Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Логопедическая диагностика в школе с овз
статья на тему

Федосова Екатерина Александровна

Логопедическая диагностика в школе с овз

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya_diagnostika_v_shkol_ovz.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая диагностика в школе

Содержание первичного обследования устной речи

Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ попадает большое количество детей, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи, что, в свою очередь, препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основными предметами школьной программы.

Систему работы учителя-логопеда при общеобразовательной школе можно представить следующим образом (схема 1).

Приведенная схема показывает, что система работы школьного логопеда включает в себя следующие основные направления:

• диагностика — обследование состояния устной и письменной речи;

• коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;

• консультативно-профилактическая работа;

• работа по повышению квалификации и самообразование и др.

Каждое из этих направлений по-своему важно и решает определенные задачи.

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Основными задачами диагностики являются: • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;

• определение структуры речевого дефекта;

• формулировка речевого диагноза;

• составление программы коррекционной работы. Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

Согласно Положению о логопедических пунктах и Инструктивно-методическому письму о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе, выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время. Результаты обследования фиксируются в журнале обследования устной и письменной речи (табл. 1).

Для заполнения журнала используются следующие условные обозначения:

Ф.П.  —  фонематические процессы;

З.Б.А.  — звуко-буквенный анализ;

Г.С.Р.  —  грамматический строй речи;

ОНР — общее недоразвитие речи;

ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ФНР — фонетическое недоразвитие речи;

НЧиП - нарушения чтения и письма;

м/з - межзубное произношение;

г/з - - губно-зубное произношение;

г/г-- губно-губное произношение;

гор л. - горловое произношение;

бок. - боковое произношение;

одн.- одноударное произношение;

н/а - -неавтоматизированное произношение;

v - наличие "ошибок;

 — единичные ошибки;

! — стойкие, часто встречающиеся ошибки.

Такой журнал ведется на каждый класс. Это позволяет получить не только подробную информацию о речевом развитии каждого конкретного учащегося, но и позволяет увидеть полную речевую характеристику всех учеников того или иного класса, что во многом помогает сотрудничать с учителями и осуществлять консультативно-просветительскую работу с родителями как индивидуально, так и на родительских собраниях. Кроме того, такой журнал позволяет контролировать передвижения учащихся и отслеживать динамику и результативность логопедической работы.

Все учащиеся с выявленными в результате обследования нарушениями речи регистрируются в списке, который мы предлагаем вести следующим образом (табл. 2). Список целесообразно вести по параллелям (1, 2, 3, 4-е классы) и по сходству речевого дефекта. Такой способ помогает контролировать статистические данные о количестве учащихся с различными видами речевой патологии, а также комплектовать группы с учетом структуры дефекта и возраста учащихся. Предложенная форма также облегчает учителям-логопедам составление ежегодных цифровых отчетов.

На каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту. Методическое объединение учителей-логопедов общеобразовательных школ г. Новороссийска предлагает следующий вариант речевой карты (см. ниже).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты