"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»
материал по технологии на тему
"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 446.43 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»
Выступление на М\О классных руководителей
учителя трудового обучения
КГКОУ «Школа»№3
Габовой Валентины Корниловны
«Зачатки творческой силы существуют почти у всех…надо лишь создать для проявления её подходящие условия». ( Шацкий С.Т.)
В программе специальной коррекционной школы VIII вида по технологии, реализуются основные задачи реформы, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд учащихся специальной коррекционной школы VIII вида как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Доказано, дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.
Природный материал фетр, ткани, бумага - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Создание поделок из различного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с различными видами материала не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Из сказанного можно сделать выводы:
1. особенность развития детей с ОВЗ заключается в том, что творческие способности и познавательные процессы у них сформированы в большинстве своем на очень низком уровне.
2. коррекционное развитие - это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способность организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально - трудовой ориентировки.
Актуальность проблемы указывает на необходимость изучения роли внеклассной работы с разным материалом на развитие творческих способностей учащихся специально-коррекционной школы VIII вида.
Цель - изучить развитие творческих способностей детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Изучить особенности развития воображения, наблюдательности, пространственной ориентировки, моторики руки специальной коррекционной школы VIII вида.
2. Разработать внеклассное занятия на основе различных материалов по повышению уровня развития творческих способностей.
Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.»[7, c.90].
Основная идея всей современной педагогики заключается в том, что ребёнку с ОВЗ воспитание нужно в большей степени, чем нормальному.
Отклонения в интеллектуальном развитии (ОВЗ) - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ.
Для данных детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем.
Целью коррекционной работы является коррекция (исправление) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовке к жизни и труду.
Коррекция - является основой, органическим стержнем всей учебной - воспитательной работы в специальной школе и в системе специального образования.
Цель коррекционной - воспитательной работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии, в конечном счете, - их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:
1. Задача развития детей вспомогательной школы в процессе обучения.
2. Задача коррекционно-воспитательной работы - нравственное воспитание, формирование правильного поведения.
3. Задача трудового воспитания и обучения.
Рассмотрим эту задачу подробнее.
Трудовое обучение, как и любое другое обучение, имеет свою методологию.
Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.
Речь взрослого в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной. Объем учебного материала - небольшим, сложность - оптимальной для данной группы учащихся.
Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.
Наглядные методы. К наглядным методам обучения относятся демонстрация, опыты, наблюдения.
Во коррекционной школе учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На уроках трудового обучения и занятиях творчеством демонстрирую различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины и их изображения, различные инструкционные карты и тактильного кинестетического восприятия ее (практические методы).
Наблюдение - это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.
На уроках творчества учащиеся рассматривают образцы изделий, различные материалы, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом.
Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным результатам наблюдений, нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.
Работа с наглядными пособиями и работами носит активный - характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней.
Во время работы широко применяется инструктаж. Он представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации схем и т. д. Особенность инструктажа во вспомогательной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема.
Таким образом, эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.
Надежда Константиновна Крупская в одной из своих работ обращала внимание на то, что «…Надо сделать так, чтобы труд был и интересный и посильный, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический».
Полученные на уроке труда умения и навыки в работе с различными материалами и инструментами дети могут совершенствовать во внеурочное время .
Уроки по рукоделию - это центр детского творчества. Во многом интерес учащихся к работе на занятии поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем.
Во внеурочной деятельности педагог решает следующие задачи:
- развитие творческих способностей учащихся;
- расширение художественного кругозора;
- развитие и углубление интересов учащихся;
- развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности;
- развитие мелкой моторики;
- развитие речи учащихся, обогащение активного словаря;
- организация досуга учащихся.
- укрепление физического и психического здоровья.
Все эти и многие другие задачи успешно решаю при организации внеклассной работе или на уроках творчества на основе работы с различными видами материалом.
Различные вида материалов: флис, фетр, фоамиран, различные виды бумаги, пуговицы и др. материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Внеклассные занятия не просто трудовой процесс, а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание.
Нужно стремиться воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он увидел - необычное, в обычном, возможное в невозможном.
В процессе систематического труда рука ребёнка с особыми образовательными потребностями становится более уверенной, точной, а пальцы - более гибкими. При изготовлении поделок постепенно накапливаются специальные умения и навыки. Недаром В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
Художественное творчество с использованием разнообразных материалов слагается из нескольких компонентов: изучения материала, определения скрытых возможностей данного материала, определение художественного замысла будущей поделки и непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.
Поиск творческой идеи, замысла - исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса во внеклассной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-242331-1366393820.jpg)
Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-171763-1357203851.jpg)
Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)
Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/17/picture-993021-1516180666.jpg)
Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/27/picture-436468-1522164457.jpg)
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС"
Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интерн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-43894-1535650997.jpg)
Развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности .
Каждый учитель в своей педагогической деятельности старается и пытается повысить качество знаний по своему предмету. Безусловно, если учащийся заинтересован предметом, то ,конечно, он покажет высокие ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/26/picture-1308775-1611658197.jpg)
Театрализация как средство развития творческих способностей школьников. Виды театрализации.
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/19/picture-1356219-1634653945.jpg)
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время...