СБО рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
рабочая программа (9 класс) на тему
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 9 класс (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo_programma_9.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 9)
(УО )
Образовательная область, предмет – специальные коррекционные занятия, социально бытовая ориентировка
Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на основе программы С.А.Казаковой, В.В.Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета социально-бытовая ориентировка отводится 2 часа в неделю (68 часов (в год), в авторской программе – 2 часа в неделю (68 часов (в год)
По учебному плану школы в 9 классе отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание учебной программы по социально-бытовой ориентировке сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет распределения учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей. Работа строится концентрически. Материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением, с использованием большого количества заданий практического характера. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
Используемый учебно-методический комплект:
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.,
Социально-бытовая ориентировка. 9 класс : рабочая тетр.для учащихся спец. (коррекц.) шк. / З.Н.Миронюк, Н.А.Ивершина – М. : Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 40 с., ил.
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003,
Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011,
Справочник выпускника / [С.А.Львова]. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 192 с. (Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида).
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка: Учебное пособие. 9 класс. Для специальной (коррекционной) школы VIII вида. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 78 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 87 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2011.- 72 с.
Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 9 класс. – М.:АРКТИ, 2009.- 36 с. : ил.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранные к содержанию уроков (носят индивидуальный характер), дидактические задания и упражнения (носят индивидуальный характер).
Программа адресована учащимся 9 б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них универсальных учебных действий, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся. Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.
Данный учебный предмет важен для девятиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- расширение кругозора детей по всем темам, предлагаемым в программе;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении практических заданий;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- воспитание личностных качеств: аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, трудолюбия, терпения, усидчивости;
- воспитание экономного и бережного отношения к окружающему;
- строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
- содействие нравственному и трудовому воспитанию;
- выработка навыков общения с людьми
Интеграция с другими предметами:
чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, биология, география, ИЗО, история, обществоведение, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: практические работы, анкетирование, тестирование, беседы по пройденному материалу, ответы на вопросы по результатам экскурсий, зарисовки и записи результатов практической деятельности.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в ОУ. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цвето и пространственного восприятия, восприятия окружающего мира и общества в его многообразии. Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки социального самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.
Исходя из возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. К знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (Дёминов М., Логинова Д.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- о вредном воздействии алкоголя и наркотиков, курения на организм человека;
- размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата;
- средства для выведения пятен в домашних условиях;
- общие правила выведения жирных, фруктовых пятен, пятен от масляной краски, крови, молока, мороженого, шоколада, кофе, следов от горячего утюга и др;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами для выведения пятен;
- способы приготовления национальных блюд;
- правила сервировки праздничного стола;
- меню ребёнка ясельного возраста;
- культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь);
- правила приёма гостей (поведения хозяев при встрече, расставании, во время визита);
- правила расстановки мебели в квартире (с учётом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);
- требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
- правила сохранения жилищного фонда;
- основные маршруты самолётов;
- службы аэровокзала;
- порядок приобретения и возврата билетов;
- правила посадки в самолёт;
- отделы рынка;
- цены на отдельные товары;
- отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах;
- правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин;
- правила получения денег за проданные вещи;
- современные виды связи;
- виды денежных переводов, их стоимость;
- меры по предупреждению инфекционных заболеваний;
- правила ухода за больными;
- условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больными);
- местонахождение предприятий бытового обслуживания;
- виды оказываемых ими услуг;
- правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания;
- профессии работников предприятий;
- правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии);
- виды и цели сбережений;
- порядок помещения денег в сберкассу;
- виды кредита, порядок его оформления;
- виды страхования;
- отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии;
- учреждения и отделы по трудоустройству;
- местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе;
- виды документов, необходимых для поступления на работу;
- перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
учащиеся должны иметь представления о:
- необходимости поддержания физического здоровья;
- современных спортивных увлечениях: фитнесе, шейпинге, бодибилдинге, бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и т.п.;
- вреде курения для курящих и окружающих;
- о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки;
- стиле одежды и моде;
- средствах выражения индивидуальности;
- воздействии средств для выведения пятен на различные виды тканей;
- диетическом питании;
- порядке и условиях заключения и расторжения брака, основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье;
- морально-этических нормах взаимоотношений в семье, об обязанностях членов семьи, связанных с заботой о детях;
- распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи;
- назначении авиатранспорта;
- назначении ярмарки, рынка, их отличая от магазина комиссионной торговли, скупки, уценённой торговли;
- кишечных инфекционных заболеваниях, воздушно-капельных инфекциях, путях распространения инфекций;
- назначении предприятий бытового обслуживания;
- значении и характере культурных потребностей;
- значений экономии в домашнем хозяйстве;
- значении кредита, страхования.
учащиеся должны уметь:
- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером;
- определять стиль одежды;
- пользоваться журналом мод;
- рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;
- выводить пятна различными способами и средствами;
- готовить национальные блюда;
- сервировать праздничный стол;
- готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста;
- готовить отдельные диетические блюда;
- анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;
- встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма гостей;
- анализировать поступки людей и давать им правильную оценку;
- соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе;
- расставлять мебель в квартире (на макете);
- подбирать детали интерьера;
- ориентироваться в расписании;
- определять маршрут и выбирать транспортные средства;
- выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями;
- вежливо обращаться к продавцу;
- подсчитывать стоимость покупок;
- заполнять бланки почтового и телеграфного переводов;
- оформлять квитанцию по оплате телефонных услуг;
- одевать, умывать, кормить больного (взрослого, ребёнка);
- измерять температуру;
- ставить горчичники (на куклу);
- перестилать постель лежачего больного;
- обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания;
- планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности;
- соблюдать правила экономии;
- заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу;
- соотносить выбранную профессию со своими возможностями;
- заполнять анкету;
- писать заявление, автобиографию;
- составлять заявки на материалы, инструменты;
- писать расписку, докладную записку;
- обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема | Кол-во учебных часов (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА | 0 | 3 |
2 | ОДЕЖДА | 0 | 9 |
3 | ПИТАНИЕ | 0 | 6 |
4 | СЕМЬЯ | 0 | 5 |
5 | КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ | 0 | 4 |
6 | ЖИЛИЩЕ | 0 | 6 |
7 | ТРАНСПОРТ | 0 | 7 |
8 | ТОРГОВЛЯ | 0 | 5 |
9 | СРЕДСТВА СВЯЗИ | 0 | 4 |
10 | МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ | 0 | 4 |
11 | УЧРЕЖДЕНИЯ,ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ | 0 | 3 |
12 | ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА | 0 | 7 |
13 | ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВО | 0 | 5 |
Итого: | 0 часов | 68 часов |
В связи с тем, что в авторской программе С.А.Казаковой, В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана. То необходимое количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость
Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в ...
Рабочая программа по СБО для глубоко умственно отсталых детей 8 класс
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и реализуется на основе программы образования учащихся с ум...
Биология рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Рабочая программа по биологии 9 класс (умственная отсталость)...
География рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Рабочая программа по географии 9 класс (у/о)...
История рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Рабочая программа по истории 9 класс (у/о)...
Математика рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Рабочая программа по математике 9 класс (у/о)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету « Музыка и пение » для «7-9 » классов
Адаптированная рабочая программа обучения детей с УО....