Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)
план-конспект занятия по теме

Пант Татьяна Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа - детский сад № 662 компенсирующего вида

Кронштадтского района Санкт – Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы

с задержкой психического развития

«Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)

 

 

( Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие. Логоритмика.)

 

 

Пант Татьяна Владимировна

учитель – логопед

 

 

 

 

г. Кронштадт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_posuda.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа - детский сад № 662 компенсирующего вида

Кронштадтского района Санкт – Петербурга

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы

с задержкой психического развития

«Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)

( Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие. Логоритмика.)

Пант Татьяна Владимировна

учитель – логопед

г. Кронштадт

20. 03. 2014 г.

Цель: развитие лексико – грамматического строя речи и развитие связной речи по лексической теме «Посуда».

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Систематизировать знания детей о посуде, систематизировать знания детей о назначении, деталях и частях посуды, материала, из которого она сделана
  2. совершенствование грамматического строя речи, упражнять в умении согласовывать имена существительные с именами прилагательными, учить образовывать и употреблять в речи имена существительные родительного падежа с предлогом –без
  3. уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»
  4.  закреплять умение согласовывать (координировать) речь с движением
  5. Продолжать развивать умение составлять рассказ по алгоритму

Коррекционно – развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность, умение составлять целое из частей
  2. Развивать внимание и восприятие, речевого слуха, памяти, координации речи с движением

Оздоровительные задачи:

  1. тренировать мелкую моторику рук, тренировать общую моторику
  2. тренировать артикуляторный аппарат, артикуляторную моторику, отрабатывать правильное физиологическое дыхание и направленную воздушную струю

Коррекционно – воспитательные:

  1. формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, доброжелательности
  2. вызывать у детей желание помочь персонажам
  3. воспитывать у детей аккуратность при обращении с раздаточным материалом

Предварительная работа:

Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде, просмотр мультфильма «Федорино горе».

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал (чашки и блюдца, чашки с «паром», стаканчики с водой, трубочки), «письмо», плакат с самоваром, разрезные картинки, зеркала, телевизор, презентация, мяч, карандаши, алгоритм, цветочки.

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей к себе и организует приветствие. ( Он задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают ).

Как живёте? (Вот так!)

Как идёте? (Вот так!)

Как шалите ? (Вот так!)

Как грозите? (Вот так!)

Заниматься хотите? (Да!)

Логопед: чтобы найти своё место предлагаю вам выбрать по одной чашке с подноса. Найдите такое же блюдце, как ваша чашка. (дети выбирают по одной чашке и проходят к столу, на котором стоят блюдца тех же цветов, они находят блюдце соответствующего цвета, ставят на него чашечку и садятся на стулья).

Логопед: Садитесь. Расскажите, посуда какого цвета у вас.

Дети: у меня красная чашка и красное блюдце ( у меня синяя чашка и синее блюдце и т. д.)

Логопед: Молодцы.

  1. Основная часть.

Логопед: Я сегодня получила письмо, давайте его прочитаем.

От бабушки - грязнули

Все вещи улизнули.

Остались у старушки

Лишь жабы да лягушки.

Звала стаканы, блюдца –

Помоет, коль вернутся.

И обещала кротко

Почистить сковородки.

Логопед: Это загадка об одной сказке, которую вы знаете. Отгадали ?

Дети: это сказка Корнея Чуковского «Федорино горе».

Логопед: О какой старушке говорится в письме – загадке?

Дети: О Федоре.

Логопед: О чем говорится в этой сказке?

Дети: от Федоры убежала посуда.

Логопед: А вы знаете, почему посуда убежала?

Дети:…

Логопед: Ребята, а тут ещё что то в письме написано. Послушайте:

« Пишу вам я – Самовар – Самоварович. Посылаю вам свою фотографию. Посмотрите какой я грязный, пыльный. Помогите Федоре, ребята, очистите меня, а для этого надо выполнить несколько заданий.» Поможем?

Дети: Да.

Логопед: Начнем.

( После выполнения детьми каждого задания, логопед снимает с самовара «грязь»).

А) Логопед: Быстрее всех от Федоры убегали чашки и , конечно они разбились. Давайте соберём их.

Дети: собирают разрезные картинки.

Логопед: Какие красивые чашечки получились. Послушайте они нам песенку поют –

Дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля – мы теперь красивые,

Дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля – целые и мытые.

Дети: Повторяют  чистоговорку.

Б) Логопед: А теперь можем из чашек и чай попитьс блинами да с вкусным вареньем.

Общая артикуляторная гимнастика. (Развитие артикуляторной моторики.)

Логопед: Первое упражнение «Месим тесто». Взяли зеркальце, смотрим в него и выполняем как я.

Второе упражнение: «Блинчики», третье – «Вкусное варенье», четвертое – «Чашечка».

Логопед: Ребята, а почему из чашки с чаем идет пар?

Дети: Чай горячий.

Логопед: Правильно, чай кипит и он очень горячий, а давайте сами вскипятим чай. ( Развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи ).

Логопед: Перед каждым из вас стаканчик с водой, опустите туда соломинку. Подуйте в неё, щеки не раздуваем, так чтобы «чай» в стакане «закипел».

Дети: выполняют упражнение 3 – 4 раза под команду логопеда.

Логопед: Чай вскипел, он  очень горячий, его разлили по чашечкам, на него надо подуть. Возьмите чашки и по моей команде вы сделаете вдох подуете на «пар», плечи не поднимаем, щеки не раздуваем, губы вытянуты трубочкой. Вот так (показ).

Дети: выполняют упражнение 3 – 4 раза.

В) Игра «Что без чего?». Употребление в речи существительных родительного падежа с предлогом –без. (Игра – презентация).

Логопед: Посуда разбита, посмотрите, чего не хватает у предметов.

Кастрюля без стенок

Вилка без зубчиков

Кувшин без ручки

Стакан без дна и т. д.

Физ. Минутка.

Логопед: Давайте покажем какая посуда убежала от Федоры:

Дети: Повторяют текст и делают движения.

Вот большой стеклянный чайник.      Надувают животики, одна рука на пояс.

Очень важный как начальник:         

Вот фарфоровые чайники.                     Две рука на поясе. 

Очень хрупкие бедняжки!                      Хлопок.

Вот серебряные ложки:                       Потягиваются, руки вверху, смыкают над

Голова на тонкой ножке                        головой.

Вот пластмассовый поднос:                       Наклоняются вперед, руки вытянуть

 Он посуду нам принес!                        Вытягиваются вперед.

Логопед: В нашем стишке вы услышали, что посуда может быть сделана из разных материалов.

Г) «Из чего может быть сделана посуда» (Игра с мячом).

Логопед: Давайте поиграем с мячом. Я называю материал из которого сделана какая – нибудь посуда, а вы возвращаете мне мяч и говорите какая это посуда.

Логопед: Чашка сделана из стекла – значит, она

Дети: стеклянная

Ваза из фарфора – значит она

Дети: фарфоровая

Ложка из дерева

Кувшин из глины

Ваза из хрусталя

Ковш из металла

Поднос из пластмассы

Д) Логопед: Посмотрите на наш самовар. Какой он стал красивый и чистый. Из каких частей он состоит?

Дети: ручки, ножки, носик.

Логопед: Предлагаю вам выбрать себе листочки. Посмотрите внимательно на свой листок, что там нарисовано?

Дети: самовар.

Логопед: Всё ли правильно нарисовано?

Дети: нет.

Логопед: Давайте дорисуем недостающие детали к самовару. Но сначала подготовим к работе наши руки и пальчики. Возьмите карандаши и выполните упражнение:

Пальчиковая гимнастика:

Пальчики, ладошки будем разминать,

Чтобы всё красиво нам нарисовать.

Дети: Повторяют слова и растирают между ладошками карандаш.

Логопед: А теперь дорисуйте детали к самовару.

Дети: Выполняют.

Е) Логопед: Какие красивые самовары у вас получились. Давайте мы с вами опишем наш самовар. Смотрите на свой самовар и на мнемодорожку, отвечайте полным ответом.

?

части

?

Дети: Повторяют рассказ по алгоритму.

  1. Заключительная часть.

Логопед: Ребята, помогли мы Федоре? Очистили Самовар – Самоварович?

Дети: Да.

Логопед: А теперь давайте наш самовар украсим цветочками. Кому было на занятии все понятно и легко – прикрепите красны цветок, если было чуть – чуть сложно – зелёный. А если очень трудно было выполнять задания – прикрепите синий цветок.

Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран») ( Технологии: развивающие

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической те...

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Город профессий» ( Технологии: развивающие, игровые. Логоритмика.)

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Город профессий»( Технологии: развивающие, игровые. Логоритмика.)...

Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.

В статье представлены  варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...