УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Шатырко Наталья Александровна

Цель урока:

ü актуализировать и упорядочить знания о значении воды для жизни на Земле.

Задачи урока:

Образовательные:

ü познакомить учащегося со значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле;

ü работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия;

ü подвести к выводу, что вода одно из важнейших условий возникновения и поддержания жизни на Земле.

ü расширить представления о значении воды на Земле, где она бывает,  об основных путях загрязнения природной воды и о последствиях такого загрязнения.

Коррекционные:

ü формировать познавательный интерес к окружающему миру;

ü развивать критическое мышление, умение обобщать данные и делать выводы;

ü развивать устную речь учащихся;

ü развивать речь, обогащать активный словарный запас.

  Воспитательные:

ü формировать бережное отношение к воде;

ü создавать условия для формирования эмоционально-эстетического отношения к природе, воспитания любви и добра к окружающему миру, интереса к охране окружающей среды.

Оборудование: медиапроектор,  фильм «Экологический альманах», на столе  стаканы с пресной и солёной водой, глобус, две веточки от комнатных растений (одна срезанная накануне, другая свежесрезанная), диск «Звуки природы»

Задачи урока: создать условия для развития:

  1. Предметных компетенций посредством  формирования общего представления  об актуализации и упорядочения знаний о значении воды для жизни на Земле.

2. Общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3. Ключевых компетенций:

ü информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

ü коммуникативных посре,0дством развития умений диалогической речи через организацию работы с учителем;

ü социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

Тип урокаусвоение новых знаний, комбинированный.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: проблемная технология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Калининской

УРОК

С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В 5 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

ПО ТЕМЕ «ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

                                                  

Подготовила учитель  надомного обучения:

ГКОУ школы-интерната ст-цы Калининской

Шатырко Наталья Александровна

2016 год

Конспект урока в 5 классе  по математике

по теме «Значение воды для жизни на земле»

   Цель урока: 

  • актуализировать и упорядочить знания о значении воды для жизни на Земле.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащегося со значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле;
  • работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия;
  • подвести к выводу, что вода одно из важнейших условий возникновения и поддержания жизни на Земле.
  • расширить представления о значении воды на Земле, где она бывает,  об основных путях загрязнения природной воды и о последствиях такого загрязнения.

Коррекционные:

  • формировать познавательный интерес к окружающему миру;
  • развивать критическое мышление, умение обобщать данные и делать выводы;
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать речь, обогащать активный словарный запас.

  Воспитательные:

  • формировать бережное отношение к воде;
  • создавать условия для формирования эмоционально-эстетического отношения к природе, воспитания любви и добра к окружающему миру, интереса к охране окружающей среды.

Оборудование: медиапроектор,  фильм «Экологический альманах», на столе  стаканы с пресной и солёной водой, глобус, две веточки от комнатных растений (одна срезанная накануне, другая свежесрезанная), диск «Звуки природы»

Задачи урока: создать условия для развития:

  1. Предметных компетенций посредством  формирования общего представления  об актуализации и упорядочения знаний о значении воды для жизни на Земле.

2. Общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3. Ключевых компетенций:

  • информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
  • коммуникативных посре,0дством развития умений диалогической речи через организацию работы с учителем;
  • социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

Тип урока:  усвоение новых знаний, комбинированный.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: проблемная технология

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

После звонка под звуки природы ученик проходит на рабочее место.
– Что ты услышал? 
(Журчание воды, пение птиц, шум листвы…)
– А как это назвать одним словом? 
(Природа)
– Писатель Михаил Пришвин  писал : «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать».
И мы продолжим исследование окружающего мира.

ІІ. Введение в тему урока

 – Закончи предложения:

Земля –  …  (планета)
Солнце – … 
(звезда)
Луна –  
…  (спутник Земли)
– Чем отличается Земля от других планет? 
(На  ней  есть жизнь)
– Какие условия необходимые для жизни есть на Земле?
Воздух       вода       свет       тепло
– Прочитай загадки. Отгадай их.

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(Дождь)

В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде.
(Волны)

– Что общего в отгадках? (Говорится о воде)

– И тема нашего урока «Значение воды на Земле». Попробуем разобраться, так ли она важна для нас.
– Где нужна вода?  
(Для приготовления пищи, для ухода за животными, для растений, для промышленных нужд, для отдыха…)
– Посмотри на эти две веточки. Они от одного комнатного растения. Но одну я срезала вчера, а вторую сегодня. Что можно о них сказать? 
(Одна завяла, потому что была не в воде, а другая ещё нет)

Вывод. Вода необходима для жизни растений.

– Как ты думаешь, долго ли человек может прожить без воды? (Предположения)

– Всему живому необходима вода и человеку в том числе. Без пищи человек может прожить несколько месяцев. А без воды он погибает на 3-й – 4-й день. Ведь его тело состоит на 63% из воды.

ІІІ. Исследование

– Посмотри на глобус, чего больше на Земле воды или суши? (Большая часть глобуса окрашена в голубой цвет, значит воды больше) 
Воды на Земле очень много.  Она занимает 3/4? Земли. Но её всё равно не хватает и людям, и животным, и растениям.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580234/img2.gif

В Африке и в Азии есть огромные пространства, лишённые воды – пустыни. 
Целая страна Алжир живёт на привозной воде. Около 3 миллиардов человек Земного шара испытывают недостаток в чистой питьевой воде. 
Нам предстоит узнать, почему же люди испытывают недостаток в чистой питьевой воде.
– Как вы думаете, почему же не хватает питьевой воды?

Практическая работа

На каждом столе по 2 стакана с водой. В одном стакане пресная вода, а в другом – солёная.
– Посмотрите на воду в стаканах. Какая она? 
(Прозрачная, бесцветная, без запаха)
– А теперь попробуйте её на вкус. Что можете сказать? 
(В одном стакане вода пресная, а в другом солёная)
– А  какая вода необходима человеку, животным, растениям? 
(Пресная)

Физминутка

– Перечислите, где встречается вода. (Слайд 4 «Водоёмы»)

  • Океаны
  • Моря
  • Озёра
  • Реки
  • Родники
  • Болота

 – Какое общее название у них есть? (Водоёмы) 
– А как можно разделить всё это на две группы? 
(Пресные водоёмы, солёные водоёмы)

Пресные водоёмы

Солёные водоёмы

океан
море
озеро

река
родник
болото
озеро

 – Посмотрите на глобус. Где больше всего  воды? (в океанах и морях)

Вывод. На Земле больше солёной воды. Пресной воды очень мало. А человеку, животным и растениям нужна пресная вода.
– Человек за год только в процессе  питания использует 60 тонн воды. А 300 тонн воды идёт для удовлетворения других его потребностей.
А  именно пресной воды, необходимой для всего живого очень и очень мало по сравнению с солёной водой. 3% пресной воды на Земле. А чистой питьевой воды становится всё меньше и меньше

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580234/img4.gif

 – Как ты  думаешь, почему? (Загрязняют люди, заводы, фабрики)

ІV. Экология воды

– Заводы и фабрики сливают в реки и озёра грязную воду, в которой содержится много вредных веществ. Посмотри фильм, подумай, какую угрозу человеку, природе несёт такое использование воды.

Демонстрируется фрагмент фильма из «Экологического альманаха» о загрязнении водоёмов. После просмотра ученик делятся впечатлениями.

– Чтобы этих веществ в водоёмах было как можно меньше, строят специальные очистные сооружения. В них вода проходит через различные фильтры. Но есть предприятия, которые используют одну и ту же воду – очищают её и снова используют.

V. Работа  с учебником.

– Мы с тобой были на экскурсии на реке. Похожа ли  природа нашего водоёма на ту, которая изображена на страницах учебника? (В учебнике – море или океан, потому что нет вблизи суши, киты и дельфины живут в морях и океанах, айсберги с пингвинами указывают на то, что это место океана вблизи с Антарктидой) 
– Какие животные добывают пищу в воде? 
(Киты, морские котики, моржи, пингвины…)
– Какими продуктами морей и рек пользуются люди? 
(Рыба, кальмары, креветки, морская капуста…)
– Почему древний человек всегда селился на берегу реки, около озера, около моря?

Вода нужна для бытовых нужд;

  • Для содержания животных;
  • Для получения продуктов питания;
  • Вода  – дорога, путь передвижения и перевозки грузов.
  • Водоёмы – место отдыха людей.

VІ. Итог урока. Рефлексия

– Прочитай отрывок из стихотворения.

Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги!
Мы ведь на планете не одни!

 – Как ты можешь помочь сберечь воду? (Закрывать кран, чтобы не капало; не бросать в реку и озера мусор…)

– Что понравилось на уроке?
– Что считаешь самым важным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод

Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....

Разработка урока по биологии для 6 класса на тему: "Значение воды в жизни растений" (с использованием ИКТ).

Тема урока: Значение воды в жизни растений Тип урока: комбинированный.Цель урока: систематизировать знания о значении воды в жизни растений.Задачи:1) расширить знания об испарении воды раст...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»

Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УСТНОЙ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель урока:ü показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека;ü узнать (биографию) историю семьи, о ...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА»

Цель урока:ü  познакомить с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существите...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «КОЖА, ЕЁ СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ»

 Цель урока:ü дать представление о новом органе, познакомить со строением, значением и функциями кожи.Задачи урока:Образовательные:ü дать представление о значении и строении кожи её свойст...