География рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему
Рабочая программа по географии 9 класс (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograf.programma_9_klass.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 9)
(УО)
Образовательная область, предмет – география, география материков и океанов (часть 2).
Данная рабочая программа по географии разработана на основе программы Лифановой Т.М. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета география отводится 2 часа в неделю (68 часов в год), в авторской программе - 2 часа в неделю, но 66 часов в год.
По учебному плану школы в 9 классе отведено 2 часа в неделю, (68 часов в год).
Содержание авторской учебной программы по географии сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Ряд тем постепенно расширяется, усложняется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению естественнонаучных представлений, знаний природе, населении, хозяйстве мира в целом, практическому применению этих знаний в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.
Используемый учебно-методический комплект:
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.;
Лифанова Т.М. География. 9 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 208 с. : ил.
Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2014. – 168 с.
Лифанова Т.М. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе: пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Лифанова Т.М., Е.В.Подвальная. – М.: Просвещение, 2013. – 112 с.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал, задания графического характера, практические упражнения творческого характера, набор географических карт, модель глобуса, компас, географические атласы и контурные карты, наборы для лепки и моделирования (пластилин, воск, глина, речной песок), интернетресурсы.
Программа адресована обучающимся 9 б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по географии материков и океанов, который доступен учащимся. Изучение географии расширяет кругозор школьников, их знаний об окружающем мире. В то же время данный учебный предмет для девятиклассников является этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, географических, исторических, обществоведческих и других общеразвивающих знаний. Ученики учатся наблюдать за изменениями в природе и хозяйстве отдельных стран на разных материках, видеть и слышать, сравнивать изучаемые объекты, устанавливать несложные причинно-следственные связи, работать с символическими пособиями. Географический материал обладает значительными возможностями для развития интеллектуальной деятельности учащихся, имеет большое значение для коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов, способствует развитию абстрактного мышления. Естествоведческие знания помогут детям лучше понимать отношение человека к природе, а в совокупности с практической деятельностью на уроках биологии, истории и профессионально-трудового обучения помогут эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Изучение географии материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ и т.п. Обучение географии носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает проведение специально организованных практических работ, экскурсий, использование видеопрезентаций, игр и т.п. для введения обучающихся в мир новых теоретических знаний. 9 класс полностью посвящён ознакомлению с природой и хозяйством стран Европы, Азии, отдельно России и своей местности. Большое внимание уделено природе, как среде обитания и жизнедеятельности людей, источника ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделено вопросам экологии и проблемам обострения экологической ситуации в мире.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- дать элементарные, научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве зарубежных стран;
- познакомить с культурой и бытом разных народов:
- воспитание бережного отношения к природе в целом, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности;
- помочь усвоить правила поведения в природе;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, предметы эстетического цикла, СБО, биология, история, обществоведение, физическая культура профессионально-трудовое обучение, специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, тестовые задания, составление отчётов по экскурсии и проделанной практической работе, тестовые контрольные задания.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Урок географии активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное воображение, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (Дёминов М., Логинова Д.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
- границы, государственный строй и символику России;
- особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
- медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Обучающиеся должны уметь:
- находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционной школы VIII вида;
- показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
- находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
- давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
- называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей местности;
- правильно вести себя в природе;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
Содержание рабочей программы
№ п.п | Тема | Кол-во учебных часов (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ИЗУЧАЮТ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ. | 1 | 1 |
2 | ЕВРОПА | 23 | 34 |
3 | АЗИЯ. | 22 | 30 |
4 | РОССИЯ | 6 | 3 |
5 | СВОЙ КРАЙ. | 14 | 0 |
Итого: | 66 | 68 |
В авторской программе Лифановой Т.М. запланировано 66 часов в год, в моей рабочей программе – на 2 часа больше, исходя из еженедельной нагрузки (2 часа в неделю) и количества учебных недель – 34. Количество часов определённых мною для изучения отдельных тем курса отличается от количества часов в авторской программе, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей класса. Тема «Свой край» не была мною вынесена отдельно, а органично вошла в состав темы «Россия». Варианты объединения уроков определено мною самостоятельно, опираясь на компактное размещение материала.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «География».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
География КТП 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс (у/о)...
География КТП 7 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по географии для 7 класса (у/о)...
География КТП 6 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по географии для учащихся 6 класса (у/о)...
География КТП 8 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по географии для учащихся 8 класса (у/о)...
География КТП 6 класс (для детей с умственной отсталостью) на дому
Календарно-тематическое планирование по географии для учащегося 6 класса на дому (у/о)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету « Музыка и пение » для «7-9 » классов
Адаптированная рабочая программа обучения детей с УО....