АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку по теме
Проблемы формирования и развития коммуникативных способностей обучающихся, совершенствования речевой культуры, обучения оформлению в речи собственной мысли, воспитания самостоятельной личности, не просто владеющей знаниями, а умеющей их применять, становятся в наши дни наиболее актуальными. Современному школьнику необходимо получить не только глубокие теоретические знания, но и практические умения, которые позволят ему успешно реализоваться в жизни.
Школьные годы – время формирования основного словарного запаса человека, поэтому задача школы – научить учащихся пользоваться русским литературным языком, т.е. уметь свободно, логически последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Для ее разрешения нужна продуманная система работы по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zalyaevoy_r.k._asosh_no1.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Проблемы формирования и развития коммуникативных способностей обучающихся, совершенствования речевой культуры, обучения оформлению в речи собственной мысли, воспитания самостоятельной личности, не просто владеющей знаниями, а умеющей их применять, становятся в наши дни наиболее актуальными. Современному школьнику необходимо получить не только глубокие теоретические знания, но и практические умения, которые позволят ему успешно реализоваться в жизни.
Школьные годы – время формирования основного словарного запаса человека, поэтому задача школы – научить учащихся пользоваться русским литературным языком, т.е. уметь свободно, логически последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Для ее разрешения нужна продуманная система работы по развитию речи, поэтому в своей работе я применяю определенный системный подход в организации коммуникативном деятельности в процессе обучения как средство развития и формирования речевых умений обучающихся, ведущими принципами которого является практическая направленность в изучении русского языка и литературы. Особенность данного системного подхода выражается, во-первых, в стиле обучения, выдвигающем на первый план активные его (обучения) формы, предполагающие не только сотрудничество, но и сотворчество на нетрадиционно организованном уроке; во-вторых, в разработке и выборе учебных средств, которые помогают решать задачи организации на уроке учебной познавательной деятельности (инновационные средства наглядности, тексты с "прозрачным ассоциативным рядом" и др.), вызывающей интерес ]учащихся.
Отличительной особенностью такой учебно-познавательной деятельности при инновационном обучении является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую, развивающую. Данный системный подход строится от «простого» к «сложному», от «малого» к «большому», связывая воедино уроки грамматики, орфографии и развития речи.
Активизация речевой деятельности, совершенствование культуры речи особенно эффективно начинается, когда учащиеся узнают об огромных словообразовательных возможностях русского языка. В данном случае помогает знакомство и использование школьных словарей. Например, «Толковый словарь русского языка» раскрывает не только лексическое значение слова, называя предмет, признак, действие, явление, но и дает большую информацию, накопленную нашими предками, обогащая нас культурно, духовно. На данном этапе работы, который я называю «Слово», знакомлю учеников с лексико-семантическим значением определенного слова, его морфологическими и грамматическими особенностями. А это уже переход к следующему этапу «Предложение», когда обучающимися рассматриваются нормы словоупотребления и синтаксические нормы, касающиеся данного слова. Затем рассматриваем значение и роль этого слова в контексте. При работе с малым текстом проводим лингвистический и речеведческий анализы текстов, творческие и тренировочные упражнения, а также упражнения для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Работа с малым текстом проводится в двух направлениях: изложение - миниатюра и сочинение-миниатюра (с разными их видами). Небольшой объем не отягощает школьников.
Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение). Далее идет переход к текстам с большим объемом: изложениям и сочинениям. Именно изложения могут помочь разбудить в учащихся интерес к русскому языку, активизировать их речевую деятельность: во-первых, они отличаются высокой эмоциональностью; во-вторых, совершенствуют речь учеников; в-третьих, осуществляют связь с литературой, с жизнью. А также прослеживается семантическое значение рассматриваемого слова в них. Сочинение - один из самых сложных видов работы для учеников и одна из важнейших форм в системе работы словесника. Развивая монологическую речь учащихся, мы даем им стилистические знания и умения, знакомим с разными жанрами. Школьники учатся определять лексику, образные средства, особенности синтаксического строя, интонационные средства определенного стиля и жанра произведения, учатся работать с терминологией и использовать ее в определенном контексте, предварительно уточняя по словарям ее значение, обсуждая возможные варианты речевых конструкций, свойственных данному стилю. Следующим этапом в развитии речевых и творческих способностей является работа по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Работа над текстами изложений и сочинений - это уже своего рода подготовка к экзамену, но целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации - это прослеживание всех требований к заданиям ЕГЭ.
За все время работы со словом ребята учатся самостоятельно работать со словарями, художественной и научной литературой, критическими статьями, материалами периодической печати. Эти умения дают возможность перейти к более сложным видам деятельности: исследовательской и проектной работе.
Следующим этапом развития речи является творческая деятельность в направлении «Творческие работы. Проба журналистского пера». Главное увидеть в них способности и развивать их дальше.
Использование элементов данной системы на каждом уроке способствует лексическому, грамматическому обогащению речи обучающихся, развивает мыслительные способности, учит чувствовать слово, осмысливать закономерности языка, формирует человека с чуткой красивой душой.
Создавая условия для активизации речевой деятельности и воспитания культуры речи, каждый педагог ишет свои приемы и средства, другими словами, выбор тех или иных педагогических приемов зависит и от личности самого учителя, и от его увлеченности своим делом, и от влюбленности его в свой предмет. Л.Н.Толстой советовал учителям: « Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». И главное, надо стремиться к тому, чтобы ученик почувствовал себя активным деятелем, действительным сотрудником учителя, участником учебного процесса, отсюда и возникает понимание правильного, точного оформления мыслей и желание говорить красиво.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.
"Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...
Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка
Статья о том, насколько важна работа с текстом на уроках русского языка и литературы...
Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе
Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, что...
Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...
Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...
Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...
Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы.
На современнном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. я предгагаю некоторые из них....