Экзаменационные билеты "Профильный труд. Швейное дело" - 9 класс. 8 вид.
материал (9 класс) на тему
Экзаменационные билеты "Профильный труд. Швейное дело" 9 класс, 8 вид.
Пояснительная записка к экзаменационным билетам.
Ответы на экзаменационные билеты "Профильный труд. Швейное дело" 9 класс, 8 вид.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к экзаменационным билетам по трудовому обучению
профиль «Швейное дело» 9 класс
Цель итоговой аттестации по трудовому обучению (профиль швейное дело):
- Определить уровень сформированности необходимого объема знаний учащихся
- Определить уровень сформированности профессиональных умений учащихся.
Задачи итоговой аттестации:
1. Определить уровень сформированности доступных учащимися технических и технологических знаний.
2. Определить уровень развития у учащихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться в производственном задании.
3. Оценивать уровень обученности школьников профессиональным приемам труда по профилю швейное дело.
4. Определить уровень воспитанности у учащихся устойчивого положительного отношения к труду.
Экзаменационные билеты по трудовому обучению составлены согласно программе по трудовому обучению «Швейное дело» для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида, допущенной Министерством образования РФ: Сб.1.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 224с., ; рекомендациям о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, напечатанных в журнале «Вестник образования» № 11, 2011 года.
Экзамен по трудовому обучению выпускников 9 класса проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
Содержание экзаменационных билетов по трудовому обучению включает в себя образовательный минимум, определяемый программой «Швейное дело», учитывая требования к уровню подготовки выпускников. Билеты содержат три вопроса, два из которых теоретические, третий вопрос – практическая работа.
Т.к. обучение детей с нарушением интеллекта строится с учетом педагогической дифференциации и по возможностям обучения умственно отсталые школьники делятся на 4 группы, то и практическая работа представлена в разных вариантах.
Характеристики типологических групп:
1 группа: учащиеся наиболее успешно овладевают программным материалом. Все задания, как правило, выполняются этими учащимися самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменения задания, в основном правильно используют имеющийся опыт. Умение объяснять свои действия словами, свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания они успешнее других применяют на практике. При выполнении сравнительно не сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. Однако, в условиях фронтальной работы при изучении нового материала или изготовлении более сложного изделия у этих учащихся все же проявляются затруднения в ориентировании и планировании работы. Им бывает, нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения дети 1 группы не теряют, могут применять и при выполнении аналогичного и сравнительно нового задания.
2 группа: так же достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальные объяснения, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов заданий, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но при этом они снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся недостаточно точны.
3 группа: ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-информационной). Успешность усвоения знаний зависит, в первую очередь, от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих детей характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, им нужно дополнительное объяснение. Их отличает низкая самостоятельность. Тем усвоения знаний значительно ниже, чем у детей 2 группы. Не теряют приобретенные знания, могут применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Эти школьники преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность школьников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.
4 группа: учащиеся, которые овладевают учебным материалом на низком уровне. При этом только фронтального обучения для них недостаточно, они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности им недоступно. Учащимся требуется неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки используется одними учениками, верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят своих ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение как исправить. Каждое последующее задание ими воспринимается как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предполагается программой вспомогательной школы.
Содержание первого и второго вопросов каждого билета позволяет выявить уровень сформированности понятийного аппарата, а так же уровень сформированности предметных ЗУН учащихся и знаний техники безопасности. Третий вопрос в билетах выявляет уровень развития умений переносить теоретический материал в практическую деятельность.
Для выполнения практической работы каждый экзаменуемый получает технологическую карту, образец-эталон; готовый крой для выполнения данного задания, инструменты, приспособления, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы учащийся выбирает самостоятельно.
На основе выполненной практической работы проводится собеседование. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы. На выполнение практической экзаменационной работы отводится 2-3 часа (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).
В связи с неоднородностью контингента учащихся обучение по профилю швейное дело проводится дифференцированно с учетом степени основного и сопутствующих дефектов.
Типологические группы учащихся 9-го класса по швейному делу с учетом индивидуальных особенностей
(дифференцированный подход по В.В.Воронковой)
Группа | Фамилия, имя ученика | Индивидуальные особенности |
2 группа | Нуждаются в определенной помощи, но достаточно успешно применяют имеющиеся знания и умения | |
3 группа | Учащихся этой группы отличает низкая самостоятельность, им требуется значительная помощь в начале выполнения каждого нового задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность школьников этой группы нужно постоянно организовывать. | |
4 группа | Учащиеся этой группы овладевают учебным материалом на низком уровне, нуждаются в дополнительных приемах обучения, постоянном контроле и подсказках. |
Показатели качества образования выпускников С(К)ОУ
Предметная составляющая
Учащиеся должны знать:
- понятие о видах информации, ее значение в жизни человека;
- понятие себестоимости продукции;
- правила гигиены и безопасности труда;
- требования, предъявляемые профессией к человеку, правила выбора профессии;
- терминологию работ по профилю;
- значение материалов в жизни человека;
- свойства материалов;
- классификацию материалов, их получение, свойства, применение;
- правила организации рабочего места
- технологические сведения об оборудовании и инструменте.
Деятельностно-коммуникативная составляющая
Учащиеся должны уметь:
- использовать различные виды информации;
- пользоваться основными правами и выполнять обязанности;
- использовать технологии, не нарушающие экологическое равновесие;
- обеспечивать безопасность своего труда;
- адекватно оценивать профессиональные возможности;
- владеть приемами работы ручным инструментом;
- различать материалы;
- применять терминологию работ по профилю;
- организовывать рабочее место;
- анализировать, планировать деятельность, оценивать качество работ.
Ценностно-ориентационная составляющая
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять самооценку уровня своей подготовки в целях профессионального самоопределения;
- строить свои отношения на основе уважения и признания уникальности каждого человека;
- воспринимать индивидуальный и индивидуальный труд как ценность;
- отвечать за результат труда;
- осознавать значение информации в жизни человека.
Критерии оценивания ответа выпускника на экзамене
Итоговая отметка выпускника на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.
оценка | Устный ответ | Практическая работа |
«5» | Ученик полностью излагает изученный материал в объеме программы по швейному делу:
| Ученик умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и аккуратно выполняет операции на швейной машине.
|
«4» | Ученик воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
| Ученик последовательно выполняет практическую работу, соблюдает ПТБ, но допускает 1-2 неточности:
|
«3» | Ученик обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью:
| Ученик последовательно выполняет практическую работу, соблюдает ПТБ, но допускает 3-4 ошибки при выполнении, неточности при обработке:
|
«2» | Ответ выявляет грубые ошибки, непонимание и несоответствие содержанию программы швейного дела. | Практическая работа не выполнена. |
СПИСОК СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
разрешенной к использованию учащимися при подготовке к устному ответу и выполнению практической работы:
- Справочные таблицы по разделам:
- «Ручные и машинные швы»
- «Машиноведение»
- «Материаловедение»
- «Конструирование и моделирование»
- Учебная коллекция «Шерсть и продукты ее переработки».
- Учебная коллекция «Хлопок и продукты его переработки».
- Учебная коллекция «Лен и продукты его переработки».
- Учебная коллекция «Шелк» (для начальной школы).
- Учебная коллекция промышленных образцов тканей и ниток.
- Учебная коллекция образцов тканей из различных волокон.
- Технологические карты пооперационной обработки швейных изделий.
- Технологические карты по выполнению машинных швов.
- Таблицы по технике безопасности.
- Трудовой кодекс Российской Федерации.
Предварительный просмотр:
БИЛЕТ № 1:
1. Расскажите что такое одежда, ее роль в жизни человека. Классификация
одежды виды производства одежды.
2. Расскажите, как различить правый и левый рукав.
3. Изготовьте образец обработки низа рукава манжетом
БИЛЕТ № 2:
1. Расскажите о назначении, устройстве и установки машинной иглы
2. Расскажите о правилах техники безопасности при работе за швейной
машиной
3. Изготовьте наволочку 70х70
БИЛЕТ № 3:
1. Расскажите о льняных волокнах, получении ткани из них, свойствах тканей.
2. Расскажите о бельевых швах, технологических требованиях.
В каких швейных изделиях они применяются.
3. Изготовьте фартук без нагрудника
БИЛЕТ № 4:
1. Расскажите о шерстяных волокнах, получении ткани из них. О свойствах
шерстяных тканей.
2. Расскажите о правилах безопасной работы с электрическим утюгом.
3. Изготовьте повязку для дежурного
БИЛЕТ № 5:
1. Расскажите о шелковых волокнах, о получении ткани из них. Свойства
шелковых тканей, их применение.
2. Расскажите о видах обработки нижнего среза рука
3. Выполните на образце гладкий накладной карман прямоугольной формы
БИЛЕТ № 6:
- Расскажите об основных и дополнительных деталях швейных изделий.
- Расскажите о назначении швейной машины, ее основных рабочих механизмах.
3. Выполните на образце накладной карман закругленной формы
БИЛЕТ № 7:
1. Расскажите о видах отделки швейных изделий, о назначении отделки.
2. Расскажите о правилах безопасной работы с электроприводом.
3. Выполните на образце обработку горловины подкройной обтачкой
БИЛЕТ № 8:
1. Расскажите что такое ФАСОН, порядок его описания.
2. Расскажите о хлопчатобумажных волокнах, получении ткани, свойствах
ткани их хлопчатобумажных волокон.
3. Выполните на образце обработку закругленного среза двойной косой
обтачкой.
БИЛЕТ № 9:
1. Расскажите, что такое рукав. Какие виды рукавов вы знаете.
2. Расскажите о силуэтах в одежде и дайте их описание.
3. Изготовьте повязку для дежурного
БИЛЕТ № 10:
1. Расскажите что такое воротник. Какие виды воротников вы знаете.
2. Расскажите правила техники безопасности при работе ручными
инструментами
3. Изготовить простынь стачанную по длине запошивочным швом
БИЛЕТ № 11:
1. Расскажите что такое ФАСОН, порядок его описания.
2. Расскажите о понятии рабочего времени. О нормальной продолжительности
рабочего времени
3. Выполните на образце соединение прямой кокетки с основной деталью
стачным швом
БИЛЕТ № 12:
1. Расскажите правила обработки двойного воротника.
2. Объясните значения слов: «стачать», «разутюжить», «приутюжить»,
«обметать».
3. Обработайте нижний срез рукава замкнутой манжетой
БИЛЕТ № 13:
- Расскажите об основных и дополнительных деталях швейных изделий.
- Расскажите о назначении швейной машины, ее основных рабочих механизмах.
3. Выполните обработку накладного кармана
Билет №14
1. Расскажите о правилах вметывания и втачивания рукавов.
2. Расскажите что такое обтачка. Какие виды обтачек вы знаете.
3. Выполните обработку плосколежащего воротника
Билет №15
1. Расскажите правила обработки двойного воротника.
2. Объясните значения слов: «сметать», «вметать», «выметать», «настрочить».
3. Выполните обработку воротника на стойке
Предварительный просмотр:
БИЛЕТ № 1:
1. Расскажите что такое одежда. Ее роль в жизни человека, ее классификация, виды производства одежды.
Современная одежда очень разнообразна. В зависимости от того, для каких целей она предназначена, на кого и на какое время рассчитана, одежду подразделяют на группы.
По целевому назначению одежда бывает бытовой и производственной.
К бытовой одежде относят одежду для повседневной носки, торжественных случаев, домашнюю, спортивную, национальную.
Производственная одежда – это санитарная, специальная одежда. Она защищает человека от неблагоприятных воздействий производственной среды.
Одежда бывает мужская, женская и детская, а также летняя, зимняя, демисезонная и всесезонная.
По способу употребления различают верхнюю одежду, нательное белье, головные уборы. Верхняя одежда – это пальто, плащи, куртки, брюки, шорты, юбки, костюмы, платья, халаты, блузки. Кроме того одежду можно разделить на плечевую (платье, халаты, сарафаны) и поясную (юбки, брюки, шорты).
Большую часть предметов одежды изготавливают на швейных фабриках. Продукцию этих фабрик называют изделиями.
При пошиве изделий верхней одежды требуется большая точность, чем при изготовлении белья. Юбки, блузки, платья должны хорошо сидеть на фигуре. Индивидуальный пошив изделий выполняют с примерками.
Одежда влияет на самочувствие, настроение и работоспособность человека. Она защищает его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. С помощью одежды можно подчеркнуть достоинства шеи, скрыть недостатки фигуры. Поэтому к любой одежде предъявляют определенные гигиенические, эксплутационные и эстетические требования.
Гигиенические требования выражаются в том, что одежда должна быть легкой, обеспечивать свободу дыхания, движений, сохранять тепло, хорошо пропускать воздух.
Эксплутационные требования определяются стойкостью одежды к воздействию на нее водой, моющими средствами, к влиянию погодных условий. Одежда должна быть прочной, малосминаемой, иметь определенный срок носки. Во многом это зависит от тканей, правильного выбора конструкции изделия, способов обработки деталей и качества выполненной работы при пошиве.
Эстетические требования выражаются в том, что одежда должна быть красивой по форме и отделке, соответствовать современной моде. При выборе конструкции и пошиве одежды необходимо учитывать индивидуальные особенности человека.
2. Расскажите, как различить правый и левый рукав.
Определить рукава можно по окату. Для этого надо сложить рукав по средней линии лицевой стороной внутрь. Ту часть его, которая имеет более глубокий вырез оката, соединяют с полочкой. Если рукав длинный, то можно определить правый и левый рукава по нижнему срезу. К полочке направлена линия переднего сгиба рукава, она имеет вогнутую форму.
После раскроя изделия на деталях рукава и на срезах пройм отмечают контрольные точки мелкими стежками нитками контрастного цвета.
3. Изготовьте образец обработки низа рукава манжетом
БИЛЕТ № 2:
1. Расскажите о назначении, устройстве и установке машинной иглы.
Машинная игла – важная деталь швейной машины. Она прокалывает ткань и проводит через нее нитку. Машинная игла должна быть прямой, гладкой и острой.
Устройство машинной иглы. Машинная игла состоит и колбы, лезвия и острия. На колбе есть лыска.
На лезвии иглы расположены два желобка – короткий и длинный. Желобки при пошиве предохраняют нитку от трения о ткань: при проколе ткани лезвием иглы нитка прячется в длинный желобок.
На конце лезвия находится острие с ушком. Острие – рабочая часть иглы. Оно служит для прокладывания ткани. В ушко иглы вдевают нитку, с помощью которой соединяют слои ткани строчкой.
Иглы бывают прямые и изогнутые (для подшивочных работ), толстые, тонкие, длинные, короткие. Машинные иглы различают по номерам: № 75, 90, 100, 110, 120. чем больше номер, тем толще игла. Номер иглы стоит на колбе.
Хорошая работа швейной машины часто зависит от качества иглы и установки ее в игловодителе.
При установке иглы надо поднять игловодитель в верхнее положение, ослабить винт игловодителя, вставить иглу в игловодитель через иглодержатель до упора, закрепить винтом.
Запомнить:1) длинный желобок иглы должен находиться со стороны нитенаправителя, расположенного на иглодержателе; 2) нитку вдевают в ушко иглы со стороны длинного желоба. После закрепления иглы винтом надо проверить, как проходит игла в отверстие игольной пластинки и не задевает ли челночное устройство.
2. Расскажите о правилах техники безопасности при работе за швейной машиной
3. Изготовьте наволочку 70х70
БИЛЕТ № 3:
1. Расскажите о льняных волокнах, получении ткани из них, свойствах тканей.
Лен – травянистое однолетнее растение. Его выращивают для получения волокон, которые находятся в стебле. Длина стеблей льна 35-100 см.
Лен убирают льнокомбайнами и теребильными машинами. От стеблей отделяют семенные коробочки. Такие стебли называют льняной соломкой. Льняную соломку связывают в снопы и оправляют на специальные фабрики, где она проходит первичную обработку – мочат, сушат, мнут, треплют. Это для того, чтобы удалить плотные наружные части стеблей. После трепания льна получается очищенное льняное волокно, которое поступает на прядильные фабрики.
Волокна льна толстые, прямые, очень прочные, на ощупь жесткие, по цвету светло-серые, блестящие. По всей своей длине они имеют неодинаковую толщину.
Ценными свойствами льняного волокна является его способность быстро впитывать влагу и быстро высыхать. Однако волокна льна отличаются слабой растяжимостью и низкой упругостью, поэтому льняные ткани сильно мнутся.
Получение пряжи из льняного волокна. На прядильной фабрике льняное волокно обрабатывают на различных машинах: чешут, вытягивают в ленту, подкручивают. Получается ровница. Льняная пряжа прочная, гладкая, неравномерная по толщине.
Из льняной пряжи на ткацких фабриках вырабатывают ткани чистольняные и полульняные. В полульняных тканях добавлены хлопчатобумажная пряжа или другие волокна.
Ткань, полученная с ткацкого станка, имеет грязно-серый цвет. Ее подвергают отделке: отваривают для удаления различных примесей и отбеливают. Затем ткань окрашивают в светлые тона или наносят на нее рисунок. Часть льняных тканей выпускают неотбеленными. Такие ткани имеют серый цвет и называют суровыми. Большая часть льняных тканей имеет полотняное переплетение.
Свойства льняных тканей. Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены. Чистольняные ткани прочные, жесткие, не растягиваются по основе не тянутся по утку. На ощупь они создают впечатление прохлады. Поверхность ткани гладкая, блестящая.
Чистольняные ткани сильно сминаются, хорошо впитывают влагу и быстро сохнут, легко отстирываются и утюжатся.
Утюжат льняные ткани с лицевой и изнаночной сторон по долевой нити. Ткань не следует пересушивать. При утюжке терморегулятор ставят на указатель «лен».
Полульняные ткани имеют другие свойства. Так, полульняные ткани с добавлением хлопка получаются более мягкие, матовые. Льняные ткани с добавление химических волокон более прочные в носке, почти не мнутся. При утюжке этих тканей нагрев утюга надо уменьшать.
2. Расскажите о бельевых швах, технологических требованиях. В каких швейных изделиях они применяются.
При изготовлении белья применяются швы – соединительные и краевые.
Соединительные швы – запошивочный и двойной – очень прочные, так как их выполняют двумя машинными строчками. Бельевые соединительные швы применяют при пошиве постельного, нательного белья, производственной одежды.
Краевой шов – шов вподгибку с закрытым срезом применяют при обработке прямых срезов бельевых изделий (простыней, нижних и верхних срезов нательного белья, скатертей, салфеток, полотенец). На швейных фабриках шов вподгибку с закрытым срезом применяют как соединительный для соединения боковых срезов (наволочек, пододеяльников).
Все бельевые швы в условиях швейного производства выполняются без предварительного сметывания.
3. Изготовьте фартук без нагрудника
БИЛЕТ № 4:
1. Расскажите о шерстяных волокнах, получении ткани из них. О свойствах шерстяных тканей.
Шерсть – это волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых волосков и тонких коротких, более мягких и извитых. Первые представляют собой волос и шерсть, вторые – пух. Это виды шерстяных волокон.
Овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой в текстильной промышленности России. Специальными ножницами или машинками шерсть состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.
Свойства шерстяного волокна. Шерстяные волокна имеют длину от 20 до 450 мм и различную толщину, которая влияет на свойства пряжи и тканей. Чем толще волокна, тем прочнее ткань.
Цвет неокрашенного волокна может быть белым, серым, рыжим и черным. Блеск шерсти зависит от размера и формы чешуек.
Волокна шерсти во время горения спекаются. Когда их выносят их из пламени, горение прекращается. На конце образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.
Шерстяные волокна применяют для изготовления платьевых, костюмных и пальтовых тканей. В продажу шерстяные ткани поступают под названиями: габардин, кашемир, драп, сукно, трико др.
Шерстяное волокно можно прясть, из пряжи ткать ткани и вязать; можно шерстяное руно валять – отсюда слово – валенки, войлок. Из тонко свалянной шерсти делают сукно, драп, фетр, войлок и другие текстильные изделия.
2. Расскажите о правилах безопасной работы с электрическим утюгом.
Электрические утюги бывают с регулированием температуры и увлажнением ткани во время утюжки – пароувлажнителем. У некоторых утюгов в ручке есть сигнальная лампочка, которая зажигается при включении утюга в электрическую сеть.
На терморегуляторе утюга имеются обозначения: одна точка – слабый нагрев, две точки – средний, три точки – сильный нагрев утюга.
Правила безопасной работы электрическим утюгом.
- работать стоя на резиновом коврике.
- включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус с вилки.
- ставить утюг на подставку.
- следить, чтобы шнур не касался горячего утюга.
- следить за установкой указателя терморегулятора в зависимости от вида ткани.
- запрещается оставлять включенный утюг без присмотра.
- после работы утюг поставить на подставку и выключить.
3. Изготовьте нарукавную повязку
БИЛЕТ № 5:
1. Расскажите о шелковых волокнах. О получении ткани из них. О свойствах шелковых тканей, их применении.
Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Коконом называется плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую шелковая гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Через 15-17 дней куколка превращается в бабочку. Бабочка по выходе из кокона кладет яички, из которых вылупляются гусеницы. Яичко, гусеница, куколка, бабочка – четыре стадии развития шелкопряда.
Собирают коконы через 8 – 9 дней с начала завивки и передают на первичную обработку. Цель первичной обработки шелка – размотать коконную нить, которая достигает 600-900 м. Эта нить тонка, как паутина, поэтому несколько коконных нитей соединяют вместе и получают нити шелка-сырца. С ними уже можно работать, то есть ткать шелковое полотно. Шелковые ткани поступают в продажу под названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон и др.
Свойства натурального шелка. Натуральный шелк обладает хорошей гигроскопичностью, впитывает влагу и быстро высыхает. Но под действием прямых солнечных лучей он разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна. Волокна шелка во время горения спекаются.
Косынки, блузки из натурального шелка приятно носить; они красивы, легки, хорошо «дышат» - так же как все изделия из других натуральных волокон: шерсти, хлопка, льна.
2. Расскажите о видах обработки нижнего среза рукава.
Нижний срез рукава можно обработать: швом вподгибку, резиновой тесьмой, окантовочным швом, манжетой без застежки, манжетой с застежкой. Выбор обработки нижнего среза рукава зависит от фасона, назначения изделия, вида ткани, отделки изделия.
Для обработки нижнего среза короткого прямого рукава применяют шов вподгибку с закрытым срезом, окантовочный шов, шов вподгибку с продергиванием тесьмы, отделочную обтачку в виде манжеты. Выбор низа короткого рукава также как и длинного рукава зависит от отделки изделия и вида ткани.
3. Выполните на образце гладкий накладной карман прямоугольной формы
БИЛЕТ № 6:
- Расскажите об основных и дополнительных деталях швейных изделий.
Основные – это детали, создают форму изделия (без них невозможно собрать изделие).
Дополнительные – детали, без которых форма изделия не изменяется, они служат для отделки и обработки срезов.
(прилагаются 2-3 изделия, на примере которых учащиеся показывают основные и дополнительные детали).
- Расскажите о назначении швейной машины, ее основных рабочих механизмах.
Швейные машины служат для стачивания деталей из ткани при пошиве различных изделий. Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы. Машинные швы ровнее, прочнее и красивее ручных швов.
В домашних условиях используют бытовые швейные машины с ручным, ножным, электрическим приводами.
Привод – это устройство, с помощью которого машина приводится в движение.
Бытовые швейные машины с электрическим приводом наиболее удобны в работе. Они быстроходны и просты в управлении. Они выполняют сшивание хлопчатобумажных, льняных, синтетических, шерстяных и шелковых тканей. На ней выполняют прямые и зигзагообразные строчки, а также вышивание, штопку и петли.
Современные швейные фабрики оснащены производительными быстроходными швейными машинами, автоматами, полуавтоматами, специальными машинами (для пришивания пуговиц, обработки петель) и другим сложным оборудованием.
Надежная работа швейной машины зависит от умения и квалификации того, кто на ней шьет.
Необходимо твердо усвоить и знать правила работы на швейной машине, заправки верхней и нижней ниток, регулировки стежка, замены иглы, намотки нитки на шпульку и ее установки в челночное устройство, чистки и смазки швейной машины.
При работе на швейной машине надо соблюдать санитарно-гигиеничесие требования.
3. Выполните на образце накладной карман закругленной формы
БИЛЕТ № 7:
1. Расскажите о видах отделки швейных изделий, о назначении отделки.
Отделки служат для украшения изделий.
Отделка изделий бывает самой разнообразной. В качестве отделки используют различные отделочные материалы – кружево, ленту, тесьму, пряжки, пуговицы и др.
Предметы одежды часто украшают отделочными строчками, краевыми швами, вышивкой.
Особенно часто отделку выполняют из основной или отделочной ткани. Это оборки, рюши, воланы, обтачки, мелкие складочки, защипы, карманы, погончики. Отделкой служат также различные отделочные строчки нитками в тон ткани или контрастного цвета.
Отделки могут быть постоянными и съемными. К постоянным относятся отделки, без которых изделие может выглядеть законченным. Съемные – это отделки, без которых можно носить, но оно будет иметь более скромный вид. Примеры съемных отделок: банты, широкие пояса, воротники, галстуки из отделочной ткани, кружев.
Не следует в одном изделии применять несколько видов отделок, особенно разнородных, например пуговицы, погончики, сборку. От перегрузок такими отделками изделие только проигрывает, а сама отделка теряет свое основное назначение – украшать одежду.
2. Расскажите о правилах безопасной работы с электроприводом.
1. Опасности в работе:
- повреждение пальцев иглой;
- попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины;
- поражение электрическим током.
2. Что нужно сделать до начала работы:
- застегнуть манжеты рукавов;
- проверить исправность машины;
- проверить перед соединением деталей, не осталось ли в них ручная игла или булавка.
3. Что нужно делать во время работы:
- установку шпульного колпачка, заправку верхней нити производить при выключенной машине;
- не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
- не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.
4. Что нужно сделать по окончании работы:
- выключить машину;
- убрать рабочее место.
3. Выполните на образце обработку горловины подкройной обтачкой
БИЛЕТ № 8:
1. Расскажите о хлопчатобумажных волокнах, получении ткани, свойствах ткани их хлопчатобумажных волокон.
Волокно хлопка является основным для текстильной промышленности.
Хлопок получают из хлопчатника. После цветения хлопчатника образуется коробочка, внутри которой находя семена, покрытые волокнами хлопка в виде волосков. Эти волокна называют семенными. В период созревания коробочка раскрывается, и из нее пушистой массой выходит волокно хлопка.
Свойства волокон хлопка. Волокно хлопка имеет белый цвет. Волокна короткие (6-5 мм), тонкие, слабоизвитые, мягкие, прочные, матовые (без блеска).
Сырьем для получения хлопчатобумажных тканей служит волокно хлопка, из которого вырабатывают хлопчатобумажные ткани называют натуральными. Из хлопчатобумажной пряжи на ткацких фабриках ткут ткани.
Свойства хлопчатобумажных тканей. Хлопчатобумажные ткани имеют матовую (без блеска), шероховатую поверхность. При растяжении срезов ткань тянется по утку и по почти не тянется по основе.
При выдергивании нити из ткани и разрыве ее на конце образуется кисточка в виде ватки. Горит хлопчатобумажная ткань ярким пламенем, чувствуется запах жженой бумаги, после сгорания образуется серый пепел.
Хлопчатобумажная ткань мягкая, довольно прочная, легкая, мнется при носке. Она хорошо пропускает воздух, впитывает влагу, быстро сохнет. Эта ткань хорошо стирается, стойкая к солнечным лучам, создает ощущение тепла.
При раскрое срезы ткани не осыпаются. При стирке ткань дает большую усадку по основе. Утюжат хлопчатобумажную ткань с лицевой и изнаночной сторон по долевой нити. Терморегулятор утюга ставят на указатель «хлопок».
Хлопчатобумажная ткань – ситец, бязь, мадаполам, байка, бумазея, фланель – широко применяется для изготовления различных изделий. Из нее шьют сорочки, пижамы, фартуки, спортивную одежду, брюки, блузки, платья, костюмы.
2. Расскажите что такое ФАСОН, порядок его описания.
Фасон – это внешняя форма изделия, которая определяется покроем отдельных деталей, тканью, цветом, отделкой.
Блузки, платья, халаты, жакеты шьют с рукавами разной длины, с воротниками и без воротников.
Рукава различают не только по длине, но и по покрою: втачной, реглан, цельнокроеный. Втачные рукава также бывают разных видов: прямой, узкий, расширенный книзу, «фонарик», «крылышко».
Воротники бывают втачные и цельнокроеные различных фасонов: отложной, стойка, воротник на стойке, шалька, апаш, плосколежащий.
Описание фасона. Изготовление любого изделия начинается с выбора фасона. Каждое изделие состоит из большого или меньшего количества деталей. Необходимо научиться их различать и правильно называть.
При описании фасона изделия сначала приводят его общую характеристику: название, назначение, силуэт, покрой, вид ткани. Затем дают описание особенностей деталей изделия: лифа, юбки, рукавов, воротника. После этого говорят об отделке изделия.
3. Выполните на образце обработку закругленного среза двойной косой обтачкой.
БИЛЕТ № 9:
1. Расскажите, что такое рукав. Какие виды рукавов вы знаете.
Рукав – важная часть изделия. От правильного раскроя и пошива рукавов во многом зависит внешний вид изделия и удобство его в носке. Рукава разнообразны по длине и покрою: прямой длинный рукав, расширенный книзу, короткий рукав «крылышко», короткий рукав «фонарик», короткий рукав, зауженный книзу.
Нижние срезы длинных прямых рукавов можно обработать: швом вподгибку, резиновой тесьмой, окантовочным швом, манжетой без застежки, манжетой с застежкой. Выбор обработки нижнего среза рукава зависит от фасона, назначения изделия, вида ткани, отделки изделия.
2. Расскажите о силуэтах в одежде и дайте их описание.
Размеры одежды зависят от формы и размеров тела человека. Но одежда не везде одинаково прилегает к телу. В зависимости от того, как прилегает одежда к телу человека, различают силуэты в одежде: прилегающий, полуприлегающий, прямой и свободный.
Изделия прилегающего силуэта облегают фигуру, расширение идет от линии бедер.
В изделиях полуприлегающего силуэта имеется небольшое свободное пространство между фигурой и изделием. По линии бока изделие имеет плавное расширение книзу.
Изделия прямого силуэта не прилегают к фигуре по линии талии и почни не имеют расширения книзу, боковая линия прямая.
Изделия свободного силуэта расширяются от проймы. Этот силуэт называют трапециевидным.
3. Выполните повязку для дежурного
БИЛЕТ № 10:
1. Расскажите что такое воротник. Какие виды воротников вы знаете.
Воротник – это деталь изделия. Воротниками обрабатывают вырез горловины блузок, платьев, халатов и других изделий.
Воротники могут состоять из одного слоя ткани. Их называют одинарными.
Чаще шьют воротники из двух слоев ткани. Детали подобных воротников называют так: верхний воротник и нижний воротник. Между ними для большей плотности можно проложить прокладку.
Для построения чертежа воротника снимают мерку полуобхвата шеи – Сш. Мерку записывают в половинном размере.
Ширина воротника зависит от фасона. Если вырез горловины удлиненный, то длину воротника надо увеличить на глубину выреза.
На всех чертежах воротников линия середины воротника находится слева.
Виды воротников – воротник на стойке, воротник стойка, отложной воротник, плосколежащий воротник.
2. Расскажите правила техники безопасности при работе ручными инструментами
3. Изготовить простынь стачанную запошивочным швом
БИЛЕТ № 11:
1. Расскажите что такое ФАСОН, порядок его описания.
Фасон – это внешняя форма изделия, которая определяется покроем отдельных деталей, тканью, цветом, отделкой.
Блузки, платья, халаты, жакеты шьют с рукавами разной длины, с воротниками и без воротников.
Рукава различают не только по длине, но и по покрою: втачной, реглан, цельнокроеный. Втачные рукава также бывают разных видов: прямой, узкий, расширенный книзу, «фонарик», «крылышко».
Воротники бывают втачные и цельнокроеные различных фасонов: отложной, стойка, воротник на стойке, шалька, апаш, плосколежащий.
Описание фасона. Изготовление любого изделия начинается с выбора фасона. Каждое изделие состоит из большого или меньшего количества деталей. Необходимо научиться их различать и правильно называть.
При описании фасона изделия сначала приводят его общую характеристику: название, назначение, силуэт, покрой, вид ткани. Затем дают описание особенностей деталей изделия: лифа, юбки, рукавов, воротника. После этого говорят об отделке изделия.
2. Расскажите о понятии рабочего времени. О нормальной продолжительности рабочего времени.
Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
3. Выполните на образце соединение прямой кокетки с основной деталью стачным швом
БИЛЕТ № 12:
1. Расскажите правила обработки двойного воротника.
Последовательность обработки:
- Наложить прокладку на изнаночную сторону нижнего воротника, приметать.
- Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, сколоть, сметать.
- Обтачать по прокладке, оставляя припуск шва.
- Вырезать прокладку из шва, надсечь ткань в углах, срезать излишки ткани на закруглениях.
- Вывернуть воротник на лицевую сторону, выправить углы и швы, выметать шов, делая кант в 1..2 мм в сторону нижнего вортоника.
- Приутюжить воротник. Удалить нитки сметывания.
2. Объясните значения слов: «стачать», «разутюжить», «приутюжить», «обметать».
«Стачать» - соединить две или несколько приблизительно равных по величине деталей - стачной шов (стачать две ткани для образца стачного шва).
«Разутюжить» - разложить припуски шва или складки на две стороны и закрепить их в этом положении (разутюжить припуски шва на образце стачного стачного шва).
«Приутюжить» - уменьшить толщину шва, сгиба или края детали (приутюжить шов обтачивания бретели, грудки, боковые стороны, низ изделия).
«Обметать» - обработать срезы детали обметочными петлями или косыми стежками (предохранение от осыпания).
3. Обработайте нижний срез рукава замкнутой манжетой
БИЛЕТ № 13:
- Расскажите об основных и дополнительных деталях швейных изделий.
Основные – это детали, создают форму изделия (без них невозможно собрать изделие).
Дополнительные – детали, без которых форма изделия не изменяется, они служат для отделки и обработки срезов.
(прилагаются 2-3 изделия, на примере которых учащиеся показывают основные и дополнительные детали).
- Расскажите о назначении швейной машины, ее основных рабочих механизмах.
Швейные машины служат для стачивания деталей из ткани при пошиве различных изделий. Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы. Машинные швы ровнее, прочнее и красивее ручных швов.
В домашних условиях используют бытовые швейные машины с ручным, ножным, электрическим приводами.
Привод – это устройство, с помощью которого машина приводится в движение.
Бытовые швейные машины с электрическим приводом наиболее удобны в работе. Они быстроходны и просты в управлении. Они выполняют сшивание хлопчатобумажных, льняных, синтетических, шерстяных и шелковых тканей. На ней выполняют прямые и зигзагообразные строчки, а также вышивание, штопку и петли.
Современные швейные фабрики оснащены производительными быстроходными швейными машинами, автоматами, полуавтоматами, специальными машинами (для пришивания пуговиц, обработки петель) и другим сложным оборудованием.
Надежная работа швейной машины зависит от умения и квалификации того, кто на ней шьет.
Необходимо твердо усвоить и знать правила работы на швейной машине, заправки верхней и нижней ниток, регулировки стежка, замены иглы, намотки нитки на шпульку и ее установки в челночное устройство, чистки и смазки швейной машины.
При работе на швейной машине надо соблюдать санитарно-гигиеничесие требования.
3. Выполните обработку накладного кармана
Билет №14
1. Расскажите о правилах вметывания и втачивания рукавов.
Необходимо научиться отличать правый и левый рукав. При раскрое его надо сразу пометить ниткой контрастного цвета. Определить рукава можно по окату. Для этого надо сложить рукав по средней линии лицевой стороной внутрь. Ту часть его, которая имеет более глубокий вырез оката, соединяют с полочкой. Если рукав длинный, то можно определить правый и левый рукава по нижнему срезу. К полочке направлена линия переднего сгиба рукава, она имеет вогнутую форму.
После раскроя изделия на деталях рукава и на срезах пройм отмечают контрольные точки мелкими стежками нитками контрастного цвета.
Соединение рукава с проймой:
1. Чтобы рукав выглядел красиво и не стеснял движения руки, линию оката делают шире проймы на 4…6 см. лишнюю ткань собирают в сборку по окату рукава и равномерно распределяют по всей длине оката.
2. Выворачивают изделие на изнаночную сторону, а рукав на лицевую.
3. Вкладывают рукав в пройму, совмещая срезы и контрольные точки, поставленные после первой примерки. Скалывают рукав с изделием.
4. Вметывают рукав в пройму мелкими стежками. Вметывание выполняют по рукаву. При вметывании левого рукава необходимо следить, чтобы расстояние от шва рукава до бокового шва изделия было таким же, как с правой стороны.
5. Втачивают рукав в пройму ( по рукаву). Машинную строчку начинают от шва рукава, закрепляют ее. В конце строчки прострачивают 3…4 см в два ряда.
6. Обметывают срезы рукавов и проймы вместе, приутюживают припуски шва, направляют их внутрь рукавов.
2. Расскажите что такое обтачка. Какие виды обтачек вы знаете.
Обтачка – это полоска ткани для обработки срезов или отделки деталей изделия. Длина обтачки равна длине обрабатываемого среза. Ширина обтачки может быть от 2 до 4-5 см. обтачку можно стачать из нескольких полосок. Их соединяют по долевым срезам стачным швом. Ширина шва 5-7 мм.
Обтачку для отделки раскраивают из отделочной ткани, и срез детали изделия обрабатывают ею с лицевой стороны. Дополнительно к обтачке для отделки изделия можно использовать тесьму, кружево.
По способу раскроя обтачки бывают долевые, поперечные и косые. Долевые обтачки раскраивают по долевому направлению нитей ткани, поперечные – по поперечному направлению нитей. Для раскроя косой обтачки ткань необходимо сложить так, чтобы ее поперечная нить точно совпадала с долевой, то получится косой сгиб ткани. При разрезании ткани по косому направлению получается косой срез.
3. Выполните обработку плосколежащего воротника
Билет №15
1. Расскажите правила обработки двойного воротника.
Последовательность обработки:
- Наложить прокладку на изнаночную сторону нижнего воротника, приметать.
- Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, сколоть, сметать.
- Обтачать по прокладке, оставляя припуск шва.
- Вырезать прокладку из шва, надсечь ткань в углах, срезать излишки ткани на закруглениях.
- Вывернуть воротник на лицевую сторону, выправить углы и швы, выметать шов, делая кант в 1..2 мм в сторону нижнего вортоника.
- Приутюжить воротник. Удалить нитки сметывания.
2. Объясните значения слов: «сметать», «вметать», «выметать», «настрочить».
«Сметать» - временно соединить две или несколько деталей сметочной строчкой (сметывают плечевые, боковые или другие срезы деталей).
«Вметать» - вложить одну деталь в другую, выправить срезы, выровнять их и соединить сметочной строчкой (вметывание рукава в пройму).
«Выметать» - выправит и временно закрепить сметочной строчкой края деталей (выметать обтачку горловины, бретели, воротник, планку).
«Настрочить» - соединить две детали, одна из которых изнаночной стороной наложена на лицевую сторону другой – накладной шов (настрочить карманы, пояс, отделочную тесьму).
3. Выполните обработку воротника на стойке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА профильного труда (швейного дела) 6 класс
Программа предназначена для трудовой организации школьников с умеренной умственной отсталостью. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Данная программа разрабо...
Вопросы для составления экзаменационных билетов по профилю «Швейное дело» 8 вид
Экзамен по трудовому обучению выпускников IX, X-XI(XII) классов проводится в два этапа. Первый этап – выполнение практической экзаменационной работы. Второй этап – устный экзамен. Устный экзамен может...
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 8 класс. Тема урока: Построение чертежа основы прямой блузы в М1:4 .
Формирование умений по построению чертежа основы прямой блузы в М1:4....
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 7 класс. Тема урока: Построение чертежа основы прямой юбки в М1:4.
Формирование умений по построению чертежа основы прямой юбки в М1:4....
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 8 класс. Тема урока: Построение чертежа втачного рукава и притачной манжеты в М1:4.
Формирование умений и навыков по построению чертежа в М1:4 втачного рукава и притачной манжеты....
План-конспект урока профильного труда (швейное дело) по теме: "Обработка вытачек в цельнокроеном платье", 9 класс.
Урок разработан с учетом современных требований ФГОС к уроку для детей с ОВЗ и носит развивающий характер обучения. В ходе урока использовался проблемный метод обучения, дифференцированный подхо...
План-конспект урока профильного труда (швейное дело) по теме: "Обработка вытачек в цельнокроеном платье", 9 класс.
Урок разработан с учетом современных требований ФГОС к уроку для детей с ОВЗ и носит развивающий характер обучения. В ходе урока использовался проблемный метод обучения, дифференцированный подхо...