Дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков
рабочая программа на тему
Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.
Задачи:
· Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
· Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
· Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
· Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
· Развитие фонематического восприятия;
· Дифференциация смешиваемых в устной речи согласных звуков с-ш, з-ж, ц-с, ч-ть, ч-щ, р-л.
· Уточнение и сопоставление дифференцируемых звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
· Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_smeshivaemyh_v_ustnoy_rechi_soglasnyh_zvukov.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательной школы -интернат
VIII вида Ст. Старолеушковская Павловского района.
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа
по «Дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков»
для школ VIII вида.
Составили учитель-логопед высшей категории: Горб О.А.
Пояснительная записка.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей и связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое приводит к большому количеству замен в письменной речи.
Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков звукопроизношения у умственно отсталых детей , развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, развитие фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.
Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.
Задачи:
- Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
- Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
- Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
- Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
- Развитие фонематического восприятия;
- Дифференциация смешиваемых в устной речи согласных звуков с-ш, з-ж, ц-с, ч-ть, ч-щ, р-л.
- Уточнение и сопоставление дифференцируемых звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
- Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий «Дифференциация смешиваемых в устной речи согласных звуков» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – дифференциация смешиваемых в устной речи звуков. На занятия отводится 20 минут 3 раза в неделю.
Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.
Направления работы:
- Развитие восприятия речи;
- Обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
- Развитие слуховой дифференциации;
- Закрепление произносительной дифференциации;
- Формирование фонематического анализа и синтеза.
Основные требования к знаниям и умениям:
По окончании курса занятий учащийся должен:
- Иметь чёткое представление о звуковом составе слова, уметь выделять звуки из слова, определять место звука в слове;
- Дифференцировать поставленные звуки в связной речи.
- Дифференцировать поставленные звуки в письменной речи.
Этапы работы по дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков.
I этап. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.
- Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
- Выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.
II этап. Слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
- Сравнение конкретно смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
Приблизительное календарно тематическое планирование по дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков.
На примере дифференциации звуков с-ш.
№ | Тема занятий | Кол-во занятий | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Подготовительный этап. | ||||
1. | Уточнение артикуляции звуков с-ш | 1 | ||
2. | Звук и буква с-ш. | 1 | ||
Этап дифференциации. | ||||
3. | Дифференциация изолированных звуков с-ш. | 1 | ||
4. | Дифференциация звуков с-ш в слогах. | 1 | ||
5. | Дифференциация звуков с-ш в начале слова. | 1 | ||
6. | Дифференциация звуков с-ш в середине слова. | 1 | ||
7. | Дифференциация звуков с-ш в конце слова. | 1 | ||
8. | Дифференциация звуков с-ш в предложениях. | 1 | ||
9. | Дифференциация звуков связной с-ш речи. | 1 | ||
10. | Дифференциация звуков с-ш при заучивании стихов. | 1 |
Список литературы.
1. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М. ВЛАДОС , 2001.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М. Прсвещение.1991
3. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. –М. , 1957
4. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л. , 1988.
5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. ВЛАДОС , 1999.
6. Логопедия. Под ред. Волковой М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и сла...
Дифференциация звонких и глухих парных согласных звуков. Слова различных лексических групп
Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с нарушением интеллекта...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для обучающейся 5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 5 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...