Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)
план-конспект занятия по теме
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа - детский сад № 662 компенсирующего вида
Кронштадтского района Санкт – Петербурга
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы
с задержкой психического развития
«Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)
( Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие. Логоритмика.)
Пант Татьяна Владимировна
учитель – логопед
г. Кронштадт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_posuda.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа - детский сад № 662 компенсирующего вида
Кронштадтского района Санкт – Петербурга
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы
с задержкой психического развития
«Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)
( Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие. Логоритмика.)
Пант Татьяна Владимировна
учитель – логопед
г. Кронштадт
20. 03. 2014 г.
Цель: развитие лексико – грамматического строя речи и развитие связной речи по лексической теме «Посуда».
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Систематизировать знания детей о посуде, систематизировать знания детей о назначении, деталях и частях посуды, материала, из которого она сделана
- совершенствование грамматического строя речи, упражнять в умении согласовывать имена существительные с именами прилагательными, учить образовывать и употреблять в речи имена существительные родительного падежа с предлогом –без
- уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»
- закреплять умение согласовывать (координировать) речь с движением
- Продолжать развивать умение составлять рассказ по алгоритму
Коррекционно – развивающие задачи:
- Продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность, умение составлять целое из частей
- Развивать внимание и восприятие, речевого слуха, памяти, координации речи с движением
Оздоровительные задачи:
- тренировать мелкую моторику рук, тренировать общую моторику
- тренировать артикуляторный аппарат, артикуляторную моторику, отрабатывать правильное физиологическое дыхание и направленную воздушную струю
Коррекционно – воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, доброжелательности
- вызывать у детей желание помочь персонажам
- воспитывать у детей аккуратность при обращении с раздаточным материалом
Предварительная работа:
Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде, просмотр мультфильма «Федорино горе».
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал (чашки и блюдца, чашки с «паром», стаканчики с водой, трубочки), «письмо», плакат с самоваром, разрезные картинки, зеркала, телевизор, презентация, мяч, карандаши, алгоритм, цветочки.
Ход образовательной деятельности
- Организационный момент.
Логопед приглашает детей к себе и организует приветствие. ( Он задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают ).
Как живёте? (Вот так!)
Как идёте? (Вот так!)
Как шалите ? (Вот так!)
Как грозите? (Вот так!)
Заниматься хотите? (Да!)
Логопед: чтобы найти своё место предлагаю вам выбрать по одной чашке с подноса. Найдите такое же блюдце, как ваша чашка. (дети выбирают по одной чашке и проходят к столу, на котором стоят блюдца тех же цветов, они находят блюдце соответствующего цвета, ставят на него чашечку и садятся на стулья).
Логопед: Садитесь. Расскажите, посуда какого цвета у вас.
Дети: у меня красная чашка и красное блюдце ( у меня синяя чашка и синее блюдце и т. д.)
Логопед: Молодцы.
- Основная часть.
Логопед: Я сегодня получила письмо, давайте его прочитаем.
От бабушки - грязнули
Все вещи улизнули.
Остались у старушки
Лишь жабы да лягушки.
Звала стаканы, блюдца –
Помоет, коль вернутся.
И обещала кротко
Почистить сковородки.
Логопед: Это загадка об одной сказке, которую вы знаете. Отгадали ?
Дети: это сказка Корнея Чуковского «Федорино горе».
Логопед: О какой старушке говорится в письме – загадке?
Дети: О Федоре.
Логопед: О чем говорится в этой сказке?
Дети: от Федоры убежала посуда.
Логопед: А вы знаете, почему посуда убежала?
Дети:…
Логопед: Ребята, а тут ещё что то в письме написано. Послушайте:
« Пишу вам я – Самовар – Самоварович. Посылаю вам свою фотографию. Посмотрите какой я грязный, пыльный. Помогите Федоре, ребята, очистите меня, а для этого надо выполнить несколько заданий.» Поможем?
Дети: Да.
Логопед: Начнем.
( После выполнения детьми каждого задания, логопед снимает с самовара «грязь»).
А) Логопед: Быстрее всех от Федоры убегали чашки и , конечно они разбились. Давайте соберём их.
Дети: собирают разрезные картинки.
Логопед: Какие красивые чашечки получились. Послушайте они нам песенку поют –
Дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля – мы теперь красивые,
Дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля – целые и мытые.
Дети: Повторяют чистоговорку.
Б) Логопед: А теперь можем из чашек и чай попитьс блинами да с вкусным вареньем.
Общая артикуляторная гимнастика. (Развитие артикуляторной моторики.)
Логопед: Первое упражнение «Месим тесто». Взяли зеркальце, смотрим в него и выполняем как я.
Второе упражнение: «Блинчики», третье – «Вкусное варенье», четвертое – «Чашечка».
Логопед: Ребята, а почему из чашки с чаем идет пар?
Дети: Чай горячий.
Логопед: Правильно, чай кипит и он очень горячий, а давайте сами вскипятим чай. ( Развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи ).
Логопед: Перед каждым из вас стаканчик с водой, опустите туда соломинку. Подуйте в неё, щеки не раздуваем, так чтобы «чай» в стакане «закипел».
Дети: выполняют упражнение 3 – 4 раза под команду логопеда.
Логопед: Чай вскипел, он очень горячий, его разлили по чашечкам, на него надо подуть. Возьмите чашки и по моей команде вы сделаете вдох подуете на «пар», плечи не поднимаем, щеки не раздуваем, губы вытянуты трубочкой. Вот так (показ).
Дети: выполняют упражнение 3 – 4 раза.
В) Игра «Что без чего?». Употребление в речи существительных родительного падежа с предлогом –без. (Игра – презентация).
Логопед: Посуда разбита, посмотрите, чего не хватает у предметов.
Кастрюля без стенок
Вилка без зубчиков
Кувшин без ручки
Стакан без дна и т. д.
Физ. Минутка.
Логопед: Давайте покажем какая посуда убежала от Федоры:
Дети: Повторяют текст и делают движения.
Вот большой стеклянный чайник. Надувают животики, одна рука на пояс.
Очень важный как начальник:
Вот фарфоровые чайники. Две рука на поясе.
Очень хрупкие бедняжки! Хлопок.
Вот серебряные ложки: Потягиваются, руки вверху, смыкают над
Голова на тонкой ножке головой.
Вот пластмассовый поднос: Наклоняются вперед, руки вытянуть
Он посуду нам принес! Вытягиваются вперед.
Логопед: В нашем стишке вы услышали, что посуда может быть сделана из разных материалов.
Г) «Из чего может быть сделана посуда» (Игра с мячом).
Логопед: Давайте поиграем с мячом. Я называю материал из которого сделана какая – нибудь посуда, а вы возвращаете мне мяч и говорите какая это посуда.
Логопед: Чашка сделана из стекла – значит, она
Дети: стеклянная
Ваза из фарфора – значит она
Дети: фарфоровая
Ложка из дерева
Кувшин из глины
Ваза из хрусталя
Ковш из металла
Поднос из пластмассы
Д) Логопед: Посмотрите на наш самовар. Какой он стал красивый и чистый. Из каких частей он состоит?
Дети: ручки, ножки, носик.
Логопед: Предлагаю вам выбрать себе листочки. Посмотрите внимательно на свой листок, что там нарисовано?
Дети: самовар.
Логопед: Всё ли правильно нарисовано?
Дети: нет.
Логопед: Давайте дорисуем недостающие детали к самовару. Но сначала подготовим к работе наши руки и пальчики. Возьмите карандаши и выполните упражнение:
Пальчиковая гимнастика:
Пальчики, ладошки будем разминать,
Чтобы всё красиво нам нарисовать.
Дети: Повторяют слова и растирают между ладошками карандаш.
Логопед: А теперь дорисуйте детали к самовару.
Дети: Выполняют.
Е) Логопед: Какие красивые самовары у вас получились. Давайте мы с вами опишем наш самовар. Смотрите на свой самовар и на мнемодорожку, отвечайте полным ответом.
? | части | ? |
Дети: Повторяют рассказ по алгоритму.
- Заключительная часть.
Логопед: Ребята, помогли мы Федоре? Очистили Самовар – Самоварович?
Дети: Да.
Логопед: А теперь давайте наш самовар украсим цветочками. Кому было на занятии все понятно и легко – прикрепите красны цветок, если было чуть – чуть сложно – зелёный. А если очень трудно было выполнять задания – прикрепите синий цветок.
Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран») ( Технологии: развивающие
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической те...
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Город профессий» ( Технологии: развивающие, игровые. Логоритмика.)
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Город профессий»( Технологии: развивающие, игровые. Логоритмика.)...
конспект занятия по развитию лексико-грамматическому строю речи в старшей группе
Занятие по лексической теме: "Посуда"...
конспект занятия по развитию лексико-грамматическому строю речи в старшей группе
Занятие по лексической теме: "Посуда"...
Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.
В статье представлены варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...