Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии
план-конспект на тему

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии в 5-м классе

Логопедическая тема: родственные слова.

Лексическая тема: Зима.

 Цель: закрепить понятие о родственных, однокоренных словах, корне слова; учить выделять главную смысловую часть слова - корень; учить подбирать родственные слова.

Задачи урока.

Образовательные: закреплять понятия о родственных, однокоренных словах; закреплять умение выделять главную смысловую часть слова; закреплять умение подбирать родственные слова.

Коррекционные: Развивать орфографическую зоркость. Уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «Зима».

Активизировать словарь по теме занятия.

Развивать зрительное восприятие, память, внимание. 

Воспитательные: Развивать самостоятельность, самоконтроль.

• воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Оборудование:

Ход занятия: Предлагаю вам определить тему занятия. 

На доску вывешивается  табличка - в клетках буквы.

-Что видите? (Буквы в клетках). 

-Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы.  Обозначение рядов цифрами вам в помощь.

1

Р

к

а

щ

2

ж

з

ю

л

3

у

т

н

м

4

и

б

е

в

Вводная часть.

– Зимой в природе можно услышать разные звуки. Послушайте и определите, что это? (Звук вьюги)

Чувствуете, какой мороз? Представим, что у нас сильно замерзли руки и нам нужно их согреть.

Дыхательное упражнение.

Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х» и потрём ладошки.

Каким воздухом мы дышим зимой?

Зимним, морозным воздухом.

 Логопед: гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

Основная часть.

1 На доске картинка «Зима». Проводится беседа но картинке.

- Какое время года было зашифровано? (зима).
- Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).
- А как можно назвать день зимой? (зимний).
- А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- А как, по-другому сказать "остаются на зиму"? (зимовать).

На доску выставляю карточки: зима, зимушка, зимний, зимующие, зимовать

Какая часть слова общая? Как называется общая часть?( зим.)

- Покажите рукой как выделяем корень. (Выделяем.)

Как называются  слова с общим корнем? Родственные-однокореные

Объявление темы Определите тему сегодняшнего занятия.

Правильно сегодня на занятии мы продолжим учиться находить родственные слова

2. Зима радует нас красивыми снежинками, прочитайте загадки на снежинках и отгадайте  

Выставляю на доску картинки с отгадками.

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал...

мороз

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая...

снежинка

Прозрачен, как стекло, 
А не вставишь в окно.

лед

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние...

метели

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?

снег

Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся.

сугроб

3.Подберите родственные слова к слову мороз (один к доске, остальные в тетрадях Работа в тетрадях.

о6разуй новое слово и составь словосочетание:

ком из снега – снежный ком,

горка изо льда _    ледяная горка,:

Зима,холод- холодная зима... ;

день,  мороз – морозный день   ... ;

4 физминутка

Упражнение «Погреемся»

Очень интересно наблюдать за словами, правда, ребята? У меня для вас есть одна история: «Чужак» называется.

  • Скажите,  кого называют чужаком? (Чужого, незнакомого человека)

Собрались у Снегурочки, на День рождения, родственники. Снеговик со Снежной Бабой беседуют. Подснежник на солнышке греется. Снегирь песни распевает. Снежинка со Снежком заигралась. Ледышка по дорожке на одной ножке скачет.  И все Снегурочку ждут.

Вышла Снегурочка на крыльцо, посмотрела на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

  • Кто же оказался чужаком среди родственников Снегурочки? (Ледышка. Слово имеет другое значение)
  • Почему гости не сразу заметили чужака?
  • Помогите найти ему своих родственников. (Ледник, лед, ледниковый, ледяной, подледный (лов), наледь, заледенеть. ледянки, ледник, ледоруб, ледяной, ледокол) 

5 .  Работа с деформированным предложением.

Логопед: Я придумала красивые предложения со словами . (Ледник, лед, ледниковый, ледяной, подледный (лов), наледь, заледенеть. ледянки, ледник, ледоруб, ледяной, ледокол)  , но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

На площади построили ледяной дворец

Ледяной ветер дул в лицо

Дети построили ледяную горку

Весело кататься на ледянках.

6. Подведение итогов .

Какую часть слова мы выделяли в словах? как называются слова с одинаковым корнем?

Какие однокоренные слова мы подбирали к слову зима?

Рефлексия.

Логопед. Что интересного и нового вы узнали? Что понравилось?

В течение занятия вы получали «снежинки»-жетоны за ответы. Сколько набрали? Молодцы! Я предлагаю дополнить картинку зимы и закрепить ваши «льдинки» на доске.

На ветки одного дерева нужно закрепить «снежинки» так, чтобы показать – понравился ли вам урок. Другое дерево с помощью ваших «снежинки» расскажет, насколько сложно вам было на уроке.

Дети крепят значки на разной высоте деревьев, показывая насколько интересным и доступным было занятие.

Учитель. Очень красивое запорошенное снегом деревце! Спасибо, ребята, за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты