система игр для развития фонематических функций у детей
картотека на тему
В данной презентации представлена система игр на развитие различных фонематических функций ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_igr_po_razvitiyu_fonematicheskih_funktsiy_dlya_detey.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематическое восприятие “Услышишь — стой!” Пед.замысел : развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия. Инструкция: Назначается запретный звук (например, [с]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук с в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг. Проигрывают участники, первые достигшие логопеда. Звук [ с ] Речевой материал: Сад, сундук, кокос, скалы, слесарь, м айский, вкус. Смешивать со словами: злой, цапля, крыша, аттракцион, небылица.
«День – ночь». Пед.замысел : развитие фонематического восприятия , развитие произвольного внимания, развитие мимической мускулатуры. Возможна дифференциация звуков(не обязательно) Инструкция : Если я говорю слоги со звуком «…», то наступает ночь – вы закрываете глаза, а если я говорю слоги со звуком «…», то наступает день – вы открываете глаза . Возможные варианты игры: Вы можете просить ребенка расслабить глазки и их зажмурить, нахмурить лоб (злой гномик) и расслабить его (добрый гномик) и т.п. Звук [ л ] Речевой материал(можно использовать в данном порядке, можно в разброс): Ла- ля,лу - лю,ло - лё,лы -ли, Ула-уля,алу-олю,ило-ылё , Лан- ляз,луч -люд, Тла-кля,плу-глю,рло-фли и т.д.
«Хлопни когда услышишь » Пед.замысел : развитие распределения внимания, фонематического слуха. Инструкция: ребенку или детям объясняется с демонстрацией, как хлопать когда слышен определенный звук в прямом и обратном слоге. Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов. Играют 2 человека или 2 небольшие команды. Звуки [ з ] и [ ж ] Если я произнесу слог, начинающийся на [ 3 ] , например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п., надо хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так); Если я произнесу слог, заканчивающийся на [ 3 ] , например A3, УЗ, ИЗ и т.п., надо хлопну в ладоши один раз ТИХО (вот так); Если же я произнесу слог, начинающийся на [ Ж ] , например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п., надо хлопнуть два раза в ладоши ГРОМКО(вот так).; А уж если я произнесу заканчивающийся на [ Ж ] , например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.” надо хлопнуть два раза в ладоши ТИХО(вот так ).
Фонематический анализ «всезнайка» Пед.замысел:развитие фонематического слуха, развитие фонематического анализа, развитие мелкой моторики ребёнка. Инструкция: -ребёнку предлагается назвать картинку, - определить место гласного звука в слове (начало/середина/конец), - составить схему (закрасить нужный квадратик, соответствующий месту гласного звука в слове), - раскрасить картинку.
Звуки [ У ],[ и ]
«Кто больше?» Пед.замысел:Нахождение звука в названиях предметов по картине . Развитие фонематического анализа. Инструкция: Детям показывается картинка, например, зоопарк. После рассматривания картины предлагаем рассказать, в названии каких животных имеется звук(например [ Р ] ). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков. Так же можно играть с одним ребенком, только поставить условие, что если он наберет определенное количество кружком, то получит приз( можно дать наклейку или картинку, даже если не набрал нужного количества в качестве «утешительного»)
Лес(звук л) Зоопарк(звук р)
«Найди соседей» Пед.замысел : развитие фонематического анализа, расширение словарного запаса. Инструкция: ребенку предлагается выбрать из рядя звуков( выбираем звуки которые находятся на стадии автоматизации или дифференциации в данным момент),затем просим «искать соседей» этого звука в разных словах. Дается слово и идет обсуждение вместе с логопедом, какой звук перед заданным звуком, какой после. Речевой материал: Звук [ Р ] -рак, росинка, гараж, парус, Арбуз, арка, брат, прыжок, шампур. Звук [ Рь ] -ряженка, рюкзак, коряга , букварь , крест, снегирь, крепость, кудри.
Фонематический синтез Лото Пед.замысел:развитие фонематического синтеза, развитие внимания зрительного. Инструкция : Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением облака закрывается буквой о .
«раскидайка » Пед.замысел : развитие фонематического синтеза Инструкция: Использовать символы звуков — кружочки красного, синего и зеленого цветов. Ребенку задаются вопросы: «Сколько звуков в слоге «…»? Составь, пожалуйста, схему нашими кружками, где звук(называем тот над которым работаем) будет у нас зеленым кружочком. Назови первый звук. Назови второй звук и т.д. «Разбросай» звуки слога «..».» Речевой материал выбирается на усмотрение логопеда с учетом работой над звуками в момент проигрывания. Пример, звук [ ж ] - Жо , жи , аж, уж , ржу, л уж, таж , жда , жны .
«хитрые буквы» Пед.замысел : развитие фонематического синтеза Инструкция: 1.Узнавание слова по наличию согласных звуков: «Какое слово задумано, если в нем есть такие согласные звуки..» 2. Узнавание слова по наличию гласных звуков. «В названии какого продукта есть гласные звуки..» Речевой материал: 1.[р ], [м], [ш]? ( р омашка) [ л ] , [с]?(лес) [с ], [л] ,[н]?(слон) 2.[а ], [у]? ( а рбуз) [и], [а]?(лиса) [о] ,[о], [ы]?(волосы)
Фонематические представления «Намотай-ка» Пед.замысел : развитие фонематического представления. Инструкция: ребенку дается катушка с лентой и объясняется, что для того, чтобы обернуть ленту вокруг катушки один раз с начала надо назвать слова начинающееся на определенный звук. Можно включить соревновательный момент ребенка с логопедом (кто больше намотает ленту на катушку) или между детьми на групповом занятии.
«волшебные подарки» Пед.замысел : развитие фонематического представления . Инструкция: Ребенку объясняется, что он «волшебник» и должен всем детям на свете подарить подарки. Но есть маленькая особенность, так как он «не простой волшебник, а логопедический», то должен дарить подарки в названии которых есть звук с которого начинается имя ребенка, которому предназначается этот подарок. Пример: «Какие подарки ты можешь подарить Лене, со звуком […]? Речевой материал: Алена,Игнат,Ваня,Леша,Рома,Саша,Шурик,Зина,Женя,Яша .
«накорми меня» Пед.замысел : развитие фонематического представления. развитие фонематических представлений, развитие лексики Инструкция: Ребенку сообщается, что он должен помочь логопеду составить список продуктов, который тот купит по пути домой. Но уточняется, что надо купить продукты в которых есть определённый звук. Из предложенных картинок, ребенок выбирает все те в которых имеется заданный звук. Затем усложняем задачу и «раскладываем» продукты по разным корзинкам. В первую-где звук стоит в начале слова, во-вторую-звук в середине и слова, соответственно в-третью-звук в конце слова. Пример корзинки.
Картинки, которые ребенок должен выбрать на звук Р
Картинки, которые должны остаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
В статье описаны особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...
Семинар-практикум: «Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов....
педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран практически...
Игры и игровые упражнения для развития фонематических функций
Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений, на дифференциацию звуков....
Непосредственно образовательная деятельность по развитию фонематического восприятия для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Тема: Гласные и согласные звуки...
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР
Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...
Сборник заданий по формированию фонематических функций у детей со стёртой дизартрией
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников и младших школьников со стёртой дизартрией....