Предмет "Основы грамоты и письмо". Тема урока: «Слова - предметы, отвечающие на вопрос: Кто это? Что это?»
план-конспект урока (9 класс) по теме
Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих названия предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektslova_oboznachayushchie_predmety.docx | 994.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова - предметы, отвечающие на вопрос: Кто это? Что это?»
Цель: закрепить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у учащихся представления о словах, обозначающих предметы;
- учить находить слова, обозначающие предметы по вопросу, на который они отвечают;
- формировать у учащихся навык употребления в речи одушевленных и неодушевленных предметов;
- корригировать и развивать умение выполнять простые грамматические задания;
- учить работать с деформированным словом;
Коррекционно-развивающие:
- корригировать внимание, путем выполнения простых грамматических заданий;
- развивать устную речь через составление простых предложений;
- корригировать и развивать навыки усидчивости;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к уроку;
- воспитывать бережное и чуткое отношение ко всему, что нас окружает;
- воспитывать умение работать в группе и в коллективе.
Оборудование:
У учащихся:
• листки с заданиями;
• письменные принадлежности.
У учителя (наглядный и демонстрационный материал):
- картинный словарь;
- карточки с заданиями;
- мультимедийное оборудование.
Ход урока:
- Организация начала урока
Учитель:
-Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Повернулись, улыбнулись,
Всем улыбку подарили
И к работе приступили.
- Ребята, какой у нас сейчас урок?
Учащиеся:
-Урок основы грамоты.
Учитель:
- Чем мы занимаемся на этом уроке?
Учащиеся:
- Мы учим правила, учимся грамотно читать, писать и говорить.
Учитель:
- Правильно, а наши помощники на уроке:
(учитель вывешивает картинки и говорит, учащиеся продолжают):
- Глаза, чтобы …………..
Уши, чтобы…………….
Рот, чтобы правильно …………..
Голова, чтобы хорошо…………..
Руки, чтобы красиво и аккуратно …………..
-Молодцы! А раз у нас есть такие замечательные помощники, то они на уроке нам помогут вспомнить, что мы изучили на предыдущих уроках грамоты.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель:
-Посмотрите вокруг. Что вы видите? Назовите предметы, которые вас окружают.
( один ученик называет предметы, а учитель, с помощью одного учащегося, вывешивает на доску картинки с изображением названных предметов)
- стол, парта, доска, шкаф, стул, окно и т.д.
Учитель:
-Что вы видите на доске? Как эти картинки можно назвать одним словом?
Учащиеся:
- Это предметы?
Учитель:
- Правильно, это предметы?
Учитель вывешивает на доску слово
-А теперь давайте прочитаем название каждого предмета.
Учащиеся:
- Мы не можем прочитать, потому что не хватает букв.
Учитель:
- Правильно. Я случайно пропустила буквы, когда подписывала картинки. Давайте исправим ошибки.
У вас у каждого на парте лежат листочки с такими же картинками, как на доске. Посмотрите на них внимательно и начинаем работу.
(Далее, учитель даёт чёткую инструкцию по работе с деформированным словом, уч-ся выделяют гласные и уточняют позицию гласного звука в слове)
-Молодцы! Справились с этим заданием хорошо. Так что мы сейчас записывали под картинками?
Учащиеся:
- Слова.
Учитель:
- А что обозначают эти слова?
Учащиеся:
-Название предметов.
Учитель:
- Правильно. Это предметы. А как мы можем спросить про эти предметы?
Какой мы должны задать вопрос?
Учащиеся:
- Что это?
Учитель:
- Правильно. Слова, которые обозначают неживые предметы, вещи, отвечают на вопрос: « Что это?»
(учитель вывешивает карточку с вопросом).
Когда мы записываем вопрос, то в конце всегда ставим знак.
- Дальше я попрошу выйти к доске двух учеников. Вадик и Ася покажут, как надо правильно задавать вопросы и как правильно на них отвечать.
(Работа в паре у доски)
III. Динамическая пауза
Учитель:
Теперь давайте немного отдохнём. И расскажем стихотворение с движениями, в котором тоже будут звучать вопросы.
- За окошком что?
- Зима.
-Что зима нам принесла?
- Снег, мороз, коньки и лыжи,
Шапки, шубы и шарфы.
- Дети, что наступит скоро?
- Скоро будет Новый год!
-Кто приходит к нам на праздник, кто подарки принесёт?
Быстро-быстро отвечайте и к работе приступайте.
Учащиеся:
- Дед Мороз и Снегурочка.
Учитель:
- Молодцы. Весёлая у нас получилась зарядка: зимняя, новогодняя.
(Учитель вывешивает на доску картинку Деда Мороза и Снегурочки)
А как мы спросим, про Деда Мороза и Снегурочку?
Учащиеся:
- Кто это?
Учитель:
- Правильно. (Вывешивает карточку с вопросом).
- А давайте посмотрим по сторонам, кого мы видим в классе?
Учащиеся:
( один ученик называет имена детей класса, и каждый из них выходит к доске)
Учитель:
- А теперь давайте наши гости тоже познакомятся с нами.
Вадик будет задавать вопрос: «Кто это?», а Ася будет знакомить гостей с учениками нашего класса и учителем.
Учитель:
- Молодцы. Садитесь на свои места.
IV. Обобщение по теме
Учитель:
- Ребята. Назовите предметы, про которые мы спрашиваем «Что это?»
Учащиеся: (называют предметы)
Учитель:
- Правильно. Слова, которые обозначают неживые предметы, вещи, отвечают на вопрос: « Что это?»
А назовите предметы, про которые мы спрашиваем «Что это?»
Учащиеся:
(называют название животных, птиц, насекомых и т.д.)
Учитель:
- Правильно. Слова, которые обозначают живые существа: людей, животных, насекомых, птиц, рыб отвечают на вопрос: «Кто это?»
V. Итог урока.
Учитель: - Молодцы, очень хорошо работали! А сейчас давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке и посмотрим на экран.
Презентация:
Слайд 1
Тема урока была: «Слова - предметы».
Слайд 2
Мы с вами говорили о том, что все слова, обозначают предметы.
Слайд 3
Слова отвечают на вопросы: «Кто это?» и «Что это?».
Слайд 4
О людях и животных спрашивают: «Кто это?»
Слайд 5
О других предметах спрашивают: «Что это?»
(Учитель раздаёт каждому учащемуся памятку-правило)
Слайд 6
А теперь выполним задание.
Наверху изображены предметы. Назовите их.
Предметы, которые отвечают на вопрос: «Кто это?», нужно посадить в автобус, а предметы, которые отвечают на вопрос: «Что это?», нужно положить в корзину.
Учащиеся хором задают вопрос, называют предмет и определяют, куда его отправить – в корзинку или в автобус.
Учитель
Молодцы! За работу на уроке все получаете хорошие оценки, а Вадик и Ася получают пятёрки.
Домашнее задание: повторить правило и выполнить задание по картинке.
(По слайду № 6) .
Раздаточный материал для учащихся
(карточки-памятки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.
Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....
Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.
Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Слово о здоровье. Обобщение темы «Лексика».
Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка в 5 классе, потому что речь идёт о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Повторяя ...
Конспект урока по русскому языку ( для учащихся 7 - 9 классов) Тема урока: « Слова – «приятели»
Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков....
Технологическая карта урока Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5
Технологическая карта урокаТема урока: Слово и его лексическое значение.Класс: 5...
Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»
Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия, развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти, вербально - логического мышления....
КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...