Причины плохого поведения учащихся. Стратегии и техники в работе педагога с данной категорией учащихся.
консультация

Бахтина Софья Эдуардовна
Обучающийся может отвлекать внимание учителя и класса разными способами, например: • стучать карандашом, вертеться и разговаривать; • входить в класс, когда урок начался; • вызывающе выглядеть; • комментировать действия учителя и одноклассников, задавать учителю вопросы не по теме урока; • выполнять действия, которые требует учитель, медленно, с неохотой, демонстративно. В чем причина Причины такого поведения могут быть разные: • родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо; • дети не знают, как привлечь внимание в приемлемой форме; • дети испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Обычная реакция, которую вызывает такое поведение обучающегося, – сделать словесное замечание, выговор, пригрозить. В таком случае ребенок может прекратить свое действие, но на короткое время. Как исправить ситуацию Чтобы добиться устойчивого эффекта и предотвратить подобные ситуации в будущем, поведение учителя должно строиться на стратегиях и техниках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины плохого поведения учащихся. Стратегии и техники в работе педагога  с данной категорией учащихся.

1. Привлечение внимания

Обучающийся может отвлекать внимание учителя и класса разными способами, например:

  • стучать карандашом, вертеться и разговаривать;
  • входить в класс, когда урок начался;
  • вызывающе выглядеть;
  • комментировать действия учителя и одноклассников, задавать учителю вопросы не по теме урока;
  • выполнять действия, которые требует учитель, медленно, с неохотой, демонстративно.

В чем причина

Причины такого поведения могут быть разные:

  • родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо;
  • дети не знают, как привлечь внимание в приемлемой форме;
  • дети испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».

Обычная реакция, которую вызывает такое поведение обучающегося, – сделать словесное замечание, выговор, пригрозить. В таком случае ребенок может прекратить свое действие, но на короткое время.

Как исправить ситуацию

Чтобы добиться устойчивого эффекта и предотвратить подобные ситуации в будущем, поведение учителя должно строиться на стратегиях и техниках:

Какую стратегию выбрать

Какие техники использовать

1. Минимизировать внимание

  • игнорируйте поведение обучающегося;
  • установите с ним зрительный контакт – твердо и прямо посмотрите в глаза несколько секунд, взгляд станет для ребенка сигналом, что он ведет себя неправильно;
  • встаньте возле обучающегося и ничего не говорите ему и не смотрите на него;
  • чаще называйте имя ученика, когда даете задание классу;
  • напишите записку с вежливой просьбой прекратить неправильное поведение и положите ее перед обучающимся

 

2. Разрешить поведение

разрешите действия обучающегося, но только в заранее оговоренных рамках: не хочешь сидеть, постой, хочешь говорить плохие слова – говори, но только в течение указанного отрезка времени и т. д.

3. Вести себя неожиданно

  • пошутите – смех разрядит ситуацию;
  • смените тон, громкость, темп речи;
  • остановите на время ход урока со словами: «Скажите мне, когда вы будете готовы продолжить»

4. Отвлечь внимание ученика

  • задавайте вопросы, спросите мнение учеников по поводу, который не связан с поведением обучающегося или темой урока;
  • попросите ученика высказать свое мнение у доски;
  • попросите о помощи – собрать тетради, принести журнал, мел и т. д.;
  • измените вид деятельности учащихся, дайте другое задание

5. Поощрить

  • благодарите дисциплинированных и активных учеников, подкрепляйте желаемое поведение;
  • похвалите привлекающего внимание ученика за активность, оригинальный взгляд, смелость в выражении мнения, содержательную работу на уроке

2. Роль лидера

Когда у обучающегося есть желание завоевать роль лидера и доказать, что у него есть превосходство или власть над окружающими, он может:

  • задевать учителя, бросать ему вызов;
  • обесценивать, негативно комментировать мнения и ответы других учеников;
  • делать все очень медленно, не обращать внимания на напоминания о времени; сдавать незаконченные работы;
  • шуметь, когда остальные работают;
  • бормотать ругательства, когда его о чем-то просят, жевать на уроке жвачку, играть в электронные игры, слушать музыку, переписываться в социальных сетях;
  • не считаться с требованиями учителя или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой.

Такому обучающемуся нужны свидетели, поэтому поведение может напоминать случай, когда ребенок просто хочет привлечь внимание. Однако, когда обучающийся хочет показать свое превосходство, его поведение сопровождают вспышки эмоций, негодование, конфронтация, нагнетание напряжения.

В чем причина

Причинами нарушения дисциплины в таком случае могут быть:

  • изменение социальных установок и ценностей в связи с переходным возрастом или сложной жизненной ситуацией;
  • неправильное воспитание, которое придает ценность исключительно лидерской позиции;
  • следование моде на «сильную личность», которая добивается всего силой, а не конструктивным взаимодействием.

Как исправить ситуацию

Какую стратегию выбрать

Какие техники использовать

1. Уйти от обсуждения

  • признайте силу ученика, согласитесь с ним, похвалите личные качества;
  • уберите зрителей – например, перенесите обсуждение вопроса, назначьте специальное время для обсуждения;
  • озадачьте обучающегося – задайте вопрос не по теме

2. Удалить обучающегося

удалите в пределах классной комнаты или в другой класс. Можно направить в кабинет администрации. Главное, чтобы обучающийся не остался один – он должен быть под присмотром;

четко назовите причину удаления, например, такое поведение не дает учителю работать, а другим ученикам – воспринимать материал

3. Наказать

важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены именно в образовательной организации, а не дома. Санкции должны быть адекватны проступку и логически связаны с нарушением, например:

  • если сломал, то почини,
  • намусорил – убери,
  • испачкал – вымой,
  • оскорбил – извинись

4. Дать возможности для реального лидерства

  • предложите возглавить одну из групп в выполнении задания по группам;
  • попросите принять участие в мероприятии от имени всего класса;
  • предложите помочь другим обучающимся в любой деятельности, где этот ученик может оказать реальную помощь

3. Месть

Некоторые обучающиеся могут вредить в ответ на обиду. По формам проявления месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения в этом случае глубже. Если властолюбец просто испытывает педагога, то мститель изживает внутреннюю рану, которую ему нанесли до этого. Такие обучающиеся выбирают то, что особенно впечатлит человека, и то, что однозначно вызовет у него негативные переживания.

Пример поведения обучающегося «из мести»

В чем причина

Основная причина в таком случае – сильная обида обучающегося, от которой он пытается избавиться через агрессию. Это может происходить, например, потому, что родители не принимают ребенка таким, какой он есть, критикуют, переделывают или открыто отвергают его, попрекают. Ребенок не может выразить свои негативные чувства адекватным образом, поскольку испытывает противоречивые чувства. Поэтому он сдерживает эмоции, а потом выплескивает ответную агрессию. Модель агрессивного поведения давно вошла в моду – такой пример подают герои фильмов, мультфильмов, комиксов. Поэтому агрессивное поведение для ребенка, который не знает, как иначе выразить свои чувства, – способ избавиться от боли и быть как все.

Как исправить ситуацию

Какую стратегию выбрать

Какие техники использовать

1. Заботиться

Проявите заботу об ученике:

  • поинтересуйтесь его мнением, спросите о настроении, событиях;
  • подайте ручку, дайте листок, одолжите свой учебник;
  • закройте или откройте окно, если видно, что ребенку некомфортно;
  • спросите, как ребенок себя чувствует, не нужна ли ему помощь

2. Хвалить

Хвалите такого ребенка за мелочи и любое старание, его личные качества, говорите приятные слова

3. Не замечать неудач

Не ругайте, если что-то не получилось у обучающегося. Подскажите, как можно исправить работу или улучшить ее качество

4. Поощрять к разговору

Проведите беседу с обучающимся. Скажите, что беспокоитесь о ваших деловых отношениях и состоянии ребенка. Лучше сделать это наедине, чтобы ребенок смог высказать, что его тревожит на самом деле. Если обучающийся выскажется, то ему будет легче понять, что его поведение неправильно

4. Избегание неудачи

Обучающиеся могут быть настолько неуверенны в себе, что стараются не делать вообще ничего, чтобы не иметь негативный результат. В таком случае человеку проще отказаться от цели, чем рискнуть не достичь ее и оказаться в ситуации провала. Они «заболевают» в день контрольных, уходят под надуманным предлогом с урока, на котором могут получить плохие отметки.

В чем причина

Причины кроются во взаимоотношениях между обучающимися и их родителями, учителями:

  • семья придает ведущее значение отметкам и отсутствию ошибок;
  • родители или учителя не считаются с интересами ребенка, имеют необоснованные ожидания;
  • родители или педагоги проявляют жестокую, оскорбительную реакцию на неудачи ребенка, приравнивают обучающегося к его плохому результату;
  • учителя – перфекционисты и ожидают идеального поведения и успехов от обучающихся;
  • родители или учителя все время сравнивают обучающегося с другими детьми, которые ведут себя лучше, больше успевают.

Как исправить ситуацию

Какую стратегию выбрать

Какие техники использовать

1. Подойти индивидуально

  • используйте разный материал в зависимости от способностей обучающихся;
  • введите дополнительные методы обучения, найдите подход к обучению каждого обучающегося в классе;
  • используйте разноуровневые задания – уровень сложности выбирает обучающийся;
  • дайте возможность получить высокую оценку и признание за реальную работу

2. Настроить позитивно

научите ребенка воспринимать себя и свою деятельность позитивно. Попросите обучающихся:

  • нарисовать плакаты с их девизами;
  • поиграть в «плюсы» и «минусы» – обучающиеся поочередно находят два «плюса» на каждый «минус» другого ученика;
  • составить альбомы достижений;
  • написать рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем.

Расскажите о том, какие достоинства и сильные стороны видите в ученике

3. Анализировать ошибки

  • рассказывайте детям, что ошибки – нормальное и нужное явление. Приведите примеры, когда они помогли развиться человеку;
  • обсудите спокойно с обучающимся причины неудач, а не его личные качества, скажите, что каждый результат важен

4. Формировать веру в успех

  • подчеркивайте любые улучшения в поведении обучающегося;
  • выражайте детям благодарность за любой вклад в общую деятельность;
  • говорите обучающимся об их сильных сторонах;
  • признайте трудность обучающих заданий

5. Переживание школьной скуки

Если учебная ситуация кажется обучающемуся бессмысленной и скучной, то он не может конструктивно участвовать в ней. Тогда ребенок самостоятельно находит себе деятельность, что приводит к нарушению дисциплины. Потому что посторонняя деятельность на уроке, которая связана с игрой и баловством, является самой доступной и естественной для ребенка.

В чем причина

Причины состоят в несоответствии образовательных условий индивидуальным особенностям обучающегося, например:

  • педагогическая запущенность или нарушения познавательного развития, темпа деятельности, которые не дают обучающемуся содержательно участвовать в уроке;
  • несоответствие скорости и интенсивности учебного процесса темпераментным особенностям обучающегося, что вызывает утомление и агрессию;
  • отсутствие возможности высказать личное мнение – особенно важно в подростковом и юношеском возрасте;
  • неразвитая ценностно-мотивационная система, слабость познавательных и учебных мотивов у обучающегося;
  • педагогические ошибки в организации урока.

Как исправить ситуацию

Какую стратегию выбрать

Какие техники использовать

1. Обеспечить индивидуальный подход

  • предложите задания разного уровня сложности и разного типа – дополни, проверь, перескажи, срисуй, исправь, сделай, напиши, повтори, скопируй;
  • оценивайте не только результат, но и динамику слабоуспевающего ученика;
  • смените темп урока

2. Использовать мнение обучающегося

  • проведите экспресс-опрос мнения каждого ученика об изучаемом;
  • используйте дискуссионные формы работы и выслушивайте мнение учеников;
  • предлагайте сравнивать точки зрения;
  • просите учеников найти пересечения изучаемого материала и современной жизни

3. Добиться четкой структуры урока

  • коротко проговаривайте цель каждого этапа урока;
  • обобщайте результаты каждого этапа урока;
  • попросите обучающихся сформулировать основные идеи урока в трех предложениях;
  • соблюдайте временной регламент

 

4. Повысить эмоциональную насыщенность урока

  • каждый урок начинайте по-новому, ставьте перед обучающимися исследовательские вопросы;
  • чередуйте разные виды деятельности – опрос, дискуссия, изучение нового, самостоятельные пробы, проверка и т. д.;
  • чередуйте задания на восприятие, повторение, запоминание, воспроизведение, описание, анализ;
  • попросите обучающихся проверить результаты работы друг друга, например, по парам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация работы с разными категориями учащихся обучающихся в профессиональном лицее.

Чем я  могу  увлечь учащихся профессионального училища? Казалось бы главным образом красотой предмета радостью его познания.  Но радость познания возможна, если  есть само по...

О воспитании - причины плохого поведения

Данная презентация используется для родительского собрания (в принципе, можно на любой возраст учащихся) - о причинах плохого поведения ребенка, как ему помочь и что делать...

Родительское собрание "Причины, которые приводят к плохому поведению детей"

Для того чтобы научиться поддерживать ребёнка, родителям, возможно, придётся изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Поддерживать ребёнка-значит верить в него....

Доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАЩИХСЯ»

Работа со слабоуспевающими детьми и с одаренными, формы организации занятий...

Применение психолого – педагогических, в том числе инклюзивных технологий, необходимых для адресной работы с различными категориями учащихся

В профессиональном стандарте педагога указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными ...

Адресная работа с различными категориями учащихся

В статье представлен опыт работы учителя с разными категориями учащихс: работа с одаренными детьми;работа с детьми из опекунских и приемных семей; с детьми из семей, попавших в трудные жизненные ...