Проблема активизации речевой деятельности у старших дошкольников.
консультация на тему

Власова Лидия Вадимовна

Одна из основных задач дошкольных учреждений - это правильная организация речевого общения детей, поскольку речь является средством общения и орудием мышления. Снижение речевой активности приводит к ограничению процесса свободного общения и ограничивает развитие речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуя овладению детьми знаний. Игры и упражнения, напрвленные на активизацию речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед  Власова Л.В.

Проблема активизации речевой деятельности

у старших дошкольников.

        Одно из основных условий нормального психофизиологического развития ребенка и подготовки его к обучению в школе - это своевременное овладение правильной, активной речью.

        Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание на занятиях, что,конечно, дает положительные результаты, но это касается преимущественно количественной стороные речи. Следует отметить, что эффективность занятий по развитию речи находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.

        Речевая активность выражается в быстроте речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбору игр и увлечений, связанных с речью, быстроте и точности выбора слов, развертывания синтаксических конструкций, текста, активной реакции на поступок или высказывание других лиц.

        М.Р.Львов, выделяя одним из факторов речевого развития человека - фактор речевой активности, рассматривает основные условия ее развития:

1. Общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;

2. Умение преодолевать скованность, застенчивость;

3. Способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной, спланированной речи.

        Для решения проблемы активизации речевой деятельности детей в современной педагогике разработан ряд воздействий, который включает в себя три блока.

        Первый блок направлен на активизацию деятельности детей. Основным содержанием этого блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки. В упражнениях и этюдах этого блока дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость и т.д.). С этой целью детям предлагаются упражнения для мимических мышц лица (нахмуриться, прищуриться, поднять брови и т.д.). Разыгрываются несложные этюды с комментированием взрослого, какие движения нужно выполнять для передачи того или иного состояния, используются побуждения типа “покажи, как...”, “изобрази, как ...”, “повтори за мной...” и т.п.  Важное внимание уделяется пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека. Пантомимика позволяет раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

Примеры некоторых упражнений.

“Зеркало”        Взрослый говорит детям: “Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну-ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице?”. Дети называют эмоциональное состояние самостоятельно или с опорой на подсказку (“Я ужасно боюсь грозы”, “Мне рассказали смешную историю”). При продолжении игры “зеркало” не только называет выражение, но и копирует.

“Вкусные конфеты”                Взрослый вместе с детьми выбирает одного ребенка.    

У  него в руках воображаемый кулёк конфет. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят жуют, выражают удовольствие, улыбаются.

“День рождения”        Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами дарят ему подарки, а именинник угадывает, что за подарки ему подарили.

Рекомендуются также игры “Попугай”, “Делай как я”, “Походка и настроение”, “Проигрывание ситуации” и т.п.

        Часто упражнения первого блока включаются в ход занятия в качестве переключения, двигательной и эмоциональной разрядки, активного отдыха.

       Второй блок направлен на активизацию компонентов речевой деятельности.

Активизация речевой деятельности в целом не возможна без активизации ее компонентов. Большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых - обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр - в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

Примеры некоторых упражнений.

“Любопытный”        Дети образуют круг. Водящий (“любопытный”) называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к кому-нибудь и задает вопросы типа: “Кто?”, “Что делает?”, “Какой?”, “Когда?”, “Зачем?” и т.п. Задача играющих отвечать как можно скоре.  (Р - рак, рисует, розовый, ранним утром). Если ребенок затрудняется с ответом, “любопытный” обращается к другому участнику. Можно за правильный ответ награждать фишкой.

“Подбор признаков”.         Взрослый показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети  подбирают как можно больше признаков, например: стол - деревянный, старый, новый, кухонный, овальный, удобный, большой, чистый... Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков, чем другие.

“Сочиним историю” или “Сказка по кругу”        Ведущий начинает рассказывать историю: ”Жили-были...”, следующий продолжает и так по кругу.

Рекомендуются также игры “Скажи наоборот”, “Закончи предложение”, “Кто скажет больше”, “Телефонный разговор” и т.п.

     Третий блок направлен на активизацию речи в разных видах деятельности.

        Одно из направлений этого блока является изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности и сферы общения. Для этого используются моделирование игровых и проблемных ситуаций, которые создаются путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Известно, что исполнение ролей настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации.

        Побуждают детей к самостоятельным вопросам: “Спроси у Кати, куда она уезжает?” Дима, попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости”. Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью.

        Вводятся задания, в которых детям приходится выполнять действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем словесного описания условий и участников общения, а также постановки речевой задачи. Например:

 Через языковые опоры - “Представь, что ребята из нашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, игра уже началась. Попроси ребят, чтобы они тебя приняли в игру”.

“Гости”        Дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Детям предлагается пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с “мамой”, “папой”. “Ребенок” показывает гостям свою комнату, рассказывает об игрушках. “Родители” приглашают к столу, угощают, рассказывают о своей работе. Затем играющие меняются ролями.

“Катя болеет”        Взрослый говорит, что их подруга заболела и не приходит в детский сад, предлагает навестить Катю, принести ей гостинцы, рассказать что-нибудь интересное, рассмешить, утешить. Каждый должен задать Кате вопрос, а она на него ответить.

        Работа  по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр  - драматизации, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр. К таким играм речевой материал усложняется постепенно. Дети в ходе игр учатся владеть речью как средством воздействия на партнёра по общению, осознавая значение сказанных слов, интонации, темпа речи, модуляции голоса.

        Создание проблемных ситуаций, способствующих проявление речевой активности. Например, можно забыть положить лист бумаги, карандаш, чтобы дети были вынуждены просить, проявлять речевую активность. Такие ситуации способствуют развитию речевого этикета (обращение и привлечение внимания, просьба, благодарность, отказ).

        Занятие коллективным изготовлением поделок, рисунков ставит детей перед необходимостью согласовывать свои действия с действиями других. Для этого используются рисуночные игры : “Наша группа”, “Рисуем себя”, “Рисуем эмоции пальцами”, “Рисуем настроение музыки”, “Мое настроение”, “Моя семья”, “Какой я есть и каким бы хотел быть”.

        Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

        Рекомендуемая литература:

Львов М.Р.  “Основы общения с дошкольниками”

Смирнова Е.О. “Особенности общения с дошкольниками”

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. “Преодоление задержки речевого развития у дошкольников”

Гаркуша Ю.Ф. “Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с ОНР”

Миронова С.А. “Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Проблемы формирования и развития коммуникативных способностей обучающихся, совершенствования речевой культуры, обучения оформлению в речи собственной мысли, воспитания самостоятельной личности, ...

Активизация речевой деятельности детей в процессе обучения.

Коммуникативный подход к обучению  появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с выдвижением новой цели обучения — овладение  речью  как средством общения. Под общением понима...

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

МОДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Методика модельного обучения позволяет значительно ускорить процесс формирования предложения у детей с задержкой речевого развития. Преимущество данной методики состоит в том, что она построена на мно...

Развитие речевой коммуникации старшего дошкольника и младшего школьника

laquo;Школьное обучениеникогда не начинаетсяс пустого места, а всегдаопирается на определённуюстадию развития,проделанную ребёнком»...

Взаимосвязь экологического и речевого развития старших дошкольников

Данный материал будет полезен для работы по развитию речи...