Сообщение на МО. Обучение чтению детей VIII вида
статья на тему

Шатырко Наталья Александровна

Учащиеся с недоразвитием интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении звукослоговой структуры слова. К основным ошибкам, приводящим к нарушению правильности чтения, относятся:

1.Невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв) в результате несформированности синтеза слогов в слово.

2.Побуквенное чтение.

3.Замена слова другим несходным по буквенному составу.

4.Замена слова другим, сходным по буквенному составу, родственным словом или формой одного и того же слова.

5,Вставка согласных звуков.

6. Добавление гласного звука между двумя согласными при стечении.

7.Пропуск конечного гласного звука.

8.Перестановка звуков.

9.Замена гласных звуков.

10.Взаимные замены оппозиционных звуков, например, звонких и глухих, твердых и мягких.

11.Пропуски букв при стечении согласных, в результате чего происходит замена слова асемантичным сочетанием.

12.Нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_mo._obuchenie_chteniyu_detey_viii_vida.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению детей VIII вида  

Сообщение на МО

Шатырко Наталья Александровна


                 С целью совершенствования обучения в специальных учреждениях, а именно в школах 8-го вида, очень  важным  считается разработка направлений, которые связанны с использованием тех потенциальных возможностей учащихся в компенсации дефектов, которые могут быть развиты эффективно лишь при условии формирования правильной  речевой деятельности.

При различных отклонениях в развитии  страдает речевая и связанная с ней познавательная деятельность детей.

Дети с отклонениями в развитии находятся на разных уровнях речевого развития. Часто этот уровень настолько низок, что они испытывают большие трудности как в понимании и осмыслении текстов учебников, так и при построении собственной речи, о чем свидетельствуют многочисленные лексические и грамматические ошибки, а также отсутствие навыка связно и правильно выражать свои мысли.

Всему этому есть объяснение– недостаточная сформированность речевых навыков и умений.

 Особенности нарушений чтения у умственно отсталых школьников.

Среди учеников коррекционной школы VIII вида характерны нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

У умственно отсталых школьников наблюдаются следующие виды дислексий:

  • Фонематическая дислексия. Вызывается недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза.
    Аграмматическая дислексия вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определенных морфем слова, чаще всего флексий.
  • Семантическая дислексия (механическое чтение) – это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. Разделение слова на слоги является частой причиной непонимания читаемого слова, предложения, т.к. читая слово по слогам, не может объединить эти слоги в единое слово, соединить искусственно разделенное на части слово и соответствующее слово устной речи, т.е. не узнает его.
  • Оптическая дислексия связана с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. В процессе овладения чтением у этих детей отмечаются трудности в усвоении графически сходных букв, их смешения и замены при чтении (т-г,д-л, в-з, р-ь, х-ж, ж-к и др.)
  • Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Чаще всего у умственно отсталых школьников имеют место фонематические, аграмматические и оптические дислексии.

Основной задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) школе для детей с недоразвитием интеллекта является формирование правильного, беглого и осознанного чтения. Согласно программным требованиям, формирование выразительности чтения начинается с 3-го класса, с момента перехода к чтению целыми словами.

 Методы и приемы формирования правильного чтения.
П
равильным чтением считается чтение без искажения звукослогового состава слова и соблюдение правильного ударения в словах.

Учащиеся с недоразвитием интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении звукослоговой структуры слова. К основным ошибкам, приводящим к нарушению правильности чтения, относятся:

1.Невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв) в результате несформированности синтеза слогов в слово.

2.Побуквенное чтение.

3.Замена слова другим несходным по буквенному составу.

4.Замена слова другим, сходным по буквенному составу, родственным словом или формой одного и того же слова.

5,Вставка согласных звуков.

6. Добавление гласного звука между двумя согласными при стечении.

7.Пропуск конечного гласного звука.

8.Перестановка звуков.

9.Замена гласных звуков.

10.Взаимные замены оппозиционных звуков, например, звонких и глухих, твердых и мягких.

11.Пропуски букв при стечении согласных, в результате чего происходит замена слова асемантичным сочетанием.

12.Нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.

Для преодоления и предупреждения возможных ошибок при чтении в учебники включен материал под рубрикой “Читай правильно“. Использование данного материала предполагает проведение работы по следующим направлениям:

1) Формирование умения осознавать механизм образования слоговой структуры слова.
2) Привлечение внимания учащихся к буквенному составу слова.
3) Привлечение внимания учащихся к морфемному составу слова.

Большое внимание уделяется правильному прочтению учащимися слов, многосложных по составу или имеющих рядом несколько букв, обозначающих согласные звуки (слова со стечением согласных звуков). Чтобы предотвратить у школьников снижение интереса к самому процессу чтения, учитель может предусмотреть использование на уроке различных вариантов чтения отдельных слов: а) совместно или индивидуальное; б) чтение с поощрением ; чтение – соревнование.

Для предотвращения побуквенного чтения и привлечения внимания детей к основной слоговой структуре – прямому открытому слогу.

Ошибки, связанные с перестановкой или пропуском букв, чаще всего возникают в тех словах, где рядом находятся несколько букв, обозначающих согласные звуки. Основной прием работы по коррекции – чтение с подготовкой и чтение с присоединением одной или нескольких букв. 
При чтении с подготовкой ученики начинают читать не с прямого открытого слога, а с произнесения гласного звука, обозначенного одной буквой. Это позволяет им сначала почувствовать положение органов артикуляционного аппарата при произнесении изолированного гласного звука, а затем уже произнести согласный в артикуляционном укладе данного гласного звука. После этого ученики читают полученный слог, добавляют еще одну букву, пока не получится слово. Например:    е      ге      гер     герб

Прием наращивания состоит в том, что к прямому открытому слогу постепенно присоединяются буквы, обозначающие согласные звуки. Этот прием может быть представлен в горизонтальном и вертикальном расположении слогов, так называемой “ пирамидой”. Например                  ла
                                кла
                                клан                                                                                                                                                                                          

Такой подход к расположению слоговых структур и слов способствует развитию гибкости чтения и помогает учащимся преодолеть механическое прочтение слов.

Второе направление работы по формированию правильности чтения – это привлечение внимания учеников к словам, различающимся по буквенному составу либо количеством букв и их последовательностью в словах, либо одной лишь буквой при совпадении количества и порядка буквенного состава. В этих случаях смыслоразличительные буквы также выделены полужирным шрифтом. Для того чтобы чтение этих слов было достаточно осознанным, учитель просит ученика объяснить значение слова.
В рамках
 третьего направления предлагаются упражнения на привлечение внимания школьников к морфемному составу слова, без называния терминов. С этой целью перед текстом даны слова, которые отличаются какой-либо частью слова, например, имеют разные приставки, но одинаковый корень, суффикс и окончание.
на-лить
по-лить
раз-лить

Такой подход к презентации слов необходим для того, чтобы ученики, на основе зрительного восприятия, могли заострить свое  внимание на отличных по буквенному составу частях слова, которые определяют лексическое значение всего слова.

Для подготовительной работы над техникой чтения широко используются упражнения, в которых даны однокоренные слова, относящиеся к различным частям речи.

красивый, покрасовался, красавица
зеленая, зазеленела, зеленка

 Методы и приемы формирования беглости чтения

Под беглым чтением понимается темп чтения, близкий темпу устной разговорной речи и обеспечивающий понимание прочитанного.Одной из причин, затрудняющая выработку беглости чтения, является причина в узком поле зрения и не совсем точного зрительного восприятия учащимися с недоразвитием интеллекта – они зачастую не могут увидеть слово целиком или даже часть слова. Чтобы помочь им преодолеть это затруднение, предусмотрена определенная последовательность в послоговой разбивке слов. Сначала представлены двусложные слова без деления на слоги:

из двух прямых открытых слогов (папа, мама)

из обратного и прямого слога (икра);

из трехбуквенного закрытого слога и одной буквы (узок).

Затем, слова без деления на слоги, даны в следующей последовательности:

трехбуквенный закрытый слог и прямой открытый слог: СГС + ГС; ГС + СГС (парад,)

двусложные слова из трехбуквенных закрытых слогов: СГС + СГС (волков);

трехсложные слова, состоящие из одной буквы, прямого открытого и трехбуквенного закрытого слога: Г + СГ + СГС; СГС + СГ + Г (увидал, черная);

трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов: СГ + СГ + СГ (хорошо);

трехсложные слова, состоящие из двух прямых открытых слогов и трехбуквенного закрытого слога: СГ + СГ + СГС; СГ + СГС + СГ (вытащить, корешки);

трехсложные слова, состоящие из прямого открытого слога и двух трехбуквенных слогов: СГС + СГС + СГ; СГС + СГ + СГС (собрался, поднимет);

четырехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов: Г + СГ + СГ + СГ; СГ + СГ + СГ + Г (увидели, зеленая);

четырехсложные слова, состоящие из прямых отрытых слогов: СГ + СГ + СГ + СГ (зашагали).

Далее следуют различные варианты слов, основанные на чтении отработанных слоговых структур.

Чтобы  ученикам легче было переходить от аналитического чтения к чтению  целыми словами, – следует отрабатывать модели слов непосредственно перед чтением текста. Например,

тряс-ти 
проч-ти 
про-чи-тай 
про-чи-тать

трясти
прочти
прочитай
прочитать

Затем отрабатывание навыков беглого чтения осуществляется в следующих направлениях:

  • чтение слов сложной структуры;
  • чтение фрагментов текста с опорой на иллюстрацию;
  • чтение фрагментов текста по вопросам к нему;
  • чтение текста в соответствии с пунктами плана к этому тексту.
  • К словам сложной структуры относятся:
  • слова со стечением 3–5 согласных;
  • лексемы, в составе которых 4–6 слогов;
  • языковые единицы с 2 основами.

Осознанное чтение – это такое чтение, при котором происходит полное и адекватное понимание на уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в целом. Другими словами, при чтении  художественного текста ученик должен усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения..

Для развития внимания к слову, как единству звуковой )и смысловой  сторон, предусмотрена работа над словом, словосочетанием, предложением. Работа над словосочетанием и предложениемпредполагает объяснение смысла образных выражений: эпитетов, сравнений, олицетворений, фразеологизмов.

Чтобы выяснить, как учащийся понимает содержание текста  определена последовательность вопросов. Вначале даны вопросы, направленные на понимание фактического содержания текста. Затем переходят к вопросам для правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста. Предполагается выборочное чтение .Для того, чтобы сформировать  интерес к прочитанному произведению, для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей с недоразвитием интеллекта, предлагаются задания по соотнесению картинок и текста. Эти задания активизируют еще и  их творческие возможности.

На третьем году обучения чтению большое внимание уделяется формированию у школьников с интеллектуальной недостаточностью навыков выразительного чтения.
Уроки чтения в коррекционной школе направлены не только на формирование качеств полноценного чтения, они направлены на воспитание нравственных качеств и свойств личности, на восполнение пробелов в знаниях учащихся о предметах и явлениях окружающего мира.

Одним из важных направлений работы на уроках чтения является коррекция и развитие речи учащихся.

1.Работу над раскрытием или уточнением значения слов.

2.Расширение словарного запаса.

3.Активизацию словаря учащихся.

При обучении чтению детей с интеллектуальной недостаточностью надо к каждому учащемуся осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 1 класса для надомного обучения, коррекционная школа VIII вида

планирование для надомника по предметам: обучение грамоте, письмо, счет, изобразительное искусство (включает в себя и трудовую деятельность тоже)...

Упражнения, применяемые при обучении чтению детей с ОВЗ 8 вида.

Семинар по логопедии (январь 2014г) будет проводиться 10.01.14г....

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»

"Развитие творческих способностей детей  VIII вида во внеурочной деятельности»...

Адаптированное календарно-тематическое планирование по музыке для детей VIII вида

Рабочая программа по музыке и пению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами по музыке Федерального гос...

Рабочая программа для обучения детей VIII вида 5-9 классов

Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 кл.) под ...