Дидактический синквейн в логопедической работе с детьми с ОВЗ
статья на тему

Кочепасова Галина Владимировна

Данный материал знакомит с приемом ТРКМ - синквейном и опытом использования его в работе с детьми с  ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Дидактический  синквейн в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Процесс обучения детей с ОВЗ многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивает формирование всесторонне развитой личности. Реализуемая в условиях инклюзивного образования коррекционная работа должна удовлетворять особые образовательные потребности этих детей.

У  всех  детей с ОВЗ, кроме их основного нарушения, часто встречаются речевые проблемы:

  • неправильное произношение звуков (отсутствие, замена одного звука другим, смешение звуков в устной речи);
  • недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков;
  • нарушения формирования фонематического анализа и синтеза;
  • трудности при  письме и чтении  (недостаточное  понимание  слов при чтении и смысла прочитанного, неумение выделить предложения из диктуемого текста, правильно оформить их на письме);
  • ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас (употребляют слова, свойственные речи детей  младшего возраста, вместо антонимов  используют прилагательные с частицей «не» и т.д.);
  • нарушение формирования грамматического строя речи.

У многих обучающихся  с ОВЗ имеется ряд особенностей. Это недостаточные устойчивость и распределение внимания, снижение вербальной памяти, трудности в овладении сравнением и обобщением, сниженная мотивация.

Сгладить и преодолеть  данные проблемы в развитии детей с ОВЗ  поможет дидактический синквейн – один из приемов  технологии развития критического мышления.

Синкве́йн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси. С 1997 года стихотворная форма стала использоваться  в России в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. У синквейна нет рифмы, составляется он по определенным правилам.

Алгоритм составления синквейна.

1.Первая строка — тема синквейна - существительное,  обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь.

2.Вторая строка — два прилагательных или причастия, которые дают описание признаков  предмета.

3.Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4.Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к  предмету или объекту.

5.Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета.

Детям предлагается наглядно-графическая схема синквейна, напоминающая ёлочку.

                           1. Машина.

                     2. Быстрая, мощная.

           3. Едет,   обгоняет, тормозит.

         4. Я   очень  люблю   кататься.

                           5. Транспорт.

Чтобы правильно составить синквейн, детям необходимо:
       - иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
       - владеть обобщением,  понятиями: слово - предмет, слово-действие, слово-признак;
       - правильно понимать и задавать вопросы, оформлять свою мысль в виде предложения;
       - уметь согласовывать слова.

Этапы работы с синквейном:

  1. восстановление синквейна (заполнить пропуски);
  2. отгадывание темы;
  3. самостоятельное составление (работаем коллективно, в парах и индивидуально).

В прошлом году был проведен конкурс  на лучший сборник синквейнов. Участвовали  2-3 классы. Родители предварительно были ознакомлены  с данным видом работы,  активно помогали своим детям.

Работу по составлению синквейна можно проводить на разных учебных предметах и на всех этапах урока.

Использование данной технологии увлекает детей, учит выделять их главное и второстепенное, обогащает словарный запас, помогает реализации всех личностных способностей и, как смена деятельности, способствует эмоциональной разгрузке школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ЗПР

Описана авторская система работы с младшими школьниками....

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

Программа логопедической работы с детьми с двуязычием

В условиях сельской местности, где в семьях говорят на родном языке, в учебном или дошкольном образовательном учреждении начинается обучение на русском языке, дети испытывают большие трудности в адапт...

Технология "Синквейн" в логопедической работе

Электронная презентация по теме "Синквейн"...

Роль дидактической игры в логопедической работе.

В логопедической работе широко используются дидактические игры. как для усвоения новых знаний, так и для закрепления, обобщения и уточнения полученных знаний. В ходе игры совершенствуются умения и нав...

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)

Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.Один из алгоритмов мо...

Использование авторских игровых дидактических пособий в логопедической работе.

Все пособия, представленные в презентации, созданы мной для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на занятия....