Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 6 класс.
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа ФГОС по предмету "Окружающий социальный мир", школа VIII вида, 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots._mir_2b_2.docx | 52.39 КБ |
rabochaya_programma_po_predmetu_okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir_6_kl.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
- Календарно - тематическое планирование.
8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
9) Приложения к программе.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основt федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); авторской программы В.В. Воронковой Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предусматривает обучение школьников с 1по 12 класс.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека в сочетании с аутистическими расстройствами, Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено.
Цели и задачи учебного предмета
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. На них ведущая роль принадлежит педагогу.
2.Общая характеристика учебного предмета (курса)
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. На уроках уточняются и обогащаются знания и представления детей об окружающих предметах. Все предметы называют и характеризуют их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивают предметы, находят сходные и отличительные признаки. Обобщают и классифицируют предметы по образцу, показу, затем со словесной инструкции. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий социальный мир» относится к образовательной области «Окружающий мир». В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Программа предусматривает следующее количество часов:
1 класс – 1 час в неделю – 33 учебных недели – всего 33 часа
2 класс – 1 час в неделю – 34 учебных недели – всего 34 часа
3 класс – 2 час в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов
4 класс – 2 час в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов
5 класс – 2 час в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.
Предметные результаты
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Класс | Обучающиеся должны уметь: | Обучающиеся должны знать: |
1 класс |
|
|
2 класс |
| -явления социальной жизни (человек и его деятельность); -функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними; -принятые нормы поведения в обществе. |
5 класс |
| - наличие представлений о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, водитель и т.д.). - наличие представлений о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения согласно социальной роли. - определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли. |
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
- умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные УД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
5.Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов, отведённых на изучение разделов и тем учебного предмета | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть с указанием формы | Реализация РК |
1 класс | ||||
Школа. Класс. | 8 часов | Я - ученик. Моя парта. Классная комната, обязанности дежурного. Правила поведения на уроке и перемене. Школа. Классы, зал(коридор), столовая, гардероб. | Экскурсия Экскурсия Экскурсия | Моя любимая школа Городская детская библиотека |
Этот рукотворный мир | 8ч | Материалы, созданные человеком. Бумага. Свойства бумаги. Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики) | Практическая часть | Магазин «Леонардо» Магазин «Детский мир» |
Предметы быта | 7ч | Помощники в доме (бытовые приборы: чайник) Мебель (стол, стул, кровать) Посуда (тарелка, ложка, стакан (кружка) | Практическая часть | Магазин «Техника» |
Транспорт | 3ч | Части наземного транспорта. Автобус. Назначение. Я – пассажир, я- водитель (игровые действия) | Практическая часть | Автобусный парк города |
Продукты питания | 7ч | Магазин. Продуктовые. Продавец- покупатель (игровые действия) | Практическая часть | Продуктовая ярмарка |
Итого: | 33ч | |||
Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов, отведённых на изучение разделов и тем учебного предмета | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть с указанием формы | Реализация РК |
2 класс | ||||
Школа. | 8ч | Ориентация в зонах класса. Ориентация в классе. Школа: классы. Школа: гардероб. Если пропала шапка. Правила обращения за помощью взрослым. Школа: мед.пункт. Назначение мед.кабинета. Составление предложений по картинкам «На приеме у врача». Школа: библиотека. | Практическая часть | Р.К. «Моя любимая школа» Р.К. «Городская детская библиотека». |
Город. | 5ч | Части дома (стена, крыша, окно). Части дома (дверь, потолок, пол). Типы домов (одноэтажный, многоэтажный). Рассказ по опорным словам «В каком доме я живу».Лепка «Дачный домик» | Лепка из пластилина | Р.К. «Поселок им.Крылова» |
Предметы быта. | 3ч | Электробытовые приборы. Телевизор. Электробытовые приборы. Утюг. Правила техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. | Виртуальная экскурсия | Р.К. Магазин бытовой техники. |
Продукты питания. | 4ч | Напитки. Вода. Напитки. Чай. Заваривание чая. Молочные продукты. Молоко. Молочные продукты. Йогурт. | Практическая работа. | Р.К. Магазин «Первый вкус» |
Транспорт. | 4ч | Рельсовый транспорт. Трамвай. С\р игра «Проезд в трамвае» Рельсовый транспорт. Поезд. Аппликация «Поезд» | Аппликация С/р игра | Р.К.Железнодорожный вокзал. |
Традиции, обычаи. | 3ч | Праздники. Масленица. Рисунок «Проводы зимы» Пословицы и загадки о весне. | Рисунок | Р.К. Проводы зимы в г. Магнитогорске. |
Город. | 4ч | г. Магнитогорск. Ленинский район. Поселок Крылова. Почта. С/р игра «Я покупаю конверт» | С/р игра | Р.К. Главпочтамп. |
Страна. | 3ч | Моя страна-Россия. Государственная символика. Герб. Рисунок «Герб России» | Рисунок | Р.К. Герб Челябинской области. |
Итого: | 34ч |
6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики. Результаты анализа представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
Критериями оценивания являются:
положительная динамика: способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Незначительная динамика: смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
отсутствие динамики: обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем.
7.Календарно – тематическое планирование.
2 класс.
№ п/п | Тема | Кол. Час | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа |
1 четверть-8ч. | ||||||
1 | Ориентация в зонах класса (учебная, игровая). | 1 | учебная, игровая зона | Соотносят наблюдаемые объекты с их названием: входить и выходить из учебного помещения со звонком. | Коррекция устной речи через формирование умения строить простые нераспространённые предложения. | |
2 | Ориентация в классе (места расположения учебных принадлежностей). | 1 | полка для книг | Узнавание и различение зон класса. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | |
3 | Школа: классы. Р.К. «Моя любимая школа» | 1 | этаж предмет | Учатся ориентироваться в пространстве школы, различать классы. | Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения. | |
4 | Школа: гардероб. | 1 | сменная обувь вешалка для верхней одежды. | Соотносят наблюдаемые объекты с их названием: учатся выполнять требования педагога, правильно находить определенное место для одежды, обуви. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки | |
5 | Если пропала шапка. Правила обращения за помощью взрослым. | 1 | помощь обращение | Учатся обращаться за помощью к взрослым в случае необходимости. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |
6 | Школа: мед.пункт. Назначение мед.кабинета. | 1 | правила поведения в мед. пункте. | Соотносят наблюдаемые объекты с их названием: учатся запоминать зону оказания мед.помощи. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки. | |
7 | Составление предложений по картинкам «На приеме у врача». | 1 | рецепт лекарство | Учатся выражать словесно свои мысли, опираясь на наглядность. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать. | |
8 | Школа: библиотека. Р.К. «Городская детская библиотека». | 1 | стеллаж литература | Учатся ориентироваться в пространстве школы. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | |
II четверть-8ч. | ||||||
9 | Части дома (стена, крыша, окно). | 1 | часть строители | Узнавать и различать части дома, знать их назначение. | Коррекция восприятия, внимания через занимательные упражнения. | |
10 | Части дома (дверь, потолок, пол). | 1 | по обводке | Узнавать и различать части дома, знать их назначение. | Коррекция мышления на основе упражнений «Угадай». | |
11 | Типы домов (одноэтажный, многоэтажный). Р.К. «Поселок Крылова» | 1 | различие расположение | Учатся узнавать и различать типы домов, их назначение. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | |
12 | Рассказ по опорным словам «В каком доме я живу». | 1 | строительный материал | Уметь рассказать о том, из какого строительного материала построен дом. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | |
13 | Лепка «Дачный домик». | 1 | летний отдых | Учатся изображать на бумаге дачный домик, объяснить свой рисунок. | Коррекция мелкой моторики, образного мышления. | |
14 | Электробытовые приборы. Телевизор. Р.К. Магазин бытовой техники. | 1 | техника назначение | Знать назначение телевизора, Т.Б. при эксплуатации. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |
15 | Электробытовые приборы. Утюг. Виртуальная экскурсия в магазин «Эльдорадо». | 1 | розетка гладильная доска | Знать назначение утюга, Т.Б. при эксплуатации. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |
16 | Правила техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. | 1 | осторожность безопасность | Учатся понимать инструкцию по правилам обращения с электробытовыми приборами. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. | |
III-четверть – 10 ч. | ||||||
17 | Напитки. Вода. | 1 | фильтр свойства | Узнавание и различение напитков по внешнему виду, на вкус. | Коррекция памяти ,внимания через яркую наглядность. | |
18 | Напитки. Чай. Практическая работа. Заваривание чая. | 1 | горячее крепкий | Узнавание и различение напитков по внешнему виду, на вкус. | Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений. | |
19 | Молочные продукты. Молоко. Р.К. Магазин «Первый вкус» | 1 | срок хранения жирность | Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. | Коррекция речи через формирование умения составлять описательный рассказ по существенным признакам. | |
20 | Молочные продукты. Йогурт. | 1 | упаковка наполнитель | Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
21 | Рельсовый транспорт. Трамвай. | 1 | вид транспорта рельсы | Узнавание и различение рельсового транспорта, знание его назначения. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. | |
22 | С\р игра «Проезд в трамвае». | 1 | контролер билет | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога, используя приёмы вербального и невербального общения. | Коррекция мыслительной деятельности через развитие умения сравнивать. | |
23 | Рельсовый транспорт. Поезд. Р.К. Железнодорожный вокзал. | 1 | депо состав | Узнавание и различение составных частей наземного транспортного средства. | Коррекция мышления, памяти на основе припоминания. | |
24 | Аппликация «Поезд». | 1 | контролер | Последовательно выполняет действия по образцу педагога, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | |
25 | Праздники. Масленица. | 1 | народные гуляния | Знание традиций и атрибутов праздников. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. | |
26 | Рисунок «Проводы зимы» Р.К. Проводы зимы в г. Магнитогорске. | 1 | чучело огонь | Последовательно выполняет действия по образцу, по инструкции. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. | |
27 | Пословицы и загадки о весне. | 1 | приметы отгадка | Отгадывают загадки, рассматривают картинки, отвечают на вопросы. | Коррекция памяти, внимания через яркую наглядность. | |
IV четверть-7ч. | ||||||
28 | г. Магнитогорск. Ленинский район. | 1 | местоположение история | Узнавание и различение элементов городской инфраструктуры. | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных качеств. | |
29 | Поселок Крылова. | 1 | название достопримеча-тельности | Знать дату основания поселка, его историю, достопримечательности. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки. | |
30 | Почта. Р.К. Главпочтамп. | 1 | услуга почтальон | Узнать назначение почты, основные виды деятельности работников почты. | Коррекция мышления через анализ, сравнение. | |
31 | С/р игра «Я покупаю конверт» | 1 | марка конверт | Уметь обратиться с вопросом к работнику почты, получить помощь. | Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения. | |
32 | Моя страна-Россия. | 1 | границы соседние государства | Знание названия государства, в котором мы живем, уметь показать на карте границы государства. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через воспитание патриотизма. | |
33 | Государственная символика. Герб. Р.К. Герб Челябинской области. | 1 | патриотизм значение | Знание и узнавание государственной символики, истории ее создания. | Коррекция мышления, памяти на основе припоминания. | |
34 | Рисунок «Герб России». | 1 | символ изображение | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. | Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия. |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
- Адаптированная программа для экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных ( коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей ( вспомогательных школ VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла). Программа утверждена зам. Министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным 30 мая в 1983г.
- Учебники
- Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 1 класса. – М., «Владос», 2012 г
- Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. – М., «Владос», 2013 г
- Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 3 класса. – М., «Владос», 2012 г
- Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 4 класса. – М., «Владос», 2013 г
Дополнительная литература для учителя
- Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
- Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Средства обучения:
- технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран,
- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, н
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- цифровые образовательные ресурсы:аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах, обучающие компьютерные программы,
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
- демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
- натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.
- рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал
- наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам программы;
- модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;
- конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
- учебно -практическое оборудование:
- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
9. Приложения к программе. Контрольно-измерительные материалы.
Предварительный просмотр:
6 класс Окружающий социальный мир
№ п/п | Тема | Кол. час | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа |
1 четверть-16ч. | ||||||
Школа | ||||||
1. | Правила поведения в классе. Поддержание порядка. | 1 | Территория. Сад, спортивная, игровая площадка | Наблюдают, отвечают на вопросы учителя. | Формирование представлений о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. | |
2 | Учебные вещи. Правила пользования, бережное отношение. | 1 | Учебные вещи | Отгадывают загадки, рассматривают картинки. Отвечают на вопросы. | Получение представления о профессиях людей, работающих в школе | |
3 | Соблюдение правил поведения на территории школы | 1 | Поведение | Чтение и обсуждение сказки «Сказка о хорошем поведении» А. Владимирская. | Учить соблюдению правил учебного поведения. | |
4 | Соблюдение распорядка школьного дня | 1 | Режим | Работа с картинками. Игра «Что лишнее?» | Коррекция памяти ,внимания через яркую наглядность. | |
5 | Соблюдение правил учебного поведения. | Поведение | Беседа по просмотру мультфильма. Игра «Плохо-хорошо» | Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений. | ||
6. | Перемены в школе. Их назначение. | 1 | Перемена, правила поведения | Работа с картинками. Выбор ситуаций | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении | |
7 | Порядок в классе. Дежурные и их обязанности. | 1 | Порядок | Беседа | Формирование представлений о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. | |
8 | Люди разных профессий, работающих в школе. Р.К. «Наши школьные учителя» | 1 | Учитель повар уборщица слесарь библиотекарь | Отгадывают кроссворд по загадкам и картинкам | Формирование представлений о дружеских взаимоотношениях с одноклассниками, старшими. | |
9 | Мой дом. | 1 | Семья дом | Работа с картинками | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнения в сравнении. | |
10 | Мой дом. Помещения квартиры. | 1 | Помещение квартира дом | Отгадывание загадок , рисование. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки. | |
11 | Комната. | 1 | Комната | Работа с картинками, ответы на вопросы, рисунки | Коррекция зрительного восприятия через формирование умения соотносить предметы | |
12 | Мой домашний адрес. | 1 | Адрес | Работа с картинками, ответы на вопросы | Коррекция устной речи | |
13 | Правила пользования лифтом | 1 | Ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта | Просмотр видеофильма | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
14 | Правила безопасности, поведения в местах общего пользования в доме. | 1 | Не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода | Беседа после просмотра учебного фильма | Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения | |
15 | Различение частей территории двора. Р.К. «Спортивная площадка школы» | 1 | Спортивная игровая площадка | Ответы на вопросы. рисунки | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных качеств | |
16 | Соблюдение правил безопасности и поведения во дворе.
| 1 | Место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон | Ответы на вопросы по картинкам, рисунки | Коррекция пространственной ориентировки учащихся | |
2 четверть-16ч | ||||||
17 (1) | Электроприборы. | 1 | Безопасность | Беседа после просмотра учебного фильма | Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения | |
18 (2) | Электроприборы. Р.К. «Магазин электротоваров» | 1 | Электроприборы. | Загадки, рисунки | Коррекция пространственной ориентировки учащихся | |
19 (3) | Предметы мебели. | 1 | Мебель | Загадки, просмотр презентации Ди. «Что лишнее» | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
20 (4) | Предметы мебели. | 1 | Табурет, комод | Работа с картинками, беседа. рисунки | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |
21 (5) | Предметы посуды. | 1 | Виды посуды | Просмотр презентации. беседа | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
22 (6) | Предметы посуды. | 1 | Назначения посуды | Просмотр учебного фильма, отгадывание загадок | Коррекция пространственной ориентировки учащихся | |
23 (7) | Напитки – вода, чай, сок, какао. | 1 | Напитки Вода , чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе | Отгадывание загадок Ответы на вопросы учителя, работа с картинками | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |
24 (8) | Молочные продукты. | 1 | Кефир снежок | Беседа о пользе молочных продуктах Игра «Что к чему относится» | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
25 (9) | Мясные продукты. Р.К «Центральный рынок» | 1 | Мясные продукты | Работа по учебнику, ответы на вопросы учителя | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |
26 (10) | Рыбные продукты | 1 | Рыбные продукты | Работа по учебнику, ответы на вопросы учителя | Коррекция устной речи через обогащение словаря. | |
27 (11) | Мучные продукты. | 1 | Мучные продукты. | Работа по учебнику, ответы на вопросы учителя | Коррекция устной речи через обогащение словаря. | |
28 (12) | Макаронные изделия. | 1 | Рожки спагетти | Работа по учебнику, ответы на вопросы учителя | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
29 (13) | Фрукты. | 1 | Слива виноград | Отгадывание загадок рисунки | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
30 (14) | Овощи. | 1 | Овощной ряд | Отгадывание загадок, рисование. | Коррекция речи через формирование умения составлять описательный рассказ по существенным признакам. | |
31 (15) | Бумага. Свойства бумаги. Практическая работа. | 1 | Рвется , мнется, намокает глянцевая, бархатная | Просмотр презентации, ответы на вопросы учителя | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
32 (16) | Предметы, изготовленные из бумаги | 1 | Просмотр презентации | Коррекция мышления через анализ, сравнение. | ||
3 четверть-20ч. | ||||||
33 (1) | Различение предметов, изготовленных из бумаги. | 1 | Салфетка, коробка, газета, книга | Отвечают на вопросы учителя | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений по запоминанию. | |
34 (2) | Инструменты для работы с бумагой. | 1 | Ножницы , шило для бумаги, фигурный дырокол | Работа с таблицей, картинками | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
35 (3) | Узнавание инструментов, с помощью которых работают с бумагой | 1 | Ножницы , шило для бумаги, фигурный дырокол | Отгадывание загадок, рисование. | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
36 (4) | Представление о стекле. Свойства стекла. | 1 | Прозрачность , хрупкость | Просмотр презентации | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
37 (5) | Узнавание предметов, изготовленных из стекла | 1 | Ваза , стакан, оконное стекло, очки | Д\и «Что из чего? | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
38 (6) | Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла | 1 | Безопасность | Беседа после просмотра учебного фильма | Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения | |
39 (7) | Предметы из резины. | 1 | Резина сапоги, игрушки | Узнают сведения о резине, правила пользования с предметами. | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
40 (8) | Предметы из дерева. | 1 | Мебель посуда | Узнают сведения о дереве, правила пользования с предметами. | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
41 (9) | Инструменты при работе с деревом. | 1 | Пила, молоток. | Отгадывают загадки, опираясь на картинки, отвечают на вопросы | Расширение круга общих представлений об окружающем мире | |
42 (10) | Узнавание предметов, изготовленных из дерева. | 1 | Отгадывают загадки, опираясь на картинки, отвечают на вопросы | Расширение круга общих представлений об окружающем мире | ||
43 (11) | Предметы из ткани.Р.К. «Мир ткани-магазины города» | 1 | Одежда, постельное белье. | Узнают сведения о ткани, правила пользования с предметами. Отвечают на вопросы. | Расширение круга общих представлений об окружающем мире | |
44 (12) | Мой город. Дома, магазины. | 1 | Отгадывают загадки, опираясь на картинки, отвечают на вопросы | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | ||
45 (13) | Правила поведения в общественных местах (магазинах, кафе). | 1 | Общественные места | Повторяют правила поведения в общественных местах | Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения | |
46 (14) | Дорога из дома в школу. | Безопасность | Правила дородного движения повторяют | Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям. | ||
47 (15) | Правила дорожного движения | ПДД | Просмотр учебного фильма, отвечают на вопросы | Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям . | ||
48 (16) | Правила дорожного движения | ПДД | Разбор ситуации | Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения | ||
49 (17) | Соблюдение правил поведения на улице | 1 | Поведение | Беседа | Привитие навыков соблюдения правил пользования общественным транспортом | |
50 (18) | Достопримечательностей своего города Р.К. «Городские парки» | 1 | памятник героям | Просмотр презентации беседа, рисование картинок | Коррекция связной устной речи через формирования умения выражать свои впечатления | |
51 (19) | Наземный транспорт | Рельсовый , безрельсовый | Просмотр презентации беседа. Загадки, рисунки | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнения в сравнении. | ||
52 (20) | Виды наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). | Рельсовый, безрельсовый | Беседа Загадки, рисунки | Коррекция устной речи через обогащение словаря | ||
4 четверть-16ч. | ||||||
53 (1) | Воздушный транспорт | 1 | Воздушный транспорт | Просмотр презентации беседа, рисование картинок | Коррекция устной речи через обогащение словаря | |
54 (2) | Виды воздушного транспорта. | 1 | Хвост крылья лопасти нос | Просмотр презентации беседа, рисование картинок | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнения в сравнении. | |
55 (3) | Подземный транспорт. | 1 | Метро | Просмотр презентации беседа, | ||
56 (4) | Водный транспорт. | 1 | Лайнер | Отгадывание загадок, рисование. | Формирование представлений о наземном транспорте. Расширение кругозора. | |
57 (5) | Виды водного транспорта. Р.К. «Городской пляж» | 1 | Корабль. катер яхта | Отгадывание загадок, рисование. | Коррекция мышления через анализ, сравнение. | |
58 (6) | Различение водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. | 1 | Пассажирский. грузовой | Просмотр презентации беседа. Игра «Соотнеси картинки» | Коррекция устной речи через упражнения в употреблении новых слов. | |
59 (7) | Космический транспорт. | 1 | Ракета, космический корабль | Просмотр презентации беседа, | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |
60 (8) | Профессии людей, работающих на транспорте | 1 | Профессии : водитель, контролер, машинист | Разгадывают загадки, выбирают картинки | Коррекция мыслительной деятельности через отгадывание загадок | |
61 (9) | Виды общественного транспорта. | 1 | Общественный транспорт: троллейбус трамвай, метро | Просмотр презентации беседа | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в различении. | |
62 | Виды общественного транспорта. Р.К. «Трамвайный парк» | 1 | Общественный транспорт: трамвай | Просмотр презентации беседа | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в различении. | |
63 (11) | Соблюдение правил поведения в общественном транспорте. | 1 | Правила поведения. | Просмотр презентации беседа, Игра «Исключи не нужное» | Привитие навыков соблюдения правил в транспорте. | |
64 (12) | Виды специального транспорта | 1 | Пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина | Разгадывают загадки, выбирают картинки | Коррекция речи через расширение и уточнение словаря | |
65 (13) | Профессии людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией | 1 | Пожарник. полицейский. врач | Игра «Кто лишний» «Соедини картики» | Формирование представлений о профессиях людей, работающих на транспорте | |
66 (14) | Пользование общественным транспортом | 1 | Посадка в автобус, покупка билета | Сюжетно-ролевая игра | Привитие навыков соблюдения правил дорожного движения. | |
67 (15) | Государство в котором мы живем | 1 | Государство родина страна | Просмотр презентации беседа | Формирование представления о государстве Россия и государственной символике. | |
68 (16) | Город Магнитогорск. Достопримечательности города | 1 | Просмотр презентации беседа, рисунки | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для работы в 10 классе социально-экономического профиля
Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, список практических работ, требования к уровню подготовки учащихся, дополнительную литературу и многое др...
Рабочая программа по географии 10-11 класс к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира", 1 час в неделю.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....
Рабочая программа «Экономическая и социальная география мира» 10-11 классы
Рабочая программа к учебнику Максаковского В. П. "Экономическая и социальная география мира" (10 класс)...
Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля
Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля по учебнику Ш.А. Алимова...
Рабочая программа по обществознанию для 11 класс (социально-экономический профиль)
Рабочая программа по обществознанию в 11 классе (социально-экономический профиль) составлена на основе программы, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руковод...
рабочая программа учебной дисциплины Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
1. Паспорт раблчей программы2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины3. Примерный тематический планусловия реализации учебной дисциплины4.Контроль и оценка результатов...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программапо предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...