Положение о коррекционных классах (ЗПР)
методическая разработка на тему

Спирева Наталья Анатольевна

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР)     

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР)    

В МОУ КРЕМЕНКУЛЬСКОЙ СОШ

I.        Общие положения.

  1. Классы коррекционно-развивающего обучения для детей по адаптированной общеобразовательной программе (для детей с ЗПР)     открыты в МОУ Кременкульской СОШ в соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения, утвержденной коллегией Министерства образования РФ, руководствуются в своей деятельности Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ и настоящим Типовым положением.
  2. Классы КРО являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
  3. Классы КРО сохраняют непрерывность реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольного  и школьного учреждения (МОУ Кременкульская СОШ).

1.4        Деятельность классов КРО строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.

1.5. Цель организации указанных классов - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго предопределяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социальное направления деятельности.

Система работы в классах КРО направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить выполнение детьми с трудностями в обучении федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся.

Важнейшей задачей является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социальная адаптация.

II.        Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения (КРО)

2.1. Школа  располагает специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков.

2.2.Классы КРО открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка районной ПМПК о необходимости данного типа обучения. Зачисление в указанные классы производится в классы КРО производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

  1. Классы КРО открываются на ступени начального общего образования в начале первого года обучения и функционируют до 9 класса включительно.
  2. Обучение в классах КРО первой ступени продолжается 4 года. Продление сроков обучения возможно только по заключению районной ПМПК индивидуально для каждого обучающегося.

2.5        В классы КРО принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью ( т.е слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно- познавательной деятельности.

Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма),

2.6. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению школьного психолого-медико-медагогического консилиума обучающиеся КРО классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).

2.7. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и способности к отдельным учебным дисциплинам, могут посещать факультативные занятия.

2.8.Наполняемость классов КРО - 9-12 человек.

2.9.  Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в первую смену. Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройствах, аффективном поведении организуются индивидуальный щадящий    режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха и течение недели) и обязательная лечебная психо-терапевтическая помощь (специалисты могут привлекаться по договору).

2.10.  Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации школьной жизни, в общеобразовательном учреждении   создан школьный психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входят зам. директора по учебно-воспитательной работе, учителя, работающие с этой категорией детей, психолог, дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиум по договору.

III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса

3.1 КРО процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами КРО утвержденными для них программами Министерством образования Российской Федерации, программами для массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами. Обучение организуется по учебникам массовых классов.

3.2. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.

3.3. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • повышение уровня их умственного развития;
  • нормализация учебной деятельности;
  • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
  • социальная адаптация.

3.4. Для учащихся, не усваивающие учебную программу на уроках, организуются индивидуальные и групповые занятия, которые имеют, как общеразвивающую, так и предметную направленность. Продолжительность таких занятий не превышает 30 мин., наполняемость групп не превосходит 4-5 человек.

3.5. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами КРО вводится должность логопеда из расчета не менее 15-20 человек с нарушениями речи.

3.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 человек.

3.7.   При проведении уроков трудового обучения класс делится на 2 группы, начиная с 5 класса.

3.8. Вопрос о формах итоговой аттестации, ее организации решается  в форме Государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

3.9. Выпускники девятого класса успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.

IV. Кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

4.1 .В классах КРО работают учителя, воспитатели, специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.

4.2 Педагогическим работникам, специалистам классов КРО устанавливается надбавка в 20% к  педагогической нагрузке и должностным окладам.

4.4. Для работы данных классов оборудуются помещения приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В КЛАССАХ

 КОРРЕКЦИОННО-РАЗИВАЮЩЕГО  ОБУЧЕНИЯ

  1. Обучение детей осуществляется в 1-ю смену.
  2. Продолжительность занятий в первом классе не более 4-х уроков в день и не более 20 часов в неделю, 2- 4 классы – 22-24 часа в неделю.
  3. В первом классе целесообразно введение  дополнительных каникул в третьей четверти (февраль).
  4. Не рекомендуется в первые дни после каникул объяснять новый материал и давать большой объем заданий.
  5. Необходимо учитывать, что у детей, испытывающих трудности в обучении,  в 3 четверти наблюдается значительное снижение работоспособности. В 4 четверти показатели работоспособности улучшаются.
  6. Вторник, четверг у учащихся классов коррекции  характеризуются повышенной работоспособностью.
  7. Необходимо вводить облегченный день среди недели (среда), с проведением таких занятий, как ознакомление с окружающим миром, рисование, физкультура, экскурсии и т.д.
  8. Уроки русского языка и математики лучше ставить на начало учебного дня.
  9. Уроки труда и физкультуры целесообразно проводить в конце учебного дня в первых классах и в середине во вторых-третьих. Лучшее время для физкультуры 3-4 уроки.
  10. Уроки музыки, рисования целесообразно ставить на конец учебного дня.
  11. Недопустима замена уроков музыки, физкультуры, труда, ИЗО основными уроками.
  12. Урок чтения лучше всего проводить в часы оптимальной работоспособности (10 –12ч.).
  13. Недопустимы сдвоенные уроки.
  14. Продолжительность урока в первом классе  –35 минут.
  • Недопустимо сокращение перемен: минимальная  – 10 минут.
  1. На 15, 25 минутах рекомендуется проводить физкультпаузы на 1,5 –2 минуты.
  2. Продолжительность непрерывного чтения не должна превышать в 1 классе – 8-10 минут, во 2 и 3 – не более 15 минут.
  3. Оптимальная продолжительность непрерывного письма в 1 классе –2 минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 45 секунд в конце его.
  4.  Показ  кинофильмов не должен превышать 15 –20 минут.
  5. Необходимо увеличить двигательные занятия (физкультуры, ритмики, пластической гимнастики).



Предварительный просмотр:

Нормативно-правовое обеспечение специального (коррекционного) образования

Специальное (коррекционное) образование – это образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся следующие группы детей:

- дети с нарушением слуха (глухие и слабослышащие);

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие и с пониженным зрением);

- дети с нарушением речи;

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- дети с задержкой психического развития (ЗПР);

- дети с умственной отсталостью;

- дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (включая детей с расстройствами аутистического спектра РАС);

- дети со сложной структурой нарушения.

Специальное (коррекционное) образование призвано учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья каждой из групп.

Специальное (коррекционное) образование находится в современном правовом поле действия законодательства, регулирующего образовательные отношения в Российской Федерации. Однако специфика деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья такова, что наряду с проблемами, присущими современной системе отечественного образования в целом, практика реализации специального (коррекционного) образования сталкивается с многочисленными дополнительными трудностями, обусловленными недостаточностью нормативно-правового регулирования ряда аспектов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день, в России приняты следующие нормативные акты, определяющие содержание и принципы деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Закон Российской Федерации от 24.11.1995. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 №  29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования, утвержденную приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004. № 1312».

Для понимания руководящими и педагогическими работниками, а также специалистами специфики нормативно-правовой регламентации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья в современной ситуации развития отечественного, в том числе специального (коррекционного) образования необходимо проанализировать ряд аспектов содержания вышеперечисленных нормативных документов. В данном контексте особое внимание будет обращено на нормативно-правовое регулирование специального (коррекционного) образования детей с умственной отсталостью.

Анализ Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в рамках данной статьи представляется наиболее целесообразным, потому что этот Закон, главным образом, определяет особенности развития и реализации специального (коррекционного) образования в РФ.

Статья 2 настоящего Закона определяет понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (п. 2.16.), «инклюзивное образование» (п.2.27.) и «адаптированная образовательная программа» (п.2.28.). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Согласно п. 5.1. статьи 5 рассматриваемого Закона федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всех групп в целях обеспечения их права на образование, за исключением детей с умственной отсталостью в соответствии с п. 6 статьи 11 Закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Отметим, что в данный момент ведется обсуждение проекта федеральных государственных образовательных стандартов, представленного к публичному обсуждению Министерством образования и науки РФ.

П. 2. статьи 34 данного Закона горантирует учащимся право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Прием детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (в том числе в специальное (коррекционное) образовательное учреждение), регламентируется п. 3 статьи 55 следующим образом: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

По завершении школьного обучения дети с ограниченными возможностями здоровья за исключением детей с умственной отсталостью получают государственные аттестаты об основном общем или среднем общем образовании. В соответствии с п. 13 статьи 60 анализируемого Закона. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Исходя из содержания адаптированной образовательной программы дети с умственной отсталостью не получают уровневого образования. Их образование подразделяется на начальную школу и основную школу, по итогам окончания которой учащиеся данной группы сдают выпускной квалификационный экзамен по трудовому обучению, состоящий из двух частей – изготовление изделия и собеседование по вопросам материаловедения. Сроки школьного обучения детей с умственной отсталостью составляют 9 лет.Для обучающихся данной группы могут быть открыты X-XI классы с углубленной профессионально-трудовой подготовкой при наличии в образовательной организации необходимых материально-технических условий. Все прочие группы детей с ограниченными возможностями здоровья проходят государственную итоговую аттестацию в формах, установленных настоящим Законом.

Статья 18 Закона Российской Федерации от 24.11.1995. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» посвящена обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся инвалидами. В этой статье затрагиваются вопросы дошкольного обучения и воспитания детей-инвалидов, а также их обучения на дому и реабилитации.

Статья 19 этого же Закона регулирует образование инвалидов, провозглашая государственные горантии инвалидам необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты в образовательных организациях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР), предоставляемой медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК).

Статья 79 анализируемого Закона регламентирует организацию получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
П. 1. данной статьи, провозглашает, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Согласно п. 2., общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
В пункте 3. определяется понятие «Специальные образовательные условия». Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья следует понимать условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с п. 4. образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Содержание этого пункта позволяет говорить о совместном существовании двух вариантов получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья – инклюзивного образования и специального (коррекционного) образования.
п. 5. настоящей статьи определяет порядок создания образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья различных групп. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
П. 7. статьи 79 определяет порядок государственного обеспечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в образовательных организациях, по существу, являющихся интернатами.

  • П. 8., п. 9. и п. 10. затрагивают вопросы профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с умственной отсталостью. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Кроме того, образовательные организации среднего и высшего профессионального образования должны создать специальные условия для обучения таких детей.
    Особо подчеркнем, что п. 9. содержит следующее требование к органам власти субъектов РФ по организации профессионального обучения умственно отсталых детей: органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
    П. 12 регламентирует вопросы обеспечения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья квалифицированными педагогическими кадрами. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
    П.1.1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» утверждает, что данный Приказ регламентирует особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. П.3.21. настоящего Приказа содержательно соответствует п. 1. статьи 79 Закона «Об образовании в РФ», п. 3. 24. содержательно соответствует п. 5.1. статьи 5 этого же Закона.

Согласно п. 3.22. Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.

П. 3.23. содержательно определяет специальные условия, которые должны быть созданы для обучения в образовательных организациях детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху, а также для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

П.3.25. раскрывает особенности организации получения образования детьми с нарушением слуха, п. 3.26. выполняет эту же функцию относительно обучения детей с нарушением зрения, п.3.27. определяет организацию получения образования детьми с тяжелым нарушением речи.

На основании п. 3.28. если учащиеся завершают освоение адаптированных основных образовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. Для детей с умственной отсталостью – это классы с углубленной трудовой подготовкой.

П. 3.30. регламентирует организацию профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с умственной отсталостью) следующим образом: реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.

П. 3.31. настоящего Приказа регламентирует создание классов для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В п.3.29. и 3.32. затрагиваются вопросы формирования кадрового обеспечения процесса получения образования и коррекционной помощи детьми с ограниченными возможностями здоровья различных групп квалифицированными специалистами.

Адаптированные образовательные программы для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и ЗПР соответствуют трем или двум ступеням обучения в общеобразовательной школе, адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью значительно упрощена по своему содержанию и адаптирована к особенностям психического развития детей данной категории. Учебники, по которым обучаются дети данной группы разрабатываются в соответствии с содержанием адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью.

Перевод учащихся с ограниченными возможностями здоровья всех групп на обучение по адаптированным основным образовательным программам осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии областного или районного уровня с письменного согласия родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной основной образовательной программе.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья должно соответствовать требованиям федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, введенного в действие приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №  29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Данный документ содержит в себе учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья всех групп. Отличительной особенностью федерального базисного учебного плана является наличие в его федеральном компоненте блока коррекционно-развивающих дисциплин. Для каждой группы детей с ограниченными возможностями здоровья содержание этого блока индивидуально и определяется особенностями психофизического развития той или иной группы детей с ограниченными возможностями здоровья. Нужно отметить, что в базисном учебном плане для обучающихся с УО в соответствии с образовательной программой удельный вес занимает профессионально-трудовое обучение. Одна из главных проблем практики реализации специального (коррекционного) образования на современном этапе его развития состоит в том, что данный нормативный акт не позволяет учитывать тех образовательных инноваций, которые внедрены федеральным базисным учебным планом от 2004 года и ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для проверки знаний по теме "Экономико-географическое положение России" 9 класс

Тестовые задания включают вопросы разных уровней сложности. Задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задание 7,8,9 каждый правильный ответ - 0, 5 баллов. 10 задание - 2 балла. Максимально возможн6ое количест...

Положение о коррекционном обучении

Представлено положение об обучении по программе специальной(коррекционной) школы 8 вида...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»

В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...

Индивидуальное коррекционное занятие по формированию навыков чтения с учеником 2 коррекционного класса VIII вида.

Индивидуальное коррекционное  занятие проводилось с учеником 2 коррекционного класса VIII вида, который плохо усваивает навыки чтения: не различает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, н...