«Речевое творчество старших дошкольников, как условие полноценного общения»
статья
Предварительный просмотр:
«Речевое творчество старших дошкольников, как условие полноценного общения»
Дошкольный возраст - благоприятная пора для выработки навыков речевого общения и творческого рассказывания. Для развития речевого творчества и формирования речевого общения необходима определенная система работы:
- Соответствующая речевая среда;
- Организация занятий по ознакомлению детей с литературными нормами и правилами родного языка, лексическими и грамматическими формами при выражении своих мыслей, высказываний;
- Организация занятий, игр, упражнений по творческому рассказыванию;
- Развитие культуры общения, умение вступать в контакт со сверстниками, взрослыми (уметь выслушивать, отвечать, задавать вопросы, объяснять, фантазировать);
- Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться им в зависимости от ситуации;
- Сотрудничество с родителями;
- Посещение культурно-досуговых мероприятий, организация целевых прогулок и экскурсий
Умение творчески мыслить, можно сформировать у детей в процессе только специально организованных занятий, используя различные источники влияния на эмоционально-речевую сферу детей. Умение рассказывать, придумывать, сочинять заинтересовывать собеседника своими высказываниями, рассказами, историями помогает детям старшего дошкольного возраста быть успешными при обучении в школе.
Все это вытекает в совместную работу взрослых и детей в форме творческой мастерской.
Творческая мастерская одна из – лучших форм организации воспитательно-образовательного процесса: где каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
Такая творческая мастерская имеет свой ряд особенностей:
- творческое начало;
- импровизацию;
- союз педагога и ребенка;
- не имеет четкого планирования и перспективного плана действий;
В свою очередь задача педагога заключается в следующем: находится рядом
с ребенком то есть не вести его, а идти рядом, доверять ему, не мешать ребенку, творить. Самому быть творцом и бережно относится к результатам детского творчества.
При такой форме работы по развитию творческих способностей старших дошкольников главную роль играют дети: сами придумывают идею и идут самостоятельно к поставленной цели, те есть воплощают свои интересы по собственной инициативе.
В свою очередь мы принимаем эту деятельность как руководство к деятельности, а не как строгое методическое указание. Для творческой мастерской свойственна психологическая свобода и дозволенность в пределах разумного, игра, спонтанность. В такой атмосфере даже самый скромный, застенчивый ребенок проявляет свою индивидуальность.
Полученный опыт в творческой мастерской дети используют в различных формах своей жизнедеятельности: в общении, в игре. Совместная творческая работа в мастерской помогает ребенку быть более уверенным в себе и чувствовать собственную значимость повысить свою самооценку.
Наши воспитанники в творческой мастерской сочиняют стихи, сказки, сказочные истории, рассказы, составляют загадки, пробуют свои силы в рифмовании текста. Из своего опыта можем отметить особое языковое чутье.
Вся эта творческая деятельность формирует у старших дошкольников любознательность, чуткость к слову. Имея, такой опыт с творческой работой над словом у детей обогащается лексический запас родного языка. Речь детей становится грамматически точной, интересной и занимательной для окружающих слушателей. Совместная, продуктивная деятельность детей положительным образом сказывается на их взаимоотношении между собой. Все это способствует развитию дружбы между детьми, чему и учит нас народная мудрость «Уметь общаться – в счастье купаться»
Учитель-логопед: Игнатова Ольга Геннадьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)
На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...
«Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения»
Данный проект для детей старшего дошкольного возраста. Система мероприятий проекта направлена на формирование и закрепление основ этики и стратегии ненасилия...
МОДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Методика модельного обучения позволяет значительно ускорить процесс формирования предложения у детей с задержкой речевого развития. Преимущество данной методики состоит в том, что она построена на мно...
Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в ДОУ
На страницах данной презентации родители найдут ответы на вопросы касающиеся работы логопункта в ДОУ: специфика работы логопункта, что делают логопеды, для чего нужны занятия с логопедом и т.д....
Развитие речевой коммуникации старшего дошкольника и младшего школьника
laquo;Школьное обучениеникогда не начинаетсяс пустого места, а всегдаопирается на определённуюстадию развития,проделанную ребёнком»...
Взаимосвязь экологического и речевого развития старших дошкольников
Данный материал будет полезен для работы по развитию речи...