Неадекватное поведение учащихся, причины и пути преодоления в образовательном процессе.
статья по теме

Бережная Галина Геннадьевна

Неадекватное поведение учащихся, причины и пути преодоления в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berezhnaya_g.g.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Неадекватное поведение учащихся, причины и пути преодоления в образовательном процессе.

                                                                  Подготовила: Бережная Г.Г.,

учитель русского языка и литературы

Наблюдая за поведением детей в школе, довольно часто можно услышать оскорбления, обидные прозвища, ссоры. Старшие школьники преследуют младших, физически крепкие дети, издеваются над слабыми и беззащитными. Мальчики дерутся между собой и комментируют физическое развитие девочек. Девочки распространяют слухи, манерничают, высмеивают во время урока, манипулируют кругом подруг. Дети, которые имеют лишний вес, очки, зубные скобы, страдают от обидных кличек и оскорблений. Вымогательство и присвоение чужих вещей являются частью школьной повседневности. Учителя, родители, администрация школ задаются вопросом, каким образом, возможно снизить агрессивные проявления у школьников и подобрать адекватные административные и психолого-педагогические меры, позволяющие эффективно регулировать спорные и конфликтные ситуации. Задача эта непростая, вследствие того, что школа является зеркальным отражением общества, а общество буквально заражено насилием. Одной из трудно разрешимых проблем для педагогического персонала образовательных учреждений является проблема воспитания у детей миролюбия, гуманного отношения к себе и людям, стремление не создавать конфликтные ситуаций или умение избегать их.

Отсутствие любви в семейной жизни ребенка, отсутствие дружественных связей в среде сверстников, холодное пренебрежение со стороны взрослых в целом - все это создает невыносимые условия жизни маленького человека. То, что мы называем отклонениями в поведении, есть продукт поломанных социальных отношений с миром. В данном случае отклоняющееся поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались. Анализируя поведение такого плана, можно явственно обнаружить «крик о помощи»: ребенок своим поведением привлекает наше внимание, он искусственно фокусирует на себе нашу активность, чтобы быть в центре отношений, он заявляет о существовании своего отдельного «Я», не признаваемого окружающими. В связи с этим следует заметить, что в целом, термины «трудный», «девиантный», направленные в адрес такого ребенка, не соответствуют современным требованиям гуманизации образования и не раскрывают всей сущности проблемы. Исходя из понимания проблемы поведения как осложненного множеством факторов, более точным будет определение «осложненное поведение». Именно феномен осложненного поведения должен стать объектом педагогического внимания, чтобы понять, в первую очередь, что именно порождает такое поведение ребенка. Не зная о причинах, а иногда и не желая их узнавать, всю вину педагоги перекладывают на ребенка, и с него требуют того, чего он не в состоянии выполнить, т.к. «не знает», «не может», «не слышал», «не видел», «не научили», «не показали», «не приучили». Осложненное поведение рождается не только как итоговый результат истории жизни ребенка или его воспитания, оно в ситуативном проявлении присуще детям в сложных драматических ситуациях, когда дети не способны разрешить их. А так как у детей маленький жизненный опыт, то осложненное поведение отличает почти всех детей при определенных обстоятельствах. Постоянство факторов негативного влияния на человека создает постоянство состояния и соответствующее привычное поведение.

При работе с подростками отклоняющегося поведения важно учитывать также свойства личности: у одних они выражены в меру, у других некоторые из свойств значительно обострены, усилены, что психически предрасполагает последних к проявлению отклоняющегося от нормы поведения.

Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения. Развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того, чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью и конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными способами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

Успешности учебной деятельности - неуспешность детей и подростков в учебной деятельности была и остается в числе существенных предпосылок для развития девиации. Естественно, что неуспевающий ученик, работая медленно и не всегда верно, получает больше замечаний, отрицательных оценок и наказаний, и его постоянными спутника становятся тревожность, ориентация на неуспех. Нередко одноклассники начинают негативно оценивать не только учебные успехи ребенка, но даже его характер и внешний вид, в классе постепенно формируется пренебрежительное отношение к нему, школьные проблемы получают негативный резонанс в семье. На фоне трудностей в обучении, испытываемых неуспешными в учебной деятельности детьми, возникают вторичные поведенческие и личностные отклонения. Постоянные негативные переживания, заниженная самооценка, чувство страха и напряжение парализуют познавательную активность учащегося, приводят к агрессии, направленной на окружающих и на самого себя, или к депрессивным расстройствам: снижению общего настроения, замкнутости и апатии. Сферу самоутверждения ребенок начинает искать вне школы и дома, в асоциальной среде, а иногда в так называемом детском бизнесе. Так формируется замкнутый круг неуспехов, отрицательного отношения к себе и окружающим, приводящий к неврозам, нарушениям поведения и даже попыткам суицида. Если такая ситуация сохраняется длительное время, это может способствовать искаженному формированию личности - делинквентности.

Первоочередным условием предупреждения отклоняющегося поведения должно стать решение проблем школьной неуспешности, приводящих к различным формам социальной дезадаптации. Для этого, с одной стороны, необходима большая работа над содержанием учебных программ, вариативных форм обучения для того, чтобы обеспечить каждому ученику возможность реализовать свои потенциальные возможности и индивидуальные особенности. С другой стороны нужно найти подход к каждому ребенку, каким бы «проблемным» он ни казался.

Учитывая особенности современного общественного процесса, негативные последствия, которые наносят вред формированию мировоззренческих позиций подрастающего поколения, считаю необходимым на уроках формировать квалифицированного читателя, читателя с живой восприимчивой душой, умеющего сопереживать литературным героям, читателя, способного соотносить собственные нравственные ценности с нравственными ценностями книги; на примере классики формировать свой внутренний мир.

Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, необычное по замыслу, организации и методике проведения.

В каждой крупной теме стремлюсь создать нетрадиционный урок, который бы не только обогащал знания учащихся, развивал и активизировал их мыслительно-познавательную деятельность, но и развивал их творческие способности, обогащал их души.

Уверенна, педагогический процесс никогда не бывает застывшим, он как живой организм растет, мужает, рождает новое, что позволяет привлечь каждого ребенка принимать активное участие в процессе обучения: будь то урок, беседа, классный час или перемена.

Урок-суд по пьесе А.Н. Островского «Гроза» «Кто виноват в смерти Катерины?»(Приложение 1.) дает возможность мотивировать творческую деятельность каждого участника, позволяет разнообразить обычный урок и при этом идет взаимообогащение духовными ценностями в плане совместной деятельности и обсуждения мотивов действий героев пьесы. Опыт проведения таких уроков помогает воспитанию свободных творческих людей, не боящихся вырабатывать и высказывать свое собственное мнение, понимающих, что знание должно пластично изменяться, а не оставаться непреложной догмой. Может, тогда появятся люди, способные строить, а не разрушать, совместно работать, а не подвергать осмеянию тех, кто имеет свое мнение?

Литературное произведение не только «богатейший источник культуроведческой информации», оно выступает как «носитель и источник объективной информации о мире, зеркало жизни и культуры народа»[3].

Список литературы:

1.Профилактика агрессии и насилия в школе. Гребенкин Е.В. Новосибирск 2008 г.

2. Золотая книга этикета (Автор-сост. В.Ф. Андреев) Второе издание, исправленное и дополненное. – М.: Вече, 2005.-400с.

3. Эстетика словесного творчества. Бахтин М.М. –М., 1986.-С.414.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение навыка чтения у учащихся начальных классов, их причины и пути преодоления

В данном докладе раскрывается проблема нарушения навыка чтения у учащихся начальных классов. В последнии годы наметилось увеличения обучающихся с нарушениями навыка чтения в 5-6 раз....

Самостоятельная работа-как один из путей достижения качества образовательного процесса

Основой образовательного процесса в области иностранных языков является самостоятельная учебная деятельность учащихся,которая обеспечивает реализацию личного творческого потенциала учащегося, накоплен...

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике...

Обеспечение деятельностного подхода к организации и коррекции нарушений развития и поведения детей как один из путей совершенствования качества образовательного процесса

Обеспечение деятельностного подхода к организации и коррекции нарушений развития и поведения детей как один из путей совершенствования качества образовательного процесса...

Девиантное поведение учащихся причины признаки организация работы по его профилактике

Девиантное поведение учащихся причины признаки организация работы по его профилактике...

«Причины и пути преодоления неуспеваемости школьника»

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь.              К.Д.Ушинский Цель: выявить о...