Дидактический синквейн в логопедической работе с детьми с ОВЗ
статья на тему
Данный материал знакомит с приемом ТРКМ - синквейном и опытом использования его в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_sinkveyn_v_logopedicheskoy_rabote_s_detmi_s_ovz.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический синквейн в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Процесс обучения детей с ОВЗ многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивает формирование всесторонне развитой личности. Реализуемая в условиях инклюзивного образования коррекционная работа должна удовлетворять особые образовательные потребности этих детей.
У всех детей с ОВЗ, кроме их основного нарушения, часто встречаются речевые проблемы:
- неправильное произношение звуков (отсутствие, замена одного звука другим, смешение звуков в устной речи);
- недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков;
- нарушения формирования фонематического анализа и синтеза;
- трудности при письме и чтении (недостаточное понимание слов при чтении и смысла прочитанного, неумение выделить предложения из диктуемого текста, правильно оформить их на письме);
- ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас (употребляют слова, свойственные речи детей младшего возраста, вместо антонимов используют прилагательные с частицей «не» и т.д.);
- нарушение формирования грамматического строя речи.
У многих обучающихся с ОВЗ имеется ряд особенностей. Это недостаточные устойчивость и распределение внимания, снижение вербальной памяти, трудности в овладении сравнением и обобщением, сниженная мотивация.
Сгладить и преодолеть данные проблемы в развитии детей с ОВЗ поможет дидактический синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления.
Синкве́йн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси. С 1997 года стихотворная форма стала использоваться в России в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. У синквейна нет рифмы, составляется он по определенным правилам.
Алгоритм составления синквейна.
1.Первая строка — тема синквейна - существительное, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь.
2.Вторая строка — два прилагательных или причастия, которые дают описание признаков предмета.
3.Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4.Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к предмету или объекту.
5.Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета.
Детям предлагается наглядно-графическая схема синквейна, напоминающая ёлочку.
1. Машина. |
2. Быстрая, мощная. |
3. Едет, обгоняет, тормозит. |
4. Я очень люблю кататься. |
5. Транспорт. |
Чтобы правильно составить синквейн, детям необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- владеть обобщением, понятиями: слово - предмет, слово-действие, слово-признак;
- правильно понимать и задавать вопросы, оформлять свою мысль в виде предложения;
- уметь согласовывать слова.
Этапы работы с синквейном:
- восстановление синквейна (заполнить пропуски);
- отгадывание темы;
- самостоятельное составление (работаем коллективно, в парах и индивидуально).
В прошлом году был проведен конкурс на лучший сборник синквейнов. Участвовали 2-3 классы. Родители предварительно были ознакомлены с данным видом работы, активно помогали своим детям.
Работу по составлению синквейна можно проводить на разных учебных предметах и на всех этапах урока.
Использование данной технологии увлекает детей, учит выделять их главное и второстепенное, обогащает словарный запас, помогает реализации всех личностных способностей и, как смена деятельности, способствует эмоциональной разгрузке школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ЗПР
Описана авторская система работы с младшими школьниками....
РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...
Программа логопедической работы с детьми с двуязычием
В условиях сельской местности, где в семьях говорят на родном языке, в учебном или дошкольном образовательном учреждении начинается обучение на русском языке, дети испытывают большие трудности в адапт...
Технология "Синквейн" в логопедической работе
Электронная презентация по теме "Синквейн"...
Роль дидактической игры в логопедической работе.
В логопедической работе широко используются дидактические игры. как для усвоения новых знаний, так и для закрепления, обобщения и уточнения полученных знаний. В ходе игры совершенствуются умения и нав...
Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)
Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.Один из алгоритмов мо...
Использование авторских игровых дидактических пособий в логопедической работе.
Все пособия, представленные в презентации, созданы мной для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на занятия....