ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по биологии на тему

Фокина Ирина Геннадьевна

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с учебной литературой.

Проиллюстрирую применение этих форм на конкретных примерах

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

И.Г. Фокина, преподаватель биологии ФГКОУ УГСВУ МО РФ

«Великая цель образования – 

это не знания, а действия»

Герберт Спенсер

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с учебной литературой.

Проиллюстрирую применение этих форм на конкретных примерах.

Урок «Видоизменения подземных побегов» (6 класс). Форма урока: урок-исследование.

1. Актуализация знаний. Учащиеся должны закончить предложения, в которых говорится о строении побега. (Основной надземный орган растения  - это … . К боковым частям побега относятся … . и т.д.).

2. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и целей урока. Вначале предлагаются загадки о растениях, которые имеют видоизмененные подземные побеги (ландыш, картофель, лук). Затем учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: корневище, клубень, луковица – это побеги или корни? Как можно доказать, что это побеги?

Учащиеся дают разные варианты ответов, предлагают способы решения проблемы, в ходе обсуждения которых формулируются тема и цели занятия (Цель урока: изучить строение и функции корневища, клубня, луковицы; доказать принадлежность их к побегам).

Такой прием способствует побуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к познавательной деятельности и активной работе.

3. Изучение нового материала. На этом этапе учитель организует исследовательскую деятельность учащихся по изучению строения корневища, клубня, луковицы в ходе выполнения лабораторной работы.  Работа проводится по группам: первая группа  исследует корневище ириса; вторая группа – клубень картофеля; третья группа – луковицу репчатого лука. Учащиеся работают с натуральными объектами, текстом и рисунками учебника. Исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этого знаний из различных областей. Она рассчитана на самостоятельность учащихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля.

Лабораторная работа «Строение клубня».

Ход работы:

1) Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите основание и верхушку.

2) Пользуясь лупой, рассмотрите почки (глазки). Как они расположены на клубне?

3) Сравните клубень картофеля и побег. Подпишите части клубня в карточке.

4) Вывод: Докажите, что клубень – это видоизмененный  подземный побег.

Лабораторная работа «Строение луковицы».

Ход работы:

1) Рассмотрите внешнее строение луковицы. Чем покрыта луковица снаружи? Какое это имеет значение?

2) Рассмотрите внутреннее строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.

3) Сравните луковицу и побег. Подпишите части луковицы в карточке.

4) Вывод: Докажите, что луковица - видоизмененный подземный побег.

Лабораторная работа «Строение корневища».

Ход работы:

1) Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище.

2) Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

3) Сравните корневище и побег. Подпишите части корневища в карточке.

4) Вывод: Докажите, что корневище - видоизмененный подземный побег.

Далее учитель проводит обсуждение результатов лабораторной работы.  Используя интерактивную доску, группы отчитываются о проделанной работе, отвечают на вопросы о функциях побега в целом и о дополнительных функциях видоизмененных побегов, делают выводы, дополняют записи в карточках (рис. 1-3).

            Рис. 1

         Рис. 2

         Рис. 3

4. Закрепление. Учитель предлагает оценить правильность утверждений. Учащиеся отмечают правильные утверждения и объясняют ответы, используя  полученные знания о строении видоизмененных побегов.

(1. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги. Верно.

2. Верхушечные и боковые почки клубня называются детками. Не верно – глазками и т.д.).

5. Рефлексия. Учитель обращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: клубень, корневище, луковица – это корни или побеги? Смогли ли мы доказать их принадлежность к побегам? Учащиеся самостоятельно делают выводы по уроку. Далее учащимся предлагается высказать свое отношение  уроку, закончив следующие предложения: На этом уроке меня порадовало… Я похвалил бы себя за… Сегодня мне удалось… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Меня удивило… Мне понравилось… Мне не понравилось… Сегодня я понял, что … пригодится мне в дальнейшей жизни.

6. Домашнее задание. Предложенное домашнее задание предполагало дифференцированный и творческий подход: для одних – это работа с учебником, для других – работа с учебником и подготовка сообщения.

Роль учителя на данном уроке заключалась в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, создании комфортной обстановки на уроке.

Большое внимание в своей деятельности я уделяю работе с учебником. Учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информационную, развивающую и воспитательную функции. От умения работать с учебником в большой степени зависят прочность и осмысленность усвоения знаний. В свою очередь умение работать с учебником связано с овладением учениками логическими операциями. Умение работать с текстом подразумевает умение переконструировать информацию в иную форму: изложение, план, конспект, тезисы, схемы и т.д.

На уроке «Класс Земноводные или Амфибии.  Места обитания и строение земноводных» (7 класс) при изучении нового материала я организую работу с учебником следующим образом.

1-й вопрос: внешнее строение лягушки в связи с наземно-водным образом жизни.

Организуется работа в парах с использованием инструктивных карточек.

I вариант - наземная среда.

1. Прочитайте в учебнике об особенностях строения лягушки.

2. Выпишите в тетрадь признаки приспособленности лягушки к жизни на суше.

3. Расскажите своему соседу по парте о «наземных» чертах в строении лягушки.

II вариант - водная среда.

1. Прочитайте в учебнике об особенностях строения лягушки.

2. Выпишите в тетрадь признаки приспособленности лягушки к жизни в воде.

3. Расскажите своему соседу по парте о «водных» чертах в строении лягушки.

Здесь происходит сравнительно-аналитическая работа с учебником.

Это поисково-репродуктивный способ работы с учебником. Он способствует лучшему пониманию и запоминанию изученного материала, его закреплению. Помогает вырабатывать навыки и умения краткости изложения и отбора необходимой информации, формирует умение выделять главное.

2-ой вопрос: строение скелета лягушки.

 Пользуясь текстом и рисунком учебника, изучите строение скелета лягушки. Заполните схему «Скелет лягушки». Работайте совместно, помогая другу.  

Схема «Скелет лягушки»

I. Скелет головы:   ________________ .

II. Скелет туловища.

Отделы позвоночника:  _________ +  ________ + ___________+ _________ .

III. Скелет конечностей и их поясов

1. Пояс передних конечностей:  ________ +  _________  + _______________.

2. Скелет передних конечностей:   ____________  +  ______________ +  кисть.

3. Пояс задних конечностей:    ___________________________________ .

4. Скелет задних конечностей:   ___________  +  _______________ +  стопа.

Здесь идет сравнительно-аналитическая работа с учебником. Такая работа в значительной мере помогает осмыслить и повторить изучаемый материал, развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся.

Таким образом, применение на уроках деятельностных форм организации обучения дает возможность учителю не только организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, но и  целенаправленно и системно формировать у  них весь спектр деятельностных способностей:

- формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Список литературы:

  1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.- 144 с.
  2. Демина Ольга Викторовна. Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии [Электронный ресурс]/. -  Режим доступа: http://school-zvd.ru/metodicheskie_razrabotki?id=363.
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. и др. Учим детей мыслить критически. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.- 192 с.
  4. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Вентана-Граф, 2013.- 304 с.
  5. Мотайло М.В. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников// Биология в школе, 2009. -  № 1. – с. 20-23.
  6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.-240 с.
  7. Шубина Татьяна Ивановна. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс]/. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/102-068-283.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"

Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...

Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго п...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательно...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»

Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательно...