Семинар – практикум для родителей Тема: "Активизация речевой деятельности младших дошкольников с ЗРР"
консультация

Мауль Анна Петровна

В семинаре - практикуме для родителей представлен материал по активизации речевой деятельности для младших дошкольников с ЗРР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_rechevoy_deyatelnosti.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

Активизация речевой деятельности младших дошкольников с ЗРР

          Актуальность: Результаты обследования речи дошкольников показывают, что с каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей 3 лет. В связи с этим актуальная работа, направленная на оказание помощи и поддержки родителям.

          Цель: Привлечение внимания родителей к процессу коррекции речевых нарушений у детей.

          План работы

  1. Вводная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

Логопед. Добрый вечер уважаемые родители. Тема нашего семинара «Активизация речевой деятельности младших дошкольников с ЗРР». Все вы знаете, что логопед учит детей правильной и красивой речи. А что такое речь? (ответы родителей).

Л. Можно ли полноценно жить без речи? Давайте проведем эксперимент, поиграем в игру «Обезьянка». Обезьянка не умеет говорить, но может использовать мимику и жесты. Я назову словосочетание, а вы изобразите его смысл, не используя речи, т. е. без слов (родители изображают словосочетание «ребенок говорит»).

И так, мы пришли к общему мнению, что без речи очень сложно обойтись, а зачем нужна речь? (ответы родителей).

Л. Обследование детей 2 – 3 лет показывает, что у многих имеются трудности в использовании активной речи или она отсутствует. Дошкольники используют невербальные способы общения – жесты, интонацию. Некоторые дети употребляют отдельные слова, имеющие искаженное произношение. С возрастом, если взрослые не уделяют должного внимания данной проблеме, разрыв отставания в развитии речи от нормальных показателей значительно увеличивается. Какую же работу нужно проводить с этими детьми?

Л. Работа с такими детьми строится с учетом следующих основных принципов:

- опора на разные виды деятельности, взрослый должен заинтересовать, увлечь ребенка своими заданиями;

-использование максимального количества анализаторов;

- развитие фонематического слуха; артикуляционной и мелкой моторики; речевого дыхания;

- активное включение родителей в работу направленную на стимуляцию общения.

На начальном этапе ребенок знакомится с предметным словарем, например по теме «Фрукты». Подобная работа позволяет задействовать максимальное количество анализаторных систем. Дети узнают слова: киви, банан, манго, апельсин. Родители демонстрируют детям натуральные фрукты, дают им их пощупать, понюхать , погладить. Например фруктом киви в процессе игры можно провести своеобразный массаж рук. При этом постоянно повторяя его название. Можно почистить эти фрукты. В процессе занятия взрослый и ребенок должны произвести как можно больше разнообразных действий с одним и тем же фруктом: порезать его, натереть на терке, почистить, узнать на ощупь, на вкус, нарисовать по трафарету, раскрасить.

Для стимуляции речевой активности можно использовать сказки В. Сутеева. Эти книги имеют яркие картинки. Рассматривая иллюстрации, ребенок отвечает на вопросы: где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы?

Чтобы помочь ребенку как можно быстрее овладеть правильной речью, нужно регулярно заниматься развитием фонематического слуха, т. е. формировать умение выделять, различать звуки речи.

Игры с родителями на развитие фонематического слуха.    

Игра «Громко – тихо»

Задача: упражнять в различении громкого и тихого звучания. Оборудование: бубен.

Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом.

Игра «Услышь звук»

Задача: упражнять в умении различать изолированный звук.

Взрослый называет цепочку звуков. Ребенок услышав заданный звук, например А ударяет в бубен или хлопает в ладоши.

Игра «Кто сказал первым»

Задача: усваивать и закреплять названия животных и звуков, которые они издают. Оборудование: фигурки собаки, кошки, коровы.

Взрослый произносит звуки, которые издают животные. Ребенок показывает животного.

Формированию речевых звуков способствует артикуляционная гимнастика, включающая упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата. Я предлагаю вам вместе со мной выполнить артикуляционные упражнения с игрушечным котенком. Артикуляционная гимнастика «Котенок».

- показать, как котенок дует на молоко: дуть на «широкий» язык, зажатый между зубами.

- показать, как котенок лижет молочко из блюдца: «широким языком» делать движения на подобие лакания, «блюдце» - «ладонь».

- показать, как котенок облизывается: делать круговые движения языком по внутренней поверхности губ.

- показать, как котенок зевает: широко открыть рот и произнести: «А – а – а – а».

- показать, что котенок заметил мышку и удивился, округлить губы, произнести: «О – о – о».

- показать, как котенок стал пугать мышку, произнести «Д – д – д» (по подражанию).

- показать, что котенок доволен собой: надувать и сдувать щеки.

          Формированию речи способствует развитие мелкой моторики. Для этого можно использовать пальчиковый бассейн: в контейнер засыпать фасолью, горохом, гречневой крупой. Предложить ребенку найти предметы (по мере развития речи – опознать предметы на ощупь и назвать их). Можно использовать пальчиковые игры. Давайте в них поиграем.

Игра «Платочки»

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком выполняет движения, имитирующие стирку белья              Мама и дочка стирают платочки,

                                    Вот так, вот так…

 Игра «Превращение ладошки»

Взрослый предлагает ребенку поиграть со своей ладонью, превращая ее в разные предметы. Читает стихотворение , а воспитанник выполняет самомассаж рук.

Игра «Грузовик»

Моя ладошка – грузовик (ребенок гладит левую ладонь подушечками правой руки)

Он ездить целый день привык (растирает левую ладонь, пальцем правой руки                                               спиралевидными движениями)

Вперед – назад, вперед – назад (ребром правой ладони, «пилит» левую ладонь)

Игрушки возит для ребят (пальцами правой руки, растирает каждый палец левой руки.

 

Л. В заключение мне хотелось бы дать вам несколько советов по созданию благоприятных условий для общего и речевого развития ребенка:

- все свободное время, говорите с ребенком, озвучивайте все действия.

- вызывайте у него желание подражать взрослому.

- оно возникает, когда сочетается эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр.

- читайте, рассказывайте ребенку доступные для его восприятия стихотворения, сказки.

- не перегружайте ребенка телевизионной информацией.

- проводите массаж ладоней и пальчиков.

- выполняйте простые артикуляционные упражнения в игровой форме.

- занимаясь с ребенком дома, вы поможете ему быстрее развивать речь, свободно заговорить.

Родителям выдаются буклеты с упражнениями артикуляционной гимнастики, пальчиковыми играми.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Социальное проектирование в воспитательной деятельности детского дома"

Социальное проектирование:определение, виды, типы, алгоритм составления, методические рекомендации...

Презентация к семинару-практикуму "Соблюдение этических норм научной деятельности при организации исследовательской и проектной работы обучающихся"

В презентации содержатся указания по структуре исследовательской работы и проекта, приводятся основные методы научного познания, прослеживаются ключевые этапы создания исследовательской работы, а такж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Потешки - малый жанр устного народного творчестваОсобую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее ...

Методический семинар-практикум "Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся"

Методический семинар по проектной и исследовательской деятельности...

Семинар-практикум для воспитателей: Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Предлагается материал для проведения семинара-практикума с педагогами....