Взаимосвязь экологического и речевого развития старших дошкольников
консультация
Данный материал будет полезен для работы по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь экологического и речевого развития старших дошкольников
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются не только экологические знания, понятия, но и представления. Они составляют содержание речемыслительной деятельности и являются важной частью интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Экологические понятия составляют такие важные категории: живое – неживое; растения; животные. Экологические представления отражают понимание ребенком взаимосвязи в природе, например:
- между средой обитания и окраской животного;
- изменением образа жизни животного в зависимости от сезонных изменений в неживой природе.
Оказывается, что у многих дошкольников при наличии экологических знаний зачастую нет четких, оформленных в речи понятий и представлений.
В целом трудности детей сводятся к следующему:
- неумение выделить и обобщить существенные признаки;
- опора на частное, случайное или части воспринимаемого объекта;
- использование чувственного образа целиком, слитно с ситуацией;
- ребенок опирается на разные стороны объекта без продуктивного анализа и синтеза;
- выделение в объекте лишь знакомых сторон, не позволяющих познавать существенные связи и отношения;
- глобальность и слитность образов, слабая дифференциация, что препятствует развитию качеств ума: гибкости, критичности, самостоятельности.
Эти трудности преодолеваются, когда то, что воспринимает ребенок, связывается со словом. Слово выполняет разные функции в процессе познания природы.
1.Слово как название объекта.
Достигается быстрое и легкое различение сходных предметов и представлений о них. Например, услышав название новых фруктов, ребенок легко начинает отличать лимон, мандарин, хурму и пр. Название предмета обеспечивает обобщенность сохраняющегося образа ведет к объединению предметов в категории: фрукты, овощи и т. д.
2.Слово как средство анализа воспринимаемого объекта.
Процесс вычленения частей, сторон, признаков слова может принимать различные формы. Когда вычленение частей предмета в целом не сводится к их простому перечню, а ведется последовательно, систематично и дополняется анализом их взаимоотношений и связей, у ребенка складывается осмысленный образ: анализ непосредственно ведет к синтезу.
3.Слово как средство фиксации самого существенного в объекте.
Достигается благодаря специально подобранному слову, например, эпитету. При этом образ приобретает черты обобщенности и соединяется с понятием.
Особую роль в развитии экологических понятий и представлений играет развитие выразительности речи. Степень выразительности речи прямо связана со степенью понимания значения слова, побуждает ребенка переживать действительность, а не механически усваивать знания. Необходимо вызывать эмоциональную отзывчивость на природные объекты и явления, стимулировать умение и желание любоваться и образно отражать впечатления в речи.
В целом, развитие экологических понятий и представлений в дошкольном возрасте определяется:
- богатством словаря, владением обобщающими словами: если ребенок не знает обобщающего слова, то переходит в решении задачи к опоре на несущественный признак;
- содержанием, которым оперирует ребенок, где должны выделяться существенные признаки предметов, явлений процессов;
- обобщенностью и системностью знаний об окружающем, что проявляется в подвижности знаний на основе включения в разные системы;
- умением использовать собственный опыт в решении задач.
Направлениями работы по развитию экологических понятий и представлений выступают:
- обучение многостороннему анализу и синтезу;
- развитие подвижности ассоциаций;
- обучение раскрытию объективных признаков объектов и их видородовых групп;
- обогащение словаря обобщающими словами.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы побуждать ребенка обосновывать свои выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Потешки - малый жанр устного народного творчестваОсобую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее ...
МОДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Методика модельного обучения позволяет значительно ускорить процесс формирования предложения у детей с задержкой речевого развития. Преимущество данной методики состоит в том, что она построена на мно...
"Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников"
Школа для родителей....
Педагогический проект по экологическому образованию и воспитанию старших дошкольников от 5 до 6 лет. Тема: "Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает"
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности....
Применение активных методов обучения в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в...
Развитие речевой коммуникации старшего дошкольника и младшего школьника
laquo;Школьное обучениеникогда не начинаетсяс пустого места, а всегдаопирается на определённуюстадию развития,проделанную ребёнком»...