес над троном. (Трон – кресло, на котором сидит король).

  1. Успехи Алеши.
  1. Как стал учиться Алеша?
  2. Как он относился к похвалам сначала?
  3. Как изменился характер мальчика?
  4. Почему учителя стали задавать Алеше больше заданий, чем другим ученикам?
  5. Что однажды случилось на уроке? Почему это произошло?
  6. Что сделал учитель?
  7. Как товарищи отнеслись к Алеше?
  8. Почему они так повели себя?

  1. Благородство Чернушки.
  1. Кто явился к Алеше ночью?
  2. Какие наставления (советы) давала ему Чернушка?
  3. О чем попросила еще раз Алешу?

Словарь:

Порок – недостаток.

  1. Предательство Алеши.
  1. Как Алеша отвечал урок утром?
  2. Почему не поверили ему учителя и товарищи, когда Алеша сказал, что по утру выучил урок?
  3. Чем решил наказать учитель Алешу?
  4. Как решил Алеша избежать наказания? (О чем он рассказал?)
  5. Поверили ли рассказу Алеши?

  1. Последняя встреча с Чернушкой.
  1. Как пострадал министр Черная Курица из-за Алешиного предательства? Обвиняет ли он Алешу?
  2. Почему он пришел проститься с мальчиком?
  3. Каким нашли Алешу товарищи на другой день?
  4. Каким стал мальчиком Алеша после болезни?

  1. Вывод:
  1. Как закончилась сказка? В чем мудрость этой сказки? Какие законы волшебной сказки здесь сохранены?

Поучение сказки:

Все в жизни достается только собственным трудом. Тогда это ценится, приносит радость и радость человеку. Мудрость министра Черной Курицы в том, что он умеет быть благодарным и может прощать. Это для Алеши становится самым сильным и мудрым уроком.

Используемая литература:

1.  Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе  к учебникам – хрестоматиям: Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа); В.Я. Коровиной (М.: Просвещение) 5 класс. Москва. «ВАКО».

2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение».

3. Литература 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой, В.И. Коровина. Авторы составители И.В. Карасева,  В.Н. Пташкина. Волгоград. Издательство «Учитель».

4. Н.Ф. Ромашина. Литература.5-10 классы. Изучение творчества А.С. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия. Волгоград. Издательство «Учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочих тетрадей по предмету "Окружающий мир" (1-4 классы) для коррекционных школ VIII вида на основе учебников Е. Д. Худенко

В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей  c  ограниченными возможностями здоровья, обучающимися  по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...

РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" (1 - 4 КЛАССЫ) ДЛЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА НА ОСНОВЕ УЧЕБНИКОВ Е. Д. ХУДЕНКО

В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей  c  ограниченными возможностями здоровья, обучающимися  по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...

Игра "Умники и умницы" по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Помочь ребятам вспомнить и закрепить полученные знания и умения в области русского языка,  литературы, и в игровой форме найти применение простейшим логическом умениям....

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида

Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида.Этот конспект урока может быть полезен для начинающих учителей....

Рабочая тетрадь по литературе № 2 для учащихся 5-х классов II отделения школы II вида

Рабочая тетрадь по литературе содержит вопросы по содержанию текстов, словарь новых слов и сочетаний слов, таблицы. Отвечая на вопросы, учащийся сможет грамотно построить свой ответ, избежать речевых ...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе II отделения школ II вида

Этот конспект урока может быть полезен для начинающих учителей....