Сборник заданий по формированию фонематических функций у детей со стёртой дизартрией
методическая разработка

Громова Полина Дмитриевна

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников и младших школьников со стёртой дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.

Формирование фонематического восприятия.

1 этап. Различение слов близких по звуковому составу.

Задачи:

  • обучение детей дифференцировать слова, отличающиеся несколькими звуками;
  • обучение детей дифференцировать слова, отличающиеся только одним звуком;

Примеры игр и упражнений:

1.Игра «Незнайка запутался». Процедура. Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).

Речевой материал: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка, коса, коза, малина, калина и др.

Инструкция: рассмотрите предметные картинки. Разложите их на две группы, которые произносятся похоже.  Из первой группы найдите слово  матрешка.

2.Игра «Чем отличаются слова». Процедура. Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

Речевой материал: кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.

Инструкция: рассмотрите пары картинок. Назовите слова, изображенные на этих картинках. Чем они отличаются?

3.Игра «Лишнее слово». Процедура. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

Речевой материал: канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

буфет, букет, буфет, буфет;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

Инструкция: Я буду называть вам ряды (группу) слов. Вы слушайте внимательно. Назовите слово, которое отличается от других. Почему?

Игра «Лишнее слово» (второй вариант проводится аналогично первому варианту). Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

мак, бак, веник, рак;

совок, гном, венок, каток;

пятка, ватка, лимон, кадка;

ветка, диван, клетка, сетка;

каток, моток, дом, поток и т. д.

4.Игра «Мое слово». Процедура. Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное.

Речевой материал: картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;

Картинный материал: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;

Картинный материал: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

Инструкция: Рассмотри предметные картинки. Назови предметы, изображенные на них. Я произнесу слово, а ты должен определить, какое из твоих слов, похоже на мое.

 2 этап - Дифференциация слогов.

Задачи:

  • научить детей дифференцировать слоги, различающиеся одним или несколькими звуками;
  • научить детей дифференцировать слоги различающиеся гласными и согласными акустически далекими и акустически близкими звуками.

В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Примеры упражнений и игр:

1. «Эхо». Процедура. Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками.

Речевой материал:

та-ка-па 

па-ка—па 

ка-на-па 

га-ба-да 

фа-ха-ка 

ма-на-ва 

ба-да-га 

ка-ва-ха 

и т.д. 

 

Аналогично — с гласными у, о, ы.

Инструкция: Я буду называть ряды слогов, слушай внимательно и повторяй за мной.

Все последующие варианты проводятся аналогично.

Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):

па-ба 

та-да 

по-бо 

ка-га 

пу-бу 

фа-ва 

са-за 

шу-жу 

и т.д. 

 

па-ба-па 

та-да-та 

ва-фа-ва 

по-бо-по 

да-та-да 

фа-ва-фа 

пу-бу-пу 

ка-га-ка 

са-за—са 

пы-бы-пы 

га-ка-га 

зу-су-су 

и т.д. 

 

 

Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:

па-пя 

по-пё 

пу-пю 

пы—пи 

ма-мя 

мо-мё 

му-мю 

мы-ми 

ва-вя 

во-вё 

ву-вю 

вы-ви 

та-тя 

то-тё 

ту-тю 

ты-ти 

и т.д. 

 

 

 

Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков:

па-тпа 

на-пна 

ка-фка 

фа—тфа 

та-пта 

на-фна 

ка-тка 

ка-пка 

та~фта 

ма-кма 

на-кна 

та-кта 

и т.д. 

 

 

 

Аналогично — с другими гласными звуками.

Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты тпа-тпо-тпу-тпы и т.д

Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении: пта-тпа пка-кпа фпа-пфа и т.д. 

2. Игра «Телефон». Процедура. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: се, су—су—со, па—па—са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Речевой материал: се, су—су—со, па—па—са и т. Д

Инструкция: поиграем в игру «Телефон». Я на ухо шепотом назову ребенку серию слогов. То что услышал первый ребенок, сообщает второму на ухо. Второй – третьему и т.д. последний вслух произносит то, что он услышал.

3. Игра «Какой отличается?». Процедура. Логопед произносит серию слогов (например: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

Речевой материал: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т. д.

Инструкция: Я буду называть цепочку слогов. Слушайте внимательно. Ваша задача определить, какой слог лишний.

3 этап - Дифференциация фонем.

Задачи:

  • научить детей различать фонемы родного языка;
  • научить детей дифференцировать акустически далекие звуки;
  • научить детей дифференцировать акустически близкие звуки;
  • дифференциация звуков несмешиваемых в произношении;
  • дифференциация звуков смешиваемых в произношении;
  • научить детей различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи;

Примеры игр и упражнений:

1. Игра «Угадай, кто (что) это был(о).» Процедура. Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит м м-м, тигр — рычит р р р, пчела — жужжит ж ж ж). Логопед длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

Речевой материал: корова, тигр, волк, пчела, комар, коза и др.

Инструкция: Я буду длительно произносить звук. Вы определите, кому он принадлежит, а я покажу картинку.

2. Упражнение на дифференциацию звуков, не смешиваемых в произношении. Процедура. Логопед называет слова-квазиомонимы, а ребенок в это время должен показывать их изображение на картинке.

Речевой материал: почка-бочка; мошка-ножка; банка-банька; мышка-мишка; корка-горка и др.

Инструкция: Я буду называть похожие слова, вы должны их показать на картинке.

3. Упражнение на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении.

Процедура. Логопед называет слова-квазиомонимы, а ребенок в это время должен показывать их изображение на картинке.

Речевой материал: рак-лак; гроза-глаза; угорь-уголь; суп-зуб; коса-коза; лиса-лица; кочка-кошка; миска-мишка; речка-редька.

Инструкция: Я буду называть похожие слова, вы должны их показать на картинке.

4. Игра «Различай и повторяй». Процедура. Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д.

Инструкция: «Повторяй за мной только звук с» — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком с» — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.

«Повторяй за мной только слова со звуком с» — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.

5. Игра «Озорные звуки». Процедура. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.

Речевой материал:

Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).

Инструкция: Я прочитаю вам двустишия. Слушайте внимательно и назовите слово, которое «озорничает», произнесено неправильно.

В дальнейшем детей учат различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи, для этого используется целый ряд игр и упражнений:

1. Игра «Недовольный Саша».  Процедура. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

Речевой материал: сушить, сушка, сапка, троллейбус, снековик, сыска, стройка, мусорчик, лезать, шкаблить.

Инструкция: Я буду вам называть слова, если услышите неверно произнесенный звук – поднимите картинку с изображением недовольного Саши.

2. Игра «Как правильно сказать?». Процедура. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

Речевой материал: зуб-жуб, лампа-рампа, табурет – табулет, шоколад – шохорад, заострить – саострить, цапля-чапля-сапля, мышиный – мызиный, красный-касный.

Инструкция: Буду называть слова, в которых все звуки произнесены правильно и неправильно. Сравните произнесенные слова. Назовите правильный вариант.

3. Игра «Будь внимателен». Процедура. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный.

Речевой материал:

  1. Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
  2. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и др.
  3. Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.

Инструкция: Рассмотри картинки. Я буду называть слова. Если я правильно назвала слово, которое изображено на картинке, подними зеленый флажок. Если слово произнесла неверно – подними красный флажок.

Таким образом, развитие фонематического восприятия осуществляется поэтапно с постепенным усложнением речевого материала.

Формирование фонематического анализа.

1 этап -  Выделение звука на фоне слова.

Задачи:

  • Определение наличия или отсутствия звука в односложных словах;
  • Определение наличия или отсутствия звука в двухсложных словах;
  • Определение наличия или отсутствия звука в трехсложных словах;
  • Определение наличия или отсутствия звука в простых словах;
  • Определение наличия или отсутствия звука в словах со стечением согласных;

Примерные упражнения:

1. «Выдели звук». Процедура. Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук.

Речевой материал: ракета, рука, утка, нож, парус, тетрадь, топор, карандаш, банка, мох.

Инструкция: Я буду называть слова. Ты подними руку, когда услышишь слово со звуком [р].

2. «Найди звук». Процедура. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

Речевой материал: коза, зонт, глаза, стекло, зяблик, брюки, жасмин, глиняный (кувшин), зеркало, карандаш, ваза, арбуз, лиловая (лента), резкий, зашивать, зимовье.

Инструкция: Рассмотри внимательно все картинки и отбери те, в названии которых есть звук [з]. Назови эти слова.

3. «Чудо-дерево». Процедура. Логопед раздает детям предметные картинки с заданным звуком и предлагает их поместить на «Чудо-дерево».

Речевой материал: лампа, зеркало, стекло, стол, банка, бинт, сумка, солнце, колготки, штаны, ботинки.

Инструкция: Укрась дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется звук [л].

4. «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

5. Подобрать слова с заданным звуком.

Процедура. Логопед предлагает детям подобрать слова на заданный звук.

Примерный речевой материал (на примере звука [с]):

1. Слоги структуры типа СГ (согласный — гласный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д.

2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д.

3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, сыпать, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д.

4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.

5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.

6. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.

7. Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.

8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.

9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д.

10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д.

Инструкция: Я тебе буду называть звук, ты должен придумать слова по определенной схеме.

2 этап -  Вычленение первого и последнего звука из слова.

Задачи:

  • Вычленение первого ударного гласного из слова;
  • Вычленение первого безударного гласного из слова;
  • Вычленение первого согласного из слова из слова;
  • Определение конечного согласного в слове;

Примерные упражнения:

1. Назвать первый звук в именах детей. Процедура. Логопед просит назвать первый звук в именах детей.

Речевой материал: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.

Инструкция: Я буду называть имена детей, вы должны назвать первый звук.

2.Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слов. Процедура. Логопед просит назвать первый звук с услышанных словах.

Речевой материал:

А) осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

Б) арбуз, окно, игла, автобус, урок, уха, арена и т.д.

В) стол, дом, кот, жук, слон и т.д.

Инструкция: Я буду называть слова, вы должны назвать первый звук.

3. «Какой звук первый?». Процедура. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название.

Речевой материал: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.

Инструкция: Рассмотри картинки и назови первый звук в слове.

4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного и безударного гласного).

5. Назвать в заданных словах первый (последний) звук. Например: шапка, стол, игла, астра, сапоги, диван.

6. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце слова, в третий — в середине.

Логопед ребенку выдает набор предметных картинок. Например: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки. Логопед называет слово, ребенок у себя на столе находит нужную предметную картинку и выкладывает ее в соответствии с тем, где находится заданный звук, например: звук [с], в первый, во второй или третий ряд.

7. Игра  «Найди общий звук». Процедура. Логопед называет слова и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

Речевой материал: слова например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес.

Инструкция: Слушайте внимательно слова. Какой звук есть в каждом слове? Где он стоит: в начале, середине или конце слова?

3 этап - Определение количества, последовательности и места звука в слове.

Задачи:

  • Определение последовательности и количества звуков в слове;
  • Определение места звука в слове по отношению к другим звукам;
  • Определение звука в слове (в начале, средине, конце);

Примерные игры и упражнения:

1.  Упражнение «Работа со звуковой линейкой»

Процедура. Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

Речевой материал: телефон, кукла, карандаш, снеговик.

Инструкция: рассмотри предметную картинку. Назови последовательно звуки в слове. Покажи их на звуковой линейке. Сколько звуков в слове?

Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и составить его графическую схему.

2. «Схема-слово»

Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса).

3. Подобрать слова к предложенным графическим схемам.

4. Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.

5. Придумать слово с заданным количеством звуков.

6. Игра  «Новоселье».

Процедура. Перед детьми предметные картинки с изображениями животных и птиц. Логопед говорит, что у животных и птиц — новоселье и предлагает детям расселить их. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже: в соответствии с количеством звуков, которые составляют его название. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют количество звуков в слове и место картинки в доме.

Предметные картинки: кот, рак, лось, гусь, волк, слон, лиса, коза, овца, зебра, цапля, белка, курица, кролик, журавль.

Инструкция: рассмотрите картинки. Произнесите название и определите количество звуков. В соответствии с количеством звуков, расселите птиц и животных по этажам.

Распределить картинки по количеству звуков в слове: в один ряд те, в названии которых три звука, в другой — четыре, в третий — пять.

Инструкция: рассмотри предметные картинки, посчитай сколько в словах звуков, распредели картинки в три столбика (кот, нос, рука, каша, палец, нога, стол, крот, лодка, молот, ухо)

7. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.

Инструкция: внимательно слушай слова, посчитай сколько звуков в слове и покажи мне карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков.

Речевой материал: пух, мох, утро, мороз, папка, собака, ложка, таз, молоко, рука, ракета, колос, поле, корона, лапа.

8 Игра  «Угадай-ка».

Процедура. Логопед предлагает детям прослушать слова. Определить звук, который стоит в начале (конце) слова. Составить из них слово.

а) Речевой материал: сок, осы, носок — сон; ключ, обруч, топор — кот .

Инструкция: Угадай, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.

б) Речевой материал: автобус, пальто, дом — сом; кенгуру, самолет, носок, игла — утка.

Инструкция: Угадай, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.

Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.

При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала (на примере звука С).

1. Слоги структуры типа СГ (согласный — гласный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д.

2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д.

3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, сыпать, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д.

4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.

5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.

6. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.

7. Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.

8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.

9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д.

10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д.

Формирование навыка синтеза звуков в слоги и слова.

Задачи:

  • Составление слова из последовательно данных звуков, слогов;
  • Составление слова из звуков (слогов), данных в разбивку.

Примерные игры и упражнения:

1. Игра «Собери слово». 

Процедура. Логопед предлагает ребенку составить слово из данных звуков (слогов), звуки произносятся медленно.

Условия формирования фонематического синтеза могут иметь разную сложность. Легкие -  когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные – когда паузы между звуками продолжительные или звуки перемежаются индиферентными словами, например, «сначала  [с],потом [о], потом [к].

Речевой материал: м,а,к; ш,а,п,к,а; п,а,р,т,а; ш,к,о,л,а.

Инструкция: я буду называть тебе звуки, ты их должен вместе составить и произнести слово.

2. Игра «Наборщик». 

Процедура. Логопед предлагает слово, а ребенок должен составить как можно больше новых слов.

Речевой материал: например, слово «забор», можно составить: раб, бар, роза, бор.

Инструкция: Из слова составь как можно больше новых слов.

3. Игра «Рассыпанное слово». Логопед называет звуки, а ребенок должен составить из них знакомое слово (аналогично 1 игре).

4.Игра «Живые звуки». 

Процедура. Логопед назначает детей на роли «живых звуков». Каждому из них он называет не целое слово, а только его звук. Затем «живые звуки» становятся один за другим, логопед читает текст шарады, а  дети пытаются отгадать слово. При затруднениях водящие могут подсказывать «свои» звуки.

Речевой материал:

Я – дерево в родной стране.

Найдешь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду. (СОСНА-НАСОС).

Начало деревом зовется.

Конец читатели мои

А в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Бук-ВЫ)

Я глубока и полноводна.

И вся страна гордится мной.

А И ты впереди прибавишь-

И стану птицей я лесной! (И-ВОЛГА)

Инструкция: слушайте внимательно и выйдите те звуки, которые составляют отгадку.

Формирование фонематических представлений.

Задачи:

  • Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звук.
  • Подбор слов с заданным звуком.
  • Нахождение картинок, в названии которых заданное количество звуков.
  • Подбор слов с заданным количеством звуков.

Примерные игры и упражнения:

1. Игра «Чудесный художник». Процедура. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова.

Речевой материал: Звуки [р,л, с,ж,ц,ш].

Инструкция: нарисуйте предмет на звук [р].

2. Игра «Кто в домике живет?». Процедура. Взрослый  помещает на доску 2-3 кармашка - домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками) с изображением животных. Дети должны расселить животных по домикам. :

Речевой материал: Примерные картинки: корова, коза, заяц, кот, крокодил.

Инструкция: Рассели животных по домикам: в первом домике могут жить животные, в названии которых есть звук [к], во втором – те, у кого в названии есть звук [з].

3. Игра «Магазин». Процедура. Логопед раздает каждому ребенку по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой, объясняет правила игры: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. На свои деньги каждый из вас может купить в магазине шесть разных предметов.

Предметные картинки: сумка, торт, санки, самосвал, солдатик, куртка, фартук, паровоз.

Инструкция: у вас есть деньги в виде звуков. На свой звук вы может купить тот предмет, в названии которого этот звук есть. На деньги «С» можно купить те предметы, в названиях которых есть звук [с], на деньги «Р» — вещи со звуком [р]. выигрывает тот, кто быстрее и правильно израсходует свои деньги- карточки.  

4. Игра «Кто больше». Дети подбирают слова на заданный звук (повторы недопустимы).

5. Игра «Зоркий глаз». Логопед просит ребенка (детей) найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых заданный звук находит в начале (середине или конце слова).

6. Игра «Бусы».  Логопед дает ребенку бусинки и нитку, а ребенок должен нанизывая бусинку называть слово с заданным звуком.

7. Игра «Умные часы». Логопед показывает ребенку часы, на которых вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Ведущий устанавливает одну стрелку напротив картинки, а ребенок должен найти ей пару: установить стрелку напротив другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков. Например: стол-шкаф, мак – сыр, снег-пояс, труба-комар, конфета – чемодан.

8. Игра «Кубик».  На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из числа звуков, равных количеству точек, выпавших на грани кубика.

Таким образом, задания, направленные на развитие фонематических включают в себя мыслительные операции, т.к. представление – это мысленное представление образа звука относительно других звуков в слове.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Система формирования фонематических процессов у детей с ОНР в логопедичекой группе.

В презентации представлена система формирования фонематических процессов  у детей с ОНР ( средней,старшей,подготовительной группы)...

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

Памятка №1 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией

Представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям, имеющим детей со стёртой дизартрией, и даны  методические рекомендации при выполнении артикуляционных упражнений....

Памятка № 2 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией

Даны рекомендации для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией, по автоматизации.звуков....

Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией

В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов  у детей со стертой дизартрией....

система игр для развития фонематических функций у детей

В данной презентации представлена система игр на развитие различных фонематических функций ребенка....