«Использование сенсомоторных приёмов при работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями»
проект
Описание кейса методической разработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание кейса методической разработки
Название | «Использование сенсомоторных приёмов при работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями» |
Первоисточник | В основе данной методической разработки лежит идея сочетания отработки речевого материала и сенсорных эталонов с движениями О. Вайнгольц. Оксана Вайнгольц – практикующий учитель-логопед, нейропсихолог, работающая с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Ею разработана серия методических пособий, направленных на коррекцию звукопроизношения, запуск речи с опорой на темпо-ритмические упражнения. Опробовав некоторые из её методических пособий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения на логопедических занятиях, мы увидели, что данный материал интересен и мотивирует их на выполнение заданий. Некоторые из них были апробированы, а затем переработаны под возможности детей нашей нозологии. Были упрощены и изменены: сенсомоторные приемы, речевая составляющая. Речевой материал и сенсорные эталоны подобраны с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их возраста, программного материала. |
Целевая группа | Данная методическая разработка предназначена для детей младшего школьного возраста (1-4 классы), обучающихся по АООП УО(ИН), вариант 1. |
Период применения | Срок применения представляемой методической разработки – 1 год. |
Этапы, алгоритм и содержание, вовлеченность родителей | Методическая разработка включает в себя раздаточный и демонстрационный материал, содержащий в себе сенсорные эталоны и инструкцию учителя-логопеда (чаще устную). Ребенку предъявляются задания, представленные на двух листах. Содержание одного из них направлено на отработку определенного компонента речи, в зависимости от цели и задач занятия. На втором листе – задания по выполнению моторных действий. Инструкция учителя-логопеда разъясняет, какой речевой навык будет отрабатывать ребенок и с какими движениями будет сочетать. Обучающемуся необходимо определить цвет, соотнести его с речевым материалом, который изображен на нем (лист 1) и сенсомоторным приемом (лист 2). Упражнения могут выполняться как одной, так и двумя руками (в зависимости от психофизических возможностей ребёнка). Рассмотрим организацию работы по развитию лексико-грамматического строя речи с опорой на сенсомоторные приемы и зрительное восприятие на примере изучения раздела «Дикие животные» в 3 классе (АООП УО(ИН), вариант 1 (индивидуальные логопедические занятия)). В рамках работы над формированием лексико-грамматического строя по разделу «Дикие животные» выделяются такие направления: -обогащение и развитие активного и пассивного словаря по теме «Дикие животные»; -составление грамматических конструкций по образцу; -словоизменение (образование множественного числа именительного падежа); -согласование слов (числительного с существительным); -словообразование (образование притяжательных прилагательных); 1. На первом этапе происходит активизация и развитие словаря обучающегося в рамках лексической темы. Алгоритм использования на этапе закрепления названий животных. Обучающемуся предлагается два листа с заданиями. На первом листе находятся круги, разные по цвету, с изображенными на них животными (лиса, волк, медведь, заяц, ёж, енот, белка, кабан). На втором листе расположены цветные ладошки. Учащемуся необходимо назвать животное, которое он видит в первом круге, и закрыть ладошку такую же по цвету. Важно отметить, что процесс проговаривания одновременно сопровождается действием. После выполнения задания ученику предлагается назвать всех данных животных обобщающим понятием («Дикие животные»). 2. На этапе работы по составлению грамматических конструкций по образцу, можно использовать традиционную дидактическую игру «Чей малыш?». Алгоритм использования. На первом рабочем листе появляется круг, разделенный на четыре сектора, различных по цвету. В каждом секторе изображено определенное животное. Сначала предлагается вспомнить и назвать каждого из животных, далее проговорить, как называется их детеныш (У лисы лисенок). На втором листе изображены цветные кулачки (левая и правая рука). После актуализации знаний обучающийся воспроизводит моторную программу с одновременным проговариванием. Ребенку необходимо посмотреть на первый кулачок, соотнести цвет кулачка с цветом сектора, закрыть кулачок и составить словосочетание по образцу (У лисы лисенок; у белки бельчонок и т.д.). Аналогично используется игра «Кто где живет?», «Кто что ест?» 3. Следующий этап работы: словоизменение (образование множественного числа именительного падежа); Алгоритм использования. На первом рабочем листе – круг, разделенный на четыре сектора с изображенными на них животными. На втором рабочем листе – набор кругов различных по цвету (четыре основных цвета). Это задание усложнено использованием клавесов (ритмических палочек) с разноцветными концами. Задание выполняется одновременно обеими руками. Предлагается вспомнить и назвать каждого из изображенных животных, образовав множественное число именительного падежа (лиса-лисы, белка-белки т.д.). После актуализации знаний обучающийся воспроизводит моторное задание с одновременным проговариванием (называет животного, образует множественную форму, закрывает круг клавесами, соответствующего цвета). 4. Работа над согласованием слов. Алгоритм использования. На первом рабочем листе – круг с секторами и изображенными на них животными. На втором рабочем листе изображены человечки четырех основных цветов, выполняющие различные движения. Обучающему предлагается сосчитать животных, назвать их количество, правильно согласовывая существительное с числительным (четыре лисы, две белки и т.д.). После актуализации знаний обучающийся воспроизводит моторную программу с одновременным проговариванием. Ученику предлагается назвать животных еще раз, при этом одновременно выполнить движения с использованием второго листа. Движения выбираются в соответствии с возможностями обучающихся. Аналогично выстраивается работа по согласованию существительных с другими частями речи. 5. Формирование навыка образования притяжательных прилагательных. Алгоритм использования. На первом рабочем листе – круг с секторами и изображенными на них хвостами животных (хвост лисы, волка, белки т.д.). На втором рабочем листе изображены человечки четырех основных цветов, выполняющие определенные движения. Моторное задание дополняется использованием предметов (кубики, мячи, обручи и т.д.). Обучающемуся предлагается назвать чей хвост, образовав притяжательное прилагательное (лисий хвост, волчий хвост и т.д.). После актуализации знаний обучающийся воспроизводит моторную программу с одновременным проговариванием. Ученику предлагается назвать притяжательные прилагательные еще раз, при этом одновременно выполнить движения с предметами, указанные на листе 2. |
Условия применения | Данное методическое пособие может применяться не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых. Методическая разработка позволяет активизировать внимание обучающихся, способствует развитию умений переключать внимание с одного вида деятельности на другой, а также увеличению его объема. В некоторых случаях осуществляется коррекция поведения. Данный образовательный проект разработан с учетом дифференцированного подхода и принципа научности, способствует достижению личностных результатов образовательной программы (обучающиеся оказывают друг другу взаимопомощь, осуществляют взаимопроверку и т.д.). Представленный материал соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, этапам обучения и содержанию адаптированной программы, представляет собой четко выстроенную систему, с последующим усложнением и вариативностью использования. Разработан в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к учебным и дидактическим пособиям. Имеет практико-ориентированный характер. |
Результативность | Апробация данной разработки и промежуточная диагностика позволили нам получить некоторые качественные результаты. Рост уровня вовлеченности обучающихся, развитие зрительного восприятия, памяти, мышления, общей и тонкой моторики. Наличие дополнительного стимула для отработки и усвоения правильных грамматических конструкций, увеличению активного словаря. Формирование навыков переноса ранее полученных знаний в другие ситуации. |
Возможности использования | Представленный образовательный проект может быть использован в помощь специалистам психолого-педагогического сопровождения, учителям-предметникам и учителям начальных классов. На занятиях учителя-дефектолога и педагога-психолога продолжается процесс развития зрительного восприятия, пространственной ориентации, а также подключаются новые способы и приемы закрепления знаний о цифрах, числах, геометрических представлениях и вариантах работы с ними. Возможность подбирать, дополнять и использовать речевой материал к любой лексической теме, развивать связную речь на уроках чтения и русского языка позволяет применять его учителями- предметниками, реализующими образовательную область «Язык и речевая практика». В этом является актуальность применения данной разработки и перспективность использования другими образовательными организациями. Применение данного пособия воспитателями детских садов и учителями начальных классов позволяет сделать процесс воспитания и обучения более увлекательным, насыщенным, а также способствует повышению уровня вовлеченности обучающихся, делая возможным пересечение предметных областей. Применение современных приемов обучения позволяет разнообразить организацию образовательного процесса и внести многогранность в характер взаимодействия педагога и ребёнка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников.
В работе описываются методы и приёмы коррекционной работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников...
Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.
В статье представлены варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...

Отчет по самообразованию учителя – логопеда Архиповой Надежды Андреевны «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» на 2020 – 2021 уч.г.
Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное...

БУКЛЕТ для педагогов «Коррекционная работа по развитию мыслительных процессов у обучающихся с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями»
Коррекционная работа по развитию мыслительных процессов у обучающихся с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями....

«Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями».
laquo;Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями»....
Статья: "Методы и приёмы используемые в работе логопеда по развитию лексико_грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с ОНР lll уровня".
В статье описываются методы и приемы, используемые в работе логопеда по развитию лексико - грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предста...