Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Логопедическое занятие по теме «Части речи»
план-конспект на тему

Логопедическое занятие по теме

«Части речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_po_teme.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме

«Части речи»

(с привлечением краеведческого материала и

применением здоровьесберегающих технологий).

Цель: повторить и систематизировать знания учащихся о частях речи.

Задачи:

  1. Повторение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе, местоимении и наречии); их распознавание.
  2. Развитие познавательного процесса, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, двигательной активности и потребности быть здоровым.
  3. Формирование умения работать в сотрудничестве.
  4. Воспитание здорового образа жизни, любви к Родному городу.

Оборудование:  плакат «Части речи», карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия.

  1. Орг. момент. «Психологический настрой».

Логопед: « Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова. Подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

Повторяйте за мной: « Мы хотим быть здоровыми, мы можем быть здоровыми, мы будем здоровыми! Мы все здоровы!»

Сейчас мы будем делать глубокий вдох и выдох.

Глубоко вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

И выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг другу.

  1. Повторение.

Логопед:  «Какую тему мы изучали на прошлом занятии?»

Учащиеся: «Части речи»

Логопед: «Какие части речи вы знаете?»

 Учащиеся по цепочке называют части речи.

Логопед: На какой вопрос отвечает эта часть речи?

А теперь давайте проверим, как вы умеете находить части речи в тексте.

  1. Работа по теме занятия:

Учащимся предлагается текст:

Здоровье – это самое большое богатство человека. Задумайтесь об этом! Берегите его! Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать правила: делать по утрам гимнастику, много времени проводить на свежем воздухе, не курить, заниматься спортом.

Логопед: Я предлагаю вам текст.

                  Ваша задача прочитать его.

                  Вы подумайте и скажите о чем этот текст?

Учащиеся: Этот текст о здоровье.

Логопед: Я предлагаю вам выполнить следующее задание:

В тексте найти все существительные и подчеркнуть их одной чертой, а прилагательные подчеркнуть волнистой линией.

4. Работа  с деформированным текстом.

«Мы с вами живем в замечательном городе Санкт- Петербург. Но в этом городе есть опасности.Какие опасности нас подстерегают ?(транспорт, промышленность). И задача каждого петербуржца беспокоится о своем здоровье.  Все вы очень хорошо знаете свой город и любите его. Я предлагаю вам следующее задание.

Перед вами деформированный текст.

Ваша задача составить и записать предложение в правильной последовательности.Все готовы?Приступили к работе.

Ростральные колонны.

Как красные свечи, поднимаются две Ростральные колонны.

Они похожи между собой, как сестры – близнецы.

На их вершинах установлены специальные части.

В них иногда горит огонь.

Логопед: Прочитайте полученный текст.О чем этот текст?

Учащиеся:  О Ростральных  колоннах.

Логопед показывает изображение Ростральных колонн.

Логопед: Я хочу напомнить вам, что в давние времена Ростральные колонны служили маяком для кораблей.   А где находятся эти колонны?

Свечи, колонны, как, поднимаются, красные, Ростральные, две.

Собой, сестры – близнецы, между, как, похожи, они.

Специальные, на, установлены, их, вершинах, части.

Них, в, огонь, горит, иногда.

Логопед: Давайте проверим, что у вас получилось. Учащиеся читают текст полностью.

Логопед: Посмотрите, какой красивый текст у вас получился.

А теперь подпишите в тексте части речи,которые указаны на доске.

Наташа, прочитай первое предложение. Назови, какие части речи есть в этом предложении.

Саша прочитай второе предложение. Назови, какие части речи есть в этом предложении.

Андрей прочитай третье предложение. Назови, какие части речи есть в этом предложении.

5. Физкультминутка    Игра «Закрой глаза, если услышишь имя существительное»

Логопед называет слова, а учащиеся внимательно слушают. А когда услышат имя существительное – закрывают глаза.

Проспект, родное, мосты, город, большой, построили, колонна, спящий, набережная, музеи, любимый, дворцы.

6.  Игра «Эстафеты»

Логопед: Давайте представим, что в нашем городе есть улица Частей речи. Совершим путешествие по этой улице и расселим по домам части речи.

Логопед: Сейчас вы выполните работу по карточкам.

Логопед раздает тексты предложений.

Учащиеся записывают в тетрадь каждый свое предложение.

И подписывают части речи.

Мы любим свой город.

Купола соборов ярко блестят на солнце.

Удивительный фонтан звонко льется в парке.

Памятник открыли нашему русскому поэту.

Нева широкая течет.

На доске таблицы: «Части речи».

Учащиеся по очереди выходят к доске и «расселяют по домам части речи».

Имя существительное.

Глагол.

Местоимение.  

Имя прилагательное.

Мы любим свой город.

Купола соборов ярко блестят на солнце.

Удивительный фонтан звонко льется в парке.

Памятник открыли нашему русскому поэту.

Нева широкая течет.

Проверка выполненного задания.

7.«Сказки о Санкт- Петербурге».

Следующее задание:

Я предлагаю вам  сказки о Санкт-Петербурге, но из этих сказок злой волшебник похитил части речи, ваша задача в предложенных текстах вставить пропущенные части речи:

Карточка № 1.

«Доброта победит»

Перечисли глаголы, которые ты вставила в текст.

8. Итог занятия

Уже подошло наше занятие к концу. Мне хочется пожелать вам всегда любить свой родной город, относится к нему, как к родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут рядом с вами. Я надеюсь, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.

Все молодцы, все хорошо работали, сдайте мне ваши работы, я их оценю к следующему уроку.

Карточка № 1.

«Доброта победит»

В одном (…………..) под названием Санкт- Петербург жила (……………..). Училась она в самой обыкновенной (…………….), жила в самой обыкновенной (……………), но при этом была капризной и эгоистичной. Она часто обижала (…………….), которые её любили и заботились о ней.

Каждый раз, когда (…………) приходила поцеловать ее перед сном, (………….) отмахивалась, грубила и отворачивалась. Когда (……………) звали ее погулять, она заносчиво отвечала: «Вот еще! Буду я с вами водиться! »

И вот однажды ей приснился волшебный (……..)…….

Задание: в тексте вставить пропущенные имена существительные.

Карточка № 2.

«Волшебные конфеты».

Давным – давно в городе Санкт-         Петербург жили (…………….) и (…………..) люди.

Все дома в городе были необыкновенно (……………..). В этом городе  делали (……………..) конфеты доброты. Жители  города очень любили эти (……………….) конфеты.

А за городом, на (……………..) горе у реки, в (………………) замке жил (………….) колдун. Через свое (………………….) зеркало  он смотрел на город, на его (…………) жителей и злился.

Задание: В тексте вставить пропущенные имена прилагательные.

Карточка № 3.

«Удивительная история».

Однажды знаменитый путешественник (…………….) на воздушном шаре из Москвы в Киев. Когда он (…………………….) над одним небольшим городом, то (………………..) тому, что с высоты этот город (…………….) прекрасно, в окружении воды и зелени. И он (………….) остановиться в замечательном городе.

Он стал (……………) по улицам, переулкам,(………….) в торговые ряды. Потом он (…………) здание почты, а когда путешественник (…………….) туда, то том ему (…………………….) одну удивительную историю………..

Задание: В текст вставить пропущенные глаголы.

Проверка выполненного задания.

Логопед: Наташа ты, какую часть речи вписывала?

На какой вопрос отвечает эта часть речи?

И что она обозначает?

 

Перечисли глаголы, которые ты вставила в текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты