«Причины и типы отклонений в поведении учащихся».
материал на тему

Степовая Татьяна Александровна

           Формирование личности – сложный многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального  становления человека, определяющийся внутренними и внешними  естественными и общественными условиями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_otkloneniya_povedeniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Причины и типы отклонений

в поведении учащихся».

Поскольку биологические и социальные факторы играют огромную роль в развитии ребенка, можно предположить,  Что в развитии аномальных детей эти факторы приобретают еще большее значение. Ведь первопричиной нарушенного развития является именно органический (биологический) дефект, а условия социальной  среды могут или сгладить, компенсировать последствия биологического «сбоя». Или же, напротив, усилить его отрицательные последствия.

           Формирование личности – сложный многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального  становления человека, определяющийся внутренними и внешними  естественными и общественными условиями.  

   Вкратце про биологические факторы: развитие человека, как и всех живых организмов, связано, прежде всего, с фактором наследственности. Одним из коренных  свойств в организме также является изменчивость  наследственных структур.

       Социальные Факторы. Основная цель системы образования для детей с нарушением интеллекта – максимально возможная социализация. При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей,  Позволяющих  ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

       Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального образования детей с отклонениями в развитии - полное интегрирование  в обществе. Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка  в общую систему  социальных отношений и взаимодействий.

     Социальная адаптация – сложный многогранный процесс, позволяющий личности активно включиться в различные структурные элементы социальной среды, приспособиться к природному окружению, что требует от человека разнообразных знаний и умений, определенного жизненного опыта. Для умственно отсталых школьников, как минимум, процесс их включения в трудовую и социальную деятельность, т.е. способа деятельности личности и ее общения с окружающим, в процессе чего воспитываются привычки, установки, определяются нормы взаимодействия в семье, с родственниками, соседями, развивать умения организовать бытовой труд, свободное время, направить его на поддержание здоровья, удовлетворения духовных запросов.

   Несмотря на усилия разнообразных структур, где основным  звеном  является  образовательное учреждение, в обществе все больше детей с отклонениями в поведении, дизадаптированных подростков, в том числе умственно-отсталых.

      Наиболее часто социальная дизадаптация в детско-подростковом возрасте проявляется в виде дизадаптации школьной, т.е. невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением  в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциалной средой, в которой он существует. Признаками школьной дизадаптация являются: отказ отвечать у доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки, нарушение поведения с озорством, драками, срывом уроков,  побегами, жестокостью, грубостью по отношению к окружающим, воровством, употреблением алкоголя и наркотических веществ, ранними сексуальными связями, изоляции, конфликтов с одноклассниками, родителями, педагогами, отказ от посещения школы, бродяжничеством, попрошайничеством, и наконец, в полной невозможности пребывания в стенах  школы.

      В настоящее время, исходя из  анализа  ситуации, в нашей школе 8,6%  дизадаптированных учащихся средней и тяжелой формы.  

   Социальная дизадаптация подростка представляет собой сложное вторичное социально-личностное явление, результат нарушенного взаимодействия  личности школьника и среды.  Под средой понимается особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностных характеристик учителей и администрации. Психологических факторов учебного процесса, взаимоотношений в семье. Состояние психического здоровья родителей школьника, взаимоотношений в среде сверстников, уровень умственной отсталости и психического состояния самого школьника и т.д.  эти факторы могут создавать предпосылки для возникновения социальной дизадаптации, в происхождении которой участвуют, как правило, комплекс факторов:

                              1.Школьный фактор;

                              2 Семейный фактор;

                              3 Средовой фактор;

                              4 социальный;

                               5 соматический;

                               6 психический;

                               7 возрастной;

                               8 коррекционно-профилактический.

В нашем случае  одну из ведущих ролей играет семейный фактор.

Дизадаптированные   подростки  нашей школы живут:

                                 28% в семьях опекунов;

                                 21%  в детском доме;

                                 35% в неполных семьях;

                                 14%  в полных семьях  с неродным отцом;

                           у   28% детей  судимые родственники;

                           у    35% детей  родители лишены родительских прав на почве алкоголизма.

Семьи подростков с отклонениями в поведении чаще всего неблагополучные;

                                  35% семей, где дезадаптированные дети  отличаются крайней бедностью. Психопатоподобные расстройства у подростков с резидуально-органическим поражением коры головного мозга создают предпосылки для социальной дизадаптации  с криминальными тенденциями.

      Мы говорили о самом крайнем случае отклонений в поведении, чаще встречающихся в подростковом возрасте.

Для младшего школьного возраста характерны другие типичные нарушения поведения: всем знакомое гиперактивное поведение, демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное.

          Коротко об этих типах: гиперактивное - ребенок отличается повышенной потребностью в движении, неконтролируемое двигательное беспокойство, расторможенность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность, с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, на вопросы отвечает не задумываясь, не дослушав до конца, часто переходит от одного незавершенного действия к другому, вмешивается в занятия других детей.

          Демонстративное поведение – при демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм и правил поведения.

Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым. Один из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние, другой вариант - капризы - плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание,  «взять верх» над взрослыми.

           Протестное поведение - формы протестного поведения - негативизм, строптивость, упрямство. Негативизм - такое поведение ребенка. Когда он не хочет что-нибудь только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия,  а на само предложение, которое исходит от взрослых. Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость.  

          Упрямство - такая  реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он   это потребовал…

Мотивом упрямства  является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.   С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма протестного поведения, как строптивость.  Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязывания ребенку образа жизни.

   Агрессивное поведение. Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение.  Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения», причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страх, подавленность). Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения  значимой для него цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. Агрессивное поведение может быть непосредственным, т. е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения.

 Инфантильное поведение. Об инфантильном поведении говорят в том случае, Когда у ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту.  Инфантильное поведение как черта личности, если не оказывать ребенку своевременную помощь. Может привести к нежелательным социальным последствиям.

  Конформное поведение. Конформное поведение во многом обусловлено неправильным  авторитарным  или гиперопекающим стилем воспитания. Дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности. Инициативы, навыков творчества приобретают некоторые негативные личностные особенности: им присуща тенденция менять самооценку и ценностные ориентации, свои интересы и мотивы под влиянием другого, значимого для них человека или группы, в которую они включены.

                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выявление причин отклонений в поведении учащихся". Обобщение опыта работы социального педагога.

Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитате...

Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "

По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике...

Неадекватное поведение учащихся, причины и пути преодоления в образовательном процессе.

Неадекватное поведение учащихся, причины и пути преодоления в образовательном процессе....

Родительское собрание "Причины отклонений в поведении ребенка"

Анализ  педагогических ситуаций об отклонениях в поведении подростков...

Причины плохого поведения учащихся. Стратегии и техники в работе педагога с данной категорией учащихся.

Обучающийся может отвлекать внимание учителя и класса разными способами, например: • стучать карандашом, вертеться и разговаривать; • входить в класс, когда урок начался; • вызывающе выглядеть; • ...

Методическая разработка «Технология взаимодействия субъектов СПб ГБПОУ «Академии ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» по профилактике отклонений в поведении учащихся

Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в р...