Дифференциация звуков и букв [с – ш]
план-конспект урока на тему
Логопедическое занятия по дифференциации звуков и букв С-Ш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Дифференциация звуков и букв [с – ш]. | ||||
Класс | 1 | ||||
Цель урока | Учиться осуществлять звуко-буквенный анализ с дифференциацией звуков [С] - [ Ш] и букв «С», «Ш». | ||||
Задачи урока | Коррекционно-образовательные: - уточнить и сравнить артикуляции звуков [С] и [ Ш]; - закреплять правильное произношение звуков в речи; - совершенствовать навыки дифференциации букв на письме. Коррекционно-развивающие: - развивать умение объективно оценивать результаты своей деятельности; - развивать умение анализировать соответствие результата урока с поставленными целями. Воспитательные: - воспитывать умение слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; - воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности. | ||||
Тип урока | Открытие нового знания. | ||||
Планируемый результат | Предметные: научить различать на слух звуки [С] - [ Ш], различать на письме буквы «С» и «Ш». Метапредметные: познавательные: научиться дифференцировать звуки и буквы «С» и «Ш»; регулятивные: учиться принимать и удерживать учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, контролировать свои действия, коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, уметь строить понятные для высказывания предложения. Личностные: оценивать собственные успехи в освоении дифференциации звуков, сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя-логопеда; уметь применять правила поведения при сотрудничестве. | ||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, обучение грамоте. | ||||
Форма организации | Индивидуальное занятие | ||||
Технологии | Технология коррекции звукопроизношения Игровая технология Здоровьесберегающая (Фонетическая ритмика А. Я. Мухиной) | ||||
Продолжительность | 20 минут | ||||
Далее по тексту УУД: Личностные – Л, Регулятивные – Р, Коммуникативные - К | |||||
Этап урока. Цель данного этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающегося | Задания для обучающегося, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты УУД | |
I. Самоопределение к деятельности. Цель - включение обучающегося в деятельность на личностно-значимом уровне. | Настрой на занятие, активизация внимания. | Контролирует и оценивает свою готовность к уроку. Активное участие в диалоге. | - Добрый день. - Оцени готовность к занятию. - Рабочее место готово? - Настроение в порядке? | Л - мотивация на урок, рефлексия готовности к уроку. Р- самоконтроль. К - активный диалог с учителем - логопедом | |
II. Постановка учебной цели. Цель – Подведение обучающегося к формулированию темы и цели занятия. | Ставит перед обучающимся проблему. Организует самостоятельное или с помощью учителя-логопеда формулирование цели. | Воспринимает инструкцию на слух. Вступает в диалог с учителем-логопедом, высказывает свои предположения. | - Мы начинаем наше занятие, но тему занятия ты определишь самостоятельно. Давай представим, что мы с тобой в лесу. Там растут разные деревья. Покажи, какие там высокие деревья. - Подул теплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (быстро, быстро шевелит пальчиками). - Подул холодный ветер: С-С-С-С, закачались сосны (покачиваем и машем руками). - Ветер затих. Не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. (Расслабились). - Снова подул ветер. - Скажи, как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-Ш-Ш) - А когда подул холодный ветер? (С-С-С) - Как ты думаешь, о каких звуках мы будем говорить на занятии? ([С] и [ Ш]) - Для чего нам надо уметь различать эти звуки? (чтобы правильно писать буквы) - Правильно. - Тема нашего занятия: Различение звуков и букв «Ш» – «С». | Р - целеполагание, самоконтроль. К – учебное сотрудничество с учителем. П - уметь дифференцировать на слух звуки Ш, С. | |
III. Работа над темой занятия. Сравнительная характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Цель - обобщение ранее полученных знаний и актуализация этих знаний. | Организует работу по сравнительной характеристике звуков. | Работает по составлению сравнительной характеристики звуков. | - А как различить звуки «С» и «Ш»? - Как мы можем этому научиться? (на что обратить внимание?) - Что ты знаешь про звук «С»? - Давай вспомним, какое положение занимают губы, зубы и язык при произношении звука «С». (Контроль в зеркало). Звук «С» - губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идет по середине языка, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. (Демонстрация профиля звука «С») Стихотворение про звук «С» - Распластай язык пошире, Кончик к нижним зубкам ближе. Посредине языка струйку воздуха пускай. Улыбнись и просвисти, Ссс произнеси. Звук «Ш» - губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха теплая, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука «Ш»). Стихотворение про звук «Ш» - Чтобы звук красивым вышел, Шире язычок и выше. Сделаем из язычка Чашечку, подняв бока. Эту чашку по бокам к верхним мы прижмем зубам, Вот теперь над чашкой можно Дуть красиво, осторожно, Чтобы ветерок бежал, чтобы «Ш», как шелк шуршал. - Подумай, чем отличается произношение звука «С» от звука «Ш». - Ты теперь сможешь различить эти звуки? | Р - Контролировать процесс и результаты деятельности. К – уметь высказывать свои предположения. П – уметь сравнивать и анализировать. | |
IV. Практическая работа. Цель – контроль усвоения знаний. | Организует работу. | Выполняет работу письменно. | - Давай проверим, как ты научился различать эти звуки. - Я буду называть звук, а ты будешь рисовать соответствующую стрелку. - Давай условно обозначим звук «С» - «Ш» - - С, С, Ш, С, Ш….. - Я сейчас немного изменю задание: я буду показывать стрелки, а ты будешь записывать соответствующие буквы. Проверка выполненной работы. | Р - контролировать процесс и результаты деятельности. Внимательность. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | |
V. Развитие звукобуквенного анализа с опорой на цифровой ряд. Цель - Уметь определять место заданного звука в слове. | Организует работу обучающегося, развивает звукобуквенный анализ. Выслушивает ответы. | Выполняет задания. Отвечает на вопросы учителя-логопеда. | - Сегодня на занятии нам будут помогать снежинки. Первые снежинки помогут нам научиться определять место звука в слове. - Посмотри на карточку-снежинку и выдели лишнее слово. Жираф, белка, лев, собака. Морковь, помидор, баклажан, груша. Воробей, орел, попугай, слон. У обучающегося ряд цифр от 1 до 5. При помощи цифр обучающийся определяет на каком по счету месте находится звук «С» или «Ш». | П - уметь выделять существенные признаки. К - уметь высказывают свое предположение, обосновывать свою точку зрения. Л – выражать положительное отношение к процессу познания и к преодолению трудностей. | |
VI. Динамическая пауза. Цель - создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающегося и восстановления физических сил. | Речедвигательная ритмика (по А.Я.Мухиной). Показ движениями слов со звуками [С] и [ Ш]. | Л - определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека. | |||
VII. Развитие тактильных ощущений. Цель - Учить различать буквы «С» и «Ш» | Организует работу. | Выполняет задания учителя-логопеда. | Обучающемуся дается карточка с наклеенной из бархатной бумаги буквой. - Сейчас мы выполним интересное задание. Я дам тебе карточку с буквой. Ты должна будешь закрыть глаза и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на карточке. Назвать букву можно только тогда, когда я прикоснусь к твоей руке. | Р - действовать по инструкции. Л - определять и проявлять правила поведения. | |
VIII. Развитие фонематического слуха. Игра «Узнай звук». Цель - Учить соотносить звук с соответствующей буквой. | Организует работу. | Выполняет задания учителя-логопеда. | - Я буду называть тебе слова, а ты внимательно слушай и определяй, какой в этом слове слышится звук [С] или [ Ш] и поднимай соответствующую букву. Перечень слов: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крыша, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки. | Р - контролировать процесс и результаты деятельности. Внимательность. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Л - выражать положительное отношение к процессу познания и к преодолению трудностей. | |
IX. Дифференциация букв на письме. Цель - Учить различать буквы «С» и «Ш». | Организует работу. | Выполняет задания учителя-логопеда. | - Я буду тебе диктовать звуки, а ты записывай соответствующие буквы в тетрадь. Ш, с, с, ш…. | Р - контролировать процесс и результаты деятельности. Внимательность. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Л - выражать положительное отношение к процессу познания и к преодолению трудностей. | |
X. Рефлексия. Цель - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности. | Обеспечивает обучающемуся условия для анализа успешности деятельности. | Анализирует и оценивает свою деятельность. | - Какую мы ставили перед собой цель? Давай вспомним. (Научиться различать звуки и буквы «С», «Ш») - Достигли мы ее? Подводит итог. - Что нового узнали? - Чему научились? - Что тебе было трудно на уроке? Оцени свою работу на уроке. | Р - самооценка. П - ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя-логопеда. К - оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения). Л - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
ЧОУ СОШ «Ломоносовская»
Открытый урок
учителя-логопеда Лесной Т.Ю.
по теме:
«Дифференциация звуков и букв С – Ш»
Январь, 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Дифференциация звуков и букв У-О
Логопедическое занятие для учащихся вторых классов с использованием специальных ЭОР,воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске....
Групповое занятие"Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"
В занятии дифференцируются звуки и буквы Ж-Ш в слогах, словах, предложениях....
«Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв в устной и письменной речи»
Конспект разработан для учащихся 3-х классов, имеющих нарушения письменной речи. Данные приёмы можно использовать для коррекции устной речи....
Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв с - з" (обобщающий урок)
Представлен план-конспект группового занятия в коррекционном 4 классе VII вида ....
"Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях" 2 класс
Конспект открытого логопедического урока по теме " Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях "...
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»
Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...