"Азбука здоровья"
методическая разработка на тему
Программа студии "Азбука здоровья" для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для работы с детьми с ОВЗ | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
∙ образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
∙ наследственность (20 %);
∙ внешняя среда (20 %);
∙ качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении.
В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
∙ сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
∙ воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью. Программа кружка «Здоровый образ жизни» направлена на решение этих задач.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
Программа кружка «Здоровый образ жизни» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
∙ Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
∙ Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
∙ Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
∙ Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
∙ Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
∙ Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
∙ Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
∙ Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
∙ Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
∙ Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
∙ Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
∙ Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
∙ Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Программа кружка «Здоровый образ жизни» рассчитана на 1 год обучения для учащихся 3 классов.
Программа кружка включает три основных раздела:
1. Секреты здоровья.
2. Попрыгать, поиграть.
3. Профилактика детского травматизма.
Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
На изучение каждого раздела отводится по 3 часа в неделю, 108 часов в год.
В ходе изучения основных разделов программы кружка «Здорово быть здоровым» ученики научатся:
- составлять режим дня;
- управлять своими эмоциями;
- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;
- включать в свой рацион питания полезные продукты;
- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
- соблюдать правила пользования общественным транспортом;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Секреты здоровья. | ||||
От улыбки хмурый день светлей | 1 | Беседа | ||
Состояние экологии и её влияние на организм человека | 1 | Практическое занятие | ||
Полезные и вредные продукты | 1 | Практическое занятие | ||
Гигиена правильной осанки | 1 | Практическое занятие | ||
Доброречие | 1 | Практическое занятие | ||
Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | Практическое занятие | ||
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени | 1 | Беседа | ||
Как защититься от простуды и гриппа | 1 | Практическое занятие | ||
Вредные и полезные растения | 1 | Беседа | ||
Сезонные изменения, как и воспринимает человек | 1 | Беседа | ||
Природа – источник здоровь | 1 | Практическое занятие | ||
У природы нет плохой погоды | 1 | Практическое занятие | ||
Хочу остаться здоровым | 1 | Игра | ||
Этикет | 1 | Практическое занятие | ||
Лесная аптека на службе у человека | 1 | Практическое занятие | ||
Прививки | 1 | Игра | ||
Безопасность при любой погоде | 1 | Практическое занятие | ||
Что нужно знать о лекарствах и как избежать отравлений | 1 | Практическое занятие | ||
Предосторожности при обращении с животными | 1 | Беседа | ||
Болезнь грязных рук | 1 | Практическое занятие | ||
Добрым быть приятно | 1 | Игра | ||
Как вести себя за столом и в гостях | 1 | Игра | ||
Как доставить родителям радость? | 1 | Беседа | ||
Культура здорового образа жизни | 1 | Игра | ||
Настроение в школе и после школы | 1 | Практическое занятие | ||
Почему мы говорим неправду | 1 | Игра | ||
Почему мы не слушаемся родителей? | 1 | Беседа | ||
Надо уметь сдерживать себя | 1 | Игра | ||
Как вести себя, если что-то болит | 1 | Игра | ||
Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья» | 1 | Игра | ||
Как выбрать друзей | 1 | Практическое занятие | ||
Как помочь родителям | 1 | Выставка | ||
Помощь больным и беспомощным | 1 | Практическое занятие | ||
Что зависит от моего решения | 1 | Игра | ||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Игра | ||
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 1 | Игра | ||
Я выбираю движение | 1 | Игра | ||
Как относиться к подаркам. Как принимать и дарить подарки? | 1 | Практическое занятие | ||
Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова. | 1 | Практическое занятие | ||
Родословная твоей семьи | 1 | Игра | ||
Характер человека. Что такое темперамент. | 1 | Практическое занятие | ||
Способы проявления эмоций и чувств. «Карта настроений». Элементарные приемы снятия эмоционального напряжения. | 1 | Игра | ||
Значение витаминов для организма человека. Животная и растительная пища. Предупреждение пищевых отравлений. | 1 | Практическое занятие | ||
Безопасное поведение на дорогах. Обязанности пассажиров. | 1 | Практическое занятие | ||
Динамический урок «Отдых для позвоночника». | 1 | Игра | ||
Правильное дыхание. Как надо дышать. Значение правильного дыхания для профилактики простудных заболеваний. Разучивание элементов дыхательной гимнастики. | 1 | Практическое занятие | ||
Чередование труда и отдыха в учебное время. Двигательный режим. Подвижные игры, повышающие двигательную активность. | 1 | Практическое занятие | ||
Динамический урок с элементами дыхательной гимнастики. | 1 | Игра | ||
О вреде курения. Что такое побочный дым. Содержание понятия «пассивное курение». Влияние табачного дыма на детский организм | 1 | Практическое занятие | ||
Формирование отрицательного отношения к алкоголю, на примере социально-бытового аспекта | 1 | Игра | ||
Хранение пищевых продуктов. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Правила ухода за посудой | 1 | Беседа | ||
ИИсторический экскурс в прошлое «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению | 1 | Игра | ||
Основные группы пищевых продуктов: мясопродукты, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты. Блюда из зерновых культур. Рыбные блюда. Дары моря, которые можно употреблять в пищу. | 1 | Игра | ||
Болезни, передаваемые через пищу. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Срок годности продуктов питания. Кишечные расстройства | 1 | Игра | ||
Правила любезных услуг. Игры «Прошу», «Вежливые прятки» | 1 | Игра | ||
Что такое уважение и неуважение. Уважение и симпатия. Устная анкета об уважении. | 1 | Беседа | ||
Понятие «общение». Правила общения. Игровое общение. Эстетические правила игры. | 1 | Практическое занятие | ||
Правильные движения при общении. Упражнения в манерах движения (манера стоять, сидеть, вставать, ходить) | 1 | Беседа | ||
Правила общения на школьном празднике. Внешняя и внутренняя культура человека. Умение контролировать свое поведение. | 1 | Практическое занятие | ||
Как ложь становится привычной. Капризные дети, как к ним относятся взрослые и другие дети. | 1 | Практическое занятие | ||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Игра | ||
Безопасность дома | 1 | Беседа | ||
Беспорядок в доме – причина многих травм. | 1 | Практическое занятие | ||
Навыки дискуссионного общения | 1 | Практическое занятие | ||
Уроки Айболита | 1 | Практическое занятие | ||
Уроки Айболита | 1 | Практическое занятие | ||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Практическое занятие | ||
Духовно-нравственное здоровье. | 1 | Беседа | ||
Стресс и его воздействие на организм | 1 | Практическое занятие | ||
Охрана и укрепление здоровья во время летних каникул | 1 | Практическое занятие |
Список литературы:
- Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-47.
- Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – 2007. — №4. – С.28-31
- Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.94-128
- Вайнер Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования/Э. Н. Вайнер// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №5. – С.47-59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для 1-2 классов по здоровьесбережению "Азбука здоровья"
Внеклассное мероприятие по теме "Здоровьесбережения" для 1-2 классов...
внеклассное занятие "Азбука здоровья"
Внеклассное занятие по формированию ЗОЖ в коррекционной школе...
Программа кружка "Азбука здоровья"
программа расчитана на 5-6 классы 1час в неделю...
программа дополнительного образования детей "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеческому здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно от...
Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья"
Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья".Задачи:Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.Развивать речь, внимание, мышление, интерес к своему з...
Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»
В 7 – 12 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппар...
Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...