ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по биологии на тему
В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с учебной литературой.
Проиллюстрирую применение этих форм на конкретных примерах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС | 725.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
И.Г. Фокина, преподаватель биологии ФГКОУ УГСВУ МО РФ
«Великая цель образования –
это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с учебной литературой.
Проиллюстрирую применение этих форм на конкретных примерах.
Урок «Видоизменения подземных побегов» (6 класс). Форма урока: урок-исследование.
1. Актуализация знаний. Учащиеся должны закончить предложения, в которых говорится о строении побега. (Основной надземный орган растения - это … . К боковым частям побега относятся … . и т.д.).
2. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и целей урока. Вначале предлагаются загадки о растениях, которые имеют видоизмененные подземные побеги (ландыш, картофель, лук). Затем учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: корневище, клубень, луковица – это побеги или корни? Как можно доказать, что это побеги?
Учащиеся дают разные варианты ответов, предлагают способы решения проблемы, в ходе обсуждения которых формулируются тема и цели занятия (Цель урока: изучить строение и функции корневища, клубня, луковицы; доказать принадлежность их к побегам).
Такой прием способствует побуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к познавательной деятельности и активной работе.
3. Изучение нового материала. На этом этапе учитель организует исследовательскую деятельность учащихся по изучению строения корневища, клубня, луковицы в ходе выполнения лабораторной работы. Работа проводится по группам: первая группа исследует корневище ириса; вторая группа – клубень картофеля; третья группа – луковицу репчатого лука. Учащиеся работают с натуральными объектами, текстом и рисунками учебника. Исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этого знаний из различных областей. Она рассчитана на самостоятельность учащихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля.
Лабораторная работа «Строение клубня».
Ход работы:
1) Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите основание и верхушку.
2) Пользуясь лупой, рассмотрите почки (глазки). Как они расположены на клубне?
3) Сравните клубень картофеля и побег. Подпишите части клубня в карточке.
4) Вывод: Докажите, что клубень – это видоизмененный подземный побег.
Лабораторная работа «Строение луковицы».
Ход работы:
1) Рассмотрите внешнее строение луковицы. Чем покрыта луковица снаружи? Какое это имеет значение?
2) Рассмотрите внутреннее строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.
3) Сравните луковицу и побег. Подпишите части луковицы в карточке.
4) Вывод: Докажите, что луковица - видоизмененный подземный побег.
Лабораторная работа «Строение корневища».
Ход работы:
1) Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище.
2) Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
3) Сравните корневище и побег. Подпишите части корневища в карточке.
4) Вывод: Докажите, что корневище - видоизмененный подземный побег.
Далее учитель проводит обсуждение результатов лабораторной работы. Используя интерактивную доску, группы отчитываются о проделанной работе, отвечают на вопросы о функциях побега в целом и о дополнительных функциях видоизмененных побегов, делают выводы, дополняют записи в карточках (рис. 1-3).
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
4. Закрепление. Учитель предлагает оценить правильность утверждений. Учащиеся отмечают правильные утверждения и объясняют ответы, используя полученные знания о строении видоизмененных побегов.
(1. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги. Верно.
2. Верхушечные и боковые почки клубня называются детками. Не верно – глазками и т.д.).
5. Рефлексия. Учитель обращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: клубень, корневище, луковица – это корни или побеги? Смогли ли мы доказать их принадлежность к побегам? Учащиеся самостоятельно делают выводы по уроку. Далее учащимся предлагается высказать свое отношение уроку, закончив следующие предложения: На этом уроке меня порадовало… Я похвалил бы себя за… Сегодня мне удалось… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Меня удивило… Мне понравилось… Мне не понравилось… Сегодня я понял, что … пригодится мне в дальнейшей жизни.
6. Домашнее задание. Предложенное домашнее задание предполагало дифференцированный и творческий подход: для одних – это работа с учебником, для других – работа с учебником и подготовка сообщения.
Роль учителя на данном уроке заключалась в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, создании комфортной обстановки на уроке.
Большое внимание в своей деятельности я уделяю работе с учебником. Учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информационную, развивающую и воспитательную функции. От умения работать с учебником в большой степени зависят прочность и осмысленность усвоения знаний. В свою очередь умение работать с учебником связано с овладением учениками логическими операциями. Умение работать с текстом подразумевает умение переконструировать информацию в иную форму: изложение, план, конспект, тезисы, схемы и т.д.
На уроке «Класс Земноводные или Амфибии. Места обитания и строение земноводных» (7 класс) при изучении нового материала я организую работу с учебником следующим образом.
1-й вопрос: внешнее строение лягушки в связи с наземно-водным образом жизни.
Организуется работа в парах с использованием инструктивных карточек.
I вариант - наземная среда.
1. Прочитайте в учебнике об особенностях строения лягушки.
2. Выпишите в тетрадь признаки приспособленности лягушки к жизни на суше.
3. Расскажите своему соседу по парте о «наземных» чертах в строении лягушки.
II вариант - водная среда.
1. Прочитайте в учебнике об особенностях строения лягушки.
2. Выпишите в тетрадь признаки приспособленности лягушки к жизни в воде.
3. Расскажите своему соседу по парте о «водных» чертах в строении лягушки.
Здесь происходит сравнительно-аналитическая работа с учебником.
Это поисково-репродуктивный способ работы с учебником. Он способствует лучшему пониманию и запоминанию изученного материала, его закреплению. Помогает вырабатывать навыки и умения краткости изложения и отбора необходимой информации, формирует умение выделять главное.
2-ой вопрос: строение скелета лягушки.
Пользуясь текстом и рисунком учебника, изучите строение скелета лягушки. Заполните схему «Скелет лягушки». Работайте совместно, помогая другу.
Схема «Скелет лягушки»
I. Скелет головы: ________________ .
II. Скелет туловища.
Отделы позвоночника: _________ + ________ + ___________+ _________ .
III. Скелет конечностей и их поясов
1. Пояс передних конечностей: ________ + _________ + _______________.
2. Скелет передних конечностей: ____________ + ______________ + кисть.
3. Пояс задних конечностей: ___________________________________ .
4. Скелет задних конечностей: ___________ + _______________ + стопа.
Здесь идет сравнительно-аналитическая работа с учебником. Такая работа в значительной мере помогает осмыслить и повторить изучаемый материал, развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся.
Таким образом, применение на уроках деятельностных форм организации обучения дает возможность учителю не только организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, но и целенаправленно и системно формировать у них весь спектр деятельностных способностей:
- формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Список литературы:
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.- 144 с.
- Демина Ольга Викторовна. Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии [Электронный ресурс]/. - Режим доступа: http://school-zvd.ru/metodicheskie_razrabotki?id=363.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. и др. Учим детей мыслить критически. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.- 192 с.
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Вентана-Граф, 2013.- 304 с.
- Мотайло М.В. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников// Биология в школе, 2009. - № 1. – с. 20-23.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.-240 с.
- Шубина Татьяна Ивановна. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс]/. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/102-068-283.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"
Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...
Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго п...
Использование системно-деятельностного подхода на уроках биологии в условиях реализации ФГОС общего образования
Программа самообразования учителя...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»
С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательно...
Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»
Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»
С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательно...