Сборник заданий по формированию фонематических функций у детей со стёртой дизартрией
методическая разработка
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников и младших школьников со стёртой дизартрией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.
Формирование фонематического восприятия.
1 этап. Различение слов близких по звуковому составу.
Задачи:
- обучение детей дифференцировать слова, отличающиеся несколькими звуками;
- обучение детей дифференцировать слова, отличающиеся только одним звуком;
Примеры игр и упражнений:
1.Игра «Незнайка запутался». Процедура. Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).
Речевой материал: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка, коса, коза, малина, калина и др.
Инструкция: рассмотрите предметные картинки. Разложите их на две группы, которые произносятся похоже. Из первой группы найдите слово матрешка.
2.Игра «Чем отличаются слова». Процедура. Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.
Речевой материал: кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.
Инструкция: рассмотрите пары картинок. Назовите слова, изображенные на этих картинках. Чем они отличаются?
3.Игра «Лишнее слово». Процедура. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
Речевой материал: канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т.д.
Инструкция: Я буду называть вам ряды (группу) слов. Вы слушайте внимательно. Назовите слово, которое отличается от других. Почему?
Игра «Лишнее слово» (второй вариант проводится аналогично первому варианту). Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
мак, бак, так, банан;
сом, ком, индюк, дом;
лимон, вагон, кот, бутон;
мак, бак, веник, рак;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д.
4.Игра «Мое слово». Процедура. Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное.
Речевой материал: картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;
Картинный материал: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
Картинный материал: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.
Инструкция: Рассмотри предметные картинки. Назови предметы, изображенные на них. Я произнесу слово, а ты должен определить, какое из твоих слов, похоже на мое.
2 этап - Дифференциация слогов.
Задачи:
- научить детей дифференцировать слоги, различающиеся одним или несколькими звуками;
- научить детей дифференцировать слоги различающиеся гласными и согласными акустически далекими и акустически близкими звуками.
В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
Примеры упражнений и игр:
1. «Эхо». Процедура. Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками.
Речевой материал:
та-ка-па | па-ка—па |
ка-на-па | га-ба-да |
фа-ха-ка | ма-на-ва |
ба-да-га | ка-ва-ха |
и т.д. |
|
Аналогично — с гласными у, о, ы.
Инструкция: Я буду называть ряды слогов, слушай внимательно и повторяй за мной.
Все последующие варианты проводятся аналогично.
Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):
па-ба | та-да |
по-бо | ка-га |
пу-бу | фа-ва |
са-за | шу-жу |
и т.д. |
|
па-ба-па | та-да-та | ва-фа-ва |
по-бо-по | да-та-да | фа-ва-фа |
пу-бу-пу | ка-га-ка | са-за—са |
пы-бы-пы | га-ка-га | зу-су-су |
и т.д. |
|
|
Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:
па-пя | по-пё | пу-пю | пы—пи |
ма-мя | мо-мё | му-мю | мы-ми |
ва-вя | во-вё | ву-вю | вы-ви |
та-тя | то-тё | ту-тю | ты-ти |
и т.д. |
|
|
|
Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков:
па-тпа | на-пна | ка-фка | фа—тфа |
та-пта | на-фна | ка-тка | ка-пка |
та~фта | ма-кма | на-кна | та-кта |
и т.д. |
|
|
|
Аналогично — с другими гласными звуками.
Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты тпа-тпо-тпу-тпы и т.д
Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении: пта-тпа пка-кпа фпа-пфа и т.д.
2. Игра «Телефон». Процедура. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: се, су—су—со, па—па—са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
Речевой материал: се, су—су—со, па—па—са и т. Д
Инструкция: поиграем в игру «Телефон». Я на ухо шепотом назову ребенку серию слогов. То что услышал первый ребенок, сообщает второму на ухо. Второй – третьему и т.д. последний вслух произносит то, что он услышал.
3. Игра «Какой отличается?». Процедура. Логопед произносит серию слогов (например: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
Речевой материал: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т. д.
Инструкция: Я буду называть цепочку слогов. Слушайте внимательно. Ваша задача определить, какой слог лишний.
3 этап - Дифференциация фонем.
Задачи:
- научить детей различать фонемы родного языка;
- научить детей дифференцировать акустически далекие звуки;
- научить детей дифференцировать акустически близкие звуки;
- дифференциация звуков несмешиваемых в произношении;
- дифференциация звуков смешиваемых в произношении;
- научить детей различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи;
Примеры игр и упражнений:
1. Игра «Угадай, кто (что) это был(о).» Процедура. Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит м м-м, тигр — рычит р р р, пчела — жужжит ж ж ж). Логопед длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.
Речевой материал: корова, тигр, волк, пчела, комар, коза и др.
Инструкция: Я буду длительно произносить звук. Вы определите, кому он принадлежит, а я покажу картинку.
2. Упражнение на дифференциацию звуков, не смешиваемых в произношении. Процедура. Логопед называет слова-квазиомонимы, а ребенок в это время должен показывать их изображение на картинке.
Речевой материал: почка-бочка; мошка-ножка; банка-банька; мышка-мишка; корка-горка и др.
Инструкция: Я буду называть похожие слова, вы должны их показать на картинке.
3. Упражнение на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении.
Процедура. Логопед называет слова-квазиомонимы, а ребенок в это время должен показывать их изображение на картинке.
Речевой материал: рак-лак; гроза-глаза; угорь-уголь; суп-зуб; коса-коза; лиса-лица; кочка-кошка; миска-мишка; речка-редька.
Инструкция: Я буду называть похожие слова, вы должны их показать на картинке.
4. Игра «Различай и повторяй». Процедура. Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.
Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д.
Инструкция: «Повторяй за мной только звук с» — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.
«Повторяй за мной только слоги со звуком с» — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.
«Повторяй за мной только слова со звуком с» — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.
5. Игра «Озорные звуки». Процедура. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.
Речевой материал:
Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица Своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”
Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).
Инструкция: Я прочитаю вам двустишия. Слушайте внимательно и назовите слово, которое «озорничает», произнесено неправильно.
В дальнейшем детей учат различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи, для этого используется целый ряд игр и упражнений:
1. Игра «Недовольный Саша». Процедура. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
Речевой материал: сушить, сушка, сапка, троллейбус, снековик, сыска, стройка, мусорчик, лезать, шкаблить.
Инструкция: Я буду вам называть слова, если услышите неверно произнесенный звук – поднимите картинку с изображением недовольного Саши.
2. Игра «Как правильно сказать?». Процедура. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
Речевой материал: зуб-жуб, лампа-рампа, табурет – табулет, шоколад – шохорад, заострить – саострить, цапля-чапля-сапля, мышиный – мызиный, красный-касный.
Инструкция: Буду называть слова, в которых все звуки произнесены правильно и неправильно. Сравните произнесенные слова. Назовите правильный вариант.
3. Игра «Будь внимателен». Процедура. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный.
Речевой материал:
- Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
- Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и др.
- Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.
Инструкция: Рассмотри картинки. Я буду называть слова. Если я правильно назвала слово, которое изображено на картинке, подними зеленый флажок. Если слово произнесла неверно – подними красный флажок.
Таким образом, развитие фонематического восприятия осуществляется поэтапно с постепенным усложнением речевого материала.
Формирование фонематического анализа.
1 этап - Выделение звука на фоне слова.
Задачи:
- Определение наличия или отсутствия звука в односложных словах;
- Определение наличия или отсутствия звука в двухсложных словах;
- Определение наличия или отсутствия звука в трехсложных словах;
- Определение наличия или отсутствия звука в простых словах;
- Определение наличия или отсутствия звука в словах со стечением согласных;
Примерные упражнения:
1. «Выдели звук». Процедура. Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук.
Речевой материал: ракета, рука, утка, нож, парус, тетрадь, топор, карандаш, банка, мох.
Инструкция: Я буду называть слова. Ты подними руку, когда услышишь слово со звуком [р].
2. «Найди звук». Процедура. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.
Речевой материал: коза, зонт, глаза, стекло, зяблик, брюки, жасмин, глиняный (кувшин), зеркало, карандаш, ваза, арбуз, лиловая (лента), резкий, зашивать, зимовье.
Инструкция: Рассмотри внимательно все картинки и отбери те, в названии которых есть звук [з]. Назови эти слова.
3. «Чудо-дерево». Процедура. Логопед раздает детям предметные картинки с заданным звуком и предлагает их поместить на «Чудо-дерево».
Речевой материал: лампа, зеркало, стекло, стол, банка, бинт, сумка, солнце, колготки, штаны, ботинки.
Инструкция: Укрась дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется звук [л].
4. «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
5. Подобрать слова с заданным звуком.
Процедура. Логопед предлагает детям подобрать слова на заданный звук.
Примерный речевой материал (на примере звука [с]):
1. Слоги структуры типа СГ (согласный — гласный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д.
2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д.
3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, сыпать, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д.
4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.
5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.
6. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.
7. Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.
8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.
9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д.
10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д.
Инструкция: Я тебе буду называть звук, ты должен придумать слова по определенной схеме.
2 этап - Вычленение первого и последнего звука из слова.
Задачи:
- Вычленение первого ударного гласного из слова;
- Вычленение первого безударного гласного из слова;
- Вычленение первого согласного из слова из слова;
- Определение конечного согласного в слове;
Примерные упражнения:
1. Назвать первый звук в именах детей. Процедура. Логопед просит назвать первый звук в именах детей.
Речевой материал: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.
Инструкция: Я буду называть имена детей, вы должны назвать первый звук.
2.Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слов. Процедура. Логопед просит назвать первый звук с услышанных словах.
Речевой материал:
А) осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.
Б) арбуз, окно, игла, автобус, урок, уха, арена и т.д.
В) стол, дом, кот, жук, слон и т.д.
Инструкция: Я буду называть слова, вы должны назвать первый звук.
3. «Какой звук первый?». Процедура. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название.
Речевой материал: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.
Инструкция: Рассмотри картинки и назови первый звук в слове.
4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного и безударного гласного).
5. Назвать в заданных словах первый (последний) звук. Например: шапка, стол, игла, астра, сапоги, диван.
6. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце слова, в третий — в середине.
Логопед ребенку выдает набор предметных картинок. Например: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки. Логопед называет слово, ребенок у себя на столе находит нужную предметную картинку и выкладывает ее в соответствии с тем, где находится заданный звук, например: звук [с], в первый, во второй или третий ряд.
7. Игра «Найди общий звук». Процедура. Логопед называет слова и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.
Речевой материал: слова например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес.
Инструкция: Слушайте внимательно слова. Какой звук есть в каждом слове? Где он стоит: в начале, середине или конце слова?
3 этап - Определение количества, последовательности и места звука в слове.
Задачи:
- Определение последовательности и количества звуков в слове;
- Определение места звука в слове по отношению к другим звукам;
- Определение звука в слове (в начале, средине, конце);
Примерные игры и упражнения:
1. Упражнение «Работа со звуковой линейкой»
Процедура. Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.
Речевой материал: телефон, кукла, карандаш, снеговик.
Инструкция: рассмотри предметную картинку. Назови последовательно звуки в слове. Покажи их на звуковой линейке. Сколько звуков в слове?
Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и составить его графическую схему.
2. «Схема-слово»
Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса).
3. Подобрать слова к предложенным графическим схемам.
4. Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.
5. Придумать слово с заданным количеством звуков.
6. Игра «Новоселье».
Процедура. Перед детьми предметные картинки с изображениями животных и птиц. Логопед говорит, что у животных и птиц — новоселье и предлагает детям расселить их. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже: в соответствии с количеством звуков, которые составляют его название. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют количество звуков в слове и место картинки в доме.
Предметные картинки: кот, рак, лось, гусь, волк, слон, лиса, коза, овца, зебра, цапля, белка, курица, кролик, журавль.
Инструкция: рассмотрите картинки. Произнесите название и определите количество звуков. В соответствии с количеством звуков, расселите птиц и животных по этажам.
Распределить картинки по количеству звуков в слове: в один ряд те, в названии которых три звука, в другой — четыре, в третий — пять.
Инструкция: рассмотри предметные картинки, посчитай сколько в словах звуков, распредели картинки в три столбика (кот, нос, рука, каша, палец, нога, стол, крот, лодка, молот, ухо)
7. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.
Инструкция: внимательно слушай слова, посчитай сколько звуков в слове и покажи мне карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков.
Речевой материал: пух, мох, утро, мороз, папка, собака, ложка, таз, молоко, рука, ракета, колос, поле, корона, лапа.
8 Игра «Угадай-ка».
Процедура. Логопед предлагает детям прослушать слова. Определить звук, который стоит в начале (конце) слова. Составить из них слово.
а) Речевой материал: сок, осы, носок — сон; ключ, обруч, топор — кот .
Инструкция: Угадай, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.
б) Речевой материал: автобус, пальто, дом — сом; кенгуру, самолет, носок, игла — утка.
Инструкция: Угадай, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.
Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.
При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.
При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала (на примере звука С).
1. Слоги структуры типа СГ (согласный — гласный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д.
2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д.
3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, сыпать, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д.
4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.
5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.
6. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.
7. Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.
8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.
9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д.
10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д.
Формирование навыка синтеза звуков в слоги и слова.
Задачи:
- Составление слова из последовательно данных звуков, слогов;
- Составление слова из звуков (слогов), данных в разбивку.
Примерные игры и упражнения:
1. Игра «Собери слово».
Процедура. Логопед предлагает ребенку составить слово из данных звуков (слогов), звуки произносятся медленно.
Условия формирования фонематического синтеза могут иметь разную сложность. Легкие - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные – когда паузы между звуками продолжительные или звуки перемежаются индиферентными словами, например, «сначала [с],потом [о], потом [к].
Речевой материал: м,а,к; ш,а,п,к,а; п,а,р,т,а; ш,к,о,л,а.
Инструкция: я буду называть тебе звуки, ты их должен вместе составить и произнести слово.
2. Игра «Наборщик».
Процедура. Логопед предлагает слово, а ребенок должен составить как можно больше новых слов.
Речевой материал: например, слово «забор», можно составить: раб, бар, роза, бор.
Инструкция: Из слова составь как можно больше новых слов.
3. Игра «Рассыпанное слово». Логопед называет звуки, а ребенок должен составить из них знакомое слово (аналогично 1 игре).
4.Игра «Живые звуки».
Процедура. Логопед назначает детей на роли «живых звуков». Каждому из них он называет не целое слово, а только его звук. Затем «живые звуки» становятся один за другим, логопед читает текст шарады, а дети пытаются отгадать слово. При затруднениях водящие могут подсказывать «свои» звуки.
Речевой материал:
Я – дерево в родной стране.
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду. (СОСНА-НАСОС).
Начало деревом зовется.
Конец читатели мои
А в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они. (Бук-ВЫ)
Я глубока и полноводна.
И вся страна гордится мной.
А И ты впереди прибавишь-
И стану птицей я лесной! (И-ВОЛГА)
Инструкция: слушайте внимательно и выйдите те звуки, которые составляют отгадку.
Формирование фонематических представлений.
Задачи:
- Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звук.
- Подбор слов с заданным звуком.
- Нахождение картинок, в названии которых заданное количество звуков.
- Подбор слов с заданным количеством звуков.
Примерные игры и упражнения:
1. Игра «Чудесный художник». Процедура. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова.
Речевой материал: Звуки [р,л, с,ж,ц,ш].
Инструкция: нарисуйте предмет на звук [р].
2. Игра «Кто в домике живет?». Процедура. Взрослый помещает на доску 2-3 кармашка - домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками) с изображением животных. Дети должны расселить животных по домикам. :
Речевой материал: Примерные картинки: корова, коза, заяц, кот, крокодил.
Инструкция: Рассели животных по домикам: в первом домике могут жить животные, в названии которых есть звук [к], во втором – те, у кого в названии есть звук [з].
3. Игра «Магазин». Процедура. Логопед раздает каждому ребенку по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой, объясняет правила игры: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. На свои деньги каждый из вас может купить в магазине шесть разных предметов.
Предметные картинки: сумка, торт, санки, самосвал, солдатик, куртка, фартук, паровоз.
Инструкция: у вас есть деньги в виде звуков. На свой звук вы может купить тот предмет, в названии которого этот звук есть. На деньги «С» можно купить те предметы, в названиях которых есть звук [с], на деньги «Р» — вещи со звуком [р]. выигрывает тот, кто быстрее и правильно израсходует свои деньги- карточки.
4. Игра «Кто больше». Дети подбирают слова на заданный звук (повторы недопустимы).
5. Игра «Зоркий глаз». Логопед просит ребенка (детей) найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых заданный звук находит в начале (середине или конце слова).
6. Игра «Бусы». Логопед дает ребенку бусинки и нитку, а ребенок должен нанизывая бусинку называть слово с заданным звуком.
7. Игра «Умные часы». Логопед показывает ребенку часы, на которых вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Ведущий устанавливает одну стрелку напротив картинки, а ребенок должен найти ей пару: установить стрелку напротив другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков. Например: стол-шкаф, мак – сыр, снег-пояс, труба-комар, конфета – чемодан.
8. Игра «Кубик». На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из числа звуков, равных количеству точек, выпавших на грани кубика.
Таким образом, задания, направленные на развитие фонематических включают в себя мыслительные операции, т.к. представление – это мысленное представление образа звука относительно других звуков в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...
Система формирования фонематических процессов у детей с ОНР в логопедичекой группе.
В презентации представлена система формирования фонематических процессов у детей с ОНР ( средней,старшей,подготовительной группы)...
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
Памятка №1 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией
Представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям, имеющим детей со стёртой дизартрией, и даны методические рекомендации при выполнении артикуляционных упражнений....
Памятка № 2 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией
Даны рекомендации для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией, по автоматизации.звуков....
Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией
В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией....
система игр для развития фонематических функций у детей
В данной презентации представлена система игр на развитие различных фонематических функций ребенка....