Положение о коррекционных классах (ЗПР)
методическая разработка на тему
ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Положение коррекционных классах (ЗПР) | 25.58 КБ |
Нормативно-правовое обеспечение КРО (ЗПР) | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР)
В МОУ КРЕМЕНКУЛЬСКОЙ СОШ
I. Общие положения.
- Классы коррекционно-развивающего обучения для детей по адаптированной общеобразовательной программе (для детей с ЗПР) открыты в МОУ Кременкульской СОШ в соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения, утвержденной коллегией Министерства образования РФ, руководствуются в своей деятельности Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ и настоящим Типовым положением.
- Классы КРО являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
- Классы КРО сохраняют непрерывность реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольного и школьного учреждения (МОУ Кременкульская СОШ).
1.4 Деятельность классов КРО строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
1.5. Цель организации указанных классов - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго предопределяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социальное направления деятельности.
Система работы в классах КРО направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить выполнение детьми с трудностями в обучении федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся.
Важнейшей задачей является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социальная адаптация.
II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения (КРО)
2.1. Школа располагает специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков.
2.2.Классы КРО открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка районной ПМПК о необходимости данного типа обучения. Зачисление в указанные классы производится в классы КРО производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.
- Классы КРО открываются на ступени начального общего образования в начале первого года обучения и функционируют до 9 класса включительно.
- Обучение в классах КРО первой ступени продолжается 4 года. Продление сроков обучения возможно только по заключению районной ПМПК индивидуально для каждого обучающегося.
2.5 В классы КРО принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью ( т.е слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно- познавательной деятельности.
Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма),
2.6. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению школьного психолого-медико-медагогического консилиума обучающиеся КРО классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).
2.7. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и способности к отдельным учебным дисциплинам, могут посещать факультативные занятия.
2.8.Наполняемость классов КРО - 9-12 человек.
2.9. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в первую смену. Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройствах, аффективном поведении организуются индивидуальный щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха и течение недели) и обязательная лечебная психо-терапевтическая помощь (специалисты могут привлекаться по договору).
2.10. Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации школьной жизни, в общеобразовательном учреждении создан школьный психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входят зам. директора по учебно-воспитательной работе, учителя, работающие с этой категорией детей, психолог, дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиум по договору.
III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
3.1 КРО процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами КРО утвержденными для них программами Министерством образования Российской Федерации, программами для массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами. Обучение организуется по учебникам массовых классов.
3.2. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
3.3. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- социальная адаптация.
3.4. Для учащихся, не усваивающие учебную программу на уроках, организуются индивидуальные и групповые занятия, которые имеют, как общеразвивающую, так и предметную направленность. Продолжительность таких занятий не превышает 30 мин., наполняемость групп не превосходит 4-5 человек.
3.5. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами КРО вводится должность логопеда из расчета не менее 15-20 человек с нарушениями речи.
3.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 человек.
3.7. При проведении уроков трудового обучения класс делится на 2 группы, начиная с 5 класса.
3.8. Вопрос о формах итоговой аттестации, ее организации решается в форме Государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
3.9. Выпускники девятого класса успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.
IV. Кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение.
4.1 .В классах КРО работают учителя, воспитатели, специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.
4.2 Педагогическим работникам, специалистам классов КРО устанавливается надбавка в 20% к педагогической нагрузке и должностным окладам.
4.4. Для работы данных классов оборудуются помещения приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В КЛАССАХ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
- Обучение детей осуществляется в 1-ю смену.
- Продолжительность занятий в первом классе не более 4-х уроков в день и не более 20 часов в неделю, 2- 4 классы – 22-24 часа в неделю.
- В первом классе целесообразно введение дополнительных каникул в третьей четверти (февраль).
- Не рекомендуется в первые дни после каникул объяснять новый материал и давать большой объем заданий.
- Необходимо учитывать, что у детей, испытывающих трудности в обучении, в 3 четверти наблюдается значительное снижение работоспособности. В 4 четверти показатели работоспособности улучшаются.
- Вторник, четверг у учащихся классов коррекции характеризуются повышенной работоспособностью.
- Необходимо вводить облегченный день среди недели (среда), с проведением таких занятий, как ознакомление с окружающим миром, рисование, физкультура, экскурсии и т.д.
- Уроки русского языка и математики лучше ставить на начало учебного дня.
- Уроки труда и физкультуры целесообразно проводить в конце учебного дня в первых классах и в середине во вторых-третьих. Лучшее время для физкультуры 3-4 уроки.
- Уроки музыки, рисования целесообразно ставить на конец учебного дня.
- Недопустима замена уроков музыки, физкультуры, труда, ИЗО основными уроками.
- Урок чтения лучше всего проводить в часы оптимальной работоспособности (10 –12ч.).
- Недопустимы сдвоенные уроки.
- Продолжительность урока в первом классе –35 минут.
- Недопустимо сокращение перемен: минимальная – 10 минут.
- На 15, 25 минутах рекомендуется проводить физкультпаузы на 1,5 –2 минуты.
- Продолжительность непрерывного чтения не должна превышать в 1 классе – 8-10 минут, во 2 и 3 – не более 15 минут.
- Оптимальная продолжительность непрерывного письма в 1 классе –2 минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 45 секунд в конце его.
- Показ кинофильмов не должен превышать 15 –20 минут.
- Необходимо увеличить двигательные занятия (физкультуры, ритмики, пластической гимнастики).
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовое обеспечение специального (коррекционного) образования
Специальное (коррекционное) образование – это образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся следующие группы детей:
- дети с нарушением слуха (глухие и слабослышащие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие и с пониженным зрением);
- дети с нарушением речи;
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с задержкой психического развития (ЗПР);
- дети с умственной отсталостью;
- дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (включая детей с расстройствами аутистического спектра РАС);
- дети со сложной структурой нарушения.
Специальное (коррекционное) образование призвано учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья каждой из групп.
Специальное (коррекционное) образование находится в современном правовом поле действия законодательства, регулирующего образовательные отношения в Российской Федерации. Однако специфика деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья такова, что наряду с проблемами, присущими современной системе отечественного образования в целом, практика реализации специального (коррекционного) образования сталкивается с многочисленными дополнительными трудностями, обусловленными недостаточностью нормативно-правового регулирования ряда аспектов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день, в России приняты следующие нормативные акты, определяющие содержание и принципы деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Закон Российской Федерации от 24.11.1995. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования, утвержденную приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004. № 1312».
Для понимания руководящими и педагогическими работниками, а также специалистами специфики нормативно-правовой регламентации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья в современной ситуации развития отечественного, в том числе специального (коррекционного) образования необходимо проанализировать ряд аспектов содержания вышеперечисленных нормативных документов. В данном контексте особое внимание будет обращено на нормативно-правовое регулирование специального (коррекционного) образования детей с умственной отсталостью.
Анализ Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в рамках данной статьи представляется наиболее целесообразным, потому что этот Закон, главным образом, определяет особенности развития и реализации специального (коррекционного) образования в РФ.
Статья 2 настоящего Закона определяет понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (п. 2.16.), «инклюзивное образование» (п.2.27.) и «адаптированная образовательная программа» (п.2.28.). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Согласно п. 5.1. статьи 5 рассматриваемого Закона федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всех групп в целях обеспечения их права на образование, за исключением детей с умственной отсталостью в соответствии с п. 6 статьи 11 Закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Отметим, что в данный момент ведется обсуждение проекта федеральных государственных образовательных стандартов, представленного к публичному обсуждению Министерством образования и науки РФ.
П. 2. статьи 34 данного Закона горантирует учащимся право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Прием детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (в том числе в специальное (коррекционное) образовательное учреждение), регламентируется п. 3 статьи 55 следующим образом: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
По завершении школьного обучения дети с ограниченными возможностями здоровья за исключением детей с умственной отсталостью получают государственные аттестаты об основном общем или среднем общем образовании. В соответствии с п. 13 статьи 60 анализируемого Закона. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Исходя из содержания адаптированной образовательной программы дети с умственной отсталостью не получают уровневого образования. Их образование подразделяется на начальную школу и основную школу, по итогам окончания которой учащиеся данной группы сдают выпускной квалификационный экзамен по трудовому обучению, состоящий из двух частей – изготовление изделия и собеседование по вопросам материаловедения. Сроки школьного обучения детей с умственной отсталостью составляют 9 лет.Для обучающихся данной группы могут быть открыты X-XI классы с углубленной профессионально-трудовой подготовкой при наличии в образовательной организации необходимых материально-технических условий. Все прочие группы детей с ограниченными возможностями здоровья проходят государственную итоговую аттестацию в формах, установленных настоящим Законом.
Статья 18 Закона Российской Федерации от 24.11.1995. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» посвящена обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся инвалидами. В этой статье затрагиваются вопросы дошкольного обучения и воспитания детей-инвалидов, а также их обучения на дому и реабилитации.
Статья 19 этого же Закона регулирует образование инвалидов, провозглашая государственные горантии инвалидам необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты в образовательных организациях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР), предоставляемой медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК).
Статья 79 анализируемого Закона регламентирует организацию получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
П. 1. данной статьи, провозглашает, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Согласно п. 2., общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
В пункте 3. определяется понятие «Специальные образовательные условия». Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья следует понимать условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с п. 4. образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Содержание этого пункта позволяет говорить о совместном существовании двух вариантов получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья – инклюзивного образования и специального (коррекционного) образования.
п. 5. настоящей статьи определяет порядок создания образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья различных групп. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
П. 7. статьи 79 определяет порядок государственного обеспечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в образовательных организациях, по существу, являющихся интернатами.
- П. 8., п. 9. и п. 10. затрагивают вопросы профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с умственной отсталостью. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Кроме того, образовательные организации среднего и высшего профессионального образования должны создать специальные условия для обучения таких детей.
Особо подчеркнем, что п. 9. содержит следующее требование к органам власти субъектов РФ по организации профессионального обучения умственно отсталых детей: органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
П. 12 регламентирует вопросы обеспечения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья квалифицированными педагогическими кадрами. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
П.1.1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» утверждает, что данный Приказ регламентирует особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. П.3.21. настоящего Приказа содержательно соответствует п. 1. статьи 79 Закона «Об образовании в РФ», п. 3. 24. содержательно соответствует п. 5.1. статьи 5 этого же Закона.
Согласно п. 3.22. Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.
П. 3.23. содержательно определяет специальные условия, которые должны быть созданы для обучения в образовательных организациях детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху, а также для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
П.3.25. раскрывает особенности организации получения образования детьми с нарушением слуха, п. 3.26. выполняет эту же функцию относительно обучения детей с нарушением зрения, п.3.27. определяет организацию получения образования детьми с тяжелым нарушением речи.
На основании п. 3.28. если учащиеся завершают освоение адаптированных основных образовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. Для детей с умственной отсталостью – это классы с углубленной трудовой подготовкой.
П. 3.30. регламентирует организацию профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с умственной отсталостью) следующим образом: реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
П. 3.31. настоящего Приказа регламентирует создание классов для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В п.3.29. и 3.32. затрагиваются вопросы формирования кадрового обеспечения процесса получения образования и коррекционной помощи детьми с ограниченными возможностями здоровья различных групп квалифицированными специалистами.
Адаптированные образовательные программы для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и ЗПР соответствуют трем или двум ступеням обучения в общеобразовательной школе, адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью значительно упрощена по своему содержанию и адаптирована к особенностям психического развития детей данной категории. Учебники, по которым обучаются дети данной группы разрабатываются в соответствии с содержанием адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью.
Перевод учащихся с ограниченными возможностями здоровья всех групп на обучение по адаптированным основным образовательным программам осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии областного или районного уровня с письменного согласия родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной основной образовательной программе.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья должно соответствовать требованиям федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, введенного в действие приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Данный документ содержит в себе учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья всех групп. Отличительной особенностью федерального базисного учебного плана является наличие в его федеральном компоненте блока коррекционно-развивающих дисциплин. Для каждой группы детей с ограниченными возможностями здоровья содержание этого блока индивидуально и определяется особенностями психофизического развития той или иной группы детей с ограниченными возможностями здоровья. Нужно отметить, что в базисном учебном плане для обучающихся с УО в соответствии с образовательной программой удельный вес занимает профессионально-трудовое обучение. Одна из главных проблем практики реализации специального (коррекционного) образования на современном этапе его развития состоит в том, что данный нормативный акт не позволяет учитывать тех образовательных инноваций, которые внедрены федеральным базисным учебным планом от 2004 года и ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания для проверки знаний по теме "Экономико-географическое положение России" 9 класс
Тестовые задания включают вопросы разных уровней сложности. Задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задание 7,8,9 каждый правильный ответ - 0, 5 баллов. 10 задание - 2 балла. Максимально возможн6ое количест...
Положение о коррекционном обучении
Представлено положение об обучении по программе специальной(коррекционной) школы 8 вида...
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...
Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»
В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...
Индивидуальное коррекционное занятие по формированию навыков чтения с учеником 2 коррекционного класса VIII вида.
Индивидуальное коррекционное занятие проводилось с учеником 2 коррекционного класса VIII вида, который плохо усваивает навыки чтения: не различает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, н...
проверочная работа "Систематическое положение человека" 8 класс Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций \ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017. -288с.;ил.
Эта работа проводится при работе с учебником Драгомилова А.Г. Биология: 8 класс...