Игры и игровые упражнения для развития фонематических функций
картотека на тему

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений, на дифференциацию звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения для развития фонематических функций

                          Содержание:

                                                    -Игры для развития слухового      

                    внимания

                                  -Игры для развития

                                                     фонематического восприятия

                                -Игры для развития

                                              фонематического анализа

                                -Игры для развития

                                            фонематического синтеза

                             и представлений

                                             -Игры на дифференциацию

           звуков

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Где позвонили?

Цель:

Определение направления звука.

Оборудование:

Колокольчики.

Описание игры:

Дети сидят группами в разных местах комнаты, У каждой группы есть колокольчик. Выбирается водящий, ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Водящий меняется.

Скажи, что слышишь?

Цель:

Дифференциация неречевых звуков.

Оборудование:

Магнитофон, записи шумов.

Описание игры:

Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох листьев и т.д.).

Что звучало?

Цель:

Дифференциация неречевых звуков.

Оборудование:

Ширма, бумага, пакет, колокольчик, баночка с горохом, дудочка.

Описание игры:

Педагог сначала показывает детям предметы, которые у него есть; затем за ширмой звенит колокольчиком, шуршит бумагой, пакетом, гремит горохом и т.д. Детям нужно догадаться, какой предмет звучал.

Продавец и покупатель.

Цель:

Дифференциация неречевых звуков.

Оборудование:

Баночки с горохом и различными крупами.

Описание игры:

Педагог – продавец. Перед ним две коробки (количество коробок можно постепенно увеличивать до 5-ти – в каждой разный вид крупы). Продавец предлагает покупателю-ребенку на слух определить, какая крупа лежит в банке.

Тихо-громко.

Цель:

Дифференциация неречевых звуков по громкости.

Оборудование:

Бубен.

Описание игры:

Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Дети сначала слушают бубен, затем хлопают в ладоши с такой же громкостью.

Угадай, что делать.

Цель:

Дифференциация неречевых звуков по громкости.

Оборудование:

Бубен, флажки.

Описание игры:

Дети стоят полукругом, у каждого в руке флажок. Педагог громко бьет в бубен, дети поднимаю флажки вверх, и машут ими. Бубен звучит тихо – дети опускают флажки. Громкость меняется несколько раз.

Кто это?

Цель:

Развитие слухового внимания.

Оборудование:

Картинки с изображениями животных.

Описание игры:

На столе разложены изображения животных рисунком вниз. Ребенку предлагается взять любую карточку и, не показывая детям, подражать крику этого животного. Остальным детям нужно догадаться, кто нарисован на картинке.

Солнце или дождик.

Цель:

Развитие ритмического слуха.

Оборудование:

Бубен.

Описание игры:

Педагог говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце. Вы гуляете, а я звеню бубном. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. Когда вы это услышите, скорее бегите в дом».

Улиточка.

Цель:

Развитие речевого слуха.

Описание игры:

Водящий (улиточка) с завязанными глазами встает в середину круга. Кто-то из играющих спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Лягушка.

Цель:

Развитие речевого слуха.

Описание игры:

Дети стоят по кругу, ребенок-ведущий стоит внутри круга с завязанными глазами  и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала …

Педагог показывает в этот  момент на одного из детей в кругу, и тот говорит: «Ква-ква-ква». Ведущему нужно определить по голосу, кто был лягушкой.

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.

Цель:

Выделение заданного гласного звука из ряда других.

Игровой материал:

Мяч.

Описание игры:

Логопед последовательно называет гласные звуки (Например: а – о – у – ы – э – и). Ребенок должен подбросить мяч над головой, когда услышит заданный  звук (Например: э).

Красный – белый.

Цель:

Нахождение заданного звука в словах, воспринятых на слух.

Игровой материал:

По два кружочка (красный и белый) на каждого ребенка.

Описание игры:

Детям предлагается внимательно слушать и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть заданный звук, дети поднимают красный кружок, если нет – поднимают белый кружок.

Кто внимательнее?

Цель:

Нахождение звука в слове.

Игровой материал:

Предметные картинки на определенный звук.

Описание игры:

Детям последовательно предъявляются картинки и называются предметы, изображенные на них (Например: санки, сумка, стакан, слон). Нужно назвать звук, который встречается во всех словах (Например: звук с).

Поймай рыбку.

Цель:

Нахождение звука в слове.

Игровой материал:

Удочка с магнитным крючком. Коробка с предметными картинками, к которым прикреплены скрепки.

Описание игры:

Дети по очереди вылавливают удочкой картинки из коробки и называют изображенные на них предметы. Необходимо определить, есть ли в названном слове заданный звук (Например: звук р). За каждый правильный ответ ребенок получает очко, выигрывает тот, кто получает больше всего очков.

Будь внимателен.

Цель:

Нахождение звука в слове.

Игровой материал:

Предметные картинки или предметы.

Описание игры:

Логопед показывает картинки и называет предметы, изображенные на них. Детям нужно поднимать руку (хлопнуть в ладошки), когда они услышат слово с заданным звуком. Для игры берутся слова, в названии которых заданный звук встречается в разных позициях.

Невпопад.

Цель:

Нахождение лишнего или недостающего звука  в слове.

Описание игры:

Логопед читает стихотворение.

На помощь! В большой водопад

Упал молодой леопад!

Ах, нет! Молодой леопард

Свалился в большой водопард.

Что делать? Опять невпопад.

Держись, дорогой леопад.

Верней, дорогой леопард!

Опять не выходит впопард!

Детям предлагается ответить, все ли слова в этом стихотворении прочитаны правильно. Стихотворение прочитывается второй раз по одной строчке. Выясняется, какие звуки в словах  пропускаются или недостают.

Что неверно?

Цель:

Выделение неправильно произнесенного слова на слух.

Игровой материал:

Предметные картинки.

Описание игры:

Ребенку показывается картинка (Например: банан) и предлагается прослушать ряд слов, обозначающих предмет изображенный на ней (Например: баман – паман – банан – банан). Если ребенок слышит правильное название предмета, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный.

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Цепочка слов.

Цель:

Определение первого и последнего звука в слове.

Игровой материал:

Карточки с предметными картинками (карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, ананас).

Описание игры:

На столах у детей лежат карточки с предметными картинками. У воспитателя – карточка с изображением карандаша. Нужно выложить цепочку из предметов. Цепочка начинается со слова карандаш, следующим звеном цепочки является слово, которое начинается с последнего звука в слове карандащ. Когда вся цепочка выложена, дети называют все предметы, выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Найди общий звук.

Цель:

Выделение общего для ряда слов звука и определение места  звука в слове.

Описание игры:

Логопед называет слова (Например: нос, автобус, ананас, квас). Детям предлагается назвать звук, который встречается во всех этих словах, и определить, в каком месте он слышится.

Веселый поезд.

Цель:

Определение места звука в слове.

Игровой материал:

Изображение поезда из трех вагонов.

Описание игры:

Детям предлагается разместить слова – пассажиры по своим вагонам. Слова с заданным звуком в начале слова садятся в первый вагон, в середине слова – во второй вагон, в конце слова – в последний вагон.

Найди место звука в слове.

Цель:

Нахождение места звука в слове.

Игровой материал:

 Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, середине или конце слова)

Описание игры:

Перед детьми выкладываются картинки, на которых изображены автобус, платье, книга. Дети называют, что изображено на картинках, называют одинаковый звук, который слышится во всех названиях предметов.  Определяют, в каком месте слова слышится звук. Если звук слышится в начале слова, фишка ставится в первую клеточку схемы слова; если в середине – во вторую клеточку; если в конце – в последнюю клеточку схемы слова.

Умный ежик.

Цель:

Нахождение места звука в слове.

Игровой материал:

Схемы слов с изображением ежика, сидящего на начале, по середине или на конце слова, картинки на заданный звук.

Описание игры:

Ребенку предъявляется картинка, предлагается определить место заданного звука в ее названии и выбрать подходящего ежика.

Сколько звуков?

Цель:

Определение количества звуков в слове.

Игровой материал:

Мяч.

Описание игры:

Логопед, бросая мяч ребенку, называет слово (Например: сом). Ребенок должен сосчитать, сколько звуков в этом слове, и столько раз ударить мяч об пол.

Включи телевизор.

Цель:

Определение первого или последнего звука в слове, составление слов из последовательно названных звуков.

Игровой материал:

 Изображение телевизора, за экраном – карман для предметных картинок. Предметные картинки.

Описание игры:

Детям предъявляются по три, четыре предметных картинки, расположенных в определенном порядке (Например: замок, ведро, сом). Для того, чтобы увидеть изображение на экране телевизора, нужно назвать нарисованные на картинках предметы, последний звук в каждом слове и составить из этих звуков новое слово. Если слово составлено правильно, на экране телевизора появляется изображение названного предмета (Например: ком).

Расшифруй слова.

Цель:

Определение первого звука в слове и составление слова из звуков, данных по порядку.

Игровой материал:

Предметные картинки с клеточками для записи букв.

Описание игры:

Детям предлагается отгадать слова. Составить их из первых букв слов – названий картинок – и записать в пустые клеточки.

Лесенка.

Цель:

Определение количества звуков.

Игровой материал:

Предметные картинки. Кроссворд в форме лестницы.

Описание игры:

Детям предлагается рассмотреть и назвать картинки. Посчитать количество звуков в каждом слове и записать слова в соответствующие клетки кроссворда–«лестницы».

Построим пирамиду.

Цель:

Определение количества звуков в слове.

Игровой материал:

Изображение пирамиды, состоящей из квадратов, расположенных в порядке убывания от пяти до двух. Предметные картинки, содержащие в названиях от двух до пяти звуков.

Описание игры:

Детям предлагается построить пирамиду из картинок, на самом верху которой будут располагаться слова из двух звуков, ниже – слова из трех звуков, далее – слова из четырех звуков, в основании – слова из пяти звуков. Сначала детьми называется предмет на картинке и количество звуков в названии, затем картинка кладется на нужное место в пирамиде. Игра проводится до заполнения пустых клеточек в пирамиде.

Наведи порядок

Цель игры:

Определение места звука в слове.

Описание игры:

Перед ребенком выкладываются картинки со звуком (например: п) в названии, звук п встречается в названиях или в начале или в конце слова. Картинки перемешиваются. Ребенку предлагается навести порядок, разобрать картинки в две стопки – в первой звук будет находится в начале слова, во второй – в конце слова.

Разноцветные кружки

Цель игры:

Учить полному звуковому анализу слова.

Игровой материал:

Синие, зеленые и красные фишки.

Описание игры:

Ребенку предлагается составить схему слова и охарактеризовать каждый звук слова.

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Как их зовут?

Цель:

Определения первого, последнего звука в слове, составление слова из последовательно данных звуков.

Игровой материал:

Картинки с изображением девочки и мальчика. Предметные картинки. Описание игры:

Детям предлагается узнать, как зовут детей, изображенных на картинках. Перед ними выкладываются предметные картинки в определенном  порядке (Например: мышь, арбуз, шишка, автобус). Для того, чтобы узнать имя девочки, нужно назвать все предметы, изображенные на картинках, выделить первый звук в каждом слове и составить из них имя (Например: Маша).

Слова-перевертыши.

Цель:

Составление слова из звуков, данных в обратном порядке.

Описание игры:

Детям в обратном порядке по отдельности называются звуки, составляющие слово (Например: л, о, к). Им нужно назвать заданное слово (Например: кол).

Огород.

Цель:

Нахождение слов с заданным звуков.

Игровой материал:

 Сюжетная картина «Огород».

Описание игры:

Детям предлагается рассмотреть картину и назвать овощи, которые растут на огороде. Затем детям необходимо назвать овощи, в названии которых есть заданный звук (Например: звук р).

Кто в домике живет?

Цель:

Подбор картинок с заданным звуком в названии.

Игровой материал:

Карточки из бумаги в виде домиков с четырьмя окошками. Предметные картинки с изображением животных и птиц с заданным звуком в названии.

К – кот, коза, кролик, крокодил;

С – слон, собака, сорока, снегирь, лиса;

З – заяц, цапля, курица, овца;

Ж – жираф, ежик, жаба и др.

Описание игры:

На доску помещается несколько домиков. Перед детьми выкладываются предметные картинки. Детям предлагается помочь животным занять свои квартиры. В первом домике могут жить животные,  в названии которых есть звук к, во втором – в названии которых есть звук з т.д. Затем предлагается проверить, могут ли некоторые животные поменять свои домики, например, курица из домика с животными и птицами со звуком ц в названиях может переехать в домик к соседям со звуком к.

Волшебный замок.

Цель:

Подбор слов с заданным звуком.

Описание игры:

Логопед предлагает детям выслушать рассказ: «Высоко в горах стоял замок. В этом замке жила добрая волшебница с красивой дочерью и с умным сыном. Сына звали так, что в его имени было звук с. Как его могли звать? Дочку звали так, что в ее имени был звук ш. Как ее могли звать?

                 Недалеко от доброй волшебницы жил злой волшебник. У него был сын. В его имени не было ни звука с, ни звука ш. Как его могли звать?

                 В саду доброй волшебницы росла яблоня с волшебными яблоками. Кто сьедал такое яблоко, становился умным и сильным. Но чтобы попасть в волшебный замок, нужно придумать и назвать волшебные слова. Одно из них начинается со звука с, другое – со звука ш. Сын злого волшебника не смог придумать волшебные слова и попасть в замок, а мы давайте попробуем.

Заячьи покупки.

Цель:

Подбор слов с заданным звуком в слове.

Описание игры:

Логопед предлагает детям выслушать рассказ: «На лесной опушке жил заяц. Около заячьего дома был огород, на котором он выращивал овощи со звуками р, рь. Какие овощи выращивал заяц?

                 Осенью заяц собрал урожай и повез продавать на базар. Взамен он купил себе новую посуду. У енота он купил посуду, названия которой начинались со звонких согласных. Какую посуду заяц купил у енота?

                 У ежа заяц купил посуду, названия которой начинались с глухих согласных. Какую посуду заяц купил у ежа?

Подбери слово.

Цель:

Определение последнего звука в слове и подбор слов на заданный звук.

Описание игры:

Первому ребенку предлагается придумать слово на заданный звук (Например: щ – щенок). Следующему ребенку нужно определить последний звук в полученном слове и придумать новое слово с этим звуком в начале и так далее по цепочке. Допустивший ошибку, выбывает. Выигрывает последний оставшийся ребенок.

Чья команда победит?

Цель:

Подбор слов с заданным звуком.

Описание игры:

Дети делятся на две команды, каждой из них предлагается придумать название для своей команды. Название первой команды должно начинаться на звук с (Например: Сороки), второй команды – на звук з (Например: Зарянки). Членам команд по очереди предлагается придумать и назвать любое слово со звуком с – для «сорок», со звуком з – для «зарянок». Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

Угадай предмет.

Цель:

Подбор слов с заданным звуком.

Игровой материал:

Предметные картинки.

Описание игры:

Детям предлагается догадаться, какой предмет изображен на картинке, если первый звук в его названии – ль, последний – т, а обозначает слово предмет, который растет на деревьях.

Бим и Бом.

Цель:

Подбор слов с заданным звуком в начале.

Игровой материал:

Игрушки или картинка с изображением Бима и Бома.

Описание игры:

Логопед знакомит детей с Бимом и Бомом: «Посмотрите, ребята. К нам пришли гости. Это Бим и Бом. Чем мы можем угостить наших гостей? Они едят только те продукты, в названии которых есть первые звуки из их имен».

Маша и медведи.

Цель:

Подбор слов с заданными звуками.

Описание игры:

Логопед вспоминает с детьми сказку «Маша и медведи». Машенька очень огорчилась, что сломала стульчик Мишутки. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения. Детям предлагается помочь Маше подобрать подарки для медведей. В названии подарков есть звуки м, мь. Что любят медведи? Какие игрушки можно подарить медведям?

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ

Жадный кот.

Цель:

Дифференциация звуков ж – ш.

Описание игры:

Один ребенок – «кот». Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю и в рот». Остальные дети – «мышки». Мыши проходят мимо кота, приговаривая: «Тише, тише, кот все ближе». На последнее слово кот бросается за мышами. Пойманный ребенок должен 5 раз произнести слова «тише» – «ближе». Пойманная мышь становится котом.

Лягушки.

Цель:

Дифференциация звуков ш – ч.

Описание игры:

Дети делятся на две группы. Одна из них – «лягушки», другая – «кочки на болоте». Кочки располагаются по кругу. Одна лягушка (ведущий) стоит в центре круга и говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Остальные лягушки скачут внутри круга и повторяют: «Ква-ква, ква-ква, скачут, вытянувши ножки». Дети – кочки говорят: «Вот из лужицы на кочку, да за мошкою вприскочку». После этих слов каждая лягушка, в том числе и водящая, прячется за кочку. Та лягушка, которой не хватило кочки, становится водящей.

Кто внимательней?

Цель:

Дифференциация звуков с – з.

Игровой материал:

Картинки – свисток и звонок.

Описание игры:

Логопед показывает детям картинки и спрашивает: «Как свистит свисток?» Дети отвечают: с-с-с-с. Логопед: «Как звенит звонок?» Дети отвечают: з-з-з-з. Затем логопед по-очереди показывает то одну, то другую картинку, а дети произносят нужный звук.

Пчелы и комары.

Цель:

Дифференциация звуков з – ж.

Описание игры:

Дети делятся на две группы – «пчелы» и «комары». На слова логопеда: «Комары полетели» комары летают по комнате и звенят з-з-з. На слова логопеда: «Пчелы за медом полетели» комары возвращаются на место, а пчелы вылетают за медом и жужжат ж-ж-ж.

Мяч.

Цель:

Дифференциация звуков ц – ч.

Игровой материал:

Мяч.

Описание игры:

Дети встают в круг. Передавая мяч по кругу, повторяют:

Целый день я лечу,

Целый день я скачу,

Больше прыгать не могу,

Ах, сейчас я упаду!

На последнем слове мяч ударяется об пол.

Самолет.

Цель:

Дифференциация звуков л – р.

Описание игры:

Самолет заводит мотор – дети произносят р-р-р. самолет поднимается на высоту и гудит: л-л-л.

Что осталось?

Цель:

Дифференциация звуков.

Описание игры:

Логопед предлагает детям посмотреть на выставленные на наборном полотне картинки (например, на звуки с и з) и отобрать те из них, в названиях которых есть звук с. «Какие картинки остались?» – задает вопрос логопед. Оставшиеся картинки называют, устанавливают, что во всех названиях есть звук з.

Домино.

Цель:

Дифференциация звуков.

Описание игры:

Одинаковое количество картинок на звуки (например, с и ш) раздают детям. Первый ребенок кладет на стол картинку на звук ш, следующий ребенок – на звук с. И т.д.

Наведи порядок.

Цель игры:

Дифференциация звуков л – р.

Описание игры:

Перед детьми выкладывается по стопке картинок на разные звуки (например, л и р). Картинки перемешаны. Ребенку предлагается навести порядок, разложить картинки в две стопки: в одну стопку положить картинки на звук л, в другую – на звук р. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок разложит картинки.

Ромашки.

Цель игры:

Дифференциация звуков.

Игровой материал:

Игровые пособия «ромашки».

Описание игры:

Перед детьми выкладываются картинки на разные звуки (например, с и ш). И предлагается навести порядок, разложить картинки в «лепесточки» ромашки: в одну положить картинки на звук с, в другую – на звук ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида

Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для  1-3 классов   специальной  коррекционной школы VIII вида...

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями интеллекта как средство подготовки руки к письму

СодержаниеВведение…………………………………………………………...3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм...

Доклад. Тема: "Игры и игровые упражнения для развития мышления"

В  докладе  описывается  какие  бывают  нарушения.  Каков  необходимый  подход  к  детям, для  заинтересованности  во  влечение  в...

Игры и игровые упражнения на развитие движений

Подборка игровых упражнений, которая может быть использована для активизации детей как на уроках (физкультминутки), так и на занятиях в дополнительном образовании....

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания....

Игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Игровые упражнения для развития фонематических процессов.

Этот материал будет полезен воспитателям, учителям младших классов, а также родителям. Обучаться интереснее в игре....