Подготовка детей 3-го года жизни к усвоению представлений о величине и форме предметов в процессе организации игровых упражнений
статья по математике

Клочкова Елена Сергеевна

                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.r_po_matematike.doc223 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_matemka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по курсу

«Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста»

На тему: Подготовка детей 3-го года жизни к усвоению представлений о величине и форме предметов в процессе организации игровых упражнений.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития представлений о величине и форме у дошкольников……………………………………………..5

1.1. Значение  и особенности процесса сенсорного воспитания детей……….5

1.2. Содержание, методы и приёмы развития представлений о величине предметов у детей раннего возраста…………………………………………….6

1.3. Содержание, методы и приёмы развития представлений о форме предметов у детей раннего возраста………………………………………...….11

1.4. Роль игровой деятельности в развитии представлений о величине и форме……………………………………………………………………………..16

Глава 2. Формирование представлений о величине и форме предметов у детей 3-го года жизни в играх по сенсорному воспитанию…………………..18

2.1 Роль игры в формировании представлений о форме и величине у детей третьего года жизни…………………………………………….……………….18

2.2 Формирование представлений о форме и величине предметов во второй младшей группе в играх по сенсорному воспитанию…………………………24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………32

Введение

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности [10, с. 3].

Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей [22, с. 3]. Источником познания дошкольника является чувственный и интеллектуальный опыт. Но следует отметить, что такой опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому потребности нынешнего времени требуют от воспитателя перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенности нервной системы и способности к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии [10, с. 3].

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области [16, c. 27]. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений зачастую, оставляет желать лучшего.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: подготовка детей 3-го года жизни к усвоению представлений о величине и форме предметов в процессе организации игровых упражнений.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития представлений о величине и форме у дошкольников

1.1. Значение  и особенности процесса сенсорного воспитания детей

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах  предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Значения сенсорного развития в раннем и дошкольном  возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире[11, с.163].

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятия необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики грамоты. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности формы предмета (образа), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образа со свойствами имеющегося материала. Формирование элементарных  математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это[9, с.59].

        Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений  о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические  фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии,  свои – во вкусовом  обонятельном  восприятии[7, с.204].

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.  Усвоить сенсорный эталон – это вовсе назначит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях  каждого свойства, и главное, уметь пользоваться  такими представлениями для анализа и выделения свойств в самых различных ситуациях.  Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения »   при оценке свойств веществ.

         Основные направления в работе по сенсорному воспитанию:

1. Формирование практических способов ориентировки.

 2. Формирование восприятия цвета.

3. Формирование восприятия формы.

4. Формирование восприятия величины.

5. Формирование восприятия пространственных отношений.

1.2. Содержание, методы и приёмы развития представлений о величине предметов у детей раннего возраста

Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщения[5, с. 87].

Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.д. Каждый конкретный род величин связан с определенным способом сравнения соответствующих свойств объектов.

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики[14, с.121].

Формирование у дошкольников представлений о размерах предполагает развитие умений ориентироваться в пространственных признаках предметов. Они носят достаточно конкретный характер: умение показывать, называть длину, ширину, высоту предметов, определять их размер в целом. Такое представление о величине является первоначальным и связано с созданием чувственной основы для формирования в последующем научного понятия. Определение величины возможно только на основе сравнения, так как сравнимость - основное свойство величины. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многие другие.

Величина характеризуется также изменчивостью. Например, изменение длины данного стола изменяет лишь его размер, но не меняет его содержания и качества - стол остается столом.

Третье свойство величины - относительность. Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается.

Сравниваемость, изменчивость, относительность - эти основные свойства величины могут быть осмыслены дошкольниками в самой конкретной форме, в действиях с разнообразными предметами при выделении и сопоставлении их длины, ширины, высоты, объема. Воспринимая предмет, дети обычно ориентируются на его объем в целом (что определяется словами большой - маленький) или на соотношения отдельных протяженностей (длины, ширины, высоты).

Само слово величина непонятно многим детям, так как они редко слышат его. Когда внимание детей обращается на размер предмета, воспитатели предпочитают пользоваться словами – «одинаковый, такой же», которые многозначны (например, одинаковый по цвету, форме, величине), поэтому их следует дополнять словом, обозначающим признак, по которому сопоставляются предметы (найди - такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д.). Чаще всего дети по отношению к любым предметам употребляют слова большой, маленький. Но это не означает, что в их словаре отсутствуют более конкретные определения. В отдельных случаях дети с разной степенью успешности употребляют их. Так, о шее жирафа говорят длинная, о матрешке - толстая. Довольно часто одни определения заменяются другими: вместо тонкая говорят узкая и т.п. Это связано с тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размера предметов[5, с.183].

Проблеме развития представлений о величине предметов в дошкольном возрасте уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина и Л.С. Метлина, Р.Л. Березина, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман.

Рассмотрим программу по формированию математических представлений о величине предмета во второй младшей группе.

Этот раздел программы связан с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине). Дети учатся словом определять величину предметов: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий, больший - меньший.

Занятия с малышами нужно построить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые мы хотим обратить внимание, были значимы для детей.

Трехлетние дети самостоятельно не выделяют в предметах свойства. Все различия вещей по размерам они характеризуют словами большой или маленький, т. е. словами, которые используют для обозначения соотношений вещей по объему в целом, не пользуются словами, позволяющими дать точную характеристику различия предметов по 1 из признаков. Поэтому необходимо научить малышей сравнивать предметы, отличающиеся только по 1 признаку и пользоваться точными словами для обозначения соотношений предметов по размерам: длиннее, короче, одинаковые (равные) по длине; выше, ниже, одинаковые (равные) по высоте; шире, уже, одинаковые (равные) по ширине; толще, тоньше, одинаковые (равные) по толщине. Сравнению каждого вида размеров (длины, ширины, высоты) отводится 3—4 занятия.

При первичном выделении того или иного признака сопоставляются предметы, отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятия «длиннее — короче», подбирают вещи одинакового цвета, равные по ширине и толщине, отличающиеся одна от другой только длиной. В противном случае нельзя быть уверенным в том, что малыши свяжут новые для них слова с соответствующими свойствами предметов[6, с.81].

Для сравнения вначале используют предметы контрастных размеров. Разница в размерах демонстрационного материала — не менее 10—15 см, раздаточного — не менее 5 см. При сравнении предметы располагаются так, чтобы сравниваемый размер был хорошо виден. Например, когда сравнивается толщина предметов, их помещают основанием к детям (первоначально сравнивается толщина округлых предметов). Обращаясь к детям, педагог точно формулирует вопросы и пользуется словами размер, длина, ширина и др.

Выделить отдельные измерения помогает жест рукой. Спрашивая детей о том, какой предмет длиннее (короче), педагог одновременно проводит рукой вдоль предмета (слева направо). Сравнивая ширину, он проводит рукой поперек предмета (по ширине), а при сравнении высоты — снизу вверх, от основания до верхнего края предмета. Показ производится широким жестом, повторяется 2—3 раза, чтобы дети данный признак не соотнесли с какой-либо линией на предмете или с одним из краев предмета. Толщина сравнивается путем обхвата предметов пальцами обеих рук или одной руки. Подражая педагогу, дети производят соответствующие действия. Выделению данных признаков способствует создание игровых ситуаций, в которых успех того или иного действия связан со степенью выраженности данного признака и требует его учета. Например, воспитатель предлагает ребенку прокатить машину по широкому и узкому мостику и задает вопросы: «Почему по одному мостику машина проехала, а по другому нет? В какие ворота машина пройдет, а в какие нет? Почему?»

Большое значение придается обучению детей способом сравнения размеров: приложению или наложению (о которых им уже известно). Вначале малышей учат пользоваться способом приложения, так как сопоставляются одноцветные предметы и при наложении они сливаются[1, с.77].

Для закрепления знаний используются разнообразные упражнения. Например, предлагают посмотреть, какая полоска короче (уже), и поставить на нее одну уточку, а после посмотреть, какая полоска длиннее (шире), и поставить на нее много уточек.

В младшей группе вне занятий целесообразны игры с различными дидактическими игрушками: башенками, состоящими из 5—6 колец и шаров, с разборными игрушками (шариками, бочонками, чашечками, цилиндрическими коробками, матрешками). Сначала малышам дают игрушки, состоящие из 3— 4 предметов, а позднее — из 5—6. Ценно, что с этими игрушками малыши могут действовать разнообразно: подбирать крышки, строить ряд по убывающим или возрастающим размерам, вставлять друг в друга. Педагог играет с детьми в игры «Собери игрушки», «Соберем из колец башенку», «Что там?». Эти игры основываются на принципе парности. Поэтому важно иметь парные игрушки[8, с.99].

Благоприятные условия для упражнений детей в сравнении предметов по длине, ширине и высоте создаются в играх со строительным материалом. Дети выкладывают длинные и короткие дорожки, строят высокий и низкий заборчики (ворота, домики), делают широкий и узкий диваны (кресла) и др.

Полезно организовывать работу парами, когда 2 ребенка работают одновременно, но один из них, например, делает длинную кроватку для большой куклы, а другой — короткую для маленькой.

Умение сравнивать размеры предметов закрепляется не только в играх, но и в других видах детской деятельности.

1.3. Содержание, методы и приёмы развития представлений о форме предметов у детей раннего возраста

В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур.

В психологии и дошкольной педагогике разработаны различные технологии развития у детей представлений о форме.

Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами. Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометрические фигуры, выделяя прежде их форму, а затем — структуру.

В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства — длительный и сложный.

Для детей 2—3-х лет основной опознавательный признак фигуры — поверхность, плоскость. Они берут фигуру в руки, манипулируют; проводят рукой по плоскости, как бы пытаясь обнаружить предметную основу[13, с.253].

В этом возрасте дети выделяют среди других и называют отдельные геометрические фигуры, пользуясь словами «кружок», «кубик», «шарик». Или сравнивают форму реального предмета с геометрической и пользуются выражениями «Это — как кубик», «Это — как платочек». Как правило, они «опредмечивают» геометрические фигуры, называя их «крышей», «платочком», «огурцом» и т. д.

Освоение формы предметов и геометрических фигур проходит в этом возрасте в активной деятельности. Дети кладут один кубик на другой, сооружая башню, укладывают предметы в машины; катают фигуры, перекладывают; составляют ряды.

Дети 3—4-х лет начинают отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Называя фигуры, говорят: «Треугольник — как крыша», «Платочек — как квадратик».

Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путем, стараясь провести рукой по контуру. При этом охотно проговаривают понравившиеся им слова, выражения. Начинают воспринимать структурные элементы геометрических фигур: углы, стороны. При восприятии фигур абстрагируются от цвета, размера, выделяя их форму. Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым, его взгляд не сосредоточивается на контуре или плоскости. В силу этого дети часто путают похожие фигуры: овал и круг, прямоугольник и квадрат[13, с.254].

Итак, восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигательным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы. Например, круглая — нет углов; четырехугольник — у него есть стороны, углы и вершины.

Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.

Опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур накапливается детьми в играх с предметами и мозаиками, в процессе манипулирования разнообразными геометрическими фигурами, при составлении «картинок» на плоскости, в ходе сооружения построек из строительного материала, создания конструкций из модулей и т. д. В играх с влажным песком дети успешно овладевают формообразующими действиями[4, с.54].

Педагогически целесообразно уже в младшем дошкольном возрасте совместно с детьми выделять (называть, показывать) геометрические фигуры (эталоны) как таковые и находить им подобные предметы в окружающем мире: «Вот — круг, а это — круглое блюдце, круглое кольцо, обруч».

Как известно из теории сенсорного воспитания, это наиболее эффективный путь познания свойств предметов. Необходимо создать для детей среду, в которой геометрические фигуры и силуэты, из них воссозданные, привлекали бы ребенка к практической деятельности, а иногда и просто к рассматриванию, обведению рукой. Например, можно на стене (на уровне детских глаз) поместить в меру красочное, но динамичное панно с изображением уголка леса и его обитателей. Педагог акцентирует внимание детей на расположении, формах, размерах объектов. Называет свои действия, свойства предметов, побуждает к тому же и детей. Например: «Я составила башню из квадратов, а ты можешь составить из кубиков». В данном случае педагог акцентирует поиск ребенком простых адекватных действий. Но одно из них выполняется в двухмерном, а другое — в трехмерном пространстве.

Самой доступной детскому восприятию формой является круг (шар). Глаз как бы «скользит» по его контуру (поверхности), не встречая преград. Игры с шаром и кругом разнообразны. Например, воспитатель вместе с детьми готовит машину к выезду из гаража: они обследуют колеса и содержимое кузова. Находят неисправности и предметы-заместители.

Имея необходимый опыт, дети на основе соотнесения предметов по форме, форме и цвету, размеру и форме создают несложные конструкции практического назначения. Все игровые и результативные действия сопровождаются словами: такой же, не такой, как..., другой, первый, последний и т.д. Это помогает детям определить идентичность предметов либо различия в их свойствах[11, с. 154].

К трем годам дети овладевают простыми предметно-познавательными действиями: соотнесение, выбор, сравнение, воссоздание, простейшие преобразования и изменения. Они раскладывают фигуры в заданной последовательности: шар, куб, шар...; нанизывают бусы (из крупных предметов); составляют башенки из кубов, плоские картинки из кругов или квадратов разного размера, елки — из треугольников.

Дети привлекаются к участию в опытно-экспериментальной деятельности: катают шары и цилиндры; изменяют формы, вылепленные из влажного песка; прогнозируют действие «упадет — не упадет» (в конструктивных играх); чередуют формы; по имеющимся сгибам складывают кубики из разверток; подбрасывают игральные кубики.

Наиболее распространенные и полезные упражнения и игры:

  • «Дай Мишке такой же большой и круглый мяч, как у куклы, и научи его играть!»;
  • «Возьми такие же кубики и построй из них площадку»;
  • «Найди пару» (подбери второй предмет, такой же как этот);
  • «Игры с рамками-вкладышами» М. Монтессори;
  • «Составь картинку» (снеговика, домик, лодку);
  • «Выбери фигуры» (по указанному свойству);
  • «Собери квадрат», «Сложи узор», «Уникуб», «Уголки» и др[9, с.139].

С целью развития умений воспринимать фигуры уместны упражнения на совмещение фигур с контуром, вкладывание их в выемки (абрис).

Количество познаваемых ребенком фигур зависит от его индивидуальных возможностей. Как правило, дети называют и используют в практической игровой деятельности круги, квадраты, треугольники, шары, цилиндры, кубы, а также призмы, прямоугольники и др. С целью оптимизации процесса освоения и применения в разных видах деятельности знаний об эталонах используется такой прием, как обведение карандашом моделей фигур, колец, обручей. Дети образуют окружности и круги; из замкнутых ломаных линий — квадраты, треугольники. С этой же целью используются и трафареты. Дети лепят геометрические фигуры из глины и пластилина, чертят пальцем на песке, складывают из палочек, шнурков, камешков и т. д.

Сравнивая модели фигур, дети накладывают (прикладывают) их по сторонам, граням, пытаясь выявить сходства или различия. При этом используются разнообразные фигуры, разных размеров и цветов. Также дети составляют целое (картинки, силуэты) из частей, определяют количество этих частей, их размеры и формы; рассказывают, что получилось, и называют картинки.

Группируя геометрические фигуры, дети выделяют все круглые и не круглые; те, что могут и не могут катиться, с уголками и без; те, из которых можно собрать башенку (построить дорожку), и те, из которых нельзя и т. д. С этой целью детям предлагаются наборы геометрических фигур разного размера, цвета, формы. Они учатся ориентироваться на одно из свойств, 2 или 3 свойства одновременно[12, с. 192].

Дети в результате игр и упражнений, простейших исследований к концу года овладевают предметно-познавательными действиями сравнения, составления пар, соотношения, группировки, видоизменения, воссоздания.

Дети охотно участвуют в исследованиях, направленных на изучение свойств геометрических фигур.

     С целью развития у детей дошкольного возраста представлений о формах важно поощрять их стремление к аналитическому восприятию окружающего мира: предметного, растительного, животного. Организовывать игровые упражнения на сравнение, противопоставление, составление загадок, придумывание сказок и историй с приключениями, «участниками» которых являются различные формы. Такие упражнения расширяют представления детей, развивают наблюдательность, глазомер, т. е. основные сенсорные способности. Углубление представлений о формах и овладение действиями соотнесения форм предметов и фигур способствует совершенствованию практических видов деятельности детей (рисования, создания аппликаций и другого ручного труда) и способствует формированию условий для установления логических связей и зависимостей групп фигур[10, с.65].

1.4. Роль игровой деятельности в развитии представлений о величине и форме

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В детском саду у детей закладываются элементарные математические представления и от того, насколько правильно они будут сформированы, зависят дальнейшие успехи детей в математике.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения через игру. Игра для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности: в ней психика ребёнка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается. Игра – интересное и увлекательное занятие для самых маленьких, она способствует постепенному переносу интереса и увлечённости с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, то есть в интерес к математике. Для детей 3–6 лет специальная система обучающих игр – наиболее приемлемый метод обучения. В связи с этим в обучении дошкольников игра должна быть основным методом освоения знаний[8, с.88].

Однако в настоящее время не в полной мере используются возможности дидактических игр и упражнений для развития представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста. Педагоги дошкольных учреждений используют дидактические игры и упражнения бессистемно, часто они не соответствуют психологическим особенностям и возможностям младших дошкольников.

Анализ содержания и методов формирования представлений о величине предметов у дошкольников, представленных в современных образовательных программах и разработках педагогов и психологов показал, что средством формирования представлений о величине и форме предметов могут и должны стать дидактические игры и упражнения.

Именно в игре дети с удовольствием и интересом познают новый материал, учатся распознавать форму и величину. Кроме того, если эти знания постоянно закрепляются в игровой деятельности, то происходит их закрепление и активизация (ребёнок не просто знает, а может оперировать знаниями в повседневной деятельности).

Обучение через игру происходит незаметно для малышей, весело и увлекательно, так как дидактические игры и упражнения по своему содержанию соответствуют их возрастным возможностям, интересам, и, кроме того, в них решаются задачи формирования представлений о величине предметов, которые ставят программные требования[7, с. 25].

Каждая предложенная игра сопровождается наглядным материалом и предполагает обязательную включённость ребёнка в игровую деятельность.

Так как дидактические игры и упражнения вводятся поэтапно, с постепенным усложнением, с учётом закономерностей познания детьми разных параметров величины предметов, то дети усваивают учебный материал без напряжения, фактически не испытывая трудностей в переходе от одного параметра к другому. Этому способствует также то, что приёмы сравнения предметов по величине являются аналогичными.

Очень эффективны сюрпризные моменты, присутствие в играх сказочного персонажа. Для детей это сильнейшее средство мотивации деятельности. Они старательно выполняют задания, чтобы помочь своему любимому герою и её друзьям. Атмосфера доброжелательности во время игр и упражнений, занимательность заданий, положительная оценка стимулируют детей к решению поставленных перед ними задач.

Следует отметить, что, используя этот подход, педагоги дошкольных учреждений могут использовать как уже известные, так и самостоятельно придуманные игры.

Итак, роль игровой деятельности в развитии представлений о величине и форме неоценима, ведь именно в игре обучение происходит незаметно для малышей, весело и увлекательно[6, с.82].

Глава 2. Формирование представлений о величине и форме предметов у детей 3-го года жизни в играх по сенсорному воспитанию

2.1 Роль игры в формировании представлений о форме и величине у детей третьего года жизни

Могучим средством воспитания детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра и упражнения. Недаром этот возраст называют возрастом игры. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка младшего дошкольного возраста наиболее подходящей формой обучения. Игра является средством развития активности детей. Игровая активность детей проходит несколько возрастных этапов.

Богатые возможности для сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями.

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу, знакомя с формами, величинами, пространственными представлениями, звуками[2, с. 311].

Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами: геометрическими фигурами, величинами. Рассматривая методику организации дидактических игр можно отметить, что их организация осуществляется педагогом в трех направлениях:

- подготовка к проведению дидактической игры;

- применение дидактической игры;

- анализ дидактической игры.

При проведении дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры, показывая ее на примере. Подводя итог игры, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры. Одним из важных условий сенсорного воспитания детей младшего возраста является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.

Дидактическая игра как игровой метод сенсорного развития рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические игры[7, с.187].

В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и другие). Обследованием мы называем специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на квадратном коврике квадратные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами[3, с.117].

Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Авторы Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. в книге «Воспитание сенсорной культуры ребенка» предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов. Большая часть игр и упражнений построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.

Поговорим подробнее об играх и упражнениях по ознакомлению с формой и величиной предметов.

Форма является одним из основных свойств окружающих ребенка предметов. Эталоном се принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяется форма предметов или их частей.

Знакомя с эталонами формы, можно на плоскостных геометрических фигурах схематически изобразить лица. Получается фигурки-человечки, с которыми можно играть. Предложите малышу уложить спать каждого в свою кроватку («кроватка» контурное изображение круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала на полоске картона). Каждая фигурка-человечек должна обязательно найти свою кроватку.

Играя, дети даже не подозревают, что осваивают способы обследования предметов, сопоставление эталонов между собой.

Можно придумать интересную историю, героями которой будут те же фигурки-человечки. Например: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у квадратиков — квадратный, у треугольников - треугольный, у кружков — круглый (листы бумаги с контурными изображениями домиков раскладываются на полу). Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики».

Попросите ребят помочь бедным человечкам найти свои домики. Раскладывая фигурки разной величины по своим местам, дети группируют геометрические фигуры с отвлечением от величины.

Знакомство с величиной предметов, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой - является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше—меньше», «равенство-неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Величина для них определяется местом, занимаемым предметом в ряду других предметов, и обозначается словами «большой», «поменьше», «маленький» [9, с.102].

Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши. Можно самим придумывать специальные игры, в которых ребенок будет строить простейшие сериационные ряды и познавать правила их построения: выбор большего из остающегося количества предметов.

Например, игра с мячами. Взрослый кладет на стол два мяча: один маленький, другой побольше. Он берет маленький мяч и предлагает ребенку взять другой: «У кого мяч больше?» «У меня», — говорит малыш. Тогда взрослый быстро убирает свой маленький мяч под стул и достает оттуда мяч, который больше, чем у ребенка: «Нет, у меня большой мяч, а у тебя маленький». Мячи сравниваются. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, забирает его мяч и кладет перед ним самый большой. Малыш открывает глаза и видит, что его мяч больше. После этого достаются все мячи. Взрослый выбирает мяч средней величины и предлагает ребенку с одной стороны от этого мяча положить мяч побольше, а с другой мяч поменьше. Получился ряд: большой, средний, маленький.

Детям интересно строить башни, располагая кубы так, чтобы башня была устойчивой: внизу самый большой, потом поменьше, потом еще меньше и т. д. Можно играть со зверюшками, раскладывая им мисочки: самому большому зверю — самую большую миску, зверю поменьше — и мисочку поменьше и т. д. Ребенок также должен иметь представление о длине, ширине, высоте предметов. Различить параметры величины — задача непростая. Значит, надо создавать такие ситуации (игровые, практические), при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость. Так, если интересующую ребенка вещь положить на шкаф, он скоро сообразит, что сам ее не достанет, если что-нибудь не придумает (встать на стул, взять палку и т. д.). Играя в игрушки, он может сравнивать длину ушей зайца и лисы, длину их хвостов, длину клювов у птиц (журавль и гусь) и т. д.

Советуем придумывать увлекательные игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) слишком короткий и не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. В другой игре взрослый вместе с ребенком прячет зайчат от волка, закрывая домик дверью. Если дверь будет уже, чем надо, волк сможет протиснуться в оставленную щель и съест зайчат.

Подобные игры дают возможность обратить внимание ребенка не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, учат сравнивать предметы по величине путем приложения предметов или наложения их друг на друга.

Соотнесение величин предметов — это путь перехода от чувственного познания к логическому. Сравнивая величины предметов, дошкольник познает количественные отношения «больше—меньше», «равенство-неравенство», что является необходимым условием его математического (вернее, предматематического) развития[6, с.232].

Как же показать ребенку необходимость применения меры при оценке параметров величины? Лучше всего создать такую ситуацию (сказочную, игровую, практическую), где введение меры будет необходимым.

Все описанное выше имеет исключительное значение для математического развития ребенка. Дело в том, что дошкольник, особенно младшего возраста, мыслит конкретными образами и на его оценку количественных отношений может повлиять цвет, форма, величина, расположение предметов.

Обучение различным математическим отношениям посредством игр позволит детям более успешно овладевать математическими представлениями, а главное, будет способствовать развитию познавательных способностей.

Поэтому дидактические игры и упражнения сенсорного характера при ознакомлении с формой и величиной широко используются в математическом, вернее предматематическом образовании детей младшего дошкольного возраста. Если математические представления детей младшего дошкольного возраста формируются на специальных занятиях, то закрепляются они средствами дидактической, сюжетно-ролевой игры[13, с.60].

2.2 Формирование представлений о форме и величине предметов во второй младшей группе в играх по сенсорному воспитанию

На базе МОУ детский сад № 24 во второй младшей группе была проведена экспериментальная работа. В неё вошли дидактические игры на закрепление у детей представлений о форме и величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А.Венгера по сенсорному воспитанию детей от 0 до шести лет. Сначала был проведен констатирующий эксперимент с 12 детьми 2009 - 2010 года рождения и выявлены их знания в области формы, величины.

Констатирующий эксперимент с детьми 2 – ой младшей группы:

Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов формы и величины посредством дидактического материала.

Задачи:

  1. Провести диагностический опрос детей 2009 – 2010 года рождения в восприятии формы, величины.
  2. Зафиксировать полученные данные в таблицу.

Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.

Приемы: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.

Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник), трех разных величин (большой, средний, маленький).

Форма организации:  Групповая (по шесть человек в подгруппе).

Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, по данной части эксперимента можно сказать, что уровень сенсорного развития средний: 50 % детей испытывают трудности в области определения форм овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.

Дигностика № 1.Величина

Фамилия имя ребенка

Год рождения

Большой

Средний

Маленький

1.

Вова Б.

2009

+

+

+

2.

 Лиза Е.

2010

+

-

+

3.

 Максим Л.

2010

+

+

+

4.

 Алина М.

2009

+

+

+

5.

Савва Н.

2010

+

+

+

6.

Вика П.

2010

+

+

+

7.

 Данила П.

2009

+

+

+

8.

 Никита С.

2010

+

-

+

9.

Ира С.

2010

+

-

+

10.

 Ваня Ф.

2009

+

-

+

11.

 Вика Ш.

2010

+

+

+

12.

Вадим Ю.

2010

+

+

+

Диагностика № 2. Формы.

№№

 Имя ребенка Фамилия

Год рождения

Круг

Овал

Квадрат

Прямоугольник

Треугольник

1.

 Вова Б.

2009

+

-

+

-

+

2

 Лиза Е.

2010

+

-

+

-

-

3.

 Максим Л.

2010

+

-

+

+

+

4.

 Алина М.

2009

+

-

+

-

+

5.

Савелий Н.

2010

+

-

+

-

+

6.

 Вика П.

2010

+

-

+

-

+

7.

 Данила П.

2009

+

+

+

-

+

8

 Никита С.

2010

+

+

+

-

+

9.

 Ира С.

2010

+

+

+

+

+

10

 Ваня Ф.

2009

+

-

+

+

-

11

 Вика Ш.

2010

+

-

+

+

+

12

 Вадим Ю.

2010

+

-

+

-

+

Формирующий эксперимент

На основе полученных данных  была сформирована выборка детей 2009 - 2010 года рождения.

Фамилия, имя ребенка

Год рождения

1.

 Вова Б.

2009

2.

 Алина М.

2009

3.

 Данила П.

2009

4.

 Никита С.

2010

5.

 Ира С.

2010

6.

 Виктория Ш.

2010

С вышеуказанными детьми систематически и целенаправленно был проведен педагогический эксперимент.

Цель: Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины и формы.

Метод: Педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью детей.

Приемы: Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.

Оборудование: набор дидактических игр на развитие восприятия детьми формы и величины.

С детьми экспериментальной группы был проведен формирующий эксперимент путём систематического и целенаправленного использования ниже описанных дидактических игр.

Форма.

  1. Подбери фигуру (см. прил. 1).

Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в  их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.

  1. Кому какая форма (см. прил. 1).

Дидактическая задача: Закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).

3.Геометрическое лото (см. прил. 1).

  Дидактическая задача: Закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура)  

Величина.

  1. Башня (см. прил. 2).

Дидактическая задача: Закрепить представление об относительности величины предмета. Дать представление об отношениях по величине между плоскими  и объемными предметами.

  1. Что там? (см. прил. 2).

Дидактическая задача: Закрепить умения детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

  1. Сбор фруктов (см. прил. 2).

Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Констатирующий эксперимент

После проведения системы дидактических игр был проведён повторный констатирующий эксперимент. Выявлялось восприятие величины и формы  детьми обоих подгрупп: участвующих в эксперименте и  не прошедших обучение посредством дидактических игр.

Цель: Выявить закрепление знаний у детей 2009 - 2010 года рождения, участвующих в эксперименте. Сравнить полученные данные с умениями и знаниями детей второй подгруппы, не участвующих в эксперименте. Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.

Приемы: Сенсорное обследование с наглядным объяснением.

Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) трех разных величин (большой, средний, маленький).

Диагностика № 3. Величина.

Фамилия имя ребенка

Год рождения

Большой

Средний

Маленький

1.

 Вова Б.

2009

+

+

+

2.

Лиза Е.

2010

+

-

+

3.

Максим  Л.

2010

+

+

+

4.

 Алина М.

2009

+

+

+

5.

Савелий Н.

2010

+

+

+

6.

 Вика П.

2010

+

+

+

7.

 Данила П.

2009

+

+

+

8.

 Никита С.

2010

+

+

+

9.

 Ира С.

2010

+

+

+

10.

 Ваня Ф.

2009

+

-

+

11.

 Вика Ш.

2010

+

+

+

12.

Вадим Ю.

2010

+

+

+

Выделены жирным шрифтом имена детей участвовавших в формирующем эксперименте.

Диагностика № 4. Формы.

Фамилия имя ребенка

Год рождения

Круг

Овал

Квадрат

Прямоугольник

Треугольник

1.

Вова Б.

2009

+

+

+

+

+

2.

Лиза Е.

2010

+

-

+

-

+

3.

Максим Л.

2010

+

-

+

+

+

4.

 Алина М.

2009

+

+

+

+

+

5.

Савелий Н.

2010

+

-

+

-

+

6.

Вика П.

2010

+

-

+

-

+

7.

 Даня П.

2009

+

+

+

+

+

8.

 Никита П.

2010

+

+

+

+

+

9.

 Ира С.

2010

+

+

+

+

+

10.

 Ваня Ф.

2009

+

-

+

+

-

11.

 Вика Ш.

2010

+

+

+

+

+

12.

Вадим Ю.

2010

+

-

+

-

+

Выделены жирным шрифтом имена детей участвовавших в формирующем эксперименте.  

Вывод: Разброс данных позволяет утверждать, что дети, с которыми проводилась эксперементальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы и величины, чем дети, с которыми целенаправленно не проводились дидактические игры.

Заключение

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах  предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значения сенсорного развития в раннем и дошкольном  возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому с самых малых лет важно организовать сенсорное развитие ребенка, не допускать только стихийного развития дошкольника. Необходимо целенаправленно, систематично и последовательно формировать у ребенка представление и знание основных сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, вкуса и др.

Трехлетние дети самостоятельно не выделяют в предметах свойства. Все различия вещей по размерам они характеризуют словами большой или маленький, т. е. словами, которые используют для обозначения соотношений вещей по объему в целом, не пользуются словами, позволяющими дать точную характеристику различия предметов по 1 из признаков. Поэтому необходимо научить малышей сравнивать предметы, анализировать их строение, положение в пространстве и т.п.

А так как основной вид деятельности ребенка это игра, то и обучать ребенка лучше при помощи специально разработанных дидактических игр.

Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Эффективность дидактических игр  в развитии восприятии формы и величины очень велика.

Дидактические игры и упражнения для детей третьего года жизни должны проводится последовательно, систематически.  

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме и величине предметов.

Дидактические игры необходимы для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.). Дидактическая игра способствует развитию представлений у малышей о свойствах предметов.

Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога.

В данной работе мы рассматривали формирование представлений о величине и форме предметов у детей 3-го года жизни в играх по сенсорному воспитанию. Выяснилось, что дети с которыми проводились специально разработанные дидактические игры, направленные на усвоение эталонов формы и величины, по окончании исследования показали улучшение результатов по сравнению с детьми не участвовавшими в формирующем эксперименте. Следовательно – использование дидактических игр желательно и целесообразно проводить начиная со второй младшей группы.


Список литературы:

  1. Аванесова, В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей [текст] / В.Н. Аванесова. М., 1981. 185 с.
  2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада [текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер.  М.: Просвещение, 1988.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [текст] / Л.С. Выготский. М.: Педагогика – Пресс, 2009.
  4. Ендовицкая, Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания [текст] / Т.В. Ендовицкая. М.: Наука 2008.
  5. Запорожец, А.В.,  О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве [текст] / А.В. Запорожец и Я.3. Неверович, М., «Просвещение», 1965.
  6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений [текст] /  С.А. Козлова.  М.: Мозаика-синтез, 2000.
  7. Морозова, О., Тихеева, Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [текст] /  О. Морозова, Е.И. Тихеева. М.: Просвещение 1993.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  9. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [текст] /   Э.Г. Пилюгина М., 2009.
  10. Плеханов,  А., Морозова, О. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста [текст] / А. Плеханов, о. Морозова. М.: 2010.
  11. Поддъяков, Н.Н. Способы сенсорного воспитания. //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду; под ред. А.П. Усовой, Н.П. Са-кулиной. - М.: Просвещение, 1965 - 188с.
  12. Краснощёкова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. [текст] / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  13. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. [текст]  / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.
  14. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей [текст] / – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 2006.



Предварительный просмотр:

Приложения

Приложение 1

Дидактические игры для закрепления и уточнения знаний детей второй младшей группы о форме.

«Подбери фигуру»

Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры  по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Материал: Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: Карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Ход игры:

  1. Сажаю детей за стол и выношу из раздевалки большого, мягкого зайца.

«Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать.

2. Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?». Показывает овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет. Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении – класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.

3. Итог. «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.  

« Кому какая форма»

Дидактическая задача: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Материал: Большие мишка и матрешка.

Раздаточный: по три круга и овала разных  цветов и размеров, по два небольших подноса для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Сейчас я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили – были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как – то раз разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили по подносам овалы от круга.  

2.Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить название этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. « А теперь все кружочки положите на один поднос  - матрешке, а все овалы на другой поднос – мишке». Взрослый наблюдает, как дети выполняет задание, в случае затруднений предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать , как она называется.

3.Итог.

«Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка  - заберет круги домой. Принесите подносы с кругами и отдайте их матрешке. Теперь вернитесь к своим столикам и принесите подносы с овалами, отдадим их Мише . Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются.

«Геометрическое лото»

Дидактическая задача: Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети действуют с изображением предметов, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приемов обследования.

Материал: Пять карточек и изображениями геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).

Ход игры:

1. Ребята, нас окружают геометрические фигуры. На стене тикают часики – их форма – круглая, вы сидите за столом – он тоже круглый; а вот окно – оно прямоугольное. Зеркало в парикмахерской – овальное, сидение на стуле – квадратное, А шляпка мухомора на картине – треугольная. Сейчас мы с вами поиграем в игру , которая называется «Геометрическое лото» и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы.

2. В игре принимает участие шесть детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки к изображению предметов нужной формы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.    

Приложение 2

Дидактические игры для закрепления и уточнения знаний детей второй младшей группы о величине.

«Башня»

Дидактическая задача: Закрепить представления об относительности величины предметов, дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.

Материал: Демонстрационный: три куба разной величины.

Раздаточный: на каждого ребенка по три квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.

Ход занятия:

Жили – были три братика – зайчика. Звали из Пушок – самый высокий, Белячок – средний, Шустрик – самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил в  самом верху на третьем этаже, Белячок на втором, а Пушок – на первом, самом большом этаже. Но как то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили, не знают, что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего – то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться. «Дети сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Ну иди ты, Даня, Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения. Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик.  А теперь какой кубик нам поставит Ваня? ( поменьше или средний ). Совершенно верно, Ванечка, положи сверху средний кубик. А самый верхний какой величины?.  Выходи, Вика, скажи нам пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик. Положи и садись к ребятам за стол.

2. Мы сейчас посадим зайчиков на выступы башни, пусть идут домой, а посадит их Алина. Иди сюда, солнышко, посмотри на зайчиков. Куда ты посадишь самого большого, Пушка? Молодец, это его комната. А куда поселится Белячок, тоже правильно. Остался один Шустрик – ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький. Умница, Алинка, садись к ребятам. А теперь обратите внимание на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков – квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат – это кубик. А из окошечка кубика выглядывает зайчик. Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На столе сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы возьмем квадрат?  Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края стола. А какой квадрат мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите, устойчивые ли получились у вас башни? Всем ли зайчикам удобно? Молодцы, хорошо построили башню для зайчиков.  

3. Итог:

Теперь всем зайчикам хорошо, у каждого есть своя комната. А если вы соедините или поставите рядом все башни, то получится большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две башни и тогда получиться красивая ограда. Дети играют в квадратики и кубики. Строят башни.

« Что там? »

Дидактическая задача: Учить детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал: Деревянная трехместная матрешка.

Ход занятия:

1.Читаю детям загадку: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку». Дети, кто это такие интересные подружки? Как вы думаете? Правильно, Матрешки. Сейчас мы с ним поиграем.

2.Я раскрываю одну матрешку и обнаруживаю в ней еще одну. « Смотрите, еще одна матрешка, посмотрим, что там». Разбираю вторую матрешку и нахожу в ней третью – самую маленькую. «Оказывается здесь целых три матрешки, (складываю все три), а можно сделать опять одну?. А как?». Обращаю внимание детей на то, что маленькая матрешка не разбирается, а целиком вкладывается в нижнюю часть средней, которая потом закрывается верхней частью, после чего вставляется в нижнюю часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается.

3. Дети выполняют указанные действия, разбирая и собирая матрешку по очереди. Отмечая особо тех ребят, которые без проб, на глаз, находят нужные части матрешки и быстро собирают её. В конце игры матрешек выстраиваю по росту и веду на прогулку.

«Сбор фруктов».

Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал: Яблоки – образцы ( вырезанные из картона ) трёх величин – большие, поменьше, маленькие; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы ( по 6 яблок разной величины ).

Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 6,5 см.

Книга с красочными иллюстрациями «Гуси – лебеди».

Три куклы разного роста.

Ход занятия:

1.Рассказывание русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание красочных иллюстраций к сказке. «Смотрите, ребятки, какая красивая, обливная яблонька сестричку с братиком спрятала от злых гусей – лебедей. А мы тоже сейчас вырастим волшебную яблоньку, всю в спелых, сладких яблоках и угостим или наших кукол. Положим им на тарелочки. Но куклы у нас разного размера, поэтому нам придется разложить яблоки на трем разным корзинкам: самые большие для Алёны; Средние для Оли; Маленькие для Кати. Сейчас мы с вами скажем волшебные слова и на этом подносе вырастет самая настоящая яблоня. Только надо всем дружно сказать волшебные слова:   Крибле крабле бумс. Вот и выросла наша яблонька.

2. Показываю детям яблоню с яблоками и корзины. Возле корзинок сажаю трех кукол.  « На нашей яблоне растут яблоки трех размеров. Сейчас каждый ребенок по очереди подойдет к яблоньке и по образцу сорвет такое же яблоко, что и у него в руках. Если яблоко сорвано правильно прошу положить их в соответствующую корзинку».

3. Когда все яблоки сорваны и разложены по корзинам, дети относят яблоки на стол и продолжают угощать кукол. Если игра кончена, а дети ещё не наигрались, то яблоки можно повесить на место и повторить игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации коррекционно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни.

Данная  программа рассчитана на пребывание ребёнка в группе компенсирующей направленности с пятилетнего возраста.      Коррекционная работа представляет собой целенаправл...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

Статья «Развитие математических способностей детей первой младшей группы в процессе организации игровой деятельности».

В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики....

Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни со взрослым

В методической разработке даются показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....

Устная речь детей 7-го года жизни в норме и при нарушении речевого развития

Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни в норме и при ОНР...

Рабочая программа образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6 –го года жизни в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Данная программа определяет специфику организации образовательной деятельности в группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....

Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года жизни

Дидактические игры и упражнения ао сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года...